Разрушение культурных традиций 

В наше время оргáнную музыку можно услышать в американских реформистских синагогах, в некоторых синагогах Великобритании, а также в отдаленных еврейских общинах Аргентины и Кюрасао. Однако, синагогальная органная музыка - это часть традиции, глубоко укоренившейся в немецко-еврейской культуре XIX-XX века. То, что сегодня этот пласт музыкальной культуры практически забыт, объясняется спорным отношением к исполнению органной музыки в иудаизме. Синагогальный оргáн - довольно редкое явление, которое одинаково удивляет и евреев, и неевреев. И все же, немецко-еврейская музыкальная традиция заслуживает того, чтобы о ней помнили, особенно в свете ее жесточайшего искоренения в годы Третьего Рейха. Действительно, эта музыкальная культура ясно показывает влияние Холокоста на музыку как форма "культороцида".

Репертуар синагогальных органистов

С появлением органа в реформистских синагогах в начале XIX века развилось новое направление в еврейской музыке. Евреи-традиционалисты, которые усматривали в использовании органа во время синагогальной службы признаки "христианизации", вели яростные споры. Возникали  бесконечные дебаты и вокруг такого галахического вопроса - можно ли играть на органе по субботам и праздникам, и если да, то может ли органистом быть еврейский музыкант? Полемические споры велись и в общинах, и на раввинских конференциях.

После реформистского синода, который состоялся в Лейпциге в 1869 году, в большинстве германских синагог были установлены органы. Со временем это новшество распространилось и на другие страны и континенты, достигнув своего пика на рубеже веков. После того, как было принято официальное решение о допустимости органной музыки в синагогах, область применения этого музыкального инструмента все расширялась. Первое время органист обычно исполнял сольные партии между канторскими соло и аккомпанировал во время песнопений. Органные интерлюдии создавали необходимое настроение у участников службы и заполняли молчаливые молитвенные паузы. На протяжении последних десятилетий XIX века композиторы создавали определенный стиль синагогальной органной музыки, который был основан на еврейской литургической тематике. В начале XX столетия репертуар синагогального органиста представлял сплав западной классической музыки, литургических, паралитургических и народных мелодий и равно подходил как для религиозных служб, так и для светских концертов.

Органная музыка и Идишер Культурбунд

В годы нацистского режима синагогальная органная музыка могла быть с легкостью уничтожена. Свое развитие она продолжила благодаря деятельности Еврейской культурной ассоциации Идишер Культурбунд (нем. Jüdischer Kulturbund) - разрешенной нацистами организации, которая объединила  и поддерживала немецких деятелей культуры еврейского происхождения с 1933 по 1941 годы. Политика культурного апартеида и сегрегации, которую проводили нацисты, привела к тому, что культурная деятельность немецких евреев попала в изоляцию и была недоступна для остальной части немецкого населения. Такое положение привело к росту "еврейского самосознания" и пробудило в зрителях и музыкантах Культурбунда жажду "еврейских переживаний". Как следствие, существенно обогатился музыкальный репертуар, в первую очередь за счет еврейской народной и литургической музыки, а также современных музыкальных произведений. В середине 30-х годов произошло существенное изменение синагогальной органной музыки.

Благодаря деятельности Идишер Культурбунд традиционная литургическая органная музыка вышла за пределы синагог и стала исполняться в концертных залах. Апогеем стали несколько синагогальных концертов, которые начинались и заканчивались органной музыкой. В ораториях некоторых еврейских композиторов появились сольные органные партии. Порой в таких концертах исполнялась не только еврейская музыка, но и произведения классического репертуара: прелюдии и токкаты Иоганна Себастьяна Баха и Дитриха Букстехуде, а также органные пьесы Георга Фридриха Генделя и Леона Боэльмана.

Казалось бы, Идишер Культурбунд был движущей силой для еврейской музыки, но на самом деле создание этой организации было хитроумным ходом национал-социалистов. Первое время еврейские музыканты Культурбунда могли формировать свой репертуар исходя из собственного вкуса и желания, но позднее нацистские цензоры существенно ограничили их выбор, запретив все иные произведения, кроме "немецких". В результате, органная музыка на еврейскую музыкальную тематику, а также произведения еврейских композиторов, могли исполняться только в синагогах и только еврейскими органистами. С этого времени подобная музыка стала доступна только евреям, а также людям, которые культурно идентифицировали себя с еврейским народом. Еврейская музыка, как и сами  немецкие евреи, оказалась в культурном вакууме. Еврейская органная музыка, в которой изначально элементы национальной музыкальной традиции гармонично сплетались с западными традициями, была окончательно оторвана от одного из своих корней - западной музыкальной среды.

