Талантливый певец, сочинитель и исполнитель песен, автор 54 песен, написанных в годы пятилетнего заключения в концентрационном лагере Заксенхаузен недалеко от Берлина, Александр Кулисевич также заслуживает внимания и как человек, собравший и сохранивший самую общирную, из ныне существующих, коллекцию музыки, созданной в нацистских лагерях. Так как эта уникальная коллекция затрагивает различные вопросы, имеющие отношение не только к музыке, но и к истории современной Европы, она одинаково бесценна как для музыковедов, так и для историков Холокоста.

Александр Кулисевич родился в Кракове (Польша) в 1918 году. В 1922 году,  после скоропостижной смерти, он вместе с отцом переехал в городок Цешин на границе с Чехословакией, где и провёл большую часть своей юности.  Интерес к музыке проявился у Александра в раннем возрасте: в семь лет он начал учиться классической игре на скрипке, но годом позже впервые услышал цыганскую музыку, и это знакомство на всю жизнь заразило Кулисевича страстью к народной и популярной развлекательной музыке. Увлечение Кулисевича этой музыкой закончилось совместными выступлениям с местным цыганским ансамблем. Однако, из-за несчастного случая в 1928 году, Александр какое-то время не мог играть на скрипке, поскольку пальцы его левой руки были обожжены. К тому же, после несчастного случая он начал заикаться (спустя некоторое время его "вылечил" гипнотизер). Этот же гипнотизер, как утверждал Кулисевич, помог ему развить потрясающую память. Кулисевич занялся "художественным свистом" и выступал со своими эстрадными номерами на сценах Чехословакии, Венгрии и Австрии. После окончания гимназии в 1936 году, Кулисевич совершил путешествие с друзьями и одноклассниками по Балканам. Вернувшись в Польшу, он в 1937 году поступил на юридический факультет в Ягеллонском Университете Кракова. Он продолжал выискивать возможности для выступления, где только мог и все больше склонялся к пению. Кулисевич развил способность к подражанию впечатляющему диапазону вокальных стилей: от Мечислава Фогга до Тадеуша Фалишевского; благодаря этому вокальному мастерству он получил ангажемент в Краковском эстрадном театре "Багатела", а чуть позже роль певца в бельгийском документальном фильме Les noires désirent. Когда сценические выступления стали регулярными, Кулисевич взял сценический псевдоним "Алекс Аликули". Летом перед началом Второй Мировой Войны Кулисевич присоединился к труппе бродячего цирка и работал ассистентом клоуна, чтобы быть рядом со своей возлюбленной, артисткой цирка.

В 1939 году, вскоре после захвата Польши, Кулисевич был арестован Гестапо и брошен в тюрьму за антифашистскую статью, опубликованную в том же году в студенческой газете и в еженедельной газете Цешина. Весной 1940 года двадцатидвухлетний Александр Кулисевич, сменивший несколько тюрем и переживший пытки в застенках Гестапо был депортирован в Заксенхаузен.

В Заксенхаузене Кулисевич стал кем-то вроде "лагерного трубадура" - поэтом, исполнителем и автором песен. Он отдает предпочтение протестным песням, язык которых агрессивен и жуткие образы которых отражали абсурдные жизненные обстоятельства, в которых оказался автор. Но репертуар Кулисевича также включал и баллады, которые часто вызывали ностальгию по его родной Польше и всплеск патриотизма среди слушателей. Он считал себя прорицатилелм, мистиком и предсказывал исход любви, а также исход войны своим нацистским угнетателям. Его смелость снискала ему прозвище "Бесшабашный кот" (польск. Kiciu bimbuś), которое отразило и его бесстрашие, и постоянное пение. Песни Кулисевича, которые звучали на тайных собраниях, помогали узникам справляться с голодом и отчаянием, воспрянуть духом и поддерживали в них надежду на жизнь. Помимо того, что его песни имели важное духовное и психологическое значение, Кулисевич относился к лагерной песне, как к некой летописи. "В лагере, - писал он, - я пытался в любых обстоятельствах писать стихи, которые могли служить прямым поэтическим репортажем. Я использовал свою память как живой архив. Друзья приходили ко мне и диктовали свои песни".

