Фотография из удостоверения личности Маркуса Биртига, также известного как Мордехай Гебиртиг (август 1940г.)USHMM, предоставлено еврейским научно-исследовательским институтом истории
Rikle Glezer photo.

Во второй половине 30-х годов антисемитские настроения гитлеровского режима распространились по всей Европе. Число погромов и нападений на евреев стремительно росло в Германии, Австрии, Польше, Чехословакии и Прибалтийских государствах. Еврейские общины веками жили под постоянной угрозой погромов, но частота проявлений и уровень насилия в эти годы вышли на совершенно новый уровень. В марте 1936 года банды "правых" попытались разгромить еврейские лавки в маленьком польском городке Пшитык. Евреи, недавно организовавшие Лигу Самообороны, сумели оказать сопротивление, хотя соотношение сил было не в их пользу, да и оружия не хватало. Один из нападавших умер от полученных ран. В ответ поляки устроили кровавый погром, во время которого десятки евреев были ранены, а одна семейная пара погибла, оставив сиротами троих маленьких детей. На суде евреев, оказавших сопротивление погромщикам, обвинили в нападении и убийстве и приговорили к тюремному заключению. Эти события всколыхнули всё еврейское сообщество. Среди потрясенных произошедшим был и известный идишский поэт и сочинитель песен Мордехай Гебиртиг. Его ответом на случившееся стала песня "Горит" (ид. транслит. Es Brent). После войны, которая унесла жизнь Мордехая Гебиртига, его пророческая песня стала одним из самых известных произведений, увековечивших историю Холокоста и страдания жертв нацистов.

Мордехай Гебиртиг родился в Кракове 4 мая 1877 года. Его настоящее имя - Маркус Биртиг. Сын бедного лавочника, он обучался мастерству столяра, но уже в юности его влекла эстрада: он сам научился играть на флейте, затем стал актером. Биртиг привлек себе внимание писателя Авраама Райзена. Под его влиянием Бертиг начал сочинять музыку, которая позже принесла ему известность, а также создал первые эстрадные ревю и песни. Позднее он взял сценический псевдоним Гебиртиг. Во время Первой Мировой Войны он служил в австро-венгерской армии, хотя на фронт не попал так как был отцом трёх малолетних дочерей и к тому же имел слабое здоровье. Он работал санитаром в военном госпитале. Благодаря этой работе он общался с людьми разных национальностей: чехами, венграми, сербо-хорватами и румынами и имел возможность познакомиться с их национальной музыкой.

Сочинения Гебиртига быстро стали популярными. В 1920 году он опубликовал первый поэтический сборник "В народном стиле" (ид. трансл. Folkstimlekh). В 1936 году друзья поэта опубликовали его сборник "Мои песни" (ид. трансл. Mayne Lider). Во вступлении к этому собранию критик Менахем Кипнис назвал Гебиртига "идеальным еврейским народным поэтом". Продолжая традиции еврейских народных поэтов, Гебиртиг написал песни на многие свои стихи. Хотя он не знал нотную грамоту, он часто напевал или наигрывал на флейте несколько нот во время работы. Обычно Гебиртиг не сочинял мелодию к словам, скорее придумывал слова к уже готовой мелодии. Его успех как актера в идишском театре побудил многих режиссеров трансформировать песни Гебиртига в театральные сцены или пьесы. Именно благодаря работе в идишском театре он подружился с музыкантом Юлианом Гофманом, который распознал и поддержал таланты Гебиртига, записывая и транскрибируя его музыку. Гофман сыграл ключевую роль и в послевоенном восстановлении наследия Гебиртига.

В годы между двумя мировыми войнами политическая деятельность Гебиртига становится все более активной, развиваются классовая сознательность и еврейское самосознание поэта и композитора (он был как членом Польской Социалистической Партии, так и Бунда). Один из его друзей вспоминал страсть Гебиртига к сочинительству:

Иногда Гебиртиг впадал в подобие гипнотического транса. Это состояние было знаком того, что новая песня рождается в его голове… когда бы он ни пообещал принести новую песню на собрание, он всегда держал свое слово… об авторском праве речи тоже не шло. К песням Гебиртига относились как к общественной собственности.

Современным историкам песни Мордехая Гебертига помогают понять повседневную жизнь польских евреев в межвоенные годы, жизнь, которая была уничтожена Холокостом. Тесно сотрудничая с многими представителями творческих и "левых" интеллигенских кругов Польши, Гебиртиг пользовался всеобщими уважением и любовью. Кроме сборников поэзии, он создал бесчисленное множество колыбельных, песен о жизни на дне, на улицах и тяготах бедняцкого существования. Писал он и о своей любви к Польше. В произведениях Гебертига находит выражение его возмущение поведением некоторых поляков, их антисемитизмом и симпатизированием немцам. Успех песни "Горит" только упрочил репутацию Гебертига; спустя годы после войны один из старых друзей вспоминал концерт, который Гебиртиг дал в 1939 году в Краковской кофейне "Szmatka": "Я увидел его и услышал, как он поёт песню "Горит" в своей торжественной манере. Я видел пророка перед собой, с огнем, пылающим в глазах".