На протяжении всего периода деятельности Культурбунда, который совпал с ранними годами нацистского режима, в Германии была запрещена публикация произведений еврейских композиторов. Кроме того, вскоре нацисты взяли под свой контроль различные музыкальные издательства, принадлежавшие евреям. Таким образом, с 1933 года практически полностью прекратились публикации произведений еврейского органного репертуара. Под запрет попали произведения еврейских композиторов, а также произведения, которые не соответствовали нацистскому определению "немецкой музыки". В результате, большая часть этого уникального музыкального наследия периода Холокоста не сохранилась для потомков.

Синагогальные музыканты в Третьем Рейхе

"Деевреизация" (нем. Entjudung) и разрушение еврейской культуры в Нацистской Германии было постепенным процессом, состоявшим из пяти последовательных этапов. Все началось в 1933-1935 годах, когда ряд видных еврейских художников и их сторонников подвергся публичному остракизму, клевете, бойкотированию и культурной изоляции со стороны нацистов. В 1935-1938 годах начался период правового разъединения и диссимиляции; затем последовал подрыв экономической стабильности немецких евреев, которых лишили работы и средств к существованию с помощью "бюрократических запретов". В период с 1939 по 1941 год  Идишер Культурбунд последовательно лишился всех своих привилегий. Наконец, с 1941 по 1945 годы нацисты воплощали в жизнь так называемое "окончательное решение" - план по полному уничтожению и истреблению еврейского народа.

Одной из целей нацистов была ликвидация еврейских музыкантов, в том числе органистов и создателей органной музыки. В 1933 году был издан Закон "О восстановлении профессионального чиновничества" (нем. Gesetz zur Wiederherstellung des Berufsbeamtentums), согласно которому все еврейские музыканты были уволены из государственных учреждений Германии. В 1935 году ситуация еще более усложнилась: с 27 августа генеральный секретарь Имперской палаты по делам культуры Ганс Хинкель запретил еврейским музыкантам (уже исключенным к тому времени из Имперской палаты по делам музыки) играть на органе в церквях, а музыкантам-христианам исполнять музыку в синагогах. Многие еврейские музыканты, которые имели средства и возможность, бежали из Третьего Рейха в эти ранние годы.

Другие меняли работу и становились синагогальными музыкантами. Они  осознавали, что в синагогах их родных городов, а также в предполагаемых странах эмиграции они смогут найти работу, потому что в этой узкой музыкальной области конкуренция была гораздо ниже, чем в светском музыкальном мире. Многие немецкие евреи научились играть на органе или начали сочинять синагогальную музыку еще до эмиграции. И все же, многие музыканты, даже члены Идишер Культурбунд, потеряли свои корни. Вырванные из привычной музыкальной среды, они вынуждены были бороться с безработицей, обустраиваться на новом месте, справляться с клеветой и чувством тревоги вместо того, чтобы посвящать себя музыке.

Несмотря на то, что часть еврейских музыкантов успела покинуть Третий Рейх до начала массовых депортаций, значительное количество не смогло этого сделать и попало в нацистские лагеря. Многие еврейские музыканты были депортированы и убиты, среди них Арно Надель (1878–1943) и Зигфрид Вюрцбургер (1877–1941). Ко времени последней депортации немецко-еврейская музыкальная культура была практически истреблена, еврейские органисты и композиторы были зверски уничтожены в концентрационных лагерях.

Исчезновение синагогального оргáна

Парадоксальный расцвет и развитие органной музыки с 1933 по 1938 годы был жестоко прерван уничтожением инструментов в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, во время так называемой "Хрустальной ночи" (нем. Kristallnacht). Само уничтожение было процессом, который начался с антисемитской пропаганды в области культуры, дискредитации музыки и оргáнов. Вот пример из еженедельника "Штурмовик" (нем. Der Stürmer) от 19 октября 1938 года:

Позор!