Возможно, это преображение произошло благодаря встрече с дирижером еврейского лагерного хора, поляком Розбери д’Аргуто (Мартин Розенберг). Кулисевич был глубоко потрясен, услышав во время нелегального концерта  его "Еврейскую песню смерти" (нем. Jüdischer Todessang), парафраз на старую идишскую считалочку "Десять братьев". Он поклялся, что если выживет, то никогда не забудет эту песню и будет исполнять ее.

Александр Кулисевич был освобожден 2 мая 1945 года во время марша смерти из Заксенхаузена. После освобождения он восстановил в памяти все свои песни, а также песни своих товарищей по заключению, и надиктовал медсестре в польском лазарете сотни страниц песенных текстов. Восстановив здоровье, Александр Кулисевич женился, завел детей и устроился на работу чешским корреспондентом в варшавской газете. Однако, его преследовали звуки и образы Заксенхаузена. Кулисевич начал общаться с другими выжившими узниками, собирать подлинные материалы того времени и составлять библиотеку литературы, рассказывающую о проявлениях искусства в жизни концлагерей. В начале 60-х годов он вместе с этнографом Йозефом Лигезой и фольклористом Яном Тачиной участвовал в совместном проекте, собирая и записывая интервью с бывшими узниками на тему музыкальной жизни в концлагерях. В этот же период он провел несколько циклов публичных концертов и радиопередач, записал несколько пластинок. Репертуар лагерных песен значительно расширился и теперь Кулисевич располагал песенными материалами по меньшей мере десяти нацистских лагерей. Он путешествовал по всей Европе, где проводил антифашистские митинги, и добрался до таких отдаленных стран, как Япония и США. Он выпустил альбомы лагерной песни в Польше, Германии, Италии, Франции и США. Александр Кулисевич также писал статьи о музыкальной жизни в концлагерях для научных журналов, в первую очередь для "Медицинской экспертизы" (польск. Przegląd Lekarski).

Кулисевич неустанно трудился, чтобы издать монументальное исследование культурной жизни в нацистских лагерях. По его планам это исследование должно было обозначить ту жизненно важную роли, которую сыграла музыка как средство выживания в судьбе многих заключенных. Однако Александр Кулисевич не успел завершить этот глобальный проект до своей смерти в  1982 году. Почти законченная рукопись Кулисевича - 3000 машинописных листов с текстами песен, нотами и подробными аннотациями, результат его мучительного исследования на протяжении 20 лет – теперь находится в Архиве Мемориального Музея Холокоста Соединенных Штатов в Вашингтоне. Дополнительные материалы, сопровождающие эту рукопись, придают коллекции Кулисевича энциклопедический характер. Пятьдесят пять футов архивных материалов, состоящих из текстов песен с аннотациями, ноты вокальных и инструментальных произведений, поэзия, подлинные произведения искусства, фотографии, сценарии кукольных пьес, музыкальные дневники, переписка с выжившими узниками; эта коллекция включает также кассеты и бобины с интервью бывших пленников на тему музыкальной жизни в лагерях, а также записи песен в исполнении бывших заключенных, которые либо сами написали эти музыкальные произведения, либо исполняли их, находясь в заключении. Эта коллекция содержит около 500 песен, представляющих музыкальную деятельность в тридцати шести нацистских лагерях. Этот уникальный по своей ценности источник, документально представляющий музыкальную и культурную деятельность заключенных, до сих пор остается малоизвестным в научных кругах. 

Cписок литературы

Kulisiewicz, A., 1982. Polskie Piesni Obozowe, 1939-1945.

