Louis Bannet in 2001. Image courtesy of Hans Vanderwerff
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.
Louis Bannet in 2001. Image courtesy of Hans Vanderwerff
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.

[...] сигнал, возвещающий начало рабочего дня, застал меня впервые в лагере во время крепкого сна; казалось, будто звук его разносится из ниоткуда. После того, как раздали пайки, далеко в темноте зазвучал оркестр; здоровые товарищи бригадами отправлялись работать. До KB [или Krankenbau, так назывался госпиталь в Биркенау] звуки музыки почти не долетали. До нас доходили лишь постоянные и монотонные удары больших барабанов и тарелок, слышимость зависела от дуновений ветра. Мы осязали эти далекие, нездешние звуки и переглядывались друг с другом, лежа на своих койках. Десятки одинаковых мелодий каждый день, утром и вечером: военные марши и любимые немцами популярные песенки. Они навсегда останутся в наших головах и будут последним, что сотрется из наших воспоминаний о Лагере; это и есть голос Лагеря, ощутимое всеми органами чувств выражение лагерного безумия; он повествует о том, как люди идут друг против друга, сначала пытаясь уничтожить все человеческое, чтобы в дальнейшем медленно убить наше тело. При звуках этой музыки мы представляем наших товарищей, марширующих наподобие автоматов; их души мертвы, музыка управляет ими, как ветер опавшими листьями и заглушает их волю [...]

Эти слова итальянского писателя Примо Леви настойчиво свидетельствуют о том, что нацисты в своих концлагерях преднамеренно использовали музыку как элемент террора против заключенных. В нацистских концлагерях превалировало бездумное пение заключенных в приказном порядке. Однако официальные оркестры (один или несколько, как это было в Освенциме) стали своеобразным "фирменным знаком" некоторых концлагерей.

Официальные лагерные оркестры

В официальные оркестры попалали как профессиональные музыканты, так и любители - заключенных для этой работы выбирала лагерная администрация. Первый подобный оркестр был организован в Освенциме по приказу эсэсовцев в декабре 1940 года. Семерым заключенным-музыкантам прислали из дома их инструменты (скрипку, ударные, контрабас, аккордеон, трубу, саксофон) и 6 января 1941 года в блоке №24 главного лагеря начались репетиции. Благодаря разрешению со стороны лагерного начальства, оркестр начал стремительно увеличиваться и вскоре разделился на два коллектива: 80 музыкантов составили симфонический оркестр, еще 120 - духовой. Вскоре, повторяя опыт Освенцима, были сформированы оркестры в мужском и женском лагерях Биркенау, цыганском лагере, Терезинштадте, Буна-Моновице и некоторых лагерях-спутниках. В основном это были оркестры среднего размера, в них преобладали духовые и струнные инструменты; продолжительность их существования исчислялась месяцами, а иногда и годами. Женский оркестр лагеря Биркенау (единственный женский лагерный оркестр) получил широкую известность благодаря неоднозначным мемуарам выжившей оркестрантки Фани Финелон и фильму "Тянуть время" (Playing for Time), основанному на этих воспоминаниях.

В репертуар оркестров Освенцима, наряду с лагерными песнями, входила и современная музыка: марши, песни, салонная музыка, легкая танцевальная музыка, всевозможные шлягеры, мелодии из кинофильмов и оперетт, классическая музыка, отрывки из оперных партий. В репертуаре оркестрантов был и шлягер "Лучшее время моей жизни", и "Симфония №5" Людвига ван Бетховена и "Рабочий марш концлагеря" (нем. Arbeitslagermarsch), который сочинил в Освенциме Хенрик Крол. Музыкальные программы составлялись исходя из вкусов лагерного начальства, но зависели они и от возможностей оркестра: его уровня, состава, количества совместных репетиций. Одной из причин, по которой в нацистских лагерях стали появляться оркестры,  был вопрос престижа. Коменданты и лагерная администрация хотели получить "собственный", как в других лагерях оркестр, хотели устроить свой культурных досуг. Другая причина заключалась в том, что лагерным музыкантам можно было поручить множество других заданий, помимо музыкальных. Конечно, содержание лагерного оркестра требовало определенных организационных усилий, нужно было обеспечить оркестрантов нотами и инструментами, предоставить им разнообразную поддержку, в том числе комнаты для репетиций, нужно было отобрать талантливых музыкантов и дирижеров среди множества других заключенных. Музыканты и заключенные из особой трудовой команды жили вместе в обычных бараках, но, по сравнению с другими узниками, имели некоторые "привилегии" в бытовых условиях, трудовых повинностях и продуктовых пайках. Можно сказать, что оркестранты находились на вершине лагерной иерархии. 