Еврейский оргáн в церкви Св. Корбиниана в Мюнхене.

Как сообщает надежный источник из Мюнхена, орган бывшей мюнхенской еврейской синагоги был куплен Управлением Епископа у еврейской религиозной общины. Незадолго до разрушения синагоги орган был перевезен транспортной компанией "А. Франк и сыновья", что на Вестендштрассе, 160 в Мюнхене, в церковь Св. Корбиниана на Готцингерплац. Орган, как говорят, был куплен по случаю через компанию "Штейнмеер" в Эттингене в Баварии и установлен в церкви Св. Корбиниана той же самой компанией. Теперь, когда верующие придут в церковь Св. Корбиниана, они получат особое удовольствие слушать музыку органа, который стоял в синагоге в течение многих лет. Сам орган, который когда-то сопровождал песнопения евреев о ненависти к неевреям, теперь украшает христианскую церковь. Это – позор!

Некоторые органы были спасены благодаря продаже церквям. Так как заплаченная цена была чисто номинальной, такие поступки со стороны церкви едва ли можно назвать героическими. Скорее церкви воспользовались возможностью, чтобы обогатиться за счет других. Хотя органы и были физически спасены, их "депортация" из синагог в церкви является неправильным применением этих инструментов.

В ночь с 9 на 10 ноября 1938 года, преднамеренное уничтожение еврейской культуры достигло своего пика. Свидетельства очевидцев "Хрустальной ночи" в Кенигсберге (ныне Калининград, Россия), членов еврейской общины, рассказывают, как банда погромщиков методично ломала скамьи, вытащила свитки Торы из ковчега (арон ха-кодеша), разорвала молитвенники и свалили все в большую кучу в центре синагоги. В этих свидетельствах также подробно описываются взрывы и поджог органов во время "Хрустальной ночи". Вдобавок ко всему, на органе в синагоге Кенигсберга играли Песню Хорста Васселя, которая считалась нацистским гимном, что добавило соли на рану. Таким образом, одно это событие включает в себя три различные формы культуроцида: интеллектуальную (шельмование), музыкальную (игра нацистской музыки на органе) и физическую (поджег и взрывы).

Однако, несколько органов избежали ярости "Хрустальной ночи". Полицейский Вильгельм Крюцфельд предотвратил поджег Новой синагоги в Берлине на улице Ораниенбургер, и таким образом спас орган от разрушения. Когда Крюцфельд узнал переодетых членов СА, начавших пожег в коридоре синагоги, он прогнал их и затем вызвал пожарную команду. Это был уникальный случай во время "Хрустальной ночи", как правило "арийцы" по большей части просто наблюдали за происходящим, а пожарные команды никак не реагировали. Тем не менее, несколько месяцев спустя, Берлинская синагога была реквизирована Вермахтом и стала использоваться в качестве интендантского магазина Третьим управлением обмундирования сухопутных сил.

Оба органа, в берлинский и мюнхенский, упомянутый в "Штурмовике", уцелели во время "Хрустальной ночи", также как и во время бомбардировки Берлина в 1943 году и в 1944 году – Мюнхена. То, что было потеряно, не было самыми большими синагогальными органами Мюнхена и Берлина, но это были символические памятники определенной культурной эпохи Германии.

Недавняя немецко-еврейская органная традиция была на стадии становления и резко закончилась на пике ее развития в 1938 году, когда большинство инструментов, а с ними и возможность исполнения органной музыки, было разрушено во время "Хрустальной ночи". Несмотря на то что, эта дата знаменует собой начало конца, исчезновение этой растущей культурной традиции было долгим процессом, который продолжался и после 1938 года, в связи с эмиграцией и убийством еврейских композиторов и музыкантов. Только массовый исход музыкантов, начавшийся в 1933 году, помешал быть полностью осуществленным "окончательному решению" в области культуры.

Сегодня органы опять существуют, хотя и в небольшом количестве, в немецких синагогах Ахена, Берлина, Дрездена и Франкфурта-на-Майне. Орган во франкфуртской синагоге не используется во время службы, поскольку конгрегация следует ортодоксальной традиции, хотя он иногда играет во время свадеб. То же самое относится и к язычковому органу в ахенской синагоге. Несмотря на остатки немецко-еврейской органной традиции, исторически наиболее ценные органы были уничтожены, и традиции синагогальной органной музыки больше в Германии не существует.

