Вид на арочный вход в Краковское гетто. USHMM (73171), предоставлено Институтом национальной памяти (Instytut Pamieci Narodowej).
Rikle Glezer photo.

В период между мировыми войнами Краков был центром культурной еврейской жизни. Еврейская община Кракова насчитывала около 60 тысяч человек. По иронии судьбы, гетто, ставшее последним приютом для десятков тысяч польских евреев, было расположено не на территории еврейского квартала Кракова. Поэтому, хотя само гетто и было уничтожено, еврейский квартал остался невредим. Сегодня краковский еврейский квартал - один из немногих сохранившихся в Польше, хотя сами евреи были убиты или эмигрировали давным-давно.

Краковское гетто официально было основано в марте 1941 года. Всего в сорока милях от гетто были построены два крупных лагеря: трудовой лагерь Плашув и лагерь смерти Освенцим. После оккупации евреи подверглись преследованиям и гонениям, а позднее их выселили за пределы города. В Кракове осталось около 15 тысяч человек, их использовали на различных работах.

Гетто было переполнено людьми, они существовали в ужасающих условиях, продовольствия на всех не хватало. Способные работать трудились на заводах, расположенных на территории гетто или в ближайших окрестностях Кракова. Самым известным был завод Оскара Шиндлера, усилия этого промышленника по спасению жизни еврейских рабочих были прославлены фильмом Стивена Спилберга "Список Шиндлера".

Летом 1942 года началась крупномасштабная депортация краковских евреев. Тысячи евреев попали в лагерь смерти Белжец. В ходе одной из самых первых акций был убит популярный автор идишских песен Moрдехай Гебиртиг. С точки зрения нацистов, он слишком медлил при погрузке в вагон, поэтому его застрелили вместе с близким другом. За несколько следующих недель жители Краковского гетто обнаружили, что поезда уходят не в трудовые лагеря, а в Белжец и Освенцим. С этого момента возрастает активность подполья гетто (растет и число самоубийств). Члены сопротивления устраивали саботаж на заводах, где трудились евреи и организовывали побеги. Краковские подпольщики не сумели организовать столь активное сопротивление, как узники Варшавского гетто, не могли они и остановить волну убийств и депортаций. К началу 1943 года гетто практически опустело: его окончательная ликвидация состоялась в марте, немногие оставшиеся в живых узники были отправлены в Плашув и Освенцим.

В еврейскую общину Кракова входили несколько известных артистов и музыкантов. Кроме Мордехая Гебиртига, известного своими красивыми и пророческими песнями и стихами, в гетто жил молодой Роман Полански, ставший впоследствии известным кинорежиссером. Фильм Поланского "Пианист" рассказывает историю выжившего обитателя Варшавского гетто, музыканта Владислава Шпильмана.

Еврейские дети в Краковском гетто играют на скрипках для фотографа, сентябрь 1939-1940гг. USHMM Photo Archives (18707), предоставлено Музеем Истории Фотографии (Muzeum Historii Fotografii)
Rikle Glezer photo.

Cписок литературы

Schneider, G. ed., 2000. Mordechai Gebirtig, his poetic and musical legacy, Westport, Conn.: Praeger.

USHMM photo archive (biographies accompanying photographs)

View of the arched entrance to the Krakow ghetto. USHMM (73171), courtesy of Instytut Pamieci Narodowej.
Rikle Glezer photo.

During the inter-war years, with a well-established Jewish community of around 60,000, the city of Kraków was a centre of Jewish cultural life.  Ironically, however, the ghetto that became the last home for tens of thousands of Polish Jews was not located in the historically Jewish area of the city; thus, although the ghetto itself was destroyed, the Jewish neighbourhood remained intact.  The city of Kraków today houses one of the few surviving historical Jewish areas in Poland, although the Jews themselves were murdered or emigrated long ago.

The Kraków ghetto was officially established in March 1941.  Two major camps were constructed nearby: the labour camp Plaszow, and the death camp Auschwitz, only forty miles away.  After the initial occupation, the Jews were harassed and abused and then made to resettle outside of the city.  About 15,000 were left behind, to be used as forced labour.

Inside the ghetto, people were crammed together in harsh conditions, with little food.  Those who were able to work were employed in factories set up in the ghetto or surrounding areas of the city; the most famous of these was the factory of Oskar Schindler, whose efforts to save the lives of his Jewish workers were made famous in Steven Spielberg’s film Schindler’s List.

In the summer of 1942, large-scale transports of the Kraków Jews began. Thousands were taken to the death camp Belzec.  It was during one of the earliest of these transports that the popular Yiddish songwriter Mordechai Gebirtig was killed.  Unable to move to the trains quickly enough to satisfy the guards, he was shot down along with a close friend.  Over the weeks, ghetto residents slowly discovered that the trains were heading not to a labour camp but to Bełżec and Auschwitz.  At this point, activity by the ghetto underground increased (as did the number of suicides).  Acts of resistance included sabotage activity in the factories where Jews were forced to work, and escape attempts.  The underground was not able to stage a large-scale resistance as in the Warsaw ghetto, however, nor could it stem the tide of murders and deportations.  By early 1943, the ghetto was almost empty: its final liquidation took place in March, the few surviving Jews sent to Plaszow and Auschwitz.

The Kraków Jewish community included several important artists and musicians.  In addition to Mordechai Gebirtig, known for his beautiful and prescient songs and poems, the ghetto housed the young Roman Polanski, who grew up to become a renowned film director. Polanski’s film The Pianist tells the story of the musician and Warsaw ghetto survivor Władysław Szpilman.

Jewish children in the Krakow ghetto play violins for the cameraman, Sep 1939 - 1940. USHMM Photo Archives (18707), courtesy of Muzeum Historii Fotografii.
Jewish children in the Krakow ghetto play violins for the cameraman 1939 - 1940.

Sources

Schneider, G. ed., 2000. Mordechai Gebirtig, his poetic and musical legacy, Westport, Conn.: Praeger.

USHMM photo archive (biographies accompanying photographs)