Цели лагерных оркестров

Из приведенной выше цитаты Примо Леви можно сделать вывод, что одной из главнейших целей оркестров было музыкальное сопровождение узников, идущих на принудительные работы. Трудовые отряды заключенных маршировали под неумолимо ритмичную музыку, многие узники, истощенные и безразличные ко всему окружающему, ощущали этот ритм на бессознательном уровне. Кристина Живульская писала:

порой нам приходилось возвращаться с полей под звуки марша, неся на руках тело нашего товарища.

Однако Франц Даниманн вспоминает, что увертюра Леоноры из оперы Бетховена "Фиделио", которую лагерный оркестр исполнил во время побудки летом 1943 года, придала ему силы и волю к жизни: 

меня беспокоило, сколь напоминала теперешняя ситуация положение Флорестана в последнем акте. Он должен был умереть, поскольку стал свидетелем злодеяний Пицарро, в точности так должны были умереть заключенные от рук эсэсовцев. Но музыка заставила нас не отчаиваться и не терять надежды.

Музыка использовалась для сопровождения публичных наказаний и экзекуций, она демонстрировала безграничную власть эсэсовцев. Трубач Герман Захновиц, в числе многих, так описал свои обязанности в лагерном оркестре Моновица:

мы играли каждое утро, пока уходили трудовые отряды и каждый вечер, когда они возвращались [...].  Нам приходилось играть и в других ситуациях, как правило во время экзекуций, которые обычно проводились днем или вечером в воскресенье [...]. Возможно, с помощью музыки они надеялись заглушить последние протесты и поток проклятий. Театр абсурда, организованный по высшему разряду. Эсэсовцы окружали нас, держа наготове заряженное оружие.

Помимо всего прочего, лагерные оркестры должны были выступать на официальных мероприятиях, таких как нацистские праздники или инспекции. В обязанности оркестра лагеря Освенцим входила игра для коменданта, оберштурмбаннфюрера СС Рудольфа Гёсса. Иногда по воскресеньям, в редкие минуты досуга, музыканты играли для своих товарищей, для тех, кто не отказывался прийти и не предпочитал отдыхать, восстанавлива силы, в бараке. Некоторые заключенные участвовали в репетициях или полуофициальных мероприятиях. Можно сделать вывод о том, что официальные оркестры способствовали подпольной музыкальной жизни лагеря, особенно инструментальной, поскольку зачастую вокруг одного оркестра возникало несколько дополнительных тайных музыкальных групп, использующих инструменты оркестрантов. 

От музыкантов требовались также выступления на неофициальных частных вечеринках охраны. К примеру, Хелена Дунич-Нивинская часто получала приказы собрать в бараке оркестранток, чтобы развлечь надсмотрщиков Биркенау. "Ценители музыки из числа эсэсовцев, которые хотели отдохнуть после селекции, слушали Грига, Шумана и Моцарта". Административная верхушка лагеря была весьма сведуща в классической музыке, но рядовые подчиненные использовали небольшие музыкальные группы или отдельных музыкантов в качестве молчаливых рабов, которые развлекали их во время попоек, оргий и вечеринок. Остальные заключенные завидовали музыкантам и одновременно презирали их. Но в жестоких условиях лагерной жизни музыкальное образование помогало заключенным получить лишний кусок хлеба от эсэсовцев, важных гостей или должностных лиц в качестве платы за музыкальное представление. Музыканты оркестра в Освенциме-I, к примеру, организовали небольшую группу, состоящую из голландских джазистов под руководством трубача Лекса ван Верена. Судя по его воспоминаниям, начиная с сентября 1944 года и до эвакуации лагеря 18 января 1945, музыканты давали представления для своих товарищей:

мы ходили по баракам и играли для заключенных. В благодарность нам давали хлеб, колбасу и варенье, а иногда даже сигареты, которые можно было на что-либо в дальнейшем обменять.