Новое развитие как результат эмиграции

Первоначально казалось, что эмиграция еврейских музыкантов из Германии и перенесение особой формы немецко-еврейской музыкальной культуры на новую почву не должны привести к фатальным разрушительным последствиям, но в долгосрочной перспективе эти факторы оказались решающими. На первом этапе культура немецко-еврейской органной музыки благополучно перенесла переезд в Соединенные Штаты. Многие немецко-еврейские музыканты, эмигрировавшие из Германии, переквалифицировались в органистов или композиторов литургической музыки. Известные и талантливые музыканты, такие как Хьюго Хаим Адлер, Герберт Фромм, Генрих Шалит, Херман Берлинский и Людвиг Олтмен, приняли на себя ответственность за развитие органной синагогальной музыки в США. Они (наряду с другими музыкантами) создавали музыку для исполнения в синагогах, обучали молодых музыкантов игре на органе и влияли на звучание и расположение органов в синагогах.

Развитие и изменения, которым немецко-еврейская органная традиция подверглась в Соединенных Штатах, во многом отражают положение самих немецко-еврейских эмигрантов. Первоначально музыканты попытались сохранить свою немецко-еврейскую и музыкальную идентичность. Однако, со временем многие эмигранты меняли направление своей деятельности, и вместо продолжения карьеры они вынуждены были приспосабливаться к новым жизненным обстоятельствам. Эти композиторы-эмигранты стали последним поколением немецких евреев, которые имели отношение к немецко-еврейской традиции органной синагогальной музыки. Новое поколение музыкантов, несмотря на музыкальную свободу и имевшиеся возможности, было мало обеспокоено дальнейшим развитием органной музыки в иудаизме. В конце концов, с уходом из жизни старшего поколения музыкантов-эмигрантов исчезла и синагогальная органная музыка. Новое поколение музыкантов не было знакомо с музыкальной традицией немецкой синагоги, так что в их исполнении музыка оказалась оторванной от своего культурного контекста. Культуроцид, который начали нацисты в 30-х годах успешно, хоть и с некоторой задержкой, завершила эмиграция.

Музыкантам, которые эмигрировали в Палестину или Англию, пришлось еще труднее. В местных синагогах не было органов, эти инструменты устанавливали только в некоторых христианских храмах, так что навыки органной игры не нашли своего применения. И все же, несмотря на то, что в израильских синагогах никогда не использовались органы, такие известные композиторы как Поль Бен-Хаим, Карел Саломон, Йоханан Самуэль и Хаим Александр плодотворно работали над созданием нового репертуара органной музыки. Эти композиторы рассматривали орган не как литургический, а как концертный инструмент с необычным звучанием. Некоторые композиторы творили, вдохновляясь собственными юношескими воспоминаниями о звучавшем в немецкой синагоге органе. Органные пьесы современных израильских композиторов столь же разнообразны, как и происхождение самих композиторов, выходцев из Германии, Австрии, Польши, Венгрии и бывшего Советского Союза, а также музыкантов-израильтян. То, что в Израиле до сих пор не выработан единый стиль органной музыки и не создана собственная исполнительская школа объясняется, в первую очередь, отсутствием давней традиции органной музыки и большим разнообразием музыкальных культур - светской и религиозной, восточной и западной, которые вплетены в эту музыку.

Tина Фрюхоф 

Список литературы

Frühauf, T. (2005). Orgel und Orgelmusik in deutsch-jüdischer Kultur. Hildesheim: Georg Olms.

Frühauf, T. (2009). The organ and its music in German-Jewish culture. New York: Oxford University Press.

Fischer, H. and Wohnhaas, T. (1973). ‘Die Orgel in bayerischen Synagogen im späten 19. Jahrhundert’. Jahrbuch für fränkische Landesforschung 33: 1–12.

Fischer, H. and Wohnhaas, T. (1974). ‘Der Liturgiestreit und die Orgel in der Further Synagoge’. Fürther Heimatblätter 24/1: 3–7.

