До второй половины XIX века венгерская классическая музыка, а также музыкальное образование не получали существенного развития. Филармония (венг. Filharmóniai Tarsasag) была образована в 1853 году, в то время как оперный театр был открыт только в 1884 году. Несмотря на этот относительно поздний старт, музыкальные стандарты в этих организациях с самого начала были установлены на самом высоком уровне. Высококвалифицированный композитор, дирижер и пианист Ференц Эркель возглавил оба этих учреждения.

Эркель стоял за дирижерским пультом 20 ноября 1853 года, во время первого проведенного в Филармонии концерта. В последующие годы он дирижировал еще 60 концертами. Он возглавлял Филармонию на протяжении восемнадцати лет (1853–1871). Дальнейшая стабильность работы Филармонии объяснялась тем, что все главные дирижеры, которые занимали это место после Эркеля, оставались на службе в течение длительных периодов времени. Эрнст фон Донаньи (Dohnányi Ernő) служил музыкальным руководителем дольше всех (1918–1943). Такие композиторы, как Брамс, Дворжак, Малер, Масканьи, Прокофьев, Равель, Респиги, Рихард Штраус и Стравинский дирижировали во время исполнения собственных сочинений, к сотрудничеству приглашались и другие дирижеры, в частности, Ганс Рихтер и Артур Никиш. Программа была новаторской, например, в 1889 году филармоническим оркестром была впервые исполнена Первая симфония Малера. Оркестр также сотрудничал с Оперным театром (кстати, эта схема используется и по сей день), и одним из его музыкальных руководителей с 1888 по 1891 год был Густав Малер.

Создание Венгерской Национальной Консерватории (венг. Nemzeti Zenede) в 1840 году было колоссальным благом для музыкального образования. Стандарты в дальнейшем усовершенствовались с открытием в 1875 году в Музыкальной Академии, основателем и руководителем которой стал Ференц (Франц) Лист.

Участие евреев в венгерской музыкальной жизни, как и в других областях культуры, было значительным. К концу XIX века участие музыкантов еврейского происхождения в оперных спектаклях было столь велико, что правое политическое крыло возражало против государственного субсидирования опер. И все же, к 1888 году еврей Густав Малер уже занимал важный музыкальный пост оперного дирижера. Евреи также активно участвовали в постановках Оперного Театра. Одним из самых популярных певцов в ранней истории театра был бас Дэвид Ней, еврей, а также педагоги-репититоры, включая Антала Дорати (1927–1929) и Георга Шолти (1933–1939). Именно здесь состоялся в марте 1938 года успешный дирижерский дебют Шолти во время представления оперы Моцарта "Свадьбы Фигаро". С другой стороны, Дорати дирижировал на концертах оперным оркестром – то есть филармоническим – в 1932 и 1933 годах.

Кроме того, евреи составляли значительную часть преподавателей и студентов Национальной консерватории и Музыкальной Академии. Ференц Вайс, который позже стал известен как Франц Вайс, был одним из ведущих композиторов и пианистов Голландии (пока он не был депортирован в Терезин, а позже убит). Он взял на себя всю учебную работу Консерватории. Виолончелист Давид Поппер (сын пражского кантора) стал преподавателем Академии уже в 1880 году. Еврейский пианист Иштван Томан (István Thomán), любимым ученик Листа, тоже стал преподавателем Академии. Среди прочих, он учил Донаньи (Dohnányi) и Бартока (Bartók). Композитор и преподаватель камерной музыки Лео Вайнер (Leó Weiner), один из самых влиятельных педагогов Венгрии, был в преподавательском составе Академии с 1908 года. Среди еврейских студентов Академии были дирижеры Антал Дорати, Фриц Райнер и Георг Шолти, пианисты Луи Кентнер и Илона Кабос, а также скрипач Иосиф Сигети. Многие еврейские музыканты, которые обучались в Национальной Консерватории и Академии погибли в Холокосте.

Участию евреев в культурной жизни, как и в других областях, препятствовал закон "процентной нормы" (нем. Numerus Clausus), принятый в 1920 году. В соответствии с этим законом, количество еврейских студентов в университетах, должно было соответствовать доле евреев в населении всей страны. Многие еврейские студенты, таким образом, не могли попасть в венгерские университеты, и поэтому уезжали учиться в другие страны Европы. Под давлением Лиги Наций, новый закон, принятый в 1928 году, изменил процентное соотношение расовой или религиозной принадлежности к классовой, но эти изменения оставили еврейских студентов в невыгодном положении. Тем не менее, кажется, Музыкальная Академия проигнорировала, даже саботировала, закон "процентной нормы". В период с 1920 по 1926 годы процент еврейских студентов в Академии был 40,9%, а не требуемые 5%.