В Биркенау многим музыкантам из числа заключеных приходилось выполнять омерзительные задания, которые заставляли их чувствовать неизгладимую вину и ввергали в уныние. Иногда оркестрантов заставляли играть во время прибытия поезда с новыми заключенными и селекции, для того, чтобы ввести в заблуждение вновь прибывших. Эрика Ротшильд вспоминает, как их

везли в вагонах для скота на построение [...]. Играл оркестр, состоявший из лучших музыкантов. В зависимости от того, откуда прибывал поезд, они играли польскую, чешскую или венгерскую народную музыку. Музыка звучала, эсэсовцы издевались и не было времени все осмыслить [...] кого-то везли в лагерь, кого-то в крематорий.

Хелена Дунич-Нивинская, член женского оркестра Биркенау, так описывала реакцию новоприбывших: "кто-то с жадностью вслушивался в звуки музыки, а кто-то затыкал уши и прятал голову в коленях [...]". Однако, не всех удавалось обмануть таким "музыкальным приветствием". Также очевидно, что оркестр  сопровождал прибытие новых поездов, проведение селекции или путь заключенных в газовую камеру только время от времени, а не постоянно. 

 

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

Fackler, G., 2007. “This Music is Infernal: Music in Auschwitz”. Music and Politics 1 (1).

Fackler, G., 2003. “We all feel this Music is infernal ...”: Music on Command in Auschwitz. In D. Mickenberg, C. Granof, & P. Hayes, eds. The Last Expression. Art and Auschwitz. Chicago: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University., pp. 114-125.

Feature film “Playing for Time”. USA: CBS, 1980. Director: Daniel Monn, Script: Arthur Miller.

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.  (Fénelon, Fania: The Musicians of Auschwitz. By Fania Fénelon with Marcelle Routier. Translated from the French by Judith Landry. London 1977.

Fénelon, Fania: Playing for Time: The Musicians of Auschwitz. Translated from the French by Judith Landry. New York 1977. )

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Knapp, G., 1996. Das Frauenorchester in Auschwitz, Hamburg: von Bockel.  

Kreutzheck, H., 1995. Kapellen der Hölle: Die offiziellen Lagerkapellen in Auschwitz und anderen Konzentrationslagern. Verein für demokratische Musikkulturen in Geschichte und Gegenwart, 8(17), 33-44.  

Laks, S., 1989. Music of Another World, Illinois: Northwestern University Press.  

Lasker-Wallfisch, A., 1996. Inherit the Truth 1939-1945, London: Giles de la Mare.  

Sachnowitz, H., 1981. Auschwitz: Ein Norwegischer Jude Überlebte, Frankfurt/M.: Büchergilde Gutenberg.  

Stroumsa, J., 1996. Violinist in Auschwitz: From Salonika to Jerusalem 1913-1967, Konstanz: Hartung-Gorre Verlag.  

Szczepanski, I., 1990. Häftlings-Kapelle, Warsaw: Ksiazka i Wiedza.  

Zywulska, K., 1988. Tanz, Mädchen … . Vom Warschauer Ghetto nach Auschwitz. Ein Überlebensbericht., München.   

1987. Die Auschwitz-Hefte : Texte der polnischen Zeitschrift 'Przeglad lekarski' uber historische, psychische und medizinische Aspekte des Lebens und Sterbens in Auschwitz. , Weinheim: Beltz Verlas.  

1995. Eine Erinnerung: Ein Gespräch mit Erika Rothschild, die Auschwitz überlebt hat. Badische Zeitung (Freiburg), Magazin.

[...] and for the first time, since I entered the camp the reveille catches me in a deep sleep and its ringing is a return from nothingness. As the bread is distributed, one can hear, far from the windows, in the dark air, the band beginning to play; the healthy comrades are leaving in squads for work. One cannot hear the music well from Ka-Be [Krankenbau or inmate infirmary].  The beating of the big drums and the cymbals reach us continuously and monotonously, but on this weft the musical phrases weave a pattern only intermittently, according to the caprices of the wind. We all look at each other from our beds, because we all feel that this music is infernal. The tunes are few, a dozen, the same ones every day, morning and evening: marches and popular songs dear to every German. They lie engraven on our minds and will be the last thing in Lager that we shall forget; they are the voice of the Lager, the perceptible expression of its geometrical madness, of the resolution of others to annihilate us first as men in order to kill us more slowly afterwards. When this music plays, we know that our comrades, out in the fog, are marching like automatons; their souls are dead and the music drives them, like the wind drives dead leaves, and takes the place of their wills [...]

Primo Levi’s words emphatically remind us that music was deliberately exploited as part of the terror of the Nazi camps.  Yet besides singing on command, which dominated everyday life in the camps, official camp orchestras became a kind of unmistakable musical sign of some camps.  Sometimes there were several ensembles in one place, such as in Auschwitz.

