Аэрофотосъемка района вокруг концлагеря Треблинка. [негабаритная печать]. USHMM (04163), предоставлено Управлением национальных архивов и учетных документов.

Лагерь смерти Треблинка, расположенный к востоку от Варшавы, начал свою работу 22 июля 1942 года. Менее чем за два года в газовых камерах Треблинки было уничтожено свыше 850 000 евреев, большинство заключенных умерщвляли сразу же после прибытия в лагерь. Как и в других нацистских лагерях смерти, заключенные Треблинки сами обеспечивали непрерывный процесс массового уничтожения. По приказу эсэсовцев, наиболее сильные заключенные были вынуждены доставлять в газовые камеры новых смертников, остригать волосы у женщин, разбирать и сортировать вещи заключенных, оттаскивать трупы в крематорий. Весной 1943 года уничтожение польских евреев было практически завершено, так что к осени лагерь ликвидировали.

Нацисты уничтожили практически всю лагерную документацию. Всего несколько десятков узников Треблинки выжили – они смогли совершить побег 2 августа 1943 года, во время известного восстания заключенных (к этому моменту массовые убийства уже были прекращены). В восстании приняли участие 850 узников, почти половина из них вырвались из лагеря. На свободе эти люди обнаружили, что окружающие с трудом верят в рассказы об ужасах лагерной жизни. Голод, опасности и преследования нацистов помешали беглецам покинуть район Треблинки, многие из них были вновь арестованы и депортированы.

Казалось бы, в аду лагерной жизни нет места для музыки. И все же, музыкальная жизнь в Треблинке была довольно насыщенной. В основном музыка предназначалась для развлечения эсесовцев, но также ее использовали, чтобы вводить в заблуждение будущих жертв нацистов, до последнего момента скрывать от них неизбежную смерть. Судя по разрозненным упоминаниям, совместное пение поддерживало и заключенных Треблинки. В своей книге "Восстание в Треблинке" Самуэль Вилленбер, один из немногих выживших узников лагеря, упоминает о нескольких песнях, которые написали заключенные этого лагеря смерти.

Оркестр под управлением Артура Голда был, наверное, самым известным из лагерных музыкальных ансамблей, созданных в ходе "Операции Рейнхардт" (нем. Aktion Reinhardt или Einsatz Reinhardt). В первые же дни существования в Треблинке было организовано трио из скрипачей-заключенных. Они развлекали эсесовцев, играли в столовой и в вечернем "клубе". Их же заставляли играть и возле газовых камер, провожая в последний путь узников Треблинки и исполнять веселые довоенные мелодии во время лагерных перекличек. Музыкант и композитор Артур Голд попал в Треблинку из Варшавского гетто. По приказу коменданта он создал подходящий оркестр: подобрал необходимых музыкантов, получил от эсэсовцев инструменты и униформу (фраки и галстуки - "бабочки", похожие на клоунские). В дополнение к своим ежедневным обязанностям, оркестранты должны были развлекать офицеров СС и "элитных" узников.

Последним сочинением Артура Голда стал проникнутый горькой иронией гимн Треблинки "Твердым шагом" (нем. Fester Schritt), с которым заключенные шли на работу: "Свободно глядя на мир, маршируют колонны на работу. Теперь для нас есть только Треблинка - это наша судьба!" Оставшийся в живых охранник-эсэсовец вспоминал песню с удовольствием: "Это настоящая песня. Ни один еврей сегодня не помнит этой песни..."

Песни служили некоторым утешением для узников. Иногда по ночам заключенные пели или молились вместе, исполняя еврейские литургические напевы, известные людям разных национальностей и ставшие стали выражении еврейского самосознания и солидарности:

это был наш способ хотя бы на короткий срок, хотя бы на вечер забыть об окружающем нас ужасе, забыть о том, что мы пережили за минувший день.  

Узники пели известные песни на идиш и сочиняли новые. Одна из немногих дошедших до нас песен на идиш - "Колыбельная для сыночка в крематории" Арона Либескинда. Он написал песню, став свидетелем  гибели в Треблинке жены и трехлетнего сына. Сам Либерскинд совершил побег во время восстания в 1942 году, но был арестован и отправлен в Заксенхаузен. В этом лагере он встретил певца и коллекционера песен Алекандра Кулисевича, который перевел песню на польский язык и исполнял после освобождения на концертах. 

Евреи из Варшавского гетто садятся на депортационный поезд в Умшлагплац (Umschlagplatz). USHMM (36170), предоставлено Еврейским институтом исторического научно-исследовательского института (Zydowski Instytut Historyczny Instytut Naukowo-Badawczy).

Список литературы

Adler, H. & Richter, M., 1994. Gesänge aus der Stadt des Todes: Todeslagergedichte aus dem Wilnaer Ghetto 1941/42, Berlin: Hentrich.  