Hillsman, W. (1992). ‘Organs and Organ Music in Victorian Synagogues: Christian Intrusions or Symbols of Cultural Assimilation?’. Christianity and Judaism. Oxford: Blackwell Publishers, 419–33.

Izsák, A., (Ed). (1999)“Niemand wollte mich hören . . .”: Magrepha—Die Orgel in der Synagoge. Hannover: Freimann & Fuchs.

Kater, M. H. (1997). The twisted muse: Musicians and their music in the Third Reich. New York: Oxford University Press.

Levi, G. and Levi, S. (2005). Organ culture in Israel and Palestine. Charleston, S.C.: BookSurge.

Saalschütz, J. L. (1829). Geschichte und Würdigung der Musik bei den Hebräern, im Verhältniss zur sonstigen Ausbildung dieser Kunst in alter und neuer Zeit, nebst einem Anhang über die Hebräische Orgel. Berlin: G. Fincke.

Wohnhaas, T. (1977). ‘Zur Geschichte der Orgeln in Berliner Synagogen’. Jahrbuch für die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands 26: 195–201.

Звукозаписи

Lutermann, Stephan and the Osnabrücker Jugendchor. (2008). Luis Lewandowski: Liturgische Musik der Synagoge für Chor und Orgel. CD recording: Osnabrücker Jugendchor (no number).

Rabin, Yuval. (2002). Organ music from Israel. CD recording: Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, MDG 606 1072-2.

Roloff, Elisabeth. (1995). Orgellandschaft Jerusalem. CD recording: Koch International, MDG (CODAEX) 319 0538-2.

Lyjak, Wiktor. (1993). Lewandowski: organ music. CD recording: Olympia, OCD 399.

The Destruction of a Cultural Tradition

In the Jewish cultural realm, the organ can be heard in American Reform temples , in some British synagogues, as well as in the remote Jewish communities of Argentina and Curaçao.  However, the organ in the synagogue represents a music culture deeply rooted in the German-Jewish tradition of the 19th and 20th centuries.  That today it is rather a neglected part of Jewish tradition, may lie in the fact that the organ was never elevated from its controversial status in Judaism.  A rather marginal entity, the synagogue organ remains an oddity for Jews and non-Jews alike.  Nonetheless, the German-Jewish tradition deserves to be remembered in light of its brutal elimination during the Third Reich.  Indeed, this musical culture clearly shows the Holocaust’s effect on music as a paradigm of ‘culturecide’.

The Synagogue Organ and Its Repertoire

With the introduction of organs into Reform synagogues in the early 19th century, a new branch of Jewish music began.  The admission of organs into the synagogue service, which traditional Jews regarded as a ‘Christianisation’ of the service, was the subject of vehement quarrels and debates surrounding the halachic question of whether one may play the organ on Sabbath and Holidays, and if so, whether a Jewish musician may perform.  The debate extended to communities and to rabbinical conferences, and was the subject of various polemics.

After the synod in Leipzig 1869, most synagogues in German-speaking lands introduced organs, a development that would extend to other countries and continents as well, reaching its peak by the turn of the century.  With the legitimization of the organ in the second half of the 19th century, its function also started developing and expanding.   By then, the organist commonly played independently between cantorial solos and also in processionals and recessionals.  Interludes served to introduce the congregation into the different moods of the service or to fill the silence during silent prayer.  Thus, in the following decades, composers began to establish a specific style of organ music for use in the synagogue, mostly consisting of Jewish liturgical themes.  At the beginning of the 20th century this repertoire evolved into a fusion of Western classical music, liturgical, paraliturgical, and folk melodies, eventually flowering into a form which could be performed at concerts as well as in the synagogue.

Organ Music in the Kulturbund

Although synagogue music under the Nazis might easily have been destroyed outright, it continued to develop within the Jüdischer Kulturbund (Jewish Culture League), an all-Jewish performing arts ensemble maintained by the Nazis between 1933 and 1941.  The policy of cultural apartheid and the isolation of Jewish cultural activity from the rest of the German population led to an enhanced ‘Jewish’ consciousness and awoke the desire for ‘Jewish experiences’.  For music, including organ music, the consequence was a substantial enrichment of the repertoire, especially of that which was connected to Jewish folk and liturgical music, and to contemporary compositions.  As a result, the mid-1930s witnessed a transformation of synagogue organ music.  

