Песня исполнена Мириам Харел и записана Гилой Флам в Израиле в 1985 году.

Польский

Lyrics: Miriam Harel
Melody: Polish folksong
 
Jada dzieci, jada droga,
Siostrzyczka I brat,
I nadziwic sie nie moga
Jaki podly swiat.
 
Tu sie widzi zólta late
Tam kolczasty drut
My odziani w stare szmaty
I drewniany but.
 
Wczoraj wzieli stad sieroty
I wyslali w dal.
Na placz zbiera sie ochota,
W sercu smutek, zal.
 
Jada dzieci, jada droga
Dokad? Dokad? Gdzie?
Tylko plaskac jeszcze moga
Póki pociag mknie…

Русский

Слова: Мириам Харел 
Музыка: польская народная песня  

Едут дети, едут по дороге,
Сестренка и брат,
И не перестают удивляться
Что мир такой подлый. 

Здесь видим желтые нашивки,
Там колючая проволока
Мы – одеты в старые лохмотья
И деревянные башмаки.

Вчера забрали отсюда сирот
И отправили в даль.
Так сильно хочется плакать,
В сердце грусть и боль. 

Едут дети, едут по дороге.
Куда, куда, куда?
Только плакать еще могут
Пока поезд мчится…

Мириам Харел сочинила стихи и положила их на музыку польской детской песни "Едут дети, едут по дороге" (пол. Jadą Dzieci, jadą Droga). Песня появилась после масштабной депортации из Лодзи в сентябре 1942 года, которая была проведена во время  восьмидневного комендантского часа, известного в Лодзи как "великий комендантский час" (groyse shpere). 20 тысяч престарелых и больных людей, а также детей были депортированы. Это событие стало одним из самых трагических в истории Лодзинского гетто. После этого улицы гетто и молодежные клубы опустели, а большинство из культурных организаций прекратили свое существование. Но домашнее и индивидуальное пение, как описывает Мириам, может существовать до тех пор, пока жив хоть один человек.

Польская детская песенка, на которой основана песня Мириам Харел, рассказывает о детях, размышляющих о красоте мира. Трагическое впечатление от песни увеличивается контрастом между  мелодией оригинальной польской песни, вызывающей ностальгию по прекрасному потерянному миру, и словами новой песни, которые рассказывают о заключенных в тюрьму невинных детях, голодающих в мире, полном смерти.

Мириам написала эту песню после того, как большинство детей-сирот гетто было отпралено в неизвестном направлении, на встречу смерти. В 1941 году Мириам уже осознала, что взрослые и дети, высыланные из гетто, никогда не вернутся назад.

Мириам была членом совета молодежного движения "Гордоня" (Gordonya) в гетто. 17-летняя Мириам отвечала за группу из тридцати детей в возрасте от восьми до десяти лет. Она руководила групповыми дискуссиями, лекциями и пением. Она выяснила, что все дети-сироты будут депортированы в 1942 году. Мириам посвятила эту песню детям, помня их вопрошающие темные глаза.

The song is performed by Miriam Harel and was recorded by Gila Flam in Israel in 1985.

Polish

Lyrics: Miriam Harel
Melody: Polish folksong
 
Jada dzieci, jada droga,
Siostrzyczka I brat,
I nadziwic sie nie moga
Jaki podly swiat.
 
Tu sie widzi zólta late
Tam kolczasty drut
My odziani w stare szmaty
I drewniany but.
 
Wczoraj wzieli stad sieroty
I wyslali w dal.
Na placz zbiera sie ochota,
W sercu smutek, zal.
 
Jada dzieci, jada droga
Dokad? Dokad? Gdzie?
Tylko plaskac jeszcze moga
Póki pociag mknie…

English Translation

Łódź Ghetto, 1943 I
Lyrics: Miriam Harel
Melody: Polish folksong  

Children are going, are going away,
A brother and a sister
Wondering about the world,
What a nasty world. 

Here you see a yellow patch,
There you see barbed-wire fence,
We wear worn-out clothes
And wooden shoes.  

Yesterday they took away the orphans
And sent them far away.
One wants to cry,
And it is sad, and it is a pity.  

Children are going, are going away.
In their last days
They can only cry
As long as the train keeps going.

Miriam Harel composed the lyrics of the song and set it to a Polish children's song entitled 'Jadą dzieci, jadą droga' (Children are going away).  The song was composed after the big deportation from Łódź in September 1942. During eight days of curfew known in Łódź as the groyse shpere (great curfew), 20,000 elderly and sick people and children were deported.  This event was one of the most traumatic events in the life of the Łódź ghetto community.  Following this event, the streets of the ghetto, the youth clubs and most of the organised cultural events came to an end.  Domestic and private singing as Miriam describes it, could go on as long as one went on living. 

The Polish children's song on which this is based speaks of children who wonder about the beauty of the world.  The contrast between the original tune evoking nostalgic moments from a beautiful world, and the new lyrics about imprisoned, innocent children starving in a world full of death, adds to the tragedy described in this song.

Miriam wrote this song after most of the orphan children of the ghetto were removed, leaving for an unknown destination where death awaited them.  By 1941 Miriam knew that adults and children were being deported from the ghetto, never to return.

Miriam was a counsellor in the Gordonya youth movement in the ghetto.  Aged 17, she was in charge of a group of thirty children aged eight to ten.  She led the group in debates, lectures and singing.  She found out that all of them were to be shipped off in a single deportation of orphaned children in 1942.  Miriam dedicated this song to these children, remembering their dark, questioning eyes.