Партия евреев из русского Прикарпатья снимается с поезда и выстраивается на платформе в Освенцим-Биркенау. USHMM (77229), предоставлено музеем Yad Vashem (частная собственность).

Сразу же после прибытия в лагерный комплекс Освенцим, новых заключенных разделяли на две группы. Немногочисленные заключенные, оказавшиеся справа, отправлялись в один из трудовых лагерей комплекса Освенцим, чтобы стать подневольными рабочими. Большинство заключенных, которые оставались слева, отправляли в газовые камеры и крематории лагеря Биркенау, известного также как Освенцим-II. Лагерь смерти Биркенау, был также одним из немногих мест, в которых – и это документально доказано  – процедуры селекции и массовые убийства заключенных регулярно сопровождались музыкой. Бывшая заключенная Эрика Ротшильд вспоминала этот чудовищный музыкальный аккомпанемент:

Тех, кто прибывал в Биркенау, выгоняли из вагонов для перевозки скота и выстраивали рядами… всё это происходило под музыку, которую исполнял оркестр из лучших музыкантов-заключенных. В зависимости от того, откуда прибывали новые узники, оркестр играл польскую, чешскую или венгерскую народную музыку. Оркестр играл, эсэсовцы не скупились на удары, и у вас не оставалось времени на размышления… кого-то гнали в лагерь, а остальных в крематорий.

К концу войны приблизительно 250 тысяч человек были убиты в этом лагере. Более 90% погибших были евреями. Кроме того, именно в Биркенау печально известный доктор Джозеф Менгель проводил свои медицинские эксперименты на беременных женщинах, карликах и близнецах. Как и во многих других лагерях комплекса Освенцим, накануне вступления в Биркенау советских войск здесь провели массовую эвакуацию заключенных. В лагере осталось всего несколько тысяч узников, их освободила 27 января 1945 года Советская Армия.

Лагерь Биркенау был разделен на несколько изолированных секторов, и в каждом из них существовала своя уникальная культурная жизнь. Был мужской подлагерь, женский подлагерь, два "семейных" подлагеря, подлагерь для цыган и подлагерь для привезенных из Терезинштадта евреев. В конечном итоге оба "семейных" лагеря были ликвидированы, но до этого момента заключенные этих секторов существовали в гораздо лучших условиях, чем остальные узники. Им не сбривали волосы, первое время заключенные "семейных" лагерей получали более щедрый паек. Имелись и другие льготы, но, прежде всего, заключенным разрешали оставаться вместе с семьёй. Каждый из этих подлагерей Биркенау имел собственный оркестр, а также различные песенные, театральные и музыкальные коллективы.

Первый официальный оркестр Биркенау был создан в лагере для мужчин в августе 1942 года, после того, как в лагерь прибыли шестнадцать музыкантов из главного оркестра Освенцима. В отличие от Освенцима, в Биркенау евреям было разрешено объединяться. Первым дирижером оркестра был польский узник Ян Заборский, несколько месяцев спустя его заменил Франц Копка. Об этом раннем периоде существования оркестра, польско-еврейский скрипач Шимон Лакс вспоминал:

те, кто имел неограниченную власть над нами, могли бить, мучить, даже убить безнаказанно. Те заключенные, которые не могли смириться с этим, бросались на колючую проволоку, через которую шел ток. Эти самоубийства только увеличивали ярость наших мучителей. Однажды, когда за ночь убили себя больше музыкантов, чем обычно, нас собрали вместе и сказали: "Сукины дети, я предупреждаю вас, если вы продолжите прыгать на электрические провода, я перестреляю вас, как собак".

