Эмиль Ф. Буриан. Copyright Uživatelské chování návštěvníků encyklopedie CoJeCo vyhodnocuje eMerite.cz. ©1999-2006, OPTIMUS s.r.o.

К концу апреля 1945 года нацистам стало ясно, что война проиграна. Началась ликвидация лагерей, заключенных уничтожали или отправляли на марши смерти без пищи, воды и подходящей одежды. В концлагере Нойенгамме, как и в других нацистских лагерях, хаос этих последних дней привел к гибели дополнительных тысяч заключенных. Эмиль Буриан, чешский композитор, писатель и музыкант "левых" взглядов, был в числе нескольких тысяч немощных и больных заключенных главного лагеря, которых нацисты должны были "переместить". Некоторых заключенных силой согнали на переоборудованный океанский лайнер "Кап Аркона". Этот корабль с низкой осадкой должен был служить идеальной мишенью для авиационных ударов союзников. Буриан, запертый вместе с другими заключенными в крошечных каютах без пищи и воды, делает то же, что делал и в других лагерях и тюрьмах на протяжении последних четырех лет: он продолжает писать, сочиняет длинное стихотворение о Праге, в котором прославляет социализм и Красную Армию. Пока самолёты союзников кружат над кораблем, он читает новые стихи соседям по каюте. 3 мая 1945 года британская и американская авиация, не подозревавшая о находившихся на борту заключенных, атаковала "Кап Аркон". Заключенных, которые спаслись под обстрелом и смогли доплыть до берега, расстреливали поджидавшие их офицеры СС. Среди нескольких сотен выживших был и Буриан. 

Это был один из бесчисленных поединков со смертью, которые чешский музыкант вел на протяжении всей своей нелегкой жизни. Эмиль Франтишек Буриан родился 11 июня 1904 года в городе Пльзень в музыкальной семье: его отец был знаменитым баритоном, мать - сопрано, а дядя известным тенором. С юности он воспитывался под  влиянием классической и авангардной музыки и джаза, позднее изучал композицию в Праге. В 20-х годах Буриан стал испытывать все больший интерес к театру, в это же время он стал членом Коммунистической партии. Убежденный в силе политического воздействия театрального искусства, Буриан основал экспериментальную театральную группу "Там-Там". По мере того, как власть нацистов в Германии крепла, его произведения приобретали все более национальное и антифашистское звучание. После оккупации Чехословакии, Буриан открыто выступал с протестами и призывами к сопротивлению нацистам.

12 марта 1941 Эмиль Буриан был арестован гестапо, многие его работы и сочинения были уничтожены. Он, как и другие работники театра, был осужден за "заговор против Германской империи" и депортирован. Весь следующий год Буриана переводят из одной тюрьмы в другую, помещая  в крошечные камеры, где он испытывал недостатк еды и привлекался к тяжелейшим работам. Уже к моменту ареста физически ослабленный, он бы быстро умер в заключении, если бы не поддержка со стороны различных организаций заключенных и отдельных лиц. В разных тюремных камерах и бараках Буриан проводит политзанятия, разучивает с заключенными революционные песни и продолжает верить в мощь Красной Армии.

В июне 1941 года, Буриан был переведен в лагерь Дахау, его прикрепили к команде, выполнявшей особо тяжелые работы. Он сумел выжить лишь  благодаря хорошему отношению немецкого капо, большого любителя музыки. Буриан аккомпанировал ему на губной гармошке и получал за это дополнительное питание, необходимое чтобы выжить. Также Буриан часто декламировал, пел и писал тексты для своих товарищей заключенных. Но, хотя Буриан провел в Дахау более года и общался со многими музыкантами, он так и не смог попасть в среду музыкального "актива" и не был включен в состав лагерного оркестра. Однако, он пел вместе с лагерным джаз-бендом.

В начале августа 1942 года Буриана перевели в лагерь Нойенгамме. Условия его существования изменились к лучшему: он получил работу на оружейном заводе и пользовался поддержкой других чешских заключенных. Буриан хорошо выполнял свою работу в окружении людей, готовых защищать его. У  него даже появилось немного свободного времени для изучения французского языка и поэтического творчества. Буриан также вступил в группу чешских заговорщиков, которые принимали участие в культурных мероприятиях и актах сопротивления. По выходным руководство лагеря устраивало вечеринки, играть на которых должен был лагерный оркестр; Буриана принудили участвовать в этих вечеринках в качестве пианиста,  эту работу он сравнивал с проституцией. В дополнение к этим обязательным выступлениям для охранников и лагерной элиты, Буриан часто развлекал заключенных в бараках. В его репертуаре были песни из Трёхгрошовой оперы, пользовавшейся большой популярностью у немецких антифашистов. В 1944 году к Рождественскому празднику он написал музыкальную пьесу для большого хора и струнного оркестра из 20 музыкантов. Пьеса эта имела большой успех. Она начиналась строчками:

Хлеб наш насущный – тяжелый хлеб, вкуса крови, вкуса пота, вкуса слез. Когда нас окружает труд, мы едим молча, быстро перемалывая зубами хлеб наш насущный! Наш кусок хлеба.