In the Kulturbund concerts, the organ’s original function in liturgical music shifted to the concert hall.  This development reached its climax with several synagogue concerts, which opened and closed with organ music.  Sometimes the instrument also would have a solo part within Jewish oratorios.  In addition to great organ compositions of a distinctly Jewish flavour, the classical repertoire, e.g. preludes and toccatas by Johann Sebastian Bach and Dietrich Buxtehude, and pieces by Georg Friedrich Händel and Léon Boëllmannm, would also be performed.

Although the Kulturbund seemed to act as an intermediary impetus for music, its establishment was an astute move by the National Socialists.  At first, the repertoire could be chosen freely, but later censors restricted it to all works except those which were considered ‘German’.  Thus, organ music consisting of Jewish musical themes or written by a composer of Jewish origin could be performed only in the synagogue.  Only Jewish audiences could become acquainted with these compositions and culturally identify with them, and only organists of Jewish origin were allowed to play them.  As a consequence, the repertoire became as isolated as the Jews themselves.  Jewish music for organ – which was in origin an offshoot, a partial imitation of Western musical forms and structures combined with essential ingredients of Jewish musical tradition – was definitively torn from one of its roots: the Western musical environment.

During the time of the Kulturbund, and coinciding with the first years of their regime, the Nazis also succeeded by and large in proscribing the further publication of music by Jewish composers.  In addition, although it took longer, they wrested away complete control of the various music publishing houses that were owned by Jews.  Thus organ music was rarely or never published after 1933.  Music written by composers of Jewish origin or by those who did not conform with the Nazis’ ideas of ‘German music’ was not allowed to be printed.  Consequently, such music could not be reproduced, and much of the repertoire did not survive the Holocaust.

Synagogue Musicians during the Third Reich

The Entjudung (dejewification) and destruction of Jewish culture in Nazi Germany was a gradual process conducted in five successive phases. It began with a series of highly publicized acts to ostracize prominent Jewish figures and their friends through defamation, boycott, and cultural ghettoization between 1933 and 1935. Next came legal dismemberment and dissimilation between 1935 and 1938.  Then came the destruction of the economic basis of existence through ‘bureaucratic exclusion’ of all Jews.  The total disfranchisement of the Kulturbund followed between 1939 and 1941.  And at last, from 1941-1945 came the Final Solution, the Nazis’ plan to annihilate and exterminate the Jewish people.

One of the Nazis’ objectives focused on eliminating Jewish musicians, among whom were organists and composers of organ music.  When the Gesetz zur Wiederherstellung des Berufsbeamtentums (Law for the Reconstitution of the Civil Service) passed the Reichstag in 1933, Jewish musicians were fired from civic positions.  In 1935 the situation became worse, when on 27 August, Hans Hinkel banned Jewish musicians (already expelled from the Reichsmusikkammer) from playing organ in church, and Christian musicians from playing in synagogues.  A number of Jewish musicians left Nazi Germany at this early stage, but most of those able to escape the Reich had financial means, and were able to find willing sponsors and continued support in their adopted lands.

Others changed their careers, becoming synagogue musicians, when they realized that synagogues in their hometowns and prospective countries of emigration could offer employment, and that unlike in the secular music world, competition would be comparatively minor.  Consequently, they prepared themselves before emigrating, and learned how to play the organ, or focused on composing for the synagogue service.  Nonetheless, many musicians, even those participating in the Kulturbund, lost their roots.  Ripped out from their previous musical environment, they had to fight unemployment, re-organization, defamation, and anxiety, instead of dedicating themselves to their music.

Although many Jewish musicians were able to leave the Reich before the deportations began, a significant number could not do so and were interned in camps.  Numerous Jewish musicians were deported and killed, among them Arno Nadel (1878–1943) and Siegfried Würzburger (1877–1941).  By the time of the last Jewish deportation, and with the brutal killing of organists and composers in concentration camps, German-Jewish musical culture had been nearly eradicated.

The Extinction of the Synagogue Organ

The paradoxical flourishing and development of organ music between 1933 and 1938 was also viciously ended by the destruction of the instruments on the night of 9–10 November 1938, during Kristallnacht.  The destruction itself was a process that started with cultural antisemitic propaganda, the defamation of organs and the music.  An example is given in the Stürmer from 19 October 1938:

It is a disgrace!

