Вид концентрационного лагеря Нойенгамме. Слева - лагерный кирпичный завод. USHMM (06024), предоставлено мемориальным комплексом лагеря Нойенгамме.

К концу апреля 1945 года союзные войска приблизились к концентрационному лагерю Нойенгамме. К этому моменту поражение Германии было предопределено, и СС бросило все свои силы на уничтожение лагерных архивов, а также эвакуацию или уничтожение всех выживших заключенных. Поставки в лагерь были практически прекращены. На территории свирепствовал тиф, постоянную угрозу представляли авиационные налеты союзников. В эти последние недели служба СС настаивала на сохранении лагерного оркестра. Музыканты оркестра были одними из последних заключенных, покинувших лагерь. Наконец, 29 и 30 апреля музыкантов подготовили к отправке – и до самого последнего момента оркестр, выполняя приказ, играл для нацистских охранников. Музыкантов собрали и под вооруженной охраной пешком погнали в близлежащий Гамбург, а музыкальные инструменты аккуратно везли следом на катафалке. Когда процессия прибыла на центральный железнодорожный вокзал Гамбурга, музыкантов вновь заставили играть. И, тем не менее, они смогли избежать судьбы тысяч других заключенных лагеря Нойенгамме и его подразделений.

Нойенгамме, созданный в декабре 1938 года как филиал лагеря Заксенхаузен, располагался на территории заброшенного кирпичного завода неподалеку от Гамбурга. Заключенные работали над расширением расположенного поблизости канала и обеспечивали фабрики и заводы СС в Северной Германии кирпичом, камнем и строительными материалами. С момента основания жизнь заключенных лагеря сопровождалась тяжелым физическим трудом. Несмотря на высокий уровень смертности заключенных от болезней, жестокости эсэсовцев, медицинских экспериментов, тяжелого труда и полуголодного существования, население Нойенгамме быстро увеличивалось, а сам лагерь расширялся за счет присоединения десятков меньших филиалов. В 1940 году Нойенгамме был объявлен отдельным концентрационным лагерем.

Оркестр Нойенгамме возник не по инициативе заключенных, а по требованию коменданта лагеря, который находился под впечатлением от лагерного оркестра, увиденного во время поездки в Освенцим. Служба СС снабдила музыкантов нотами и инструментами.

Оркестр, в котором было 25 музыкантов из Франции, Италии, Дании, Польши, Бельгии, Чехословакии и Германии, выступал в Нойенгамме с 1940 года до последних дней существования лагеря. Обязанности музыкантов были многочисленны и разнообразны. Как и большинство других лагерных оркестров, музыканты Нойенгамме каждое утро и вечер исполняли у главных ворот лагеря маршевую музыку для рабочих отрядов, выходивших на принудительные работы и возвращавшихся в лагерь.

Также музыканты были вынуждены играть во время публичных наказаний и казней. Один из бывших заключенных лагеря вспоминал, что оркестр играл походную песню "Старые товарищи" (Alte Kameraden), в то время как другие заключенные переносили в крематорий тела умерших минувшей ночью узников. В дополнение к этим ежедневным обязанностям, от оркестрантов часто требовали играть на днях рождения и вечеринках эсэсовцев, устраивали они и концерты исключительно для развлечения эсэсовцев и лагерной элиты. Однако, у рядовых заключенных тоже была возможность услышать "настоящую" музыку в исполнении оркестра. По воскресеньям (это был единственный официальный выходной в лагере) устраивались концерты, на которых могли присутствовать все заключенные. В основном, программу этих концертов составляла музыка из оперетт и салонная музыка. Установлено, что по меньшей мере один раз, на Рождество 1941 года, оркестр выступал перед заключенными в лагерном лазарете. В промежутке между 1942 и 1944 годами в Нойенгамме был создан еще один оркестр, гораздо большего размера, чем первый. Один из бывших заключенных лагеря вспоминал, что музыканты носили особые синие и белые костюмы. В составе оркестра было от 60 до 80 музыкантов - французов, поляков, русских, немцев, датчан, голландцев и чехов. Сохранились сведения о том, что двумя оркестрами Нойенгамме  руководили несколько дирижеров, в том числе  и чешский музыкант Эмиль Ф. Буриан.