В 1920 году антисемитизм был более заметен на улицах, но он просачивался и в оперный театр. В апреле, во время исполнения "Валькирии" (нм. Die WalküreРихарда Вагнера в зале возникла антисемитская демонстрация, направленная против еврейского баритона Лайоша Рожа (Lajos Rózsa). В организации этой демонстрации Рожа обвинил некоторых из своих коллег, придерживавшихся правых взглядов. Он ушел из Оперного театра и иммигрировал в Америку. Хоть и при менее драматических обстоятельствах, но некоторые другие еврейские музыканты, например, дирижеры Фриц Райнер (Fritz Reiner) и Джордж Селл (George Szell), также оставили театр.

В результате давления, как внутри Венгрии, так и извне, в 1938 году венгерский парламент принял "Первый еврейский закон". В статье XV перечислялись сферы деятельности, в которых количество евреев не могло превышать 20% от общего количества работников. Под термином "еврей" здесь понимались люди иудейского вероисповедания. В 1939 году "Второй еврейский закон" "затянул петлю" еще туже. Теперь человек, который имел, по крайней мере, одного из родителей или двух бабушек и дедушек, родившихся в иудейской вере, был классифицирован как еврей. В культурной сфере 20% квота была снижена до 6%, хотя в исключительных случаях в дальнейшем можно было принимать на работу только 3% евреев. В теории евреи вообще не имели права работать в учреждениях, спонсируемых государством. На практике вплоть до немецкой оккупации Венгрии в марте 1944 года, евреи продолжали работать в вышеупомянутом процентном соотношении. Тем не менее, "Второй еврейский закон" вынудил Оперный театр уволить 37 своих еврейских исполнителей.

"Еврейские законы" не смогли полностью исключить евреев из венгерской музыкальной жизни. Список исполнителей будапештских концертов, восстановленный осенью 2012 года Венгерским Институтом Музыковедения, включает артистов-евреев, что доказывает их участие в публичных концертах. В 1939 году прославленные пианисты Игнац Фридман, Лайош Хеимлиш Хернади (Lajos Heimlich Hernádi) и Анни Фишер, а также скрипач Йожеф Сигети выступали на концертных площадках Будапешта; Имре Унгар (Imre Ungár) и Анни Фишер выступали в 1940 году. В публичных концертах Музыкальной Академии принимали участие студенты-евреи и бывшие студенты-евреи Академии, такие как певица Вера Рожа (Vera Rózsa), композитор Шандор Вандор (Sándor Vándor) и пианист Йено Дэуч (Jenő Deutsch). Анни Фишер выступала в Музыкальной Академии в 1941 году, а Имре Унгар выступал уже в 1943 и 1944 годах в престижном концертном зале Вигадо (венг. Pesti Vigado), также как и композитор, пианист Дьердь Коша (György Kósa) (хотя позднее он выступал в шотландской миссии). [Шотландская миссия, группа протестантов – была активна в Будапеште с 1841 года. Они открыли свои двери для всех евреев, подвергшихся преследованиям. Их лидер, Джейн Марианна Хейнинг, была арестована гестапо и депортирована в Освенцим]. Однако, постепенно артисты еврейского происхождения были вытеснены из публичных концертов и выступлений.

Представители "правого" политического крыла и правая пресса способствовали изданию большей части "еврейских законов". В 1938 году Андор Тольнай, театральный режиссер из Печа, из антисемитских соображений разорвал контракт с еврейским дирижером Вильмошом Комором, несмотря на то, что в рамках закона 1938 года, Комор имел право продолжать свою работу. 7 августа 1938 года журналист Жолт Ихаз выступил с нападками на дирижера Комора на страницах еженедельной газеты "Солидарность" (венг. Összetartás), издаваемой фашистской партией "Скрещенные стрелы" (венг. Nyilaskeresztes párt). Ихаз обвинил Комора в том, что за годы своей работы тот нанимал слишком много еврейских музыкантов в свои оркестры и заявил, что Комор антихристиански настроен.