Лагерные музыканты, которые ежедневно проводили выступления, не освобождались и от принудительных работ. Также они регулярно проходили через процедуру "селекции". Как и в других нацистских лагерях, музыканты Биркенау ежедневно играли у главных лагерных ворот, сопровождая выход заключенных на работы и возвращение в бараки. Из-за каторжного труда, регулярной "селекции", самоубийств и плохого здоровья музыкантов, к концу года состав оркестра не вырос, а уменьшился. В то же время комендант Биркенау Иоганн Шварцгубер, который обеспечивал музыкантов инструментами и нотами, повысил свои требования к исполнителям и серьезно усомнился в способностях Копки. Последний все больше зависит от организаторских и дирижерских талантов Шимона Лакса, который оттачивает свои сочинительские навыки и создает композиции с взаимозаменяемыми частями на случай внезапного исчезновения кого-либо из музыкантов. В конце концов, Лакс стал  дирижером де-факто, а после того, как Копку отправили на фронт с немецкой армией, занял должность дирижера официально.

Под умелым руководством Лакса оркестр вновь увеличился в размерах. Благодаря усилиям Лакса музыкантов стали направлять на более легкую работу, им разрешили не играть на улице в плохую погоду. К концу 1943 года оркестр состоял почти из 40 музыкантов, среди них были и евреи из Франции, Германии, Польши, Нидерландов и Греции, в том числе Генри Майер, Луис Баннет и Жак Струмса.

По мере того, как оркестр под управлением Лакса разрастался, эсэсовцы стали обращаться к музыкантам с частыми и разнообразными приказами. По воскресеньям оркестранты были вынуждены давать концерты "лёгкой" музыки, так что музыканты расширили свой репертуар за счет отрывков из опер и оперетт. Часто они выполняли и музыкальные заказы отдельных охранников. Музыканты составляли особые музыкальные попурри ко дню рождения служащих СС. Некоторые нацисты регулярно посещали репетиции, присоединялись к музицированию, время от времени между музыкантами и охранниками даже складывались дружеские отношения. Оркестранты зачастую до поздней ночи развлекали особых гостей и охранников во время лагерных званых вечеров.

Возможно, самым знаменитым из лагерных оркестров Биркенау был женский оркестр. Он стал известным благодаря мемуарам Фани Фенелон и фильму "Тянуть время" (англ. Playing for Time). Оркестр был единственным чисто женским музыкальным коллективом, созданным под патронажем СС в системе нацистских лагерей. Оркестр был основан весной 1943 года, его первым дирижером и руководителем стала польская заключенная Зофия Чайковская. Но своего расцвета оркестр достиг под руководством виртуозной скрипачки и дирижера Альмы Розе. Как и другие оркестры Биркенау, женщины должны были играть у ворот каждое утро и вечер, сопровождая выход заключенных на работу и их возвращение в лагерь. Эта повинность вызвала враждебность по отношению к музыкантам со стороны многих заключенных, которые возвращались в свои бараки, больные, измученные, зачастую неся на себе или волоком таща тела погибших товарищей, в то время как

оркестр  Биркенау играл марши и современные фокстроты. Это вызывало тошноту ... Мы не выносили ни эту музыку, ни музыкантов. Они были как куклы, в своих в синих юбках и белых воротничках, на удобных стульчиках.

По словам бывшей участницы оркестра Эстер Беярано, их также часто заставляли играть,

когда прибывали поезда, и людей сразу же отправляли в газовые камеры. Депортированные дружески махали нам, потому что полагали - там, где играет музыка, не может быть так уж плохо. Это было частью тактики СС.

Сами же музыканты слишком хорошо осознавали свою двойственную роль  сообщников и жертв нацистского террора. Многих женщин членство в оркестре деморализовало и угнетало. Хотя музыканты получали многие "привилегии": дополнительные пайки, улучшенное жилье и другие "преимущества", многие из них испытывали отвращение при мысли о том удовольствии, которое они дарили своим мучителям. Фенелон и другие музыканты с содроганием вспоминали о том, как они были вынуждены развлекать убийц их любимой музыкой.