Кроме оркестровых выступлений, в лагере проходили и другие музыкальные события. Одним из самых запоминающихся был песенный конкурс, организованный СС в 1942 году. В это время в лагере свирепствовала эпидемия тифа, унесшая сотни жизней. Заключенным было запрещено покидать свои бараки и ходить на работу, так что у них было больше свободного времени. В конкурсе участвовало по меньшей мере 30 песен, победу присудили "Песне лагеря Нойенгамме" (нем. Neuengammer Lagerlied или Konzentrationäre) - вероятно, ее написал Ганс Альф Дортманн на мелодию известной солдатской песни. Эта оптимистичная песня была популярна как среди заключенных, так и охранников, и ее исполнение вскоре стало обязательным во время вечерних перекличек.

В бараках Нойенгамме проходили и многочисленные спонтанные, неофициальные музыкальные мероприятия. Бывший узник вспоминал об условиях, благодаря которым стало возможным неофициальное сочинение и исполнение музыки:

Культурные мероприятия, в общепринятом смысле этого слова, были невозможны в подразделениях, занятых на более тяжелых работах... пожалуй, только в подразделениях, которые работали на станции, на чистке картофеля и обслуживании кафетерия, творческая энергия могла окрепнуть, и время от времени один из заключенных разучивал эстрадные номера или тексты песен, чтобы исполнить их в спальном бараке перед отбоем и сорвать бурные аплодисменты.

Многие заключенные сочиняли песни для себя и своих товарищей по бараку. Некоторые из них были политическими. Например, Йозеф Бимюллер написал новые слова  в честь немецкого борца за свободу Эрнста Тельмана на музыку одной боевой песни. периодически некоторые  музыканты устраивали концерты по вечерам или в выходные дни. Хайнца Дормера, одаренного музыканта-любителя, который попал в лагерь в октябре 1940 года, часто просили выступить в разных блоках по всей территории лагере. Он декламировал или пел баллады, стихи и куплеты, иногда ему аккомпонировали члены оркестра.

В Нойенгамме существовал и музыкальный театр, который неофициально поддерживали по меньшей мере несколько охранников. Например, чешские заключенные во главе с Бурианом были известны своими исполнительскими и сочинительскими талантами. Их ревю (обычно это была череда шуток, коротких сценок, песен и танцевальных номеров, отражающих лагерную жизнь) были популярны как среди заключенных, так и среди охранников. Деятельность подобных неофициальных групп стала возможной только в последний год существования Нойенгамме, когда заключенные стали работать на военных заводах, и с ними стали чуть лучше обращаться.

К концу 1944 года ревю и прочие выступления прекратились, поскольку участились воздушные налеты авиации союзников, а СС усилило свои попытки расправиться с политическим сопротивлением в лагере. К тому же, постоянно возраставший приток новых заключенных из других лагерей, сделал условия лагерной жизни невыносимыми. Лагерь был освобожден английскими властями 4 мая 1945 года.

Заключенные на принудительных работах в концентрационном лагере Нойенгамме. USHMM (06031), предоставлено мемориальным комплексом лагеря Нойенгамме.

Список литературы

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Peterson, P. ed., Zündende Lieder - Verbrannte Musik: Folgen des Nazifaschismus für Hamburger Musiker und Musikerinnen, Hamburg: VSA-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

A view of the Neuengamme concentration camp. On the left is the camp brick factory. USHMM (06024), courtesy of KZ-Gedenkstatte Neuengamme.

By the end of April 1945, Allied forces were drawing closer to Neuengamme concentration camp.  By this point, German defeat was certain, and SS energies were focused on destroying camp records and evacuating or killing all surviving prisoners.  Supplies were almost non-existent, typhus was raging and Allied air strikes constantly threatened overhead.  In the midst of these final weeks, the SS insisted on keeping their camp orchestra with them. The members of the band were among the very last prisoners to leave the camp, finally going on 29 and 30 April and playing for their Nazi guards up to the moment of their departure.  Gathered together and under armed guard, they marched to nearby Hamburg; their musical instruments were transported in a hearse.  When they arrived at the main station in Hamburg, the musicians were yet again forced to play.  They nonetheless avoided the fate of thousands of other prisoners from Neuengamme and its sub-camps.

Originally established in December 1938 as a sub-camp of Sachsenhausen, Neuengamme was located in an abandoned brick factory near Hamburg.  The prisoners were used to widen the nearby canal and to provide SS-owned factories in northern Germany with bricks, stone, and construction material.  From the outset, life in the camp was marked by hard physical labour.  Despite the high death rate from disease, SS brutality, medical experimentation and the combination of labour and almost non-existent rations, prisoner numbers grew quickly and the camp expanded to include dozens of smaller sub-camps.  In 1940, Neuengamme was declared an independent concentration camp.