Музыкальная пресса, похоже, придерживалась нейтральной позиции. Подводя итоги венгерской музыкальной жизни за период с 1942 по 1943 годы, альманах "Венгерская музыка" (венг. Magyar Zenei) перечисляет музыкантов и певцов, как самостоятельно выступающих, так и участников ансамблей. Список из пятисот музыкантов, кажется, не включил ни одного еврея, даже баса Михая Зикея (Mihály Székely), единственного солиста-еврея, который появлялся в Будапештской опере вплоть до немецкой оккупации в марте 1944 года. (С другой стороны, список музыкантов, представленный Оперным театром в том же альманахе, включает Зикея). Составленный альманахом список из порядка 900 хоров игнорирует хор под руководством композитора еврейского происхождения Шандора Вандора. Венгерская Музыкальная Энциклопедия (венг. Hungária Zenei Lexikon), выпущенная в мае 1945 года, по-видимому, без существенных изменений, хотя и с дополнениями, включает в себя еврейских музыкантов, но не упоминает об их еврействе и дальнейшей судьбе. Например, вот что Энциклопедия говорит о двух выдающихся певцах: "Андор Лендвай, 1902 г.р. – оперный певец, баритон. Он был солистом оперных театров Мюнхена и Будапешта", "Габриэлла Релле, 1902 г.р. – училась у Георга Антеша в Музыкальной Академии и была принята в Оперный Театр еще будучи студенткой, где проработала вплоть до 1939 года. Отличное драматическое сопрано". Ни слова о том, почему Лендвай и Релле перестали быть солистами оперного театра.

Известный музыкальный журнал "Музыка" (венг. Zene), выходивший раз в две недели, имел среди своих сотрудников отличных музыковедов, и, по-видимому, его целью было соблюдение баланса. В марте 1938 года он сообщал на своих старницах о Византийской сюите (Bizánci Suite) еврейского композитора Дьердя Ранки (György Ránki), но в тоже время сообщал и о музыкальных школах Адольфа Гитлера в Германии. В апреле 1939 года раздел новостей сообщил, что в Вене изменились названия некоторых улиц, таким образом, названия улиц Мендельсон, Малер, Мейербер и Фердинанд Лоу перестали существовать. Никаких комментариев к этой новости не было. В журнале была опубликована лишь одна статья, автор которой открыто выступил против политического вмешательства в музыку: в марте 1941 года Одон Гесзлер (Ödön Geszler) поставил под сомнение такие действия, как нацистская выставка "Дегенеративная музыка" (нем. Entartete Musik), которая осудила музыку по политическим, а не музыкальным мотивам. Но в мае 1942 года Тибор Миклоши в своем "Венгерском письме из Берлина" похвалил принципы и деятельность Имперской музыкальной палаты (нем. Reichsmusikkammer). Он не видел противоречий в том, что членами этой организации могли быть только музыканты, подпадающие под действие Нюрнбергских расовых законов. Тем не менее, Миклоши отмечал, что нескольким избранным евреям было разрешено работать в Рейхе, и что этот же принцип должен применяться и в Венгрии.

Попавшие под запрет на публичные выступления согласно "еврейскому" закону, с 1939 года венгерские музыканты еврейского происхождения нашли выход из положения в работе под эгидой НВЕКА – Национальной Венгерской Еврейской Культурной Ассоциации (венг. OMIKE – Országos Magyar Izraelita Közművelődési Egyesület). Ассоциация была основана в 1910 году для развития традиционного иудаизма в современных условиях. Детище Геза Рибари (Géza Ribáry), адвоката и страстного меломана и пианиста-любителя, "Культурные мероприятия НВЕКА" (венг. OMIKE Művészakció) должны были обеспечить хотя бы скромный доход для многих еврейских деятелей культуры. Число безработных еврейских музыкантов и певцов было гораздо больше, чем евреев-деятелей в других областях культуры. В результате, музыкальных мероприятий, опер, концертов было гораздо больше, чем театральных представлений и событий, связанных с изобразительным искусством.

Первоначально оперы в рамках "Культурных мероприятий НВЕКА" давались в концертном исполнении в сопровождении фортепиано: например, "Наббуко" Верди (январь 1939), "Ребекка" Сезара Франка (февраль, 1940), "Фиделио" Бетховена (ноябрь, 1940) и "Еврейка" Галеви (декабрь, 1940). В 1940 году дирижер Вильмош Комор был назначен ответственным за оперные спектакли. Он настаивал на полномасштабных театральных представлениях для достижения максимально возможного уровня. Таким образом, зал Голдмарк, место проведения еврейских культурных мероприятий примерно с 1930 года, был реконструирован, чтобы обеспечить театр сценой, а также с соответствующим местом для оркестра. Реконструированный театр вмещал 372 человек, но уровень выступлений не уступал, а, вероятно, даже превосходил постановки Оперного театра, поэтому зрители были готовы платить более высокую цену за билеты в театре Голдмарк.

