Таблица знаков заключенных использоваемых в немецких концентрационных лагерях. Свидетели Иеговы носили фиолетовые треугольники. USHMM, с разрешения KZ Gedenkstaette Dachau.

Наряду с евреями, цыганскими этносами рома и синти, умственно отсталыми людьми и другими "неполноценными", община Свидетелей Иеговы стала для нацистской партии одной из первых целей для устранения. Германская община Свидетелей Иеговы или "Исследователей Библии" как их еще называют, была второй по величине после общины Свидетелей в Соединенных Штатах. Вопреки растущему притеснению, которому зачастую потворствовала официальная церковь и пассивно поддерживала общественность, Свидетели Иеговы продолжали организовывать свои молитвенные собрания, развивали международное сотрудничество, распространяли брошюры с призывами к протесту и всячески поддерживали активную жизнь своего сообщества. Их положение быстро ухудшилось, тысячи членов общины оказались среди первых жертв нацизма, арестованных, преданных пыткам и отправленных в концентрационные лагеря. Около 3000 членов европейской общины Свидетелей Иеговы, большая часть из которых были немцами по национальности, отправились в концентрационные лагеря за отказ оставить свою веру. Около 1200 человек умерли от истощения, болезней или по другим причинам.

За несколько коротких лет, нацистская политика коснулась жизни почти каждого свидетеля Иеговы на территории Германии и Австрии. В первую очередь они попадали под подозрение из-за отказа соблюдать обязательные требования нацистов: они не произносили обязательного немецкого приветствия Гитлеру, не отправляли детей в обязательные Гитлерюгенды, отказывались отдавать честь немецкому флагу. Убежденные пацифисты, они отказывались жертвовать на нужды военных благотворительных организаций,  хотя главной причиной преследований был отказ от несения воинской повинности: из сотен казненных нацистами за отказ сражаться на войне, преобладающее большинство составили Свидетели Иеговы. Тысячи людей  были арестованы в период с 1933 по 1945 год: обычно наказание составляло 2 - 3 года заключения, после чего арестованных отпускали, но многие  из них были отправлены в концентрационные лагеря.

В предвоенные годы Свидетели Иеговы составляли от 5 до 10% заключенных лагерей. Заклейменные фиолетовыми треугольниками, они часто становились жертвами наказаний и издевательств со стороны СС (нем. сокр. от Schutzstaffeln - охранные отряды). В Маутхаузене, например, заключенных из числа Свидетелей под угрозой жестокого избиения заставляли ползать на животе и одновременно петь. Однако, Свидетели Иеговы в лагерях держались обособленно, они отказывались сотрудничать с другими группами заключенных, особенно с  теми, кто пытался оказывать военное сопротивление или саботировать. Такая позиция повышала ценность Свидетелей в глазах нацистов – ведь эсэсовцы могли быть уверены, что эти заключенные будут честно трудиться и не помыслят о побеге или сопротивлении; поэтому в поздние военные годы, когда потребность в рабочих силах у нацистов возросла, положение Свидетелей Иеговы в лагерях несколько улучшилось.

В годы нацизма музыка занимала центральное место в религиозных собраниях Свидетелей Иеговы. Они находили оправдание своему увлечению музыкой в отрывке из второй книги Моисея: "Пою Иегове, ибо Он высоко превознесся". В большинстве концлагерей песня была особым способом сплочения и выражения веры. В лагере Равенсбрюк, например, небольшие группы пели  свои религиозные гимны по вечерам после работы. В Освенциме музыкант Ян Отрембский одалживал в лагерном ансамбле скрипку, чтобы развлечь и успокоить своих товарищей. Заключенные из Свидетелей Иеговы собирались в тесноте бараков, чтобы послушать как Ян играет религиозные гимны. Этим узникам "музыка помогала на короткое время забыть тревоги. Мы всегда пели после молитв и во время наших общих собраний, и таким образом мы оставались близки к Иегове".

Заключенного лагеря Заксенхаузен, свидетеля Иеговы Эриха Фроста часто вызывали выступать перед охранниками. Во время своего пребывания в этом лагере Фрост написал песню "Остановитесь" (нем. Fest steht), более известную под названием "Вперед, вы свидетели". О создании песни он вспоминал так: 

Естественно, я не мог записывать текст, ведь это привело бы меня на виселицу. Поэтому, во время наших работ на очистных сооружениях я надиктовал текст первого куплета одному брату, затем текст второго куплета другому брату, и так далее. В результате все четыре куплета были "впечатаны" в память моих братьев, а вечером в бараке я смог объединить слова и музыку и записать их. В бараке, по крайней мере, я хоть как-то мог скрывать песню, до того момента, пока появится возможность обнародовать рукопись.