The Neuengamme orchestra came about as a result not of prisoner initiative, but rather the demands of the camp commander, who on a previous visit to Auschwitz had been impressed by the prisoner band that he had heard.  The SS provided scores and instruments for the players.

The orchestra, with around 25 members from France, Italy, Denmark, Poland, Belgium, Czechoslovakia and Germany, performed here from 1940 until the camp’s final days. Its duties were many.  Like most camp orchestras, it stood at the main gate every morning and evening, playing march music as the prisoners marched to and from forced labour assignments.

It was also forced to play during public punishments and executions. One former prisoner remembered that the orchestra played the marching song ‘Alte Kameraden’ (Old Comrades) when fellow prisoners carried the bodies of those who had died the night before to the crematoria.  In addition to these daily assignments, the band was frequently required to play for the birthdays and parties of the SS; there were also concerts given exclusively for the enjoyment of the SS and the camp elite.  The ordinary prisoners, however, did have opportunities to hear the band perform ‘real’ music.  During the only official camp free time, on Sunday afternoons, there were concerts that were open to all prisoners, where the band performed mainly operettas and salon music.  On at least one occasion, Christmas 1941, the orchestra performed for the inmates in the infirmary. Between 1942 and 1944 there was also a second camp band, this one much larger.  Another former inmate recalled the musicians wearing special blue and white suits.  There were between 60 and 80 members, including Frenchmen, Poles, Russians, Germans, Danes, Dutchmen and Czechs.  There is evidence of several conductors leading the two bands of Neuengamme, including the Czech musician Emil F. Burian.

In addition to the orchestras, there were other musical activities. One of those best remembered was an SS-organised song competition in 1942.  An epidemic of typhus had broken out in the camp, causing hundreds of deaths.  Prisoners were prohibited from leaving their barracks and going to work; as a result, they had more time to engage in leisure activity.  From at least 30 entries, the song ‘Konzentrationäre’ -- probably written by Hans Alf Dortmann and set to the melody of a well-known soldiers’ song -- was the winner.  The optimistic song was popular with both prisoners and guards, and it quickly became mandatory singing during the evening roll call.

There was also a fair amount of spontaneous, clandestine music-making in the barracks of Neuengamme.  A former prisoner recalled the conditions that enabled composing and performing without official support:

Cultural activities in a more formal sense were not possible in the more difficult work divisions ... but rather only in the station, at the cafeteria workshop, and in the potato-peeling kitchen; here creative energy consolidated itself, so that a comrade memorised cabaret or song texts in order to perform them in the sleeping hall before lights out to great applause, something that occurred now and again.

Many prisoners composed songs for themselves and their bunk-mates.  Some of these were political. For example, in honour of the German freedom fighter Ernst Thaelmann, Josef Biemuller rewrote a fighting song with new verses.  Other individual musicians would give casual concerts in the evenings or on weekends.  Heinz Dörmer, a musically gifted amateur who had been in the camp since October 1940, was frequently asked to perform in various blocks throughout the camp.  He recited or sang ballads, poems or couplets, sometimes accompanied by members of the orchestra.

Neuengamme also had musical theatre that was at least unofficially supported by certain guards.  In particular, the Czech prisoners, led by Burian, were known for their performance and composing skills.  Their revues -- usually a mixture of jokes, short skits and song-and-dance numbers reflecting on life in the camp -- were popular among both prisoners and guards.  These sorts of clandestine group activities were only possible in the last year or so of the camp’s existence, when prisoners were needed to work in munitions factories and thus were relatively better treated.

By the end of 1944, revues and performances ceased, as Allied air raids and SS attempts to crack down on the political resistance within the camp increased. By this point the growing influx of prisoners from other camps being evacuated had made living conditions unbearable.  The camp was liberated by the British on 4 May 1945.

Prisoners at forced labour in the Neuengamme concentration camp. USHMM (06031), courtesy of KZ-Gedenkstatte Neuengamme.

Sources

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Peterson, P. ed., Zündende Lieder - Verbrannte Musik: Folgen des Nazifaschismus für Hamburger Musiker und Musikerinnen, Hamburg: VSA-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.