Arad, Y., 1987. Belzec, Sobibór, Treblinka: The Operation Reinhard Extermination Camps, Bloomington and Indiananapolis: Indiana University Press.  

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Dahm, A., 1994. Draußen steht eine bange Nacht: Lieder und Gedichte aus deutschen Konzentrationslagern E. Lau & S. Pampuch, eds., Frankfurt/ M: Fischer.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Willenberg, S., 1989. Surviving Treblinka, Oxford: Blackwell.

Jews from the Warsaw ghetto are boarded onto a deportation train at the Umschlagplatz. USHMM (36170), courtesy of Zydowski Instytut Historyczny Instytut Naukowo-Badawczy.
An aerial photo of the area around the Treblinka concentration camp. [oversize print]. USHMM (04163), courtesy of National Archives and Records Administration.

Treblinka

Situated east of Warsaw, Treblinka began operation as a death camp in July 1942.  During less than two years of existence, over 850,000 Jews were killed in its gas chambers, most of them immediately upon arrival.  As was the case at other death camps, the SS forced Jewish prisoners to ensure the smooth running of the mass killings: they selected strong-looking men to drive new arrivals into the gas chambers, cut women’s hair, sort through luggage, and finally to drag the corpses into the crematoria.  By the spring of 1943 the destruction of Polish Jewry was practically complete, and by the fall the camp had been dismantled.

The Nazis successfully destroyed most records of the camp, and only a few dozen inmates survived to see liberation. Most of these managed to flee during the remarkable Treblinka uprising, which broke out on 2 August 1943 (by which point large-scale killings had already ceased).  Despite the odds, almost half of the 850 prisoners who took part managed to break out of the camp, although only around a hundred were able to escape the region and many died of exposure, starvation, or recapture and subsequent deportation. Those who did escape found that people on the outside struggled to believe the horrors that they had witnessed.

In this context, there would seem to be little room for music.  Yet Treblinka had a surprisingly well-developed musical life, most of which existed for the entertainment of the SS or for the deception of the victims.  We also have scattered records of prisoners singing together for pleasure and solidarity (in his book Surviving Treblinka, for example, Samuel Willenberg writes about some of the music that he witnessed), and even some newly-created songs.

Probably the best-known musical ensemble of the Operation Reinhard death camps is Artur Gold’s orchestra.  Already during the camp’s first days, the SS organised a trio to play for them during meals and in the evenings.  The musicians were Polish Jews who had been brought to aid in the camp’s construction.  They were forced to play near the gas chambers, as well as to perform cheerful pre-war tunes during roll-call.  When the well-known musician Artur Gold arrived in a transport from the Warsaw ghetto, however, he was pulled aside and ordered to organise a 'proper' orchestra. Gold assembled the necessary musicians, and, with the help of the SS, instruments and uniforms were made available.  In addition to its daily duties, the orchestra was called upon to entertain and distract the SS officers and ‘elite’ prisoners.

In addition to these musical groups, we also know of songs that were created in the camp.  The bitterly ironic text of the ‘Treblinka song’ called upon prisoners to keep their “gaze forwards, always brave and happy looking into the world … Today we only have Treblinka, that is our fate … we want to work, more, more/ until that little happiness greets us finally.  Hurray!”   A surviving SS guard from Treblinka remembered the song with pleasure as “an original.  There isn’t a Jew today who can sing it”.

Songs could also provide some comfort to the prisoners.  At night, prisoner functionaries sometimes sang or prayed together, as Jewish liturgical melodies known across national borders became an expression of identity and solidarity:

It was our way of trying, at least in the evening, to tear ourselves away from the horror around us and forget everything we had endured that day.

Prisoners also sang pre-existing Yiddish songs. One of the few surviving newly-composed Yiddish songs from Treblinka was Aron Liebeskind’s ‘Lullaby for my little son in the crematorium’, written after Liebeskind witnessed the murder of his wife and three-year-old son.  Liebeskind escaped Treblinka in 1942 but was re-arrested and sent to Sachsenhausen; there, he met the song collector and singer Aleksander Kulisiewicz, who translated the song into Polish and sang it in his concerts after the liberation.

Sources

Adler, H. & Richter, M., 1994. Gesänge aus der Stadt des Todes: Todeslagergedichte aus dem Wilnaer Ghetto 1941/42, Berlin: Hentrich.  

Arad, Y., 1987. Belzec, Sobibór, Treblinka: The Operation Reinhard Extermination Camps, Bloomington and Indiananapolis: Indiana University Press.  

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Dahm, A., 1994. Draußen steht eine bange Nacht: Lieder und Gedichte aus deutschen Konzentrationslagern E. Lau & S. Pampuch, eds., Frankfurt/ M: Fischer.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Willenberg, S., 1989. Surviving Treblinka, Oxford: Blackwell.