Пока Альма Розе оставалась руководителем оркестра, в коллективе поддерживался достаточно высокий уровень мастерства. В оркестре был наработан обширный репертуар: музыканты напряженно репетировали и выматывались на концертах и частных выступлениях. Хотя большая часть их выступлений (за исключением ежедневного исполнения маршевой музыки у ворот) предназначалась для развлечения СС и небольшой группы лагерной "этиты", оркестр иногда давал концерты для рядовых заключенных, а также выступал в больничном лазарете. Однако, после внезапной и загадочной смерти Розе 4 апреля 1944 года, оркестр начал медленно разрушаться. Розе заменила украинская пианистка Соня Виноградова, которая, хотя и пользовалась любовью других музыкантов, не была харизматичным лидером. В конце 1944 года нееврейские члены оркестра были отправлены в Освенцим-I, в то время как евреи были депортированы в Берген-Бельзен. Лишь немногие из них пережили войну.

В Биркенау также существовали два так называемых "семейных" подлагеря. Несколько партий заключенных из чешского "образцового гетто" Терезинштадт были депортированы в Биркенау и помещены в "семейный лагерь". Им не брили головы, их лучше кормили, они были освобождены от принудительного труда. У них была относительная свобода творчества и возможность сохранения своих культурных традиций (это было характерным признаком жизни в Терезинштадте). Однако, как и в Терезинштадте, нацисты были "щедры" исключительно в целях пропаганды, и лишь временно отсрочили убийства. Существовал в семейном лагере и небольшой музыкальный коллектив, который часто заставляли играть на застольях эсэсовцев или во время публичных экзекуций. Возможно, самым жестоким издевательством над узниками чешского "семейного" лагеря была возможность обучать детей: для них проводились уроки чтения и математики, преподавалось пение и нотная грамота, особое внимание уделялось еврейской и чешской музыке. В два приема - в марте и июле 1944 года бывшие узники Терезинштадта были ликвидированы.

Существует документальное подтверждение тому, что помимо этого лагеря в Биркенау короткое время существовал цыганский лагерь. Но, хотя и заключенные, и нацисты высоко отзывались о музыкальном мастерстве и творчестве этих заключенных, сохранилось мало документальных подтверждений их музыкальной деятельности. Это произошло частично из-за изоляции этих узников от других заключенных, а также из-за крайне жестокого обращению с ними эсэсовцев; эта жестокость была ставнима разве что с отношением к еврейским заключенным. Тем не менее, сохранились несколько упоминаний о цыганском оркестре и нескольких неофициальных музыкальных коллективах.

Как и в других нацистских лагерях, среди заключенных Биркенау было широко распространено пение. Благодаря величине лагеря и интернациональному составу его заключенных, здесь звучали голоса со всей Европы. Заключенные пели, чтобы утешить друг друга, укрепить солидарность и выказать сопротивление нацизму. Бывшая заключенная Китти Харт вспоминала, что

как правило, у греческих девушек были прекрасные голоса, и среди них была очень популярна сентиментальная песня "Мама". Она заставляла большинство слушателей рыдать, ведь почти все потеряли своих матерей.

В Биркенау проводились и эстрадные выступления. Одно из таких представлений состоялось благодаря идишскому театральному артисту Моше Пулаверу, который прибыл в лагерь осенью 1944 года. Его первое выступление состоялось для "привелегированных" заключенных, которые работали в "Канаде" - складских бараках, где сортировали вещи вновь прибывших:

Я пел из глубины моего сердца ... Я пел для тех, кто только вчера видел, как их жен и детей бросают в огонь ... Мой друг и я пели и декламировали. Из крови и слез мы создали то, что называется театром. ... А неподалеку от этого места, дымились и горели тысячи тел.

Аэросъемка. Концлагерь Освенцим. Показаны Освенцим-II (Биркенау), включая цыганский сектор, 31 мая 1944 года. USHMM (03977), предоставлено Управлением Национальных Архивов и Учетных Документов.