В первые годы войны большинство евреев были изгнано из Кракова. В ноябре 1940 года Гебиртиг с женой и дочерьми поселился в близлежащей деревушке, где евреи, лишенные заработка, приемлемого крова, пищи и медицинской помощи, влачили жалкое существование. Гебиртиг отдал многие из своих рукописей своему другу Гофману, который сумел сохранить их в  военные годы. Среди окружающих невзгод, в страхе перед будущим, ожидавшим его самого и его товарищей, Гебиртиг пишет стихи, полные горя и отчаяния. Когда в январе 1942 года начались ежедневные депортации евреев в лагеря смерти,  песни Гебертига стали еще пессимистичнее и мрачнее. Песни двух минувших лет, исполненные веры и надежды, такие как  "Минуты доверия" (ид. транслит. Minutn fun bitokhn), уступили место песням плача, таким как "Когда-то у меня был дом" (ид. транслит. Gehat Hob Ikh A Heym), "Моя мечта" (ид. транслит. Mayn Kholem) и "Звон колоколов" (ид. транслит. Glokn-Klang).

В марте 1942 года семью Мордехая Гебиртига депортировали в Kраковское гетто. Здесь поэт продолжил выступать и сочинять песни. В своем родном городе он вновь встретился со многими своими друзьями артистами.
В последнюю неделю мая 1942 года Гебиртиг тайно встретился с дочерью своего друга Гофмана. Он передал ей стихи, которые сочинил после высылки из Кракова. В мае 1942 года Гебертиг пишет свое последнее стихотворение - циничную и горькую тираду, заканчивающуюся саркастическим припевом: "Всё хорошо, всё прекрасно, лучше и быть не может". 4 июня 1942 года нацисты окружили гетто и начинали загонять евреев в вагоны для перевозки скота. Крики солдат сопровождались выстрелами: они расстреливали тех, кто шел слишком медленно, сбивая шаг, или был слишком болен и слаб, чтобы оставаться на ногах. Среди первых евреев, убитых на пути к вагонам, был Мордехай Гебиртиг. Поэт и его жена погибли, но их дочери сумели спрятаться в укрытии и спастись.

Список литературы

Fater, Y., 1970. Yidishe muzik in poyln tsvishn beyde velt-milkohmes, Tel Aviv: Velt federatsye fun poylishe yidn.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Rosen, P., 2002. Bearing witness: a resource guide to literature, poetry, art, music, and videos by Holocaust victims and survivors, Westport, Conn.: Greenwood Press.  

Schneider, G. ed., 2000. Mordechai Gebirtig, his poetic and musical legacy, Westport, Conn.: Praeger.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.

Mordechai Gebirtig

Identification photo of Markus Bertig, also known as Mordechai Gebirtig, August 1940. USHMM, courtesy of Zydowski Instytut Historyczny Instytut Naukowo-Badawczy

By the second half of the 1930s, the influence of Adolf Hitler’s antisemitism was spreading throughout Europe.  Over the course of the decade, the numbers of pogroms and attacks increased dramatically for the Jews of Poland, Czechoslovakia and the Baltic states, as well as for the Jews of Germany and Austria.  Though these communities had experienced pogroms over the centuries, the frequency and intensity of violence was reaching a new level.  In March 1936, rightwing gangs began looting Jewish stores in the small Polish town of Przytyk.  The Jewish merchants and their families had previously organised a self-defense league, and although they were outnumbered and over-matched in terms of weapons, they managed to drive away the hooligans; one of their attackers even died from his injuries.  The Poles of the area responded with a bloody pogrom, wounding dozens of Jews and murdering a couple, orphaning their three young children.  In the trial that followed the event, the Jewish victims were accused of assault and murder, and imprisoned.  The pogrom sent shockwaves through the Jewish community.  One of those affected was the well-known Yiddish poet and songwriter Mordechai Gebirtig, who penned the hauntingly prescient and popular song ‘Es Brent’ (It is burning) in response the event.  After the war, which claimed the life of the composer, the song became one of the most prominent musical works commemorating the destruction of European Jewry and the suffering of the victims.