Strzelewicz, K., 1984. Zapis: Opowieść Aleksandra Kulisiewicza. (Record: The story of Aleksander Kulisiewicz], Krakow: Krajowa Agencja Wydawnicza Krakow.  

Ballads and Broadsides: Aleksander Kulisiewicz's Songs from Sachsenhausen, compact disc recording, forthcoming Spring 2007.

Werb, B. & Milewski, B., 2003. From Madagascar to Sachsenhausen: Singing about ‘Race’ in a Nazi Camp, Polin: Studies in Polish Jewry, 16, 269-278.  

Urbancyzk, M., 1981. Twórcyość i działność pieśniarska Aleksandra Kulisiewicza w obozie koncentracyjnym Sachsenhausen (1940-1945) [The Musical Works and Song Activities of Aleksander Kulisiewicz in Sachsenhausen (1940-1945)]. Uniwersytet Śląski.

Aleksander Kulisiewicz (right) at a performance of concentration camp music (probably in Germany), circa 1965-69. USHMM (45823), courtesy of Aleksander Kulisiewicz.

Aleksander Kulisiewicz

A talented singer, songwriter and performer who composed 54 songs during more than five years of imprisonment at Sachsenhausen concentration camp near Berlin, Aleksander Kulisiewicz is also noteworthy for having created and preserved the largest collection in existence of music composed in the Nazi camps. Because this extraordinary collection touches on a variety of issues relevant not only to music scholarship but also contemporary European history, it is valuable to musicologists and Holocaust historians alike.

Born in 1918 in Krakow, Poland, Aleksander Kulisiewicz moved with his father to the town of Cieszyn, near the Czech border, and spent most of his adolescence there after his mother's premature death in 1922. His interest in music developed at an early age; he began classical violin studies at age seven, but it was his encounter with Roma music a year later that determined his lifelong taste for popular and folk musical entertainment. Kulisiewicz's enthusiasm for this style of music led to performances with a local Roma ensemble. A freak accident in 1928, however, left the fingers of his left hand burned, preventing further violin playing for some time. It also left him with a stutter that was eventually "cured" by a hypnotist, who, Kulisiewicz later claimed, also helped train his prodigious powers of recall. Kulisiewicz refashioned himself into an "artistic whistler" and appeared on stages across Czechoslovakia, Hungary and Austria. After completing gymnasium in 1936, Kulisiewicz traveled with a group of friends and classmates across the Balkans before returning to Poland to begin law studies at the Jagiellonian University in Krakow in 1937. He continued to seek out opportunities for performance wherever he could, turning with ever more confidence to singing. He developed a talent for imitating an impressive range of vocal styles, from Mieczysław Fogg to Tadeusz Faliszewski; this vocal prowess landed him engagements at the "Bagatela" revue theatre in Krakow and eventually a singing role in the Belgian documentary film Les noires désirent. As his theatrical appearances grew more frequent, he adopted the stage name "Alex Alikuli." During the summer before the outbreak of WWII, Kulisiewicz joined a travelling circus and worked as a clown's assistant in order to be near a circus performer with whom he had fallen in love.

Soon after Germany’s conquest of Poland in 1939, he was arrested and imprisoned by the Gestapo for anti-fascist writings published that year in a student newspaper and a Cieszyn weekly. At the age of 22, after several prison transfers and episodes of torture at the hands of the Gestapo, he was deported to Sachsenhausen during the spring of 1940.

At Sachsenhausen, Kulisiewicz became something of a "camp troubadour"— a poet, player, and songwriter. He favoured broadsides—songs of attack whose aggressive language and macabre imagery mirrored his grotesque circumstances. But his repertoire also included ballads that often evoked his native Poland with nostalgia and patriotic zeal. He cast himself as a fortune-teller, a mystic, and prophesied outcomes of love and war for his Nazi oppressors. His audacity earned him the Polish nickname Kiciu bimbuś, “the devil-may-care-tomcat,” which alluded to both his fearlessness and his customary singing. His songs, performed at secret gatherings, helped inmates cope with their hunger and despair, raised morale, and sustained hope of survival. Beyond this spiritual and psychological importance, Kulisiewicz also considered the camp song to be a form of documentation. “In the camp,” he wrote,

I tried under all circumstances to create verses that would serve as direct poetical reportage. I used my memory as a living archive. Friends came to me and dictated their songs.