Official Camp Orchestras

Official camp orchestras included amateur as well as professional musicians, and were ordered or tolerated by the camp administration. The first band in Auschwitz was created on SS orders in December 1940.  As a result, seven musicians had their instruments (violin, percussion, double-bass, accordion, trumpet, saxophone) forwarded from their homes to the camp and began rehearsals on 6 January 1941 in Block 24 of the main camp.  This ensemble grew rapidly with the permission of the camp authorities, and was divided into a symphony orchestra with up to 80 players and a brass band with about 120 musicians.  Following the model of the main camp, bands were subsequently formed in the Birkenau women‘s camp, the men’s camp, the 'Gypsy' camp and the Theresienstadt family camp as well as in Monowitz and in some sub-camps. These were usually medium-sized brass bands with strings and existed for several months and even years.  The orchestra in the women’s camp at Birkenau –- the only women’s camp orchestra –- has become known to a broader public through Fania Fenelon’s controversial memoirs and the related film Playing for Time

The repertoire of prisoner bands throughout the Auschwitz camp complex included –- in addition to special camp compositions –- all forms of contemporary musical life: marches, songs, parlour music, light music, dance music, hit-tunes, film and operetta melodies, classical music and excerpts from opera, as for example, the hit tune 'The best times of my life', Ludwig van Beethoven‘s Fifth Symphony, or Henryk Krol’s 'Arbeitslagermarsch' (Concentration Camp Labour March), which was composed in Auschwitz.  Each respective programme was determined above all by the interest of the camp authorities and the function allotted to each orchestra, as well as to the level of the orchestra, its personnel and its rehearsal possibilities. On the one hand, camp commandants officially created prisoner orchestras because they had seen one in another concentration camp, and thus also wanted to have their 'own' prisoner band, for the sake of prestige as well as enthusiasm for culture.  On the other hand, camp administrations could employ an ensemble in numerous ways in daily camp operations.  To be sure, the support of a camp band required substantial organisational outlay, since scores, instruments and other assistance had to be obtained, rehearsal rooms provided and talented musicians and conductors identified among the prisoners.  Since musicians from a camp band were usually concentrated in a special labour crew with common quarters, they enjoyed certain ‘privileges’ with respect to housing, forced labour, and rations, in comparison with other inmates.  They thus were situated in the upper echelons of the prisoner hierarchy.

The Purpose of These Bands

One of the most important uses of official camp orchestras was as evident in Primo Levi’s quote the coordination of the marching labour commandos to the inexorable rhythm of the music, which many inmates sensed only subliminally because of exhaustion and apathy. Krystyna Zywulska explained:

we often returned from the field with a comrade‘s corpse in our arms and had to march to the beat of the music with our left leg.

In contrast to this, Franz Danimann described how the Leonore overture from Beethoven’s Fidelio, performed by the official band during roll call in the summer of 1943, strengthened his will to survive:

I was aware of the similarity of our situation to Florestan’s in the last act. He should have died as witness to Pizarro’s misdeeds, just as the SS pursued the destruction of the prisoners.  But the music warned us not to despair and lose hope.

The use of incidental and background music for public punishments and executions was a demonstration of unlimited SS power. The trumpeter Herman Sachnowitz, among others, described his duties in Monowitz as follows:

Every morning we played as the inmate work crews departed; the same in the evening, when they returned to the camp [...].  We also played on other occasions, especially during executions, which usually occurred on Sunday afternoons or evenings [...]. Perhaps they intended to drown out the last protests and final curses with music.  A grotesque spectacle that had been ordered at the highest level.  And the SS men surrounded us with loaded weapons.

Additional assignments for camp bands included appearances for ceremonial obligations, such as Nazi holidays or inspections tours.  In the main camp, the band performed for the entertainment of camp commandant SS-Obersturmführer Rudolf Höss, but on some Sundays also for the inmates, if the prisoners were not using these few work-free hours for physical recovery or did not reject this imposed cultural entertainment.  In addition to such public concerts, some prisoners participated at band rehearsals and other semi-official offerings.  This example reveals that official bands provided important stimuli to the self-initiated musical life in the camps, especially for instrumental music, since additional and sometimes clandestine music groups could be created near official bands, simplifying the multiple use of musical instruments.