Mordechai Gebirtig was born in Krakow as Markus Bertig on 4 May 1877.  The child of a poor shopkeeper, Bertig trained as a carpenter.  As a young man, he was also drawn to entertainment, teaching himself to play the flute and then becoming an actor.  He attracted the attention of the writer Abraham Reisen, and under his influence, began the composing that was to make him famous, also writing his first theatre revues and songs (later under the stage name Gebirtig).  During World War I he served in the Austro-Hungarian army, although on the basis of his frail health and three young daughters he was freed from being sent to the front.  Instead he worked as a medical orderly, a position that exposed him to an international group of people.  In the hospitals of the Great War, Gebirtig for the first time met Czechs, Hungarians, Serbo-Croatians and Rumanians, who shared with him their folk melodies.

Gebirtig’s writings quickly became popular.  In 1920 he published his first book of poetry, called Folkstimlekh (In a folk mode).  In 1936, friends published a collection of his poetry called Mayne Lider (My songs).  In the introduction by the contemporary critic Menakhem Kipnis, Gebirtig was called “the perfect Jewish folk poet”.  Following the tradition of Jewish folk poets, he also made many of his poems into songs.  Although he could not read music, he often hummed or played a few notes on his flute as he worked.  He did not usually compose melodies for his lyrics; rather, he would write his lyrics after learning a tune.  His success as an actor in the Yiddish theatre also encouraged many directors to transform his songs into scenes or plays.  Indeed, it was through his work in the Yiddish theatre that he was to befriend the musician Julian Hoffmann, who recognised and supported his talent, recording and transcribing his music.  Hoffmann was also a pivotal figure in the post-war recovery of Gebirtig’s compositions.

In the inter-war years Gebirtig became increasingly politically active, developing a strong class-consciousness and Jewish identity (he was a member of both the Polish Socialist Party and the Bund).  One of his friends remembered Gebirtig’s passion for composition:

Sometimes Gebirtig behaved like someone in a hypnotic trance.  It was a signal that a new song was germinating in his mind ... whenever he promised to bring a new song to the next meeting he always kept his word ... we did not know a thing about copyright either.  Gebirtig’s songs were considered communal property.

For contemporary historians, his songs provide a window into daily Jewish life in inter-war Poland, a way of life that was destroyed by the Holocaust.  Working closely within a community of leftist Jewish artists and intellectuals, Gebirtig was widely respected and well-liked; in addition to his volumes of poetry, he wrote numerous lullabies, songs of the underworld, of street life, and the hardships of poverty.  He also wrote of his love for Poland, and his outrage at his fellow Polish citizens for their antisemitism and sympathy to the Germans.  The success of ‘Es brent’ only confirmed his reputation; years after the war an old friend still recalled a concert he gave in the Krakow coffee house ‘Szmatka’ in 1939, in the midst of a group of radical activist Jews: when “I saw him and heard him sing ‘Es brent’ in his solemn way, I saw a prophet before me, with fire in his eyes”.

During the first years of the war, most Jews were expelled from the city of Krakow.  In November 1940, along with his wife and daughters, Gebirtig settled in a nearby village, where -- without a real income, adequate shelter, food or health services -- Jews suffered a miserable existence.  Gebirtig gave many of his papers to his friend Hoffman, who managed to preserve them throughout the war.  In the misery of his new surroundings, and fearful of the future that awaited him and his fellow Jews, Gebirtig’s poems became full of grief and despair.  When daily deportations of Jews to the death camps began in January 1942, his songs became increasingly pessimistic and dark.  The hope and faith of songs from a year or two before like ‘Minutn fun bitokhn’ (Moments of confidence) gave way to laments like ‘Gehat Hob Ikh A Heym’ (I once had a home), ‘Mayn Kholem’ (My dream), and ‘Glokn-Klang’ (The sound of bells), among others.

In March 1942, the Gebirtigs were moved to the Krakow ghetto, where the poet continued to perform and compose for the remaining months of his life. Here, back in his home city, he was reunited with many of his artist friends.  In the last week of May, Gebirtig surreptitiously met with his friend Hoffmann's daughter, giving her the material that he had composed since being sent away from Krakow.  In May 1942 he wrote what was to be his last poem, a cynical and bitter tirade ending with the sarcastic refrain, “It’s all right, it’s fine, it couldn’t be better”.  On 4 June 1942, Nazis surrounded the ghetto and began marching Jews to waiting cattle-cars.  The screams of the soldiers were accompanied by gunshots; all those too slow to keep up, or too ill or weak to stay on their feet, were shot. Among the first Jews to die on the way to the cars was Gebirtig.  Although both the poet and his wife perished, his daughters managed to survive in hiding.

Sources

Fater, Y., 1970. Yidishe muzik in poyln tsvishn beyde velt-milkohmes, Tel Aviv: Velt federatsye fun poylishe yidn.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Rosen, P., 2002. Bearing witness: a resource guide to literature, poetry, art, music, and videos by Holocaust victims and survivors, Westport, Conn.: Greenwood Press.  

Schneider, G. ed., 2000. Mordechai Gebirtig, his poetic and musical legacy, Westport, Conn.: Praeger.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.