Perhaps his transforming experience in the camp had been his encounter with the Polish-born Jewish choir director Rosebery d’Arguto. Profoundly impressed after hearing a clandestine performance of D’Arguto’s “Jüdischer Todessang” (a parody of an old Yiddish counting song), Kulisiewicz pledged he would remember the work and sing it should he himself survive.

Aleksander Kulisiewicz was liberated on May 2, 1945, during a death march, or forced evacuation, from Sachsenhausen. After liberation, he remembered his songs as well as ones he learned from fellow prisoners and dictated hundreds of pages of them to his nurse in a Polish infirmary. Soon after his health returned he married, had children, and took a job as Prague correspondent for a Warsaw newspaper. Haunted by the sounds and images of Sachsenhausen, however, Kulisiewicz began to communicate with other survivors, collecting original materials, and compiling a library of literature related to artistic expression in concentration camps. In the early 1960s, he joined with ethnographer Józef Ligęza and folklorist Jan Tacina in a project to collect written and recorded interviews with former prisoners on the subject of music in the camps. During this period he also inaugurated a series of public recitals, radio broadcasts, and recordings, featuring his repertoire of prisoners' songs now greatly expanded to encompass material from at least a dozen Nazi camps. He toured throughout Europe performing at anti-fascist rallies, and to venues as remote as Japan and the U.S. He released albums in Poland, Germany Italy, France and the United States. Kulisiewicz also contributed articles on the subject of music in the camps to scholarly journals, most notably Przegląd Lekarski.

Kulisiewicz worked tirelessly to publish a monumental study of the cultural life of the camps, one that would address the vital role music played as a means of survival for many prisoners. He did not, however, complete this massive project by the time of his death in 1982. Kulisiewicz's near-finished 3,000-page typescript of song texts, musical notation and extensive annotations—the product of twenty years of painstaking research—is now a part of the Archives of the United States Holocaust Memorial Museum in Washington, D.C. The supporting materials for this typescript make the Kulisiewicz Collection encyclopaedic in scope. Fifty-five feet of archival materials consisting of annotated song texts, music notation for vocal and instrumental works, poetry, original artwork, photographic material, scripts for puppet plays, musical diaries, and correspondence with survivors, it also includes cassette and reel-to-reel tape recordings of interviews with former prisoners concerning music in the camps, as well as songs performed by survivors who either composed these musical creations or sang them during imprisonment. Some 500 songs that represent the musical activity of thirty-six different camps can be found in the Collection. This uniquely valuable source documenting music-cultural activities among prisoners today still remains little known to the scholarly community.

 

Sources

Kulisiewicz, A., 1982. Polskie Piesni Obozowe, 1939-1945.

Strzelewicz, K., 1984. Zapis: Opowieść Aleksandra Kulisiewicza. (Record: The story of Aleksander Kulisiewicz], Krakow: Krajowa Agencja Wydawnicza Krakow.  

Ballads and Broadsides: Aleksander Kulisiewicz's Songs from Sachsenhausen, compact disc recording, forthcoming Spring 2007.

Werb, B. & Milewski, B., 2003. From Madagascar to Sachsenhausen: Singing about ‘Race’ in a Nazi Camp, Polin: Studies in Polish Jewry, 16, 269-278.  

Urbancyzk, M., 1981. Twórcyość i działność pieśniarska Aleksandra Kulisiewicza w obozie koncentracyjnym Sachsenhausen (1940-1945) [The Musical Works and Song Activities of Aleksander Kulisiewicz in Sachsenhausen (1940-1945)]. Uniwersytet Śląski.