Члены оркестра выступают перед бараками в лагере Яновский. USHMM (78710), courtesy of Herman Lewinter.
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.

На окраине города Львова, в котором недавно создали огромное еврейское гетто, на Яновской улице немецкие оккупанты построили завод по производству вооружения. Завод начал работу в сентябре 1941 года. На этом заводе, обнесенном каменными стенами, на положении рабов трудились евреи Львовского гетто. Через несколько месяцев завод превратился в концентрационный (официально - в трудовой) лагерь, в котором тысячи евреев работали в тяжелейших условиях. Их положение ухудшилось весной 1942 года, когда Яновский концлагерь расширили, реорганизовали и превратили в транзитный лагерь для евреев, направляющихся в лагеря смерти. Узников Яновского концлагеря часто уничтожали в близлежащем карьере. И даже те заключенные, которые получали направление на работу, выигрывали всего лишь несколько дней или недель жизни - в итоге они все равно становились жертвами массового уничтожения.

Неудивительно, что о музыкальной жизни в Яновском концлагере почти не осталось свидетельств; крохи информации в основном относятся к  "музыкальным" пыткам, которые применялись к заключенным. Лагерный оркестр был создан из львовских музыкантов-евреев. Вот как один из немногих выживших узников Яновского лагеря вспоминал о том, как музыка ежедневно использовалась для пыток:

Мы должны были сочинять песни и исполнять их по дороге на работу, а "брандмейстер" (нем. Brandmeister), бывало, маршировал впереди всех и одет он был, как дьявол. У него была особая униформа и крюк в руке. А мы должны были маршировать за ним и петь. Позднее к нам присоединился оркестр, который играл, пока мы пели, и сопровождал нас на работу.

Оркестр заставляли играть во время селекции, массовых расстрелов, публичных экзекуций. Был даже установлен специальный репертуар, который должен был сопровождать каждое из этих событий. В 1943 году охрана собрала оркестр для последнего концерта. Музыкантов расстреливали прямо во время игры.

 

Список литературы

Фотоархив USHMM (архивные документы и фотографии)

Члены оркестра в лагере Яновский выступают, выстроившись в круг перед дирижером. Справа, в светлой форме коммендант лагеря Варжок Франц USHMM (78710), предоставлено Германом Левинтером.
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.

Members of the camp orchestra perform in front of a barracks in the Janowska concentration camp. USHMM (78710), courtesy of Herman Lewinter.
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.

In the suburbs of Lvov, where a huge ghetto had just been constructed, the Nazi occupying forces established an armaments factory on a street named Janowska.  The original factory, which began operation in September 1941 with several hundred labourers, was fenced in and staffed by Jewish slave labour from the nearby ghetto.  Within months, it had become an organised concentration camp where thousands of Jews were forced to work in harsh conditions.  Their situation was to worsen in the spring of 1942, when Janowska expanded to became a transit camp for Jews being sent to death camps.  Inmates were also often killed in the nearby quarry, and even those who were assigned to work would only survive days or weeks before being summarily slaughtered.

Given these conditions, almost no records survive of musical activity; the information that does exist relates largely to acts of musical torture on the part of the camp command.  A camp orchestra was established with Jewish musicians from Lvov.  One of the few survivors of Janowska remembered vividly the ways in which music was incorporated into the suffering of the camp’s daily life:

We had to make up songs and sing while we were going to work, and also the Brandmeister (burning master) would march in front, he was clothed like a devil; he had a special uniform with a hook in his hand and we had to march after him and sing.  Afterwards we were also joined by an orchestra which would play as we sang and accompany us on our march to work.

The orchestra was forced to perform during selections, mass shootings, and public beatings, and a composition was even commissioned to accompany these events.  In 1943, the guards gathered the orchestra for a final concert, and shot them together as they played.

Sources

USHMM photo archive (archival information accompanying photographs)

Members of the orchestra at the Janowska concentration camp perform while standing in a circle around the conductor in the Appelplatz [roll call area]. Pictured at the right, in the light uniform, is camp commandant Varzok Franz. USHMM (78708-01), courtesy of National Archives and Records Administration, College Park.
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.