Список литературы

1987. Die Auschwitz-Hefte : Texte der polnischen Zeitschrift 'Przeglad lekarski' uber historische, psychische und medizinische Aspekte des Lebens und Sterbens in Auschwitz. , Weinheim: Beltz Verlas.  

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Fackler, G., 2003. “We all feel this Music is infernal ...”: Music on Command in Auschwitz. In D. Mickenberg, C. Granof, & P. Hayes, eds. The Last Expression. Art and Auschwitz. Chicago: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University., pp. 114-125.

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Knapp, G., 1996. Das Frauenorchester in Auschwitz, Hamburg: von Bockel.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Laks, S., 1989. Music of Another World, Illinois: Northwestern University Press.  

Meyer, H., 1993. Musste da auch Musik sein? Der Weg eines Geigers von Dresden über Auschwitz nach Amerika. In H. Heister, C. M. Zenck, & P. Petersen, eds. Musik im Exil: Folgen des Nazismus für die Internationale Musikkultur. Frankfurt/ M.: Fischer, pp. 29-40.  

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.

Rovit, R., 2005. Cultural Ghettoization and Theater during the Holocaust: Performance as a Link to Community. Holocaust and Genocide Studies, 19(3), 459-486.

A transport of Jews from Subcarpathian Rus is taken off the trains and assembled on the ramp at Auschwitz-Birkenau. USHMM (77229), courtesy of Yad Vashem (Public Domain).

New arrivals to the Auschwitz camp complex were immediately sorted into two groups, those on the left and those on the right.  The few in the right-hand group would be sent to one of the various camps within Auschwitz to become forced labourers.  The remaining majority were sent to Birkenau, otherwise known as Auschwitz II, where they were gassed and cremated.  Birkenau, the death camp of Auschwitz, was also one of the few places where, historians confirm, music regularly accompanied selections and mass murder.  Former inmate Erika Rothschild remembered this macabre accompaniment:

Those who arrived in Birkenau were driven out of the cattle wagons and put in rows … to this the band played, made up of the best musicians among the prisoners; they played, depending on the origins of the transport, Polish, Czech, or Hungarian folk music.  The band played, the SS pummelled, and you had no time to reflect … some were forced into the camp, the others into the crematoria.

By the war’s end, approximately 1.25 million people had been killed here, more than 90 per cent of them Jewish.  Birkenau was also where the infamous Dr Josef Mengele performed many of his experiments on pregnant women, dwarves, and twins.  As was the case in the other camps of Auschwitz, there was a mass evacuation immediately before the Soviets reached the camp.  Only a few thousand prisoners remained to be liberated when the Soviets arrived on 27 January 1945.

Birkenau was subdivided into several sections, fairly isolated from one another, and each supporting its own unique cultural scene.  There was a men’s camp, a women’s camp, and two ‘family camps’, one for Roma and Sinti, and the other for Jews brought from Theresienstadt.  Both ‘family camps’ were eventually liquidated, but before then the inmates were allowed to live in relatively better conditions than the other inmates.  They were not required to have their heads shaved, at least initially were given more generous rations and various other 'privileges', and above all were allowed to stay together as families.  Each of these mini-camps supported its own band, as well as a variety of singing, performing and instrumental groups.

The first official orchestra to be set up in Birkenau was in the men’s camp in August 1942, when a group of sixteen musicians was brought in from the main Auschwitz orchestra.  Unlike in Auschwitz, in Birkenau Jews were allowed to join.  The first conductor was the Polish prisoner Jan Zaborski, who was replaced a few months later by Franz Kopka.  Of this early period in the orchestra's existence, the Polish-Jewish violinist Szymon Laks recalled that those who could,

took unlimited advantage of their power.  They could beat us, torture us, even kill us without having to answer to anyone. Those who could not take this treatment threw themselves into the electric fence.  These suicides built up the rage of our tormentors even more.  One day, when the number of musicians who had killed themselves the night before was higher than usual, they called us all together and said 'sons of whores, I warn you all, if you keep leaping into the electric wire, I will kill you all like dogs'.

