Приглашение на детский бал, написанное цветным карандашом. Бал был организован Иреной Шварц, еврейской девочкой, жившей тайком в городе Скаржиско-Каменна, Польша. Он проходил в квартире её спасительницы Янины Сыч. USHMM (N08174), предоставлено Иреной Шварц.
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.

6 сентября 1939 года нацисты взяли под свой контроль большой военный завод, расположенный на юго-востоке Польши в городке Скаржиско-Каменна. Первое время для производства столь необходимых немецкой армии боеприпасов работники нанимались. Это были этнические немцы, украинцы и поляки. Однако к 1941 году Третий Рейх начал испытывать нехватку рабочей силы и руководство завода начало все активнее использовать рабский труд еврейских узников. Количество еврейских рабочих стремительно росло и, чтобы справиться с их наплывом, в августе 1942 года завод официально был объявлен трудовым лагерем. Депортация в лагерь Скаржиско-Каменна почти всегда означала медленную смерть, так как рабочие трудились в невыносимо тяжёлых условиях. Как рассказывал один из выживших узников, ему

часто приходилось трудно во время войны, но ничто не оставило столь сильного впечатления, как первые мгновения на заводе "Хасаг" [в Скаржиско-Каменне] – невероятно большие заводские цеха, оглушающий грохот прессов и огромных машин, раскаленные снаряды, которые, казалось, рабочие выхватывали прямо из воздуха, похожие на гномов заключенные у гигантских печей.

Страдания заключенных этого лагеря были так велики, что появилось даже несколько песен, которые предупреждали узников держаться подальше от Скаржиско-Каменна. Одна песня начиналась со слов: "Нет хуже завода К! Здесь тысячи уже нашли свою смерть".  Другая молила Бога о милосердии к работавшим "в лагере Скаржиско, жестоком мире, в лагере Скаржиско". 

Как и во многих других нацистских лагерях, страдания узников усиливали с помощью "музыкальных" пыток. Например, регулярная процедура селекции часто проводилась под музыкальный аккомпанемент. Был случай, когда после расстрела группы ослабевших узников в близлежащем лесу, охранники приказали заключенным, назначенным копать могильную яму, поднять мертвые тела их товарищей и танцевать с ними вокруг могилы, подпевая себе на идиш. По сигналу они должны были одновременно сбросить трупы в яму. Подобные извращенные сцены были частью повседневной жизни лагеря.

И всё же, более распространенной и влиятельной была разнообразная негласная культурная и музыкальная деятельность, которую вели заключенные Скаржиско-Каменна. В лагере была необычайная религиозная терпимость – до тех пор, пока это не вредило производительности. В канун Шаббата ортодоксальные евреи собирались в бараке раввина Ицхака Финклера, который был депортирован в лагерь в марте 1943 года, чтобы послушать его и исполнить шаббатние песни. Бывший заключенный Исайя Рехтер вспоминал Пасхальный Седер 1944 года, когда

мы пекли мацу на плите в бараке… использовали кофе вместо вина… картошка и свекла заменяли все праздничные блюда… тридцать заключенных сидели вокруг стола… стояла полная тишина, а потом мой сын поднялся и запел "Чем отличается эта ночь от прочих ночей?"…продолжения никто не услышал. После этих слов все заплакали. Такова была наша Агада, рассказанная нами, евреями, в лагере.

Заключенные часто пели хором, обычно на идиш, иногда на польском языке. Время от времени в женских бараках проходили сольные выступления: певицу вознаграждали картофелиной или дополнительным ломтем хлеба. Кроме того, заключенные исполняли хором песни движения Сопротивления и Бунда. В Скаржиско-Каменна получил развитие уникальный куплетный жанр – короткие стихи, положенные на известные мелодии. Они имели скорее практическое, чем поэтическое значение; часто грубоватые, они служили для передачи сплетен, последних новостей между заключенными, по сути, это была ежедневная лагерная газета. Заключенный Хайси Райслер пользовался в лагере большой любовью как автор бесчисленного количества коротких куплетов. Он сочинял смешные песенки, в которых высмеивал охрану,  лагерную администрацию и других узников. Известно, что кроме этой нелегальной музыкальной деятельности, в казармах охраны часто устраивались вечеринки и музыкальные вечера, на которых лагерные музыканты вынуждены были развлекать "элиту" лагеря.

Была по крайней мере одна попытка организации публичного концерта для заключенных. Вечер, запланированный подпольным освободительным комитетом на конец осени 1943 года, был устроен для того, чтобы собрать немного еды и одежду для заключенных, находившихся в особенно плохом состоянии. Однако только весной 1944 года официальные мероприятия такого рода стали постоянной частью жизни лагеря. В это время из Maйданека доставили группу узниц, среди которых было несколько исполнительниц, организовавших концертную труппу. Они выступали в бараках, также им разрешили по воскресеньям выступать на "сцене", сооруженной у ограды лагеря. Они пели и декламировали стихи на идиш и польском языке.

В конце мая 1944 года нацисты начали постепенно ликвидировать лагерь, уничтожая подполье и всех "ненужных" евреев. Тела отвозили в лес и сжигали в общих могилах. В разгар этой бойни комендант лагеря приказал соорудить танцевальную площадку, на которой играл лагерный оркестру и танцевала еврейская "элита".  Их же заставляли петь песни на иврите и идиш.

