Вид концентрационного лагеря Равенсбрюк. Фотография из Альбома пропаганды СС Фрау-КЗ-Равенсбрюк (Frauen-KZ-Ravensbrueck) 1940-1941. USHMM (15010), предоставлена Лидией Чаголл.

Незадолго до смерти безымянная австрийская узница сочинила эти строки:

Какие бы нити не сплетала наша судьба/ мы должны держать голову высоко и быть спокойными/ ведь ничто не может сломить нас, пока мы храним верность самим себе.. так долго, как можем/ мы держим спину прямой и терпим боль/ неизменно ожидая жизнь/ ту жизнь, что ждет нас по ту сторону бараков.

Эти слова, написанные в легере Равенсбрюк, предназначались для утешения несчастных узниц этого концентрационного лагеря.

Равенсбрюк был единственным нацистским лагерем, созданным исключительно для женщин. Приказ о строительстве был отдан в ноябре 1938 года, а уже в апреле 1939 года оно было завершено. Для лагеря было выбрано место к северу от Берлина, в красивой лесистой местности близ городка Равенсбрюк. В мае 1939 года сюда прибыла первая тысяча женщин из закрытого лагеря Лихтенберг. Со временем количество заключенных росло, в Равенсбрюк переводили узников из других лагерей и гетто, подлежащих закрытию. В период с 1939 по 1945 гг. через лагерь прошли около 132 тысяч женщин из более чем 20 стран. Многие из них были заключены в лагерь вместе с маленькими детьми. В 1941 году список заключенных легеря Равенсбрюк пополнился несколькими тысячами мужчин - их разместили в маленьком изолированном подлагере, возведенном на границе главного лагеря. В конце апреля 1945 года Красная Армия достигла лагеря Равенсбрюк, но к этому времени нацисты успели уничтожить практически все лагерные записи и документы.

Узницы лагеря Равенсбрюк

Основным фактором, решаюшим вопрос отправки заключенных в Равесбрюк, была их половая принадлежность. В первые месяцы существования, среди узниц лагеря преобладали многочисленные польки и немки. По мере развития лагеря, среди заключенных появлялись еврейки и цыганки из разных уголков Европы, а также огромное количество политических заключенных из Польши, Германии, Австрии и СССР. 

Не только заключенные, но и персонал лагеря Равенсбрюк состоял из женщин. Равенсбрюк служил тренировочным лагерем для охранниц СС. С  этим лагерем связаны судьбы многих печально известных и безжалостных охранниц из женских частей СС.

Женщины-заключенные на принудительных работах по рытью траншей в концентрационном лагере Равенсбрюк. Фотография из Альбома пропаганды СС Фрау-КЗ-Равенсбрюк (Frauen-KZ-Ravensbrueck) 1940-1941. USHMM (18344), предоставлено Лидией Чаголл.

  

    

Повседневная жизнь в лагере Равенсбрюк

Как и в подавляющем большинстве других крупных нацистских лагерей, повседневная жизнь в лагере Равенсбрюк была жестока и сурова. Нескончаемый поток новых заключенных довел до невыносимого уровня и без того плохие питание и жилье. Равенсбрюк был трудовым лагерем, считалось, что все узники достаточно здоровы для ежедневной двенадцатичасовой рабочей смены на большом заводе компании Сименс. Во время регулярных осмотров исключали непригодных для изнурительной работы женщин. В лагере проводились медицинские эксперименты: многие заключенные умерли во время операций, а выжившие "счастливицы" остались со шрамами и увечьями. После войны бывшие заключенные давали свидетельские показания против медиков, проводивших эксперименты. Кроме того, Равенсбрюк служил основным поставщиком женщин для борделей, созданных к концу войны во многих крупных нацистских лагерях. Зачастую женщины добровольно соглашались на подобную роль, в надежде избавиться от тяжелых работ и, возможно, получить лучший продуктовый паек. На деле, большинство из них быстро погибало из-за сексуального насилия и неконтролируемого распространения венерических болезней.

Несмотря на тяжелые условия жизни, десятки тысяч интернированных в Равенсбрюк женщин смогли создать тайные сети поддержки национального и политического характера. Узницы также состояли в тайных религиозных организациях, участвовали в актах саботажа на заводах, ухаживали за больными товарищами и принимали участие в различных культурных мероприятиях. В первые месяцы существования лагеря, когда количество заключенных еще не было столь велико, эсэсовцы установили строгий контроль над повседневной жизнью заключенных. