Лагерь Берген-Бельзен претерпел за годы существования значительные изменения. В 1940 году лагерь открыли в качестве места заключения военнопленных, за несколько лет в стенах лагеря Берген-Бельзен погибли десятки тысяч советских солдат, а также тысячи евреев, цыган (Синти и Ромa), гомосексуалистов и политических заключенных. В 1943 году в лагере была выделена специальная зона, здесь в суровых условиях содержались заключенные-евреи из разных стран Европы, была среди них и Анна Франк. В 1944 году лагерь получил статус "восстановительного", это означало, что в Берген-Бельзен пересылали из других лагерей бесчисленное количество больных или неспособных к тяжелой работе заключенных. В апреле 1945 года Берген-Бельзен был, наконец, освобожден британскими войсками. Выжившие заключенные находились на последней стадии измождения, за несколько следующих месяцев более 10 000 из них умерли. Союзники сожгли старые лагерные бараки, чтобы предотвратить эпидемию сыпного тифа, а поблизости был построен крупнейший на территории послевоенной  Германии лагерь для для перемещенных лиц (DP). Многие беженцы, особенно представители восточноевропейского еврейства, вынуждены были оставаться на территории Берген-Бельзена на протяжении нескольких лет. Они не могли вернуться к прежней жизни на родине и нуждались в поддержке, которая позволила бы им покинуть лагерь.

Лагерь Берген-Бельзен располагался на небольшой территории в шестидесяти километрах к северо-востоку от Ганновера. С 1940 по 1943 год это был лагерь для военнопленных - французских, бельгийских, а позднее и советских солдат. Немногие сумели пережить первые годы существования лагеря: десятки тысяч заключенных были расстреляны, погибли от голода и сыпного тифа. До наших дней дошла скудная информация о лагерном быте, в этой ситуации даже не стоит говорить о музыкальных аспектах жизни заключенных. Однако, жесточайшее отношение к военнопленным, не шло ни в какое сравнение с тем, что происходило в лагере с тысячами еврейских мужчин, женщин и детей в период с 1943 по 1945 гг.

В 1943 году часть лагерной территории отвели для содержания еврейских заключенных. Считалось, что этих пленников будут обменивать на немецких солдат, захваченных западными союзниками. Здесь содержались в основном голландские, французские, бельгийские и норвежские евреи. Нацисты планировали получить выкуп за этих пленников или же использовать их в целях пропаганды, поэтому условия содержания этих заключенных были существенно лучше, чем в других лагерях. На деле лишь некоторые еврейские узники Берген-Бельзена были освобождены с через обмен. Тем не менее, участь заключенных Берген-Бельзена была гораздо лучше, чем у других нацистских узников. Часто в лагере содержались целые семьи, некоторым из пленников даже позволили сохранить свою гражданскую одежду. Заключенные могли общаться между собой, поскольку между ними не существовало языковых барьеров, иногда в одном бараке оказывались пленники, знакомые еще с довоенных лет. Обычно в концлагерях назначали на служебные позиции уголовных заключенных, но в лагере Берген-Бельзен к этой работе привлекали евреев, поэтому отношение к заключенным в Берген-Бельзене было более мягким, им представлялась значительно больше свободы. И, хотя у заключенных Берген-Бельзена было мало возможностей для музицирования, они были в куда более выигрышных условиях, чем заключенные других нацистских концлагерей.

Немногие сохранившиеся документы позволяют нам составить представление о музыкальной жизни в лагере. Отдельные свидетельские показания и дневники доказывают, что музыка, пусть и неофициально, в стенах лагеря все же существовала – заключенные пели и играли на тайком сохраненных инструментах. В число заключенных лагеря входил более высокий процент образованных семей (так как эсэсовцы расчитывали на возможный обмен этих людей), что способствовало богатой культурной жизни в лагере. Кроме того,  большое количество заключенных раввинов продолжали религиозную деятельность в лагере, а это почти всегда включало музыку. На лагерных шаббатах и праздниках

зачастую мы внезапно начинали традиционное шаббатнее застольное пение Земирот (Zemirot). Опасаясь охранников, мы были вынуждены сдерживать свои голоса, мы пели, трепеща от страха, и все же мы были счастливы!

Иногда заключенные-евреи из различных частей лагеря собирались большими группами и пели песни на своих родных языках. Подчас, только музыка и надежда на падение Третьего Рейха придавали еврейским заключенным сил для сопротивления:

любому, кто хотел бы представить себе происходившее в лагере, следовало отправиться в двенадцатый барак воскресным вечером, когда французские, албанские и сербские евреи пели в гостях у греческих заключенных. Здесь ощущалось вдохновение, это была жизнь. Льется свободная песня, в том же ритме хлопают в ладоши, в том же ритме притопывают ноги ... Песня взмывает ввысь, вы чувствуете ее жизненную силу. Внутренняя сила еврейского народа преодолевает все. Звучат французские и греческие, сербские и русские песни. Большинство песен непонятны, но все чувствуют главное: "Мы должны выстоять" (Il faut se tenir). В конце поется национальный греческий гимн, а затем ... на иврите "Ха-Тиква" (Hatikvah).

В лагерном дневнике немецкой еврейки Зелингер есть фрагменты, посвященные узникам, содержавшимся в других бараках:

Венгерский скрипач играл "Сарасате", а затем венские песни. Голландки пели песни "Аллилуйя" и "Богема" (Bohème), певец также исполнял "Богему". Заключенные в грязных бараках, эти люди тем не менее были лагерной элитой. Некогда, облаченные в соответствующую одежду, они были в числе зрителей на концертах Менгельберга или Фуртвенглера. К счастью, эти голодные, сломленные изгнанники сумели сохранить на чужбине музыкальные инструменты и могли хотя бы на краткое время найти отдохновение в музыке.

Голландская заключенная Клара Ашер-Пинкхоф писала о том, насколько важна была для нее и ее товарищей по заключению возможность просто напевать любимые темы из произведений Моцарта и других композиторов. Другой бывший заключенный, Альберт Йоахимшталь, вспоминал о пятилетнем голландском мальчике, игравшем на губной гармошке; его привезли в лагерь вместе с родителями в начале 1944 года. Сохранились также немногочисленные описания тайных спевок нескольких друзей или земляков, и даже тайных культурных мероприятиях для детей. Несмотря на запреты, Клара Ашер-Пинкхоф организовала подпольные музыкальные занятия для детей. Кроме традиционных уроков, она писала песни для утренних танцевальных занятий. Дети и молодые люди, прошедшие через Берген-Бельзен, позднее в своих воспоминаниях отмечали, что в дни заключения музыка была важна для них, как никакое другое искусство.

Как и в большинстве других нацистских лагерей, в Берген-Бельзене эсэсовцы часто использовали музыку в  своих интересах. Йозеф Крамер, бывший начальник лагеря Биркенау, принял руководство лагерем Берген-Бельзен в декабре 1944 года. В октябре того же года в Берген-Бельзен были переведены  из Биркенау заключенные, игравшие в женском лагерном оркестре. С момента вступления Крамера в должность и до закрытия лагеря весной 1945 года,  лагерные музыканты выступали на вечеринках в доме коменданта. Венгерская скрипачка Лили Мате и голландская аккордеонистка Фиора Шрайвер должны были выступать перед гостями с "развлекательной программой", в качестве платы они получали еду или сигареты.

В конце 1944 - начале 1945 года, когда войска союзников продвинулись на территорию Германии, в концентрационный лагерь Берген-Бельзен стали свозить тысячи заключенных из лагерей, расположенных ближе к линии фронта, многие из этих узников пережили и марши смерти. В последние дни существования лагеря, заключенные получили приказ перетаскивать тысячи трупов в места массовых захоронений, эта работа продолжалось с раннего утра до позднего вечера. По приказу коменданта Крамера, два лагерных оркестра сопровождали работу. Бывший узник вспоминал, что

в те дни заключенных переполняли противоречивые эмоции - острое чувство сострадания и новая надежда. Два оркестра весь день играли танцевальную музыку в то время, как 2000 заключенных перетаскивали трупы для захоронения. В лагере всегда были скрипки и гитары, цыгане часто вечерами исполняли свою музыку, но в последние несколько дней оркестр играл в полном составе. Музыкантам выдавали сигареты и они, по приказу СС, играли на открытом воздухе, от зари до зари, в то время, как заключенные волокли по камням трупы, а эсэсовцы и капо избивали прикладами и плетками спотыкающихся людей под звуки мелодий Легара и Иоганна Штрауса.

15 апреля 1945 года, британские войска освободили Берген-Бельзен. Когда они приблизились к лагерю, несколько французских женщин-заключенных вдруг запели "Марсельезу". Как только лагерь был официально освобожден, несколько заключенных привезли из близлежащего городка проигрыватель и фортепиано и организовали импровизированный концерт. Выжившие заключенные вдохновенно исполняли во время шаббатней службы гимн "Ха-Тиква" (Hatikvah).

Выжившие в бараке Берген-Бельзена после освобождения. USHMM (77433), предоставлено Управлением Национальных Архивов и Учетных Документов, Колледж Парк.
Survivors in a barracks in Bergen-Belsen at liberation.

Британские войска эвакуировали бывших заключенных и сожгли старые лагерные бараки, чтобы предотвратить эпидемию сыпного тифа. Вскоре неподалеку был создан лагерь для перемещенных лиц. Это был крупнейший на германской территории лагерь такого типа, по его модели создавались лагеря в других местах. Отдел культуры, созданный в сентябре 1945 года,  организовал в лагере работу двух театральных трупп. Первое театральное представление с программой пародийных номеров состоялось уже в сентябре, но неформальная деятельность, преимущественно в области образования и ухода за детьми, началась еще раньше. Новые обитатели Берген-Бельзена справляли многочисленные свадьбы, начался настоящий "бэби-бум". В лагере  становилось все больше и больше детей, а, поскольку для деятельности любой еврейской общины забота о детях всегда была приоритетным направлением, в Берген-Бельзене (как и в других еврейских лагерях для перемещенных лиц) была создана мощная система образования, включавшая детский сад, школу, несколько религиозных школ и сионистских организаций. Были разработаны и обширные программы профессиональной подготовки.

Со временем территория Берген-Бельзена была отведена для проживания только еврейских заключенных, и в лагере был создан Центральный еврейский комитет. Этот Комитет представлял интересы евреев со всех лагерей для перемещенных лиц, а также еврейско-немецкой общины на территории английской окупационной зоны. Комитет выпускал первые на территории послевоенной Германии еврейские газеты, а в 1946 году организовал публикацию сборника "Песни гетто и концлагерей". Отмечая огромную роль музыки в истории Холокоста, в предисловии к сборнику редактор, актер и музыкант Зами Федер писал:

Еще будучи в концентрационном лагере я начал собирать песни лагерей и гетто, написанные как известными, так и неизвестными поэтами… После освобождения я продолжил эту работу. Мне удалось подготовить брошюру с некоторыми песнями … они позволят будущим историкам ярче представить трагический период нашей жизни. Эти песни собраны в том виде, в котором они были написаны и исполнялись.

В Берген-Бельзене гастролировали актеры и музыканты, приезжали с выставками художники из Европы и Соединенных Штатов. В июне 1946 года в Ганновере симфонический оркестр, состоявший из 55 музыкантов, дал концерт перед тысячной аудиторией. В августе того же года польский актер еврейского происхождения Герман Яблоков, еще в 1942 году эмигрировавший в Америку, выступил перед огромной толпой польских евреев, исполняя традиционные народные песни на идиш, песни гетто и лагерей.
10 июля 1950 года последние обитатели покинули лагерь для перемещенных лиц, и ворота Берген-Бельзена, наконец, закрылись. Несколько человек были переведены в другие лагеря на территории Германии, где они дожидались оформления документов и финансовой помощи, необходимой для возвращения к самостоятельной жизни. Формальности решались еще в течение года, и, наконец, в августе 1951 года последний из выживших узников лагеря Берген-Бельзен обрел свой дом.

Список литературы 

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Königseder, A. & Wetzel, J., 2001. Waiting for Hope: Jewish Displaced Persons in Post-World War II Germany, Evanston, Illinois: Northwestern University Press.  

Lasker-Wallfisch, A., 1996. Inherit the Truth 1939-1945, London: Giles de la Mare.  

Rahe, T., 1993. Kulturelle Aktivitäten Jüdischer Häftlinge im Konzentrationslager Bergen-Belsen. Menora: Jahrbuch für Deutsch-Jüdische Geschichte, 111-141.  

Rahe, T., 1994. Kultur im KZ: Musik, Literatur und Kunst in Bergen-Belsen. In C. Füllberg-Stolberg et al., eds. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen Ravensbrück. Bremen: Edition Temmen, pp. 193-206.  

Reilly, J. et al. eds., Belsen in History and Memory, London: Frank Cass.  

Diary of Zielinger, 9.10.1944. (Wiener Library P.III.h. [Bergen-Belsen] No 1118)

Women survivors suffering from Typhus in the Bergen-Belsen concentration camp. USHMM (83815), courtesy of National Archives and Records Administration, College Park.
Portrait of Fritz Löhner-Beda.

The camp at Bergen-Belsen underwent many changes during its years of operation.  Established in 1940 as a camp for POWs, it claimed the lives of tens of thousands of mostly Soviet soldiers, in addition to thousands of Jews, Gypsies (Sinti and Roma), homosexuals and ‘political enemies’.  In 1943, a section of the camp was reserved for Jewish inmates.  Here, Jews from many nations, including Anne Frank, were imprisoned under harsh conditions.  In 1944, the camp was officially reclassified as a ‘recovery camp’, which meant that countless prisoners who were too ill or weak to work were sent here.  When the camp was finally liberated by the British in April 1945, such was the devastation that the Nazis had inflicted upon their prisoners that over 10,000 died in the following months. The camp's barracks were burned down due to the threat of a typhus epidemic, but the largest Displaced Persons camp in post-war Germany was erected nearby. Many of the DPs, particularly Eastern European Jews, were to stay there for years, unable to rebuild a life for themselves in their native homelands, and lacking the support they needed to move away.

The camp was located on a small site approximately sixty kilometres north-east of Hannover.  Between 1940 and 1943, it served as a prisoner-of-war camp for French, Belgian and later Soviet POWs.  A small proportion of inmates survived the harsh conditions of the camp in these early years, but tens of thousands died through shooting, typhus or starvation.  Such were the conditions for these POWs that little information exists about their daily lives, let alone about any sort of musical activities in which they might have engaged.  The situation was very different, however, for the thousands of Jewish men, women and children brought there between 1943 and 1945.

In 1943, a section of the camp was enclosed for the arrival of several thousand Jewish prisoners, who were purportedly to be exchanged for German nationals held by the western Allies. This branch of the camp originally held mainly Dutch, French, Belgian and Norwegian Jews. Because they were intended to be exchanged or used for propaganda purposes, the conditions for some of these Jewish inmates was initially better than at other camps: they were often imprisoned as entire families, and some were allowed to keep their civilian clothing.  Few of the Jewish detainees were ever actually exchanged.  Nonetheless, the social composition of Bergen-Belsen differed dramatically from that of other concentration camps.  At least initially, it was relatively homogeneous, in that most prisoners had arrived with their families and were housed with people who spoke the same language.  Sometimes people were even put together with pre-war acquaintances. Most functionaries were Jewish, rather than, as was more typical of other camps, non-Jewish criminals.  The Jewish leaders were more lenient and allowed more freedom of activity within the communities.  Thus, although opportunities for music-making were still restricted compared with those of non-Jewish inmates in other camps, Jewish inmates here could participate in a wider range of activities than they could elsewhere.