В период с января 1941 года по март 1944 года, когда закончилась немецкая оккупация Венгрии, деятельность НВЕКА включала двадцать оперных постановок, украсивших сцену Голдмарк: "Похищение из сераля" Моцарта, "Севильский цирюльник" Россини, "Богема" Пуччини, "Травиата" Верди, "Волшебная флейта" Моцарта, "Мадам Баттерфляй" Пуччини, "Фиделио" Бетховена, "Паяцы" Леонкавалло, "Бал-маскарад" Верди, "Царица Савская" Голдмарка, "Риголетто" Верди, "Сказки Гофмана" Оффенбаха, "Дон Паскуале" Доницетти, "Долина" Эжена д’Альбера, "Трубадур" Верди, "Аида" Верди, "Лючия Ламмермур" Доницетти, "Виндзорские проказницы" Отто Николаи, "Женитьба Фигаро" Моцарта и "Фауст" Гуно. Среди оперных исполнителей были такие известные и искусные вокалисты, как Дежо Эрнштер (Dezső Ernster), Оскар Кальман (Oszkár Kálmán), Андор Лендвай и Габриэлла Релле.

Концерты НВЕКА, похоже, были очень высокого уровня. Программы вокальных инструментальных и оркестровых концертов включали произведения от Баха до современной музыки. Пианисты Йено Дэуч, Анни Фишер, Аги Ямбор (Ági Jámbor), Рене Шандор, Дьердь Себок (György Sebők), Ласло Вайнер (László Weiner), скрипачи Ференц Акос (Ferenc Ákos), Виктор Антай-Адлер (Viktor Ajtay/Adler), Роберт Герлэ (Róbert Gerle), Дьердь Триеч (György Trietsch), альтист Пал Лукач (Pál Lukács), виолончелисты Вера Динеш (Vera Dénes), Пал Хютор (Pál Hütter) и Янош Штаркер (Janos Starker), флейтист Пал Поллак (Pál Pollák), а также многие другие, включая членов оркестра, были очень одаренными и целеустремленными музыкантами. Оркестровые дирижеры были также музыкантами высшего класса, поддерживавшими высочайшие стандарты исполнения: Шандор Фишер (Sándor Fischer), Ласло Кальди (László Káldi), Вильмош Комор, Фридьеш Шандор (Frigyes Sándor), Ласло Шомодьи (László Somogyi) и Ласло Вайнер (László Weiner). Представление оратории Генделя «Иуда Маккавей» в великолепной синагоге Дохань (Dohány) 23 июня 1941 году, было, вероятно, по-настоящему проникновенным событием. Дирижер Ласло Вайнер, солисты Пал Фехир (Pál Fehér), Дежо Эрнштер, Жужа Погань (Zsuzsa Pogány), Вера Рожа и Дьердь Вайнер, а также хор, оркестр и даже зрители должны были почувствовать значимость победы Маккавеев, и, возможно, надежду в связи с этим.

11 декабря 1941 года "Венгерский еврейский журнал" (венг. A Magyar Zsidók Lapja) сообщил, что на предыдущем концерте НВЕКА, состоявшемся вечером в понедельник (вероятно, имелось в виду 8 декабря 1941 года), впервые в Венгрии был исполнен "Дивертисмент" Бартока для струнного оркестра. Публика была ошеломлена венгерской колоритом и красочной инструментовкой пьесы; бурные аплодисменты зрителей были вознаграждены повтором третьей части "Дивертисмента" на бис. В программе музыкального вечера также были увертюра Генделя, концерт Баха и Симфония Соль минор Моцарта. Прекрасный дирижер Фридьеш Шандор был тепло принят публикой. "Дивертисмент" Бартока упоминается снова в связи с концертом НВЕКА в понедельник, 9 февраля 1942 года. Согласно десятистрочному отчету влиятельного ежедневника "Венгерская нация" (венг. Magyar Nemzet), одаренный молодой дирижер Шандор дирижировал не венгерской премьерой "Дивертисмента" Бартока, а его четвертым исполнением. Рецензент высоко оценил Шандоровскую интерпретацию пьесы, которая была исполнена наряду Бахом и Моцартом, композиторами, являвшимися идеалам для Шандора.

"Культурные мероприятия НВЕКА" не обошли стороной и вопросы музыкального образования. Под профессиональным руководством ученого-музыковеда Жигмонда Ласло была создана Музыкальная Академия Голдмарк. Известные ученые и деятели культуры делились со студентами своими знаниями, чтобы преодолеть то, что они считали временной ситуацией.

Все "Культурные мероприятия НВЕКА" прекратились после нацистского вторжения в Венгрию в марте 1944 года. Некоторые деятели культуры НВЕКА пережили Холокост. Но многие, как и их зрители, погибли.

Агнес Кори

Список литературы

A Budapesti Operaház 100 éve (Hundred Years of the Budapest Opera House), ed. Géza Staud, Budapest, 1984

Author email correspondence with Nora Wellman, director, Archives of the Opera House, April 2010.