Буриан исполнял песни и аккомпанировал себе на фортепиано, а также сочинял произведения, которые исполнял вместе с другими лагерными музыкантами. К сожалению, все эти тексты были утеряны во время потопления "Кап Алькона".

После войны, Буриан был успешным режиссером, актером, музыкантом, композитором и издателем. Он умер в Праге 9 августа 1959 года.
 

Список литературы

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Peterson, P. ed., Zündende Lieder - Verbrannte Musik: Folgen des Nazifaschismus für Hamburger Musiker und Musikerinnen, Hamburg: VSA-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

Emil F. Burian. Copyright Uživatelské chování návštěvníků encyklopedie CoJeCo vyhodnocuje eMerite.cz. ©1999-2006, OPTIMUS s.r.o

At the end of April 1945, it was clear to the Nazis that the war was lost.  The camps were being liquidated and their inmates either killed or sent on death marches without food, water or adequate clothing.  In the concentration camp Neuengamme, as in other Nazi camps, the chaos of these final days led to the deaths of many additional thousands of prisoners.  Emil Burian, the Czech leftist composer, writer and musician, was among several thousand weak and sickly inmates in the main camp that the Nazis ‘removed’.  Some were forced onto the converted ocean-liner ‘Cap Alcona’.  The ship, set loose on the water, was intended to serve as an ideal target for Allied air strikes.  Stuck with the other prisoners in tiny cabins without food or water, Burian did what he had done in many camps and prisons over the past four years: he wrote, composing a lengthy poem about Prague and the glories of socialism and the Red Army.  As the Allied ships were circling overhead, he recited it to the men in his cabin.  On 3 May, British and American planes attacked the ship, not knowing who was on board.  Those who managed to swim to shore were shot by waiting SS officers. Among the few hundred that survived was Burian.

This escape was one of countless brushes with death that the Czech artist had over the course of his difficult life.  He was born on 11 June 1904 in the city of Pilsen to a musical family: his father was a famous baritone, his mother a soprano and his uncle a well-known tenor.  From his youth he was exposed to classical and avant-garde music and jazz, and he studied composition in Prague.  During the 1920s, he became increasingly interested in theatre, and also joined the Communist Party.  Convinced of the power of theatre as an opportunity for political commentary, he founded the experimental performance group ‘Tam-Tam’.  As the Nazis rose to power in Germany, his writings became increasingly nationalistic and anti-fascist.  After the occupation of Czechoslovakia, he was an outspoken critic, encouraging his fellow countrymen to resist the Nazis.

On 12 March 1941 Burian was arrested by the Gestapo, who destroyed many of his writings and compositions.  Tried for ‘conspiracy against the German Reich’, he and the other workers of his theatre were deported.  He spent the next year moving from prison to prison, where he was consistently assigned tiny cells, little food and the hardest work details.  Already weak at the time of his arrest, he would quickly have died had it not been for the interventions of various prisoner organisations and individuals.  In the prison cells and barracks, he organised political education programmes, teaching revolutionary songs and sharing his faith in the power of the Red Army.

In June 1941, Burian was transferred to Dachau, where he was assigned to a particularly harsh work commando.  Burian managed to survive by developing a relationship with the group's German Kapo, a great music lover who had Burian accompany him on the harmonica.  In return for these performances, he received just enough extra food to survive.  Burian also frequently recited, sang and wrote texts for his fellow prisoners.  However, although he was in Dachau for over a year and maintained contact with many musicians, he was never able to get himself into the category of musical ‘prominents’, and was not brought into the camp orchestra.  He did, however, sing with the jazz band.

In early August 1942, Burian was transferred from Dachau to Neuengamme.  His circumstances initially improved: he got a job in an armaments factory and had the support of other Czech prisoners there.  Good at what he did, and with people willing to cover for him, he had some free time to learn French and write poetry.  He also joined a group of Czech conspirators who were involved in cultural activities and acts of resistance.  On weekends, the camp prominents organised parties for which the camp band was made to play; Burian was pressured to participate as a pianist, a job he regarded as prostitution.  In addition to these mandatory performances for the guards and the elites, Burian frequently entertained in the barracks.  He performed material that included songs from the leftist The Threepenny Opera, which was especially popular with German anti-fascists.  In 1944, he composed a piece for the Christmas festival, which included a large choir and a 20-piece string orchestra. It was a hit, opening with the lines:

Our daily bread is a hard bread, tastes like blood, tastes like sweat, tastes like tears.  When we are surrounded by labour, then we eat silently, then we quickly grind with our teeth our daily bread! Our piece of bread.

Burian also accompanied himself on the piano, sang chansons and composed songs that he performed with other musicians in the camp.  Unfortunately, all of these texts were lost with the sinking of the ‘Cap Alcona’.

After the war, Burian went on to work as a successful director, actor, musician, composer and publisher.  He died in Prague on 9 August 1959. 

Sources

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Peterson, P. ed., Zündende Lieder - Verbrannte Musik: Folgen des Nazifaschismus für Hamburger Musiker und Musikerinnen, Hamburg: VSA-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.