Few documents survive to tell us about musical life in the camp.  Scattered witness testimonies and diaries testify to the fact that informal music-making did occur, either in the form of singing, or performing on instruments when inmates were able to keep these with them.  The composition of the camp population ensured as well a rich cultural life: the SS had selected a higher percentage of educated families to set aside for possible exchange; in addition, the large number of rabbis meant that religious activity was kept up, and this almost always included music.  On the Sabbath or holy days

often we would burst out into the traditional Sabbath Zemirot (table songs).  Though our voices were subdued because of the guards, yet we sang with trembling, and how happy we were!

Occasionally, a large international group of Jews gathered from the different sections of the camp would get together and sing in their various languages.  For these Jewish inmates, it was only hope for the end of the Third Reich that strengthened their resolve.

And anyone who wants to know how that manifests itself should go into Hut 12 on Sunday evenings when the French, Albanian and Serbian Jews are the guests of the Greeks, and there is singing. Then there is excitement and life in the group.  A freedom song, and the rhythm is accompanied by hand clapping and stamping of feet ... the song wells up and the full vitality is felt.  The stubborn power of the Jewish nation breaks through.  French and Greek, Serbian and Russian songs are sung, most are incomprehensible, but everyone knows their meaning: 'Il faut se tenir' (They are not going to beat us). Then at the end the Greek national anthem is sung, and after that ... Hebrew, Hatikvah (The hope). 

The German Jewess Zielinger [first name unknown] included some snippets in her camp diary about some fellow inmates interned in another barracks:

A Hungarian violinist played ‘Sarasate’ and later Viennese songs.  A Dutch woman sang ‘Halleluja’ and ‘Bohème’, a male singer likewise sang ‘Bohème’.  This all in a dirty barracks with the elite of the camp that at one time — wearing the appropriate attire — was the audience of Mengelberg or Furtwängler.  Starved, broken exiles who thankfully are able to enjoy the hour, and on the other hand human beings who take along on their deportation their violins.

The Dutch prisoner Clara Asscher-Pinkhof described the importance for her and her fellow prisoners of simply humming the themes of Mozart and the other composers they loved.  Another former inmate, Albert Joachimsthal, recalled a five-year-old Dutch boy who had arrived with his parents at the beginning of 1944 and who played the mouth organ.  There are also several accounts that testify to informal singing amongst groups of friends or fellow countrymen, and even clandestine cultural activities organised for children.  Although it was forbidden, Clara Asscher-Pinkhof  organised an informal education programme for the children.  In addition to more traditional lessons, she wrote songs for an early morning dance class.  In particular, children and youth remembered the importance of music; in their memoirs, no other art form is mentioned by them as frequently.

As was the case in most other Nazi camps, in Bergen-Belsen music was also used to serve the purposes of the SS.  Josef Kramer, the former commander of Birkenau, took over control of Bergen-Belsen in December 1944.  Just a few months earlier, in October 1944, the Birkenau women’s orchestra had been sent to Bergen-Belsen.  From his arrival until the camp’s liberation in the spring of 1945, Kramer ordered two of the musicians — Hungarian violinist Lily Mathé and Dutch accordionist Fiora Schrijver — to perform at private gatherings at his house.  There they were forced to offer ‘light entertainment’; in exchange, they received extra food or cigarettes.

As Allied forces advanced into Germany in late 1944 and early 1945, Bergen-Belsen became a collection camp for thousands of prisoners evacuated from camps closer to the front, many of them survivors of death marches.  In the camp's final days, prisoners were ordered to drag thousands of corpses to mass graves from early morning to late in the evening.  This task was accompanied by two prisoners’ bands playing on Kramer’s orders.  A former inmate remembers the confusion of emotions that ran through these days and nights, as

co-existing with the deepest misery was a new hopefulness.  Two bands played dance music all day long while 2,000 men were dragging corpses to the burial pits.  There had always been violins and guitars in the camp and the gypsies had often practised fragments of music in the evenings, but in the last few days there was a complete band.  The SS encouraged them, giving them cigarettes, and so they played, in the open air, from dawn to dusk, and the corpses jolted over the stones and the SS men and kapos clubbed and lashed the stumbling prisoners to the melodies of Lehar and Johann Strauss.

