Последние дни Второй Мировой Войны, разрушенная Варшава. В сгоревшем доме у расстроенного фортепиано польский пианист Владислав Шпильман столкнулся лицом к лицу с немецким офицером. Шпильман не мылся уже несколько месяцев и более года жил, питаясь на помойках. Он был готов к удару или выстрелу в упор, но вместо этого офицер начал разговор. Он спросил Владислава о профессии и, хотя в подобных обстоятельствах вопрос казался лишенным смысла, Шпильман все-таки ответил: "Пианист". Немец толкнул его к разбитому пианино и приказал играть. Это было совсем непростым делом для слабого, голодного, три года не прикасавшегося к клавишам человека. Шпильман начал наигрывать ноктюрн си-диез минор Шопена; это была та самая пьеса, которую музыкант записывал на Польском радио в день нацистского вторжения в Варшаву. После минутного молчания офицер спросил Шпильмана: "Вы еврей?", а потом дал ему одежду и еды на несколько недель. Когда офицер собрался уходить, Шпильман взял его за руку и сказал:

Вы не знаете моего имени, вы о нем не спрашивали, но я бы хотел, чтобы вы его запомнили, ведь неизвестно, что будет дальше. Вам предстоит далекий путь домой, а я, если выживу, наверняка сразу начну работать, здесь же, на том же самом Польском радио, где работал до войны. Если с вами случится что-нибудь плохое, а я смогу чем-то помочь, запомните: Владислав Шпильман, Польское радио.

Этот офицер умер в лагере для немецких военнопленных, а Владислав Шпильман выжил. Много позже режиссер Роман Полански снял на основе этой истории свой знаменитый фильм "Пианист".

 
Шпильман родился в 1911 году в Польше. С раннего детства он демонстрировал способности к игре на фортепиано. Он учился музыке в Варшаве, в 20-х годах переехал в Берлин. Он погрузился в водоворот музыкальной жизни Веймарской Германии, учился по классу фортепиано у Артура Шнабеля и по классу композиции у Франца Шрекера в Берлинской Академии Искусств. Когда в 1933 году к власти пришли нацисты, музыкант вернулся к семье в Варшаву и устроился на польское радио пианистом. К 1939 году он был автором множества популярных песен и классических произведений, но прославился, в первую очередь, как пианист.

Эта многообещающая музыкальная карьера прервалась 1 сентября 1939 года, когда немецкие войска вторглись на территорию Польши. Семья Шпильмана, как и сотни тысяч других евреев, оказалась в Варшавском гетто. Чтобы заработать на пропитание для своей семьи, Шпильман устроился пианистом в  популярное у нацистов и коллаборационистов кафе "Современник" (пол. Nowaczesna). В кафе музыканта окружали благополучные и здоровые немцы и богатые евреи, а в то же время, на улицах гетто тысячи людей умирали от голода. В своем дневнике Шпильман писал: "Я расстался сразу с двумя иллюзиями ... верой в нашу солидарность и музыкальность евреев". Вскоре пианист бросил работу в "Современнике" и перешел в другое кафе. Шпильман был популярным исполнителем, имевшим связи со многими другими интеллектуалами и артистами в гетто.

Благодаря работе Шпильмана, его семья смогла выживать в гетто несколько лет, но это была лишь отсрочка. Начало конца наступило летом 1942 года, когда начались массовые депортации евреев из гетто. Шпильман каждый день видел, как заталкивали в вагоны его родственников и друзей, но благодаря удаче, некоторое время ни он, ни его семья не попадали в списки нацистов. В конце концов, они тоже попали на вокзал, чтобы отправиться "на Восток" (в лагерь смерти Tреблинка). Когда все погрузились в вагоны, чья-то рука вытолкнула пианиста на перрон. Шпильман смотрел вслед уходящему поезду, который увозил на смерть его семью.

Шпильман не мог свободно передвигаться по Варшаве из-за постоянной угрозы обнаружения и разоблачения со стороны нацистов. Великодушие друзей, знакомых и незнакомых людей помогли музыканту выжить вне стен гетто. Несколько месяцев он переходил из одного полуразрушенного, покинутого владельцами дома в другой, в конце концов у Владислава возникла уверенность, что он - единственный выживший в Варшаве человек. Стояла зима 1945 года, когда в одном из заброшенных домов, в поисках продовольствия, он столкнулся со своим спасителем - немецким офицером. 