A Zene (The Music), fortnightly journal, 1939 to 1944

Breuer, János, ‘Ritorna vincitor’, Muzsika, xli/3, March 1998, pp. 21-26

Horák, Magda, Kirekesztetten is előítélet nélkül, Az OMIKE Művészakció’ (Pushed Out and Without Prejudice, The OMIKE Artist Action), Múlt és jövő (Past and Future), v, February 1994 [http://www.multesjovo.hu/en/aitdownloadablefiles/download/aitfile/aitfile_id/1182/]

Hungária Zenei Lexikon (Hungarian Music Lexicon), ed. Viktor Lányi, Budapest, 1944-1945

Komor, Ágnes, Apám, Komor Vilmos (My Father, Vilmos Komor), Debrecen, 1986

Komoróczy, Géza et. al., eds, Jewish Budapest , Budapest, 1999

Magyar Zenei Almanach (Hungarian Musical Almanach), ed. Viktor Papp, Budapest, 1944

MTA BTK Zenetudományi Intézet Budapesti Hangversenyek Adatbázisa’ (database for Budapest concerts under construction at the Hungarian Institute for Musicology)

Ősi hittel, becsülettel a hazáért , OMIKE, Országos Magyar Izraelita Közműve|ődési Egyesület, 1909-1944, [Válogatott dokumentumok], (With ancient faith and honor for the homeland, OMIKE, selected documents), ed. Magda Horák, Budapest, 1998

Tallián, Tibor, ‘Az OMIKE művészakció operaszínpada’(Opera within the OMIKE Artist Action), Muzsika, xxxix/1, January 1996, pp. 14-18

Tallián, Tibor, ‘A Magyar Állami Operaház és a hazai operajátszás története’, Tradíció és innováció. A magyar színháztörténeti örökség 1920-1949 (The History of the Hungarian State Opera and Opera in Hungary, In: Tradition and Innovation. Hungarian Theatre History, 1920-1949, eds. Tamás Bécsy, György Székely and Tamás Gajdó, n.d.

Tallián, Tibor, ‘Egyéb opera együttesek Budapesten’ in ‘A Magyar Állami Operaház és a hazai operajátszás története’,A magyar színháztörténeti örökség 1920-1949, eds. Tamás Bécsy, György Székely and Tamás Gajdó, section three, par. 8, see: http://tbeck.beckground.hu/szinhaz/htm/08.htm]

Yearbooks of the Franz Liszt Academy

Yearbooks of the Nemzeti Zenede (National Conservatoire of Music)

Significant development of classical music in Hungary, including music education, did not begin until well into the second half of the nineteenth century.  The Philharmonic Society (Filharmóniai Társaság) was formed in 1853, while the Opera House opened only in 1884.  Despite this relatively late beginning, standards were high from the outset.  The highly skilled composer/conductor/pianist Ferenc Erkel headed both institutions.

Erkel conducted the first Philharmonic concert on 20 November 1853 as well as a further sixty concerts in subsequent years.  He remained at the helm of the Philharmonic Society for eighteen years (1853-1871), and stability was maintained through the fact that all the chief conductors who succeeded him served for long periods.  Ernst von Dohnanyi (Dohnányi Ernő) was the longest serving music director (1918-1943).  Composers such as Brahms, Dvořák, Mahler, Mascagni, Prokofiev, Ravel, Respighi, Richard Strauss and Stravinsky conducted their own compositions, while guest conductors included, among others, Hans Richter and Arthur Nikisch. Programming was innovative; for instance Mahler’s first symphony was premiered by this orchestra in 1889.  The orchestra also served as that of the Opera House – a model still in use today – and in that capacity one of its music directors was Gustav Mahler from 1888 to 1891.

The establishment of the Hungarian National Conservatoire (Nemzeti Zenede) in 1840 was a great boon to music education.  Standards improved further with the opening in 1875 of the Music Academy, whose founder-director was Ferenc (Franz) Liszt.

Jewish participation was significant in all Hungarian music institutions, as in other cultural fields.  Towards the end of the nineteenth century, the proportion of Jews at opera performances was so high that the political right-wing objected to state subsidy for the opera.  Nevertheless, by 1888, the Jewish Gustav Mahler was serving as music director.  Jews also participated actively in Opera House productions.  One of the most popular singers in the company’s early history was the Jewish bass David Ney, and repetiteurs included Antal Dorati (Antal Deutsch, 1927-1929) and Georg Solti (1933-1939).  Solti made his highly successful conducting debut here in March 1938 with Mozart’s Marriage of Figaro.  On the other hand, Dorati conducted concerts with the Opera orchestra – that is, with the Philharmonic Society – in 1932 and 1933.

Jews also made up a significant proportion of teachers and students at the National Conservatoire as well as the Academy.  Ferenc Weisz, who later as Franz Weisz was a leading composer and pianist in Holland (until he was deported to Terezín and subsequently murdered), undertook all his studies at the Conservatoire.  At the Academy, teachers included the cellist David Popper (the son of a Prague chazzan) already in the 1880s. The Jewish pianist István Thomán was a favourite student of Liszt before becoming a teacher at the Academy.  Among others, he taught Dohnányi and Bartók.  Composer and chamber music tutor Leó Weiner, one of the most influential teachers in Hungary, was on the teaching staff from 1908. Jewish students at the Academy included conductors Antal Dorati, Fritz Reiner and Georg Solti, pianists Louis Kentner and Ilona Kabos and violinist Joseph Szigeti.  Many Jewish musicians who trained at the National Conservatoire and at the Academy perished in the Holocaust.

Jewish participation in cultural fields, as in other fields, was hampered by the numerus clausus law passed in 1920.  According to the laws, Jewish students were to be represented at universities in accordance with their proportion of the population.  Many Jewish students were thus unable to gain admission to Hungarian universities, and thus left to study elsewhere in Europe.  Under pressure from the League of Nations, a new law passed in 1928 changed the race/religion percentage to that of class percentages, but this change still left Jewish students at a disadvantage. However, it appears that the Music Academy ignored, even sabotaged, the numerus clausus law.  During 1920-26, the percentage of Jewish students at the Academy was 40.9% rather than the required 5%.

By 1920, antisemitism was more evident on the streets, and it also reached the Opera House.  In April, during a performance of Richard Wagner’s Die Walküre, an anti-Semitic demonstration in the auditorium was directed against the Jewish baritone Lajos Rózsa.  Rózsa accused some of his right-wing colleagues of organising the demonstration.  He left the Opera House and immigrated to America.  Although under less dramatic circumstances, other Jewish artists – for instance conductors Fritz Reiner and George Szell – also left.

As a result of pressure both from within Hungary as well as from outside, in 1938 the first Jewish law was passed in the Hungarian parliament.  Article XV specified areas where the Jewish workforce could not be larger than 20%.  The term Jewish here meant people of the Jewish faith.  In 1939, a second Jewish law tightened the noose.  By now, a person with at least one parent or two grandparents born into the Jewish faith was classified as a Jew.  In cultural fields the 20% quota was reduced to 6%, although in exceptional circumstances a further 3% could be employed.  In theory, Jews were not allowed to work in state sponsored institutions at all.  In practice, until the German occupation of Hungary in March 1944, Jews continued to work in the above mentioned percentage.  Nevertheless, the second Jewish law forced the Opera House to dismiss 37 of its Jewish performers.

The Jewish laws did not eliminate Jewish participation from Hungarian musical life.  The database for Budapest concerts – in autumn 2012 under construction at the Hungarian Institute for Musicology – shows Jewish artists in evidence in public concerts.  In 1939, distinguished pianists Ignaz Friedman, Lajos Heimlich Hernádi, and Annie Fischer and violinist Joseph Szigeti all performed on Budapest concert stages; Imre Ungár and Annie Fischer appeared in 1940.  The Music Academy’s public concert stage continued to serve Jewish students and ex-students such as singer Vera Rózsa, composer Sándor Vándor, and pianist Jenő Deutsch.  Annie Fischer performed at the Music Academy in 1941, and Imre Ungár appeared as late as 1943 and 1944 in the prestigious Pesti Vigadó concert hall, as did composer-pianist György Kósa (although the latter at the Scottish Mission).  [The Scottish Mission, a Protestant group, had been active in Budapest since 1841. They opened their doors to everyone during the Jewish persecution.  Their leader, Jane Marianne Haining was arrested by the Gestapo and deported to Auschwitz.]  Gradually, however, Jewish artists were squeezed out of public concert life.

Right-wing individuals and press made the most of the Jewish laws.  Andor Tolnay, a theatre director in Pécs, broke his contract with Jewish conductor Vilmos Komor on racial grounds in 1938, despite the fact that within the 1938 law Komor was entitled to continue his work.  Journalist Zsolt Ihász attacked conductor Komor in Összetartás, a weekly newspaper published by the fascist Arrow-Cross Party, on 7 August 1938.  Ihász accused Komor of employing an excessive proportion of Jewish artists for his longstanding orchestral series and charged that he was anti-Christian.

The musical press seems to have maintained a neutral attitude.  The Magyar Zenei Almanach, reporting on and summarising Hungarian music life for the period 1942-43, lists musicians and singers as individuals as well as ensemble members for 1942-43.  Their list of 500 individual artists does not seem to include a single Jew, not even bass Mihály Székely, who was the only Jewish principal singer appearing in the Budapest Opera House right until the German occupation in March 1944.  (On the other hand, the list of artists supplied by the Opera in the same Almanach does include Székely).  The Almanach’s list of about 900 choirs ignores the choir led by Jewish composer Sándor Vándor.  The Hungária Zenei Lexikon (published in May 1945, apparently without alterations, although with additions after the main text) includes Jewish artists without mentioning their Jewishness and subsequent fate.  For instance, this is what the Lexikon states about two outstanding singers: 'Andor Lendvai, 1902-, opera singer, baritone. He was member of the Munich and Budapest opera houses.' 'Gabriella Relle, 1902-, she studied with Anthes at the Music Academy and was employed already as a student by the Opera until 1939. Excellent dramatic soprano.' Not a word is offered as to why Lendvai and Relle were no longer members of the opera house.

A Zene, a distinguished fortnightly music journal with excellent musicologists among its contributors, appears to have aimed at balance.  In March 1938, it reported on the Byzance Suite by Jewish composer György Ránki, but also reported on the Adolf Hitler music schools in Germany.  In April 1939, the news section reported that Vienna had changed some of its street names; hence the street names Mendelssohn, Mahler, Meyerbeer and Ferdinand Lőwe had ceased to exist.  No comment is added to this piece of news.  There was one article that openly took sides against political interference in music: in March 1941, Ödön Geszler questioned movements such as the Nazis’ Entartete Musik, which judged music on political rather than musical grounds.  But in May 1942, a piece by Tibor Miklósy (a Hungarian writing from Berlin) praised the principles and activities of the Reichsmusikkammer.  It took no issue with the requirement that Reichsmusikkammer membership was governed by the Nuremberg race laws.  However, Miklósy mentioned that a few selected Jews were allowed to work in the Reich and that the same principle should be applied in Hungary too.

Banned from public appearances by the Jewish laws, Hungarian artists of the Jewish faith found refuge in the form of paid work within the OMIKE Artist Action, which was started in 1939. OMIKE (the Országos Magyar Izraelita Közművelődési Egyesület, Hungarian Jewish Educational Association) was founded in 1910 and was intended to cultivate traditional Judaism within a modern environment.  The brainchild of Géza Ribáry, a lawyer, passionate music lover and amateur pianist, the OMIKE Artist Action aimed to provide at least a modest income for a large number of Jewish artists.  The number of unemployed Jewish musicians and singers was higher than that of Jewish artists in other fields.  As a result, musical events, operas, and concerts were more numerous than theatrical performances and events dealing with fine arts.

Initially, operas within the OMIKE Artist Action project were given in concert performances with piano accompaniment: for instance, Verdi’s Nabucco (January 1939), César Franck’s Rebecca (February 1940), Beethoven’s Fidelio (November 1940) and Halevy’s The Jewess (December 1940).  In 1940, conductor Vilmos Komor was appointed to be in charge of opera.  He insisted on full-blown theatrical performances to achieve the highest possible standard.  Thus the Goldmark Hall, a venue for Jewish cultural activities since about 1930, was reconstructed to facilitate a theatre with a stage as well as with appropriate space for the orchestra.  The reconstructed theatre seated only 372 people, but the standard of performances rivalled and probably even surpassed those given at the Opera House; thus audiences were willing to pay for higher ticket prices.

Between January 1941 and March 1944, when the German occupation of Hungary terminated all OMIKE activities, twenty operatic productions graced the Goldmark stage: Mozart’s The Abduction from the Seraglio, Rossini’s Barber of Seville, Puccini’s La bohème, Verdi’s Traviata, Mozart’s The Magic Flute, Puccini’s Madame Butterfly, Beethoven’s Fidelio, Leoncavallo’s Pagliacci, Verdi’s Masked Ball, Goldmark’s The Queen of Sheba, Verdi’s Rigoletto, Offenbach’s Tales of Hoffmann, Donizetti’s Don Pasquale, Eugen d' Albert’sThe Lowlands, Verdi’s The Troubadour, Verdi’s Aida, Donizetti’s Lucia Lammermoor, Otto Nicolai’s Merry Wives of Windsor, Mozart’s Marriage of Figaro and Gounod’s Faust. The singers included such outstanding and experienced artists as Dezső Ernster, Oszkár Kálmán, Andor Lendvai and Gabriella Relle.

OMIKE concerts seem to have been of a very high standard.  Song recitals, instrumental recitals and orchestral concerts included repertoire from Bach to contemporary music.  Pianists Jenő Deutsch, Annie Fischer, Ági Jámbor, Renée Sándor, György Sebők, László Weiner, violinists Ferenc Ákos, Viktor Ajtay/Adler, Róbert Gerle, György Trietsch, violist Pál Lukács, cellists Vera Dénes, Pál Hütter and Janos Starker, flute player Pál Pollák as well as many others including orchestra members were highly gifted and highly motivated artists.  Orchestral conductors were also musicians of high quality: Sándor Fischer, László Káldi, Vilmos Komor, Frigyes Sándor, László Somogyi and László Weiner secured excellent standards. The performance of Händel’s oratorio Judas Maccabeus in the magnificent Dohány synagogue on 23 June 1941 must have been a truly poignant occasion.  Conductor László Weiner, solo singers Pál Fehér, Dezső Ernster, Zsuzsa Pogány, Vera Rózsa and György Weiner as well as chorus, orchestra and indeed the audience must have felt the significance of the Maccabees’ victory and, perhaps, hope too was present on this occasion.