All of the musicians were required to perform forced labour in addition to their daily concerts.  They were also subject to regular selections.  As was the case in other camps, the musicians were required to play marches at the main gate when the work commandos left the camp in the morning and returned in the evening.  Due to the forced labour, frequent selections, suicides and generally poor health of the musicians, by the end of the year the orchestra was shrinking rather than growing.  Simultaneously, the sub-camp commander Johann Schwarzhuber, who provided the men with instruments and sheet music, increased his demands, seriously challenging Kopka's abilities.  The latter became increasingly dependent on the arranging and conducting skills of Laks, who grew skilled at composing music with interchangeable parts in case of the sudden disappearance of a musician.  Eventually Laks became the de facto conductor, a position made official when Kopka was sent to the front with the German army.

Under Laks' more positive leadership, the orchestra began to increase in size again.  His efforts won his musicians easier work assignments and a dispensation not to play outdoors in bad weather.  By the end of 1943, there were about forty members, including many Jews, from France, Germany, Poland, the Netherlands and Greece.  They included Henry MeyerLouis Bannet, and Jacques Stroumsa.

As the calibre of the orchestra improved under the baton of Laks, the SS began to make more frequent and diverse requests of the musicians.  On Sundays they were forced to give concerts of ‘light’ music, and they expanded their repertoire to include excerpts from operas and operettas.  They were also frequently given special requests by various guards.  They composed special musical medleys in honour of SS officials' birthdays.  Some Nazis regularly attended rehearsals, playing music with the musicians, and even on occasion befriending them.  Members of the orchestra were also frequently commanded to entertain at late-night parties for camp VIPs and the guards. 

Perhaps the most famous orchestra to have come out of Birkenau was the women’s orchestra.  Known through Fania Fénelon’s memoirs and the movie Playing for Time, this group — the only all-women SS-sponsored musical organisation established under Nazi internment — was founded in the spring of 1943.  Originally directed by the Polish inmate Zofia Czajkowska, it reached its peak under the guidance of the violin virtuoso and conductor Alma Rosé.  As with other camp bands, the women were required to play at the gates every morning and evening, to accompany the workers’ arrival and departure from the camp.  This job won them the animosity of many prisoners, who remembered returning to their barracks, sick, exhausted, and often carrying or dragging their dead comrades, while

the orchestra in Birkenau played marches and modern foxtrots.  It made you sick … we couldn't stand this music, or the musicians.  They were like puppets, all in blue skirts and white collars, sitting on comfortable chairs.

According to former orchestra member Esther Bejarano, they were also often forced to play

when the trains arrived and the people were forced directly to the gas.  The deported waved to us in a friendly way, because they thought, where the music is playing, that can’t be so bad.  That was part of the tactic of the SS.

The musicians themselves were all too aware of their role as both accomplices and victims of the Nazi terror.  For many of the women, being in the orchestra was demoralising and depressing.  Although they were afforded the 'privilege' of increased rations, improved living quarters, and other 'benefits', many were disgusted by the pleasure that they gave to their tormenters.  Fénelon and others describe with revulsion being forced to comfort the murderers by playing or singing their favourite pieces.

As long as Rosé remained in charge of the orchestra, it maintained a fairly high level of skill and a large repertoire.  The musicians participated in strenuous rehearsals and even more stressful concerts and private performances.  Although the vast majority of their music-making was (with the exception of the daily march music) for the benefit of the SS and the small group of ‘elite’ prisoners, the orchestra would occasionally give special concerts to the regular inmates, and make visits to the infirmary.  However, upon Rosé's sudden and mysterious death on 4 April 1944, the orchestra began to slowly crumble.  Rosé was replaced by the Ukrainian pianist and copyist Sonya Winogradowa, who, although liked by the other musicians, was not a particularly effective leader.  At the end of 1944, the non-Jewish members were sent to Auschwitz I, while the Jews were deported to Bergen-Belsen.  Relatively many survived the war.