До сих пор эту песню с чуть измененными словами исполняют на собраниях Свидетелей Иеговы, в память о тысячах людей, которые страдали и умирали за свою веру.

 

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna.  (Referate und Berichte der vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (DÖW) und dem Institut für Wissenschaft und Kunst (IWK) am  29. Jänner 1998 veranstalteten wissenschaftlichen Tagung.)

A chart of prisoner markings used in German concentration camps. Jehovah's Witnesses were branded with purple triangles. USHMM, courtesy of KZ Gedenkstaette Dachau.

In addition to Jews, Roma and Sinti, the handicapped, and other ‘inferior’ groups, one of the Nazi party’s earliest aims was to remove Jehovah’s Witnesses from German public life. Germany’s population of Jehovah’s Witnesses, or ‘Bible Researchers’ as they were derogatorily termed, was second in size only to that of the United States.  Despite their increasing oppression in Germany, which was often condoned by the churches and passively supported by most of the populace, they organised prayer meetings, developed international networks, distributed protest pamphlets, and otherwise maintained an active community. Their situation rapidly worsened, however, as thousands were arrested, tortured, and sent to concentration camps.  From the European community of Jehovah’s Witnesses, an estimated 3,000 were sent to camps for their refusal to leave their faith; the majority of these were German.  Approximately 1,200 died of starvation or illness, or were murdered.

Within a few short years, Nazi policy touched the lives of almost every Jehovah’s Witness living in Germany and Austria. They were mistrusted not least for their refusal to conform to many elements of Nazi life: they did not utter the obligatory Hitler greeting, did not send their children to the mandatory Hitler Youth, and refused to salute the German flag.  As pacifists, they did not donate to military charities, and most notably did not accept the draft: of the hundreds executed by the Nazis for refusing to fight in the war, the vast majority were Jehovah’s Witnesses. Thousands were arrested between 1933 and 1945: the average punishment was 2 to 3 years of imprisonment, after which they were usually released, but many were sent to concentration camps.

During the pre-war years, Witnesses constituted 5 to 10% of camp prisoners.  They were branded with purple triangles, and were often singled out for punishment by the SS.  At Mauthausen, for example, they were sometimes forced to crawl on their hands and feet while singing, or risk being brutally beaten. However, they rejected collaboration with other prisoner groups, in particular groups attempting sabotage or military resistance. This made them increasingly valuable to the SS, who could rely on them to work honestly, not to attempt escape, and to reject active resistance;  thus, when the need for labour increased in the later war years, their situation in the camps improved somewhat.

Throughout the Nazi years, music was central to the Witnesses’ religious gatherings. They justified their musical activity with a passage from the second book of Moses: ‘I Jehovah want singing, for he revealed himself on high’.  In most camps, song was an important way of building solidarity and expressing faith.  In Ravensbrück, for example, small groups would sing religious songs in the evenings after work.  At Auschwitz, the musician Jan Otrebski borrowed a violin from a member of the camp band to entertain and comfort his fellow Jehovah’s Witnesses.  In the cramped barracks, they would gather together and listen to him playing religious songs.  For these inmates, 'music made it possible to forget our worries for a short time. We always sang after prayers and during our gathering, and thus remained in closer contact to Jehovah'.

The Jehovah’s Witness Erich Hugo Frost was imprisoned in Sachsenhausen, where he was frequently called upon to perform private concerts for the guards. It was during his time at Sachsenhausen that Frost also composed ‘Fest steht’ (Stand fast), better known in English as ‘Forward, You Witnesses’. He recalled the process by which he composed the song:

Naturally I was not allowed to write in the text that had brought me to the gallows.  So, during our work in the purification plant I recited the text of the first verse to a brother, who memorised it, then the text of the second to another brother, and so on, to four brothers the texts of all the verses, that they memorised exactly, so that I could bring them together in the evening in the barracks with the music and then write it down.  In the barracks I could at least halfway conceal the song, until there was an opportunity to bring out the manuscript.

Still today, with slightly modified lyrics, the song is sung at Jehovah’s Witness gatherings, in memory of the thousands who suffered and died for their faith.

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna.  (Referate und Berichte der vom Dokumentationsarchiv des österreichischen Widerstandes (DÖW) und dem Institut für Wissenschaft und Kunst (IWK) am  29. Jänner 1998 veranstalteten wissenschaftlichen Tagung.)