В 1916 году известный дирижер и пианист Теодор Ридер вернулся в Варшаву из Лиона, где он занимал престижную должность в оперном театре. В эти годы карьера молодого музыканта была на взлете. После нескольких лет, проведенных в Варшаве, Ридер переезжает в Лодзь и быстро становится одной из ключевых фигур в культурной жизни города. Ридер был не только талантливым дирижером и аккомпаниатором, но и основателем или членом многих музыкальных ассоциаций, клубов и общественных организаций. Активная музыкальная и общественная деятельность Теодора Ридера прервала депортация в Лодзинское гетто в начале 1940 года. В гетто Ридер по-прежнему играл ведущую роль в культурной жизни (теперь уже заключенных),  он продолжает выступать и заниматься культурной деятельностью даже после смерти жены. Последний концерт Теодора Ридера состоялся летом 1943 года.

Теодор Хенрик Ридер родился 10 июня 1881 года в семье адвоката в небольшом польском городке Петроков недалеко от Люблина. В детстве родители обучали сына игре на фортепиано (Теодор Ридер был, в первую очередь, профессиональным дирижером, но также он был и успешным пианистом). Получив среднее образование, Теодор продолжил свое музыкальное образование за рубежом, долгое время  он прожил в Германии, в городе Дармштадт. С 1904 по 1916 годы Теодор Ридер дирижировал на музыкальных сценах Германии, Швейцарии и Франции. Наиболее престижной в послужном списке дирижера была должность второго дирижера Лионского оперного театра. Видимо именно в Лионе Ридер встретил и полюбил немецкую оперную певицу Иду Фот (ради брака с Теодором онаприняла иудаизм).

Зарекомендовавший себя как талантливый музыкант, в 1916 году Ридер вернулся на родину и занял пост дирижера Большого оперного театра в Варшаве. Через два года он переехал в Лодзь. В этом городе дирижер проживал до самой депортации в 1940 году.  В 1919 году он получил должность дирижира филармонического оркестра, и со временем занял лидирующие позиции во многих музыкальных ассоциациях и группах Польши. Он дирижирует на польском радио, а также на сценах музыкальных сценах польских, еврейских и немецких театров. Он также аккомпанировал во время выступлений солистов и певцов, а также преподавал музыку в Академии.

Семью Ридеров отправили в Лодзинское гетто в марте 1940 года. Под руководством председателя юденрата Хаима Румковского Ридер участвовал в создании Дома Культуры гетто. Первые месяцы он регулярно выступал как дирижер и аккомпаниатор: за два года в газетах гетто упоминались четыре концерта Ридера, на котрых звучала музыка Бетховена, Листа, Мендельсона, Пуччини и Шуберта. Отмечая успехи дома Культуры, зимой 1941 года Ридер и другие ведущие музыканты гетто организовали "юбилейный концерт".  Статья на польском языке в "Обозрении гетто" отражает ту гордость, которую испытывали  на польском языке дает представление о коллективной гордости за эти музыкальные приношения, и их важность для сохранения морального духа:

В 1941 году в доме Культуры состоялся сотый концерт. Этот юбилейный концерт в последний день года состоялся в исполнении скрипачки Брониславы Ротштатóвны, которой аккомпанирует сам маэстро [Теодор] Ридер. Программу концерта составили произведения Баха, Глазунова и Моцарта. Кроме этих ста концертов, в доме Культуры, созданномсоздан 1 марта, состоялись 85 представлений ревю... также были даны два специальных шоу для детей... стоимость билета на представления составляет от 30 пфеннигов до 1 марки, билет для фабричных рабочихстоит 20-30 пфеннигов.

Ридер часто выступал вместе со скрипачкой Брониславой Ротштатóвной, бывшей солисткой Лодзинского симфонического оркестра. Одним из главных музыкальных событий гетто стал цикл из трех концертов Бетховена. Сохранился один из немногих музыкальных обзоров в немецкой прессе, автор которого балансирует между антисемитизмом и искренним признанием большого музыкального таланта музыкантов:

Ридер талантливо дирижировал на этих музыкальныхе вечерах. Желтая еврейская звезда подрагивала на его правом плече, когда дирижер страстно двигался в ритме музыки. Публику (в основном, жителей Лодзи) влекла музыка Бетховена. Немецкий классик не чужд  для них, напротив, он широко известен. Среди публики присутствуют те, кто напевает себе под нос мелодии Бетховена из симфоний и скрипичных концертов по пути домой, как если бы это были популярные народные песни на идиш. С точки зрения психологии этот феномен заслуживает внимания феномен, он наблюдается и в других [не музыкальных] областях.

Последний документально подтвержденный концерт Теодора Ридера состоялся в июне 1943 года: он выступил как пианист в сборном концерте инструментальной музыки и песен. В 1944 году нацисты экспроприировали все музыкальные инструменты в гетто: это символизировало как конец культурной деятельности жителей, так и неминуемую ликвидацию самого гетто. К концу войны гетто было "очищено"; как Ридер, так и Ротштатóвна были депортированы в Освенцим осенью 1944 года. (жена Ридера умерла во время заключения в гетто: несмотря на нееврейское происхождение и возможность покинуть территорию гетто, она отказалась от развода с Теодором и возвращения в христианскую веру). Брониславе Ротштатóвне удалось выжить в концлагере, после освобождения она вернулась в Лодзь и стала концертным директором нового филармонического оркестра. По всей видимости, Ридер погиб с прочими обитателями Лодзинского гетто в Биркенау.