Birkenau was also home to two so-called family camps.  Inmates from the Czech ‘model ghetto’ Theresienstadt were deported in several transports to Birkenau, where they lived in the ‘family camp’, did not have their heads shaved, were better fed, and were freed from slave labour assignments.  They were also allowed far more freedom to create and continue the cultural production that had been the hallmark of life in Theresienstadt.  As was the case in Theresienstadt, however, this ‘generosity’ was solely for the sake of propaganda, only temporarily delaying the killing.  There was in the family camp a small musical group that was frequently required to play for the SS while they were drinking, as well as during public beatings.  Perhaps the cruellest freedom allowed the Czech camp was the freedom to educate their children.  Lessons were given in reading and counting. There were also singing and recorder lessons, with a focus on Jewish and Czech music.  In two major killing waves of March and July 1944, the Theresienstadt family camp was liquidated.

In addition to this camp, which has been fairly well-documented, the Nazis also briefly maintained a Gypsy (Roma and Sinti) camp.  Although both prisoners and Nazis commented upon the musical skill and creativity of these inmates, little documentation exists of their musical production.  This is also partially due to their isolation from other inmates, and their extremely harsh treatment by the SS, second only to what was meted out to the Jews in cruelty.  Nonetheless, there are several references to an orchestra, as well as to less formal musical groups.

As was the case in other camps, the primary form of voluntary music-making in Birkenau was singing.  Due to its size and international composition, there were inmates from all over Europe whose voices survivors remembered.  Prisoners sang to comfort one another, to build solidarity and to express resistance.  The former inmate Kitty Hart remembered that

as a rule, the Greek girls had wonderful voices and their very popular sentimental song 'Momma' made most of the others sob, for nearly all had lost their mothers.

Some cabaret performances also took place at Birkenau, including one inspired by Yiddish-speaking theatre artist Moshe Pulawer, who arrived at the camp in the autumn of 1944.  His first performance was for the 'privileged' prisoners assigned jobs in 'Canada’, the barracks where the belongings of the newly-arrived were sorted through:

I sang from the depths of my heart … I sang for those who only yesterday saw their wives and children cast into the flames … My friend and I sang and recited.  With blood, with tears, we did what is called theatre. … And not far from this place, thousands of bodies smoked and burned.

An aerial reconnaissance photograph of the Auschwitz concentration camp showing Auschwitz II (Birkenau), including the gypsy camp, May 31, 1944. USHMM (03977), courtesy of National Archives and Records Administration.

Sources

1987. Die Auschwitz-Hefte : Texte der polnischen Zeitschrift 'Przeglad lekarski' uber historische, psychische und medizinische Aspekte des Lebens und Sterbens in Auschwitz. , Weinheim: Beltz Verlas.  

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Fackler, G., 2003. “We all feel this Music is infernal ...”: Music on Command in Auschwitz. In D. Mickenberg, C. Granof, & P. Hayes, eds. The Last Expression. Art and Auschwitz. Chicago: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University., pp. 114-125.

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Knapp, G., 1996. Das Frauenorchester in Auschwitz, Hamburg: von Bockel.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Laks, S., 1989. Music of Another World, Illinois: Northwestern University Press.  

Meyer, H., 1993. Musste da auch Musik sein? Der Weg eines Geigers von Dresden über Auschwitz nach Amerika. In H. Heister, C. M. Zenck, & P. Petersen, eds. Musik im Exil: Folgen des Nazismus für die Internationale Musikkultur. Frankfurt/ M.: Fischer, pp. 29-40.  

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.

Rovit, R., 2005. Cultural Ghettoization and Theater during the Holocaust: Performance as a Link to Community. Holocaust and Genocide Studies, 19(3), 459-486.