The Jew organ in the church of St. Korbinian in Munich

It is reported to us by a trustworthy source from Munich that the organ of the former Jewish synagogue in Munich has been acquired through purchase by the Bishop’s Office from the Jewish religious community. Shortly before the demolition of the synagogue, the organ was moved by the transport firm A. Frank and Sons at 160 Westendstraße, Munich, to the church of St. Korbinian on Gotzingerplatz. The organ case is said to have been bought through the Steinmeyer firm in Öttingen in Bavaria and installed in the church of St. Korbinian by the same company. Now when the faithful arrive for worship in the church of St. Korbinian, they will have the peculiar pleasure of hearing music from an organ that has stood in a synagogue for years. The very organ that once accompanied the Jews’ songs of hatred for non-Jews now adorns a Christian church. It is a disgrace!

Some organs were saved by selling them to churches.  Since the price paid was so nominal, such deeds on the part of the churches can hardly be called heroic.  More accurately the churches took the opportunity to feather their nests at the expense of others.  Although they were physically saved, the ‘deportation’ of organs from synagogues to churches represents a misuse of the instruments.

On the night of 9–10 November 1938, deliberate cultural destruction reached its peak.  An eyewitness report of Kristallnacht in Königsberg's (now Kaliningrad, Russia) Jewish community describes how a gang of brawlers systematically demolished benches, pulled out the Scrolls of the Law from the Ark, tore prayer books and piled everything up in a big heap in the middle of the synagogue.  The report also details the Kristallnacht bombing and setting on fire of the organs.  Adding insult to injury, the organ in the Königsberg synagogue was misused by playing the Horst Wessel Song, which was adopted as a Nazi national anthem by the SA.  Thus this single event comprised three distinct forms of culturecide: intellectual (through defamation), musical (by the playing of Nazi music on the organ), and physical (by burning and bombing).

Nevertheless, a few organs escaped the wrath of Kristallnacht.  Police officer Wilhelm Krützfeld prevented the setting of Berlin's Oranienburger Street New Synagogue on fire, thereby also saving its organ from destruction.  When Krützfeld realized that disguised SA members had started a fire in the anteroom of the synagogue, he chased them away and then called the fire brigade.  This was a unique reaction to Kristallnacht when, for the most part, ‘Aryans’ simply watched, and fire brigades did not respond.  However, a few months later, the Berlin synagogue was requisitioned by the Wehrmacht, for use as a quartermaster’s store, Heeresbekleidungsamt III.

Both organs, the one in Berlin as well as the in Munich mentioned in the Stürmer survived Kristallnacht, but not the bombing raids of 1943 over Berlin, and in 1944 over Munich.  What was lost was not just the greatest synagogue organs in Munich and Berlin, but symbolic monuments to a specific cultural era in Germany.

The newly emergent German-Jewish organ tradition abruptly ended at its peak in 1938, when most of the instruments – and with them the possibility of performing organ music – were destroyed on Kristallnacht.  Although this date marks the beginning of the end, the extinction of this growing cultural tradition was a longer process that continued beyond 1938, with the emigration and murder of Jewish composers and musicians.  Only the mass exodus beginning in 1933 prevented the cultural Final Solution from being completely consummated.

Today, there are again, though few in number, organs in German synagogues in Aachen, Berlin, Dresden, and Frankfurt am Main.  The organ in the Frankfurt synagogue is not used during prayer services, as the congregation follows the Orthodox tradition, though it is sometimes played during weddings.  The same is true of the reed organ in the Aachen synagogue.  Despite the few remnants of the German-Jewish organ tradition, the historically significant organs have been annihilated and the tradition of organ music in synagogues no longer exists in Germany.

Directions as a result of Emigration

Although the emigration of artists and the transplantation of this particular form of German-Jewish culture initially did not appear to contribute to its destruction, in the long term its impact was decisive.  At first, it managed to survive emigration from Germany and exile in the United States.  Indeed, because of employment possibilities in the United States, many musicians became organists or composers of liturgical music.  Prominent and highly talented musicians, among them Hugo Chaim Adler, Herbert Fromm, Heinrich Schalit, Herman Berlinski, and Ludwig Altman, are in a broader sense responsible for the further development of this aspect of German-Jewish culture.  They and others composed pieces especially for use in the synagogue, taught organ playing, and influenced the voicing and dispositions of organs in synagogues.