Список литературы

Dobroszycki, L. ed., 1984. The Chronicle of the Lodz Ghetto, 1941-1944, New Haven: Yale University Press.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Krickeberg, K. & Zeile, H., 2005. 'Über Teodor Ryder, Dirigent, in Auschwitz ermordet, und Ida Ryder geb. Voth, Sängerin, im Ghetto von Lódz verhungert’. musica reanimata - Mitteilungen, 57, 14-16.

The well-known conductor and pianist Teodor Ryder returned from a prestigious position at the opera house in Lyon to Warsaw in 1916.  At the time, the young musician was at the peak of his career.  After working for several years in Warsaw, he moved to Łódź, where he rapidly became a leading figure in the city’s rich cultural life.  Not only an important conductor and accompanist, Ryder was a founder or organising member of many musical associations, clubs, and community organisations.  This varied musical activity did not end with his forced deportation to the Łódź ghetto at the beginning of 1940.  On the contrary, Ryder became a valued figure in the ghetto’s vibrant cultural world, and continued to perform and organise even after the death of his wife.  He gave his final concert in the summer of 1943.

Teodor Henryk Ryder was born on 10 June 1881 in the small town of Piotrków near Lublin, Poland.  His father was a lawyer, and his parents gave him piano lessons as a child.  Although he was primarily a professional conductor, he remained a successful pianist throughout his life.  Following the completion of his secondary education, he pursued his musical education abroad, with a lengthy stay in Darmstadt, Germany.  Between 1904 and 1916, he worked as a conductor in Germany, Switzerland and France.  His most illustrious position was that of second bandmaster at the Lyon opera house.  It was probably also in Lyon that he met and fell in love with his future wife, the German singer Ida Voth, who converted to Judaism for their marriage.

Having established himself musically, in 1916 Ryder returned to his homeland, where he found a position as orchestra leader at the large opera house in Warsaw.  After two years in Warsaw he went to Łódź, where he remained until his deportation.  In 1919 he began to conduct the philharmonic orchestra there, and eventually attained leading positions in many musical associations and groups.  He performed for the Polish radio, and for Polish, Jewish and German theatres.  In addition, he was busy as a successful accompanist for soloists and singers, and as a music teacher at the academy.

The Ryders were forced into the Łódź ghetto in March 1940.  Ryder was involved with the foundation of the House of Culture under the leadership of Jewish Council chairman Khayim Rumkowski. In the ghetto’s early months he performed regularly as a conductor and accompanist: the ghetto newspaper mentions four complete concerts of his over the next two years, featuring the music of Beethoven, Liszt, Mendelssohn, Puccini and Schubert.  In celebration of the House of Culture’s success, Ryder and other leading musicians of the ghetto organised a ‘jubilee concert’ in the winter of 1941.  A ghetto review in Polish gives an idea of the collective pride in these musical offerings, and their importance to the maintenance of morale:

In 1941 the House of Culture performed its one hundredth in a series of concerts.  This jubilee concert took place on the last day of the year and was devoted to a violin recital by Bronislawa Rotsztatówna accompanied by maestro [Teodor] Ryder.  The programme consisted of works by Bach, Glazunov and Mozart.  Aside from the 100 concerts, the House of Culture, which was created on 1 March, has presented 85 revue performances ... there were two special shows for children ... The cost of a ticket ranges from 30 pfennig to 1 mark, while shows for factory workers cost from 20-30 pfennig.

Ryder performed often with Rotsztatówna, who had been a soloist in the Łódź symphony orchestra before the war, and one of the most successful musical events in the ghetto was their series of three Beethoven concerts.  A rare surviving review in German of the evening, balancing antisemitism with sincere appreciation of great musical talent, reported that

Ryder led the evening with talent.  The yellow Jew star on the right shoulder quivers with his body as he passionately sways along to the rhythm of the music.  The public – the great majority are from Łódź – feel drawn to the music of Beethoven.  The German classic is not foreign to them – on the contrary, it is well known.  And there are a number of visitors who hum to themselves Beethoven themes from symphony and violin concerts on the journey home, as if they were popular Yiddish folk songs – psychologically speaking a noteworthy phenomenon, that can also be observed in other [non-musical] disciplines.

Ryder’s last documented concert was in June 1943, when he performed as a pianist in a mixed concert of instrumental music and song.  In 1944, the Nazis expropriated all instruments in the ghetto: this marked both the end of cultural activity, and imminent liquidation.  The ghetto was cleared by the end of the year; both Ryder and Rotsztatówna were deported to Auschwitz in the autumn of 1944. (Ryder’s wife Ida had died while still in the ghetto: despite her non-Jewish origins, she refused to divorce him and convert back to Christianity, though this would have allowed her to leave.) Rotsztatówna managed to survive the horrors of the camp, after liberation returning to Łódź to become the concert mistress of a new philharmonic orchestra.  Ryder was probably killed with the other members of the Łódź ghetto in Birkenau.

Sources

Dobroszycki, L. ed., 1984. The Chronicle of the Lodz Ghetto, 1941-1944, New Haven: Yale University Press.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Krickeberg, K. & Zeile, H., 2005. 'Über Teodor Ryder, Dirigent, in Auschwitz ermordet, und Ida Ryder geb. Voth, Sängerin, im Ghetto von Lódz verhungert’. musica reanimata - Mitteilungen, 57, 14-16.