On 15 April 1945, British forces liberated Bergen-Belsen. As they approached the camp, some French women burst into a rendition of the ‘Marseillaise’. As soon as the camp had been officially liberated, a group of prisoners brought a record player and piano in from a nearby city and organised an impromptu cultural programme. At a Jewish Sabbath service, surviving Jewish inmates gave an emotional rendition of the anthem 'Hatikvah'.

Survivors in a barracks in Bergen-Belsen at liberation. USHMM (77433), courtesy of National Archives and Records Administration, College Park.
Survivors in a barracks in Bergen-Belsen at liberation.

After evacuating the camp, British forces burned it down to prevent the spread of disease.  The Displaced Persons camp established near the original camp site  became a model for DP camps.  A cultural department was formed in September 1945, which organised the activities of two theatre groups.  The first performance was held that September, offering a collection of short skits.  There had been informal activities even earlier, in particular in the spheres of education and childcare.  Because of the huge boom in marriages and births, the child population of the camp grew rapidly; children were a priority for the Jewish community.  As was the trend in other Jewish DP camps, the school system was strong, including a kindergarten, high school and several religious schools and Zionist organisations.  There were also extensive vocational training programmes.

Once the camp officially became solely for Jewish inmates, it was organised by the Central Jewish Committee in Bergen-Belsen.  This committee represented all Jews in all DP camps, as well as the Jewish-German community of the British zone.  In addition to producing the first Jewish newspaper in post-war Germany, one of its first actions was to publish a songbook, released in 1946, entitled Concentration Camp and Ghetto Songs.  The editor, actor and musician Zami Feder, recognised the importance of music in the history of the Holocaust, and wrote in his introduction to the collection:

While still in the concentration camps I began collecting camp and ghetto songs by known and unknown poets … after the liberation I re-commenced the same task.  I prepared a brochure of some of the songs … which will enable future historians to illustrate this tragic period in our lives.  Thus had 'someone' written, and thus had it been sung.

Bergen-Belsen was also a frequent stop for actors and musicians touring post-war Germany, and several artists from Europe and the United States put on shows to packed houses.  In June 1946 the Hannover symphony orchestra brought 55 members to play for a crowd of over 1,000.  Herman Yablokoff, a Polish Jew who had emigrated to the USA in 1924, gave several shows in August of that year.  Performing for an audience made up of a large number of Polish Jews, he sang traditional Yiddish folk songs, as well as songs and poems from the ghettos.  On 10 July 1950 the last DPs left Bergen-Belsen and the camp finally shut its gates.  The handful of survivors still without a place to go were transferred to other camps in Germany, where some waited up to a year for the paperwork, or the financial assistance, necessary to leave.  Finally, by August 1951, the very last of the Bergen-Belsen survivors had found a home.

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Königseder, A. & Wetzel, J., 2001. Waiting for Hope: Jewish Displaced Persons in Post-World War II Germany, Evanston, Illinois: Northwestern University Press.  

Lasker-Wallfisch, A., 1996. Inherit the Truth 1939-1945, London: Giles de la Mare.  

Rahe, T., 1993. Kulturelle Aktivitäten Jüdischer Häftlinge im Konzentrationslager Bergen-Belsen. Menora: Jahrbuch für Deutsch-Jüdische Geschichte, 111-141.  

Rahe, T., 1994. Kultur im KZ: Musik, Literatur und Kunst in Bergen-Belsen. In C. Füllberg-Stolberg et al., eds. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen Ravensbrück. Bremen: Edition Temmen, pp. 193-206.  

Reilly, J. et al. eds., Belsen in History and Memory, London: Frank Cass.  

Diary of Zielinger, 9.10.1944. (Wiener Library P.III.h. [Bergen-Belsen] No 1118)