В июле 1944 года в Скаржиско-Каменне начали проводить поголовную селекцию. Небольшая группа узников планировала побег, но сотни других заключенных увидели дыру, проделанную ими в ограде лагеря, и бросились в неё. Этот побег закончился массовой бойней в лесу. Немногих выживших узников Скаржиско-Каменне депортировали в Бухенвальд и некоторые другие лагеря. 

  

  

Список литературы

Karay, F., 1996. Death Comes in Yellow: Skarzysko-Kamienna Slave Labour Camp, Chur: Harwood Academic Publishers.

Invitation to a children's ball written in colour pencil. The ball was organised by Irena Schwarz, a Jewish child living in hiding in Skarzysko Kamienna, Poland. It took place at the apartment of her rescuer, Janina Sycz. USHMM (N08174), courtesy of Irena Schwarz.
Krystina Zywulska. Taken from the cover of "I Came Back", 1951 Dennis Dobson, IgSI.

On 6 September 1939, Nazis seized control of a major ammunitions factory located in the south-eastern Polish town of Skarzysko-Kamienna.  Originally, ethnic Germans, Ukrainians, and Poles were employed to provide much-needed ammunition for the German army.  By 1941, however, major labour shortages in the Reich led those running the camp increasingly to integrate Jewish slave labour.  The number of Jewish workers grew rapidly, and in August 1942 the factory officially became a labour camp in order to cope with the influx. Assignment to Skarzysko-Kamienna was almost always a slow path to death, as labourers worked in extremely harsh conditions.  As one of the Jewish survivors explained, he

had some very hard times during the war, but none left as deep an impression on me as my first moments at the Hasag plant [in Skarzysko-Kamienna] — enormous production halls, the ear-splitting noise of the presses and huge machines, red-hot shells caught in the air by the prisoners who looked like dwarves beside the gigantic furnaces.

Such were the miseries of the camp that several songs were created warning workers away from it. One began: 'Werk C — the worst of all!  Thousands have already found their deaths here.'  Another pleaded for mercy from God, working 'in Skarzysko camp, a bitter world, in Skarzysko camp'.

As in many other Nazi camps, the inmates’ suffering was augmented through the use of musical torture.  The frequent selections, for example, often had musical accompaniment.  On one occasion, having shot a group of sickly prisoners in a nearby forest, some guards ordered those who had been selected as grave diggers to grab a body and dance around the pit they had dug, while singing in Yiddish.  When a signal was given, they were all made to throw the bodies into the pit in unison.  Such perverted scenes were part of daily life at the camp.

Both more frequent and more powerful for the prisoners, however, was the extensive underground cultural and musical world that thrived at Skarzysko-Kamienna.  Unusually, religious activity was tolerated as long as it did not interfere with productivity.  On the eve of the Sabbath, Orthodox Jews would gather at the barracks of Rabbi Yitzhak Finkler, who had arrived in March 1943, to listen to his stories and sing Sabbath hymns.  Former prisoner Jeszajahu Rechter remembered the Passover seder of 1944, when

we baked matzos on the stove in the barracks … and used coffee for wine … potatoes and beets served in place of all the holiday dishes … thirty prisoners were seated around the table … there was utter silence and then my son got up and began to sing 'how is this night different from all other nights’ … we never heard the rest.  After those words, everyone burst out crying.  That was the haggadah we Jews recited at that Seder in the camp.

Inmates would sing folk songs together, usually in Yiddish but also in Polish. Occasionally in the women's barracks there would be solo performances, the singer rewarded with an extra potato or slice of bread. In addition, there was communal singing related to resistance movements and the Bund. A unique genre also developed in the camp of ‘couplets’, short verses that were set to familiar melodies.  Often vulgar and pragmatic rather than poetic, they served as an important way of passing on gossip, current events and war news between prisoners, a sort of ‘daily newspaper’.  The inmate Heisi Reisler was much loved as a composer of countless of these little couplets, writing funny and critical mini-songs about the guards, administration and other prisoners. In addition to these clandestine activities, the police barracks were known as the site of frequent parties and music-making, where camp musicians would be brought in to entertain the camp ‘elites’.

There was at least one attempt, in late autumn 1943, to organise a public concert for the prisoners.  The show, planned by the underground rescue committee, was intended to raise extra food and clothing for the prisoners in particularly bad condition.  It was not until the spring of 1944, however, that formal shows of this kind became a part of camp life.  At that time, a large group of women arrived from Majdanek; among them were some performers who wanted to set up a performing troupe.  They organised shows in the barracks, and also received permission to stage concerts on Sundays on a ‘stage’ constructed near the camp fence. They sang in Yiddish and Polish and performed recitations.

At the end of May 1944, the Nazis began slowly to liquidate the camp, cracking down on the underground and any ‘unnecessary’ Jews.  Bodies were dragged to the forest and burned in mass graves.  Amidst this carnage the camp commander ordered the construction of a dance area, where he ordered a band to play and the Jewish ‘elite’ to dance. The group was also forced to sing Hebrew and Yiddish songs.

In July 1944, large-scale selections began.  A small group planned an escape, but hundreds of other prisoners saw the hole that they had cut in the camp fence and stormed it.  The scene ended as a gruesome mass slaughter in the forest.  The few survivors were deported to Buchenwald and several smaller camps.

 

Sources

Karay, F., 1996. Death Comes in Yellow: Skarzysko-Kamienna Slave Labour Camp, Chur: Harwood Academic Publishers.