После окончания войны Шпильман вернулсь к работе на Польском радио. Также он выступал с сольными фортепианными концертами, работал в камерном ансамбле, писал музыку. В 1986 году он перестал гастролировать и посвятил себя сочинению музыки. Владислав Шпильман умер в Варшаве в 2000 году. К моменту смерти он был одним из самых известных и популярных музыкантов послевоенной Польши. До того, как автобиография пианиста была опубликована на немецком и английском языках и особенно до выхода фильма Романа Поланского "Пианист", Шпильман был практически неизвестен на Западе. Сейчас ситуация постепенно меняется, замечательное наследие этого талантливого исполнителя и композитора бессмертно.

Список литературы

Silverman, J. (2002). The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust. Syracuse, N.Y., Syracuse University Press.

Szpilman, Wladyslaw. (1999). The Pianist: The Extraordinary True Story of One Man's Survival in Warsaw, 1939-1945. New York, Picador USA.

Towards the end of World War II, in a burnt-out villa in the destroyed city of Warsaw, the Polish pianist Władysław Szpilman faced a German officer before an out-of-tune piano.  Szpilman had not bathed in months, and had been living off scraps for more than a year.  Szpilman prepared himself for a blow or a shot. Instead, the officer asked about his profession.  Although the question seemed meaningless given the context, Szpilman replied: 'pianist'.  The German took him to the battered piano and told him to play, no simple task for a starved man who had not touched a piano for three years.  Despite his weakness, Szpilman played Chopin’s Nocturne in C-sharp minor, the same piece that he had played on the radio the day the Germans invaded Warsaw.  After a moment of silence, the officer asked him if he was Jewish, then gave him food and clothing with which to survive the next weeks.  When the officer was about to leave, Szpilman took his hand and said:

I never told you my name; you didn’t ask me, but I want you to remember it.  Who knows what may happen?  You have a long way to go, to get home.  If I survive, I’ll certainly be working for Polish radio again.  If anything happens to you, if I can help you then in any way, remember my name, Szpilman, Polish radio.

The officer died in a prisoner of war camp, while Szpilman survived.  His story was immortalised in Roman Polanski’s acclaimed film, The Pianist.

Szpilman was born 1911 in Poland.  Early on he showed an aptitude for the piano, training in Warsaw and then, in the 1920s, moving to Berlin.  In the exciting musical environment of Weimar Germany, Szpilman studied piano and composition at the Berlin Academy of Arts, working with Franz Schreker among others.  When the Nazis took power in 1933 he returned to his family in Warsaw and worked as a pianist for Polish Radio.  By 1939, he had composed many popular songs and classical works, and had made a name for himself as a pianist.

This promising musical career was interrupted by the German invasion of Poland on 1 September 1939.  Szpilman and his family were driven, along with hundreds of thousands of other Jews of the area, into the Warsaw ghetto. There, in order to acquire the food necessary to protect his family from starvation, he worked as a pianist at the Café Nowaczesna, a well-known gathering place for Nazis and collaborators.  Surrounded by Nazis and wealthy Jews in the café, while thousands outside were staving to death, Szpilman wrote, 'I lost two illusions ... my belief in our general solidarity and in the musicality of the Jews'. This job was replaced by positions at other cafés and nightclubs. Szpilman was a well-known and popular entertainer, with connections to many other intellectuals and artists in the ghetto.

The family managed to eke out a living for several years, but this tentative existence was only temporary.  The beginning of the end came in the summer of 1942, when large-scale deportations from the ghetto began.  Szpilman watched as relatives and friends were sent on transports, but managed to keep his immediate family safe through luck and perseverance.  Finally, however, they too were called for transport to ‘the East’ (Treblinka). As they were boarding the train, an unknown hand pulled him away to safety, however, and he watched as his family was sent to their deaths.

Unable to walk freely outside because of the constant threat of discovery or denunciation, Szpilman relied on the generosity of friends, acquaintances and strangers to survive outside the ghetto walls.  In the months that followed, Warsaw was largely destroyed and abandoned; Szpilman barely survived, moving from burnt-out building to building. After months of this existence, he became certain that he was the only person left alive in Warsaw.  It was in the winter of 1945, while foraging, that he was to meet the German officer who was to save his life.

Once the war was over, Szpilman received his old job back at the Polish Radio.  He also gave concert performances as a soloist and member of chamber ensembles, and composed extensively. He retired from touring in 1986 to devote himself entirely to composing, and died in Warsaw in 2000.  At the time of his death, Szpilman was one of the best-known and most popular musicians of post-war Poland.  Until the release of his autobiography in German, and later in English, and especially the success of Polanski’s film, Szpilman was virtually unknown in the West. This is slowly beginning to change, as his remarkable life as well as performances and compositions are winning him a posthumous following.

Sources

Silverman, J. (2002). The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust. Syracuse, N.Y., Syracuse University Press.

Szpilman, Wladyslaw. (1999). The Pianist: The Extraordinary True Story of One Man's Survival in Warsaw, 1939-1945. New York, Picador USA.