The developments and turns the German-Jewish organ tradition has taken in the United States illustrate the impact of the German-Jewish emigrants.  Initially, the musicians tried to maintain their German-Jewish (musical) identity.  However, many emigrants had to change direction, and instead of launching performing careers, had to adapt to new circumstances.  In the end, the émigré composers were the last generation of German Jews involved in synagogue music.  The following generation of synagogue musicians, despite musical freedom and possibilities, were apparently not really concerned with the further development of the organ in Jewish worship.  In the end, with the death of the emigrant generation, synagogue organ music died as well.  The next generation was no longer familiar with the musical tradition of the German synagogue, and in that way the music was torn away from its cultural context.  Emigration would finally confirm the culturecide, albeit after a delay.

Those musicians who escaped to Palestine or England had an even harder time, since there were no organs in synagogues, and little demand in churches; and there was consequently no need for their skills.  Although there has never been an organ in an Israeli synagogue, notable composers Paul Ben-Haim, Karel Salomon, Yochanan Samuel, and Chaim Alexander created a novel repertoire for the organ.  These composers saw the organ's potential not as a liturgical instrument, but as a source of unusual sounds and as a concert instrument.  Some of them were inspired by their recollection of the sound of the organ from their early years in Germany.  The organ compositions of contemporary Israeli composers are as diverse as the origins of the composers themselves, most of whom are emigrants from Germany, Austria, Poland, Hungary, and the former Soviet Union; a substantial number are Israeli-born.  If there is no unified style or school of organ music in Israel, it is due to the lack of a long tradition of organ music and because of such diverse – secular and religious, Eastern and Western – musical cultures coming together.

By Tina Frühauf

Sources

Frühauf, T. (2005). Orgel und Orgelmusik in deutsch-jüdischer Kultur. Hildesheim: Georg Olms.

Frühauf, T. (2009). The organ and its music in German-Jewish culture. New York: Oxford University Press.

Fischer, H. and Wohnhaas, T. (1973). ‘Die Orgel in bayerischen Synagogen im späten 19. Jahrhundert’. Jahrbuch für fränkische Landesforschung 33: 1–12.

Fischer, H. and Wohnhaas, T. (1974). ‘Der Liturgiestreit und die Orgel in der Further Synagoge’. Fürther Heimatblätter 24/1: 3–7.

Hillsman, W. (1992). ‘Organs and Organ Music in Victorian Synagogues: Christian Intrusions or Symbols of Cultural Assimilation?’. Christianity and Judaism. Oxford: Blackwell Publishers, 419–33.

Izsák, A., (Ed). (1999)“Niemand wollte mich hören . . .”: Magrepha—Die Orgel in der Synagoge. Hannover: Freimann & Fuchs.

Kater, M. H. (1997). The twisted muse: Musicians and their music in the Third Reich. New York: Oxford University Press.

Levi, G. and Levi, S. (2005). Organ culture in Israel and Palestine. Charleston, S.C.: BookSurge.

Saalschütz, J. L. (1829). Geschichte und Würdigung der Musik bei den Hebräern, im Verhältniss zur sonstigen Ausbildung dieser Kunst in alter und neuer Zeit, nebst einem Anhang über die Hebräische Orgel. Berlin: G. Fincke.

Wohnhaas, T. (1977). ‘Zur Geschichte der Orgeln in Berliner Synagogen’. Jahrbuch für die Geschichte Mittel- und Ostdeutschlands 26: 195–201.

Recordings

Lutermann, Stephan and the Osnabrücker Jugendchor. (2008). Luis Lewandowski: Liturgische Musik der Synagoge für Chor und Orgel. CD recording: Osnabrücker Jugendchor (no number).

Rabin, Yuval. (2002). Organ music from Israel. CD recording: Musikproduktion Dabringhaus und Grimm, MDG 606 1072-2.

Roloff, Elisabeth. (1995). Orgellandschaft Jerusalem. CD recording: Koch International, MDG (CODAEX) 319 0538-2.

Lyjak, Wiktor. (1993). Lewandowski: organ music. CD recording: Olympia, OCD 399.