On 11 December 1941, A Magyar Zsidók Lapja (The Journal of Hungarian Jews) reported that at the previous Monday evening’s OMIKE concert – presumably referring to Monday 8 December 1941 – Bartók’s Divertimento for string orchestra received its first performance in Hungary. The audience was overwhelmed by the Hungarian mood and colourful instrumentation of the piece; their enthusiastic applause was rewarded by the repeat of the third movement as an encore. Other pieces on the programme were a Händel overture, a Bach concerto and Mozart’s G minor symphony. The excellent conductor Frigyes Sándor was warmly appreciated by the audience. Bartók’s Divertimento is mentioned again in connection with an OMIKE concert on Monday 9 February 1942. According to the ten-line report by the influential daily Magyar Nemzet (Hungarian Nation), the gifted young conductor Sándor had not only premiered Bartók’s Divertimento in Hungary but, on this occasion, he performed it for the fourth time. The reviewer highly praised Sándor’s interpretation of the piece which was performed alongside Bach and Mozart, Sándor’s other ideal composers.

The OMIKE Artist Action did not forget the significance of music education. Under the expert leadership of music scholar Zsigmond László, the Goldmark Music Academy was established. Noted scholars and artists contributed their skills to overcome what they regarded as a temporary situation.

All OMIKE activities had to cease when the Germans invaded Hungary in March 1944. Some OMIKE artists survived the Holocaust. But others, as many of their audiences, perished.

by Agnes Kory

Sources

A Budapesti Operaház 100 éve (Hundred Years of the Budapest Opera House), ed. Géza Staud, Budapest, 1984

Author email correspondence with Nora Wellman, director, Archives of the Opera House, April 2010.

A Zene (The Music), fortnightly journal, 1939 to 1944

Breuer, János, ‘Ritorna vincitor’, Muzsika, xli/3, March 1998, pp. 21-26

Horák, Magda, Kirekesztetten is előítélet nélkül, Az OMIKE Művészakció’ (Pushed Out and Without Prejudice, The OMIKE Artist Action), Múlt és jövő (Past and Future), v, February 1994 [http://www.multesjovo.hu/en/aitdownloadablefiles/download/aitfile/aitfile_id/1182/]

Hungária Zenei Lexikon (Hungarian Music Lexicon), ed. Viktor Lányi, Budapest, 1944-1945

Komor, Ágnes, Apám, Komor Vilmos (My Father, Vilmos Komor), Debrecen, 1986

Komoróczy, Géza et. al., eds, Jewish Budapest , Budapest, 1999

Magyar Zenei Almanach (Hungarian Musical Almanach), ed. Viktor Papp, Budapest, 1944

MTA BTK Zenetudományi Intézet Budapesti Hangversenyek Adatbázisa’ (database for Budapest concerts under construction at the Hungarian Institute for Musicology)

Ősi hittel, becsülettel a hazáért , OMIKE, Országos Magyar Izraelita Közműve|ődési Egyesület, 1909-1944, [Válogatott dokumentumok], (With ancient faith and honor for the homeland, OMIKE, selected documents), ed. Magda Horák, Budapest, 1998

Tallián, Tibor, ‘Az OMIKE művészakció operaszínpada’(Opera within the OMIKE Artist Action), Muzsika, xxxix/1, January 1996, pp. 14-18

Tallián, Tibor, ‘A Magyar Állami Operaház és a hazai operajátszás története’, Tradíció és innováció. A magyar színháztörténeti örökség 1920-1949 (The History of the Hungarian State Opera and Opera in Hungary, In: Tradition and Innovation. Hungarian Theatre History, 1920-1949, eds. Tamás Bécsy, György Székely and Tamás Gajdó, n.d.

Tallián, Tibor, ‘Egyéb opera együttesek Budapesten’ in ‘A Magyar Állami Operaház és a hazai operajátszás története’,A magyar színháztörténeti örökség 1920-1949, eds. Tamás Bécsy, György Székely and Tamás Gajdó, section three, par. 8, see: http://tbeck.beckground.hu/szinhaz/htm/08.htm]

Yearbooks of the Franz Liszt Academy

Yearbooks of the Nemzeti Zenede (National Conservatoire of Music)