Members of the camp bands were also required to play unofficial private performances for the guards. Helena Dunicz-Niwinska, for example, often received the command, in the evening, that the Birkenau women’s orchestra assemble for a performance in the SS barrack overseer’s guardhouse. Then 'the connoisseurs among the SS-ranks, arriving after the selection, listened to works by Grieg, Schumann, and Mozart, in order to relax.'  Although the upper ranks of Auschwitz personnel were musically literate and especially interested in classical music, the lower ranks organised musical entertainment from small ensembles picked from the official orchestras or chose individual inmates as compliant musical slaves, to supplement their drinking-bouts, orgies and parties. The other prisoners often looked on inmate musicians with envy and contempt.  But in the extreme camp situation, musical knowledge was useful for obtaining extra food rations as appreciation for performing for the SS, 'VIPs' and influential prisoner functionaries. Members of the camp band in Auschwitz I, for example, formed a small jazz combo of Dutch jazz and dance musicians around the trumpeter Lex van Weren, as he recalled in a letter.  They performed spontaneously in many prisoner barracks from September 1944 until the camp was evacuated on 18 January 1945:

We went to various barracks and then played for the other prisoners. We received bread, wurst, and jam from the prominent prisoners and sometimes we also got cigarettes, which we could exchange for other items.

In Birkenau, inmate musicians were compelled to fulfil repulsive tasks, which left an indelible sense of guilt and depression among many surviving musicians. Camp bands were sometimes required to play adjacent to the railway platform during selections in order to deceive new arrivals. Erika Rothschild recalled being

driven from the cattle cars and lined up [...]. In addition, a band, consisting of the best inmate musicians, played, and depending on the origins of the transport, they performed Polish, Czech, or Hungarian folk music.  The band played, the SS tormented, and there was no time to think [...] one person was driven into camp, the other to the crematorium.

Helena Dunicz-Niwinska, a member of the Birkenau women‘s orchestra, described the reactions of newly arrived prisoners: 'Frequently someone listened avidly to the sounds of music, someone often reached their hand across [...].' However, not all the newly-arriving prisoners were deceived by this musical 'welcome greeting'. It also remains clear that the arrival of new transports, the selections or the walk into the gas chamber were not as a matter of principle accompanied by music, but only occasionally.

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

Fackler, G., 2007. “This Music is Infernal: Music in Auschwitz”. Music and Politics 1 (1).

Fackler, G., 2003. “We all feel this Music is infernal ...”: Music on Command in Auschwitz. In D. Mickenberg, C. Granof, & P. Hayes, eds. The Last Expression. Art and Auschwitz. Chicago: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University., pp. 114-125.

Feature film “Playing for Time”. USA: CBS, 1980. Director: Daniel Monn, Script: Arthur Miller.

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.  (Fénelon, Fania: The Musicians of Auschwitz. By Fania Fénelon with Marcelle Routier. Translated from the French by Judith Landry. London 1977.

Fénelon, Fania: Playing for Time: The Musicians of Auschwitz. Translated from the French by Judith Landry. New York 1977. )

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Knapp, G., 1996. Das Frauenorchester in Auschwitz, Hamburg: von Bockel.  

Kreutzheck, H., 1995. Kapellen der Hölle: Die offiziellen Lagerkapellen in Auschwitz und anderen Konzentrationslagern. Verein für demokratische Musikkulturen in Geschichte und Gegenwart, 8(17), 33-44.  

Laks, S., 1989. Music of Another World, Illinois: Northwestern University Press.  

Lasker-Wallfisch, A., 1996. Inherit the Truth 1939-1945, London: Giles de la Mare.  

Sachnowitz, H., 1981. Auschwitz: Ein Norwegischer Jude Überlebte, Frankfurt/M.: Büchergilde Gutenberg.  

Stroumsa, J., 1996. Violinist in Auschwitz: From Salonika to Jerusalem 1913-1967, Konstanz: Hartung-Gorre Verlag.  

Szczepanski, I., 1990. Häftlings-Kapelle, Warsaw: Ksiazka i Wiedza.  

Zywulska, K., 1988. Tanz, Mädchen … . Vom Warschauer Ghetto nach Auschwitz. Ein Überlebensbericht., München.   

1987. Die Auschwitz-Hefte : Texte der polnischen Zeitschrift 'Przeglad lekarski' uber historische, psychische und medizinische Aspekte des Lebens und Sterbens in Auschwitz. , Weinheim: Beltz Verlas.  

1995. Eine Erinnerung: Ein Gespräch mit Erika Rothschild, die Auschwitz überlebt hat. Badische Zeitung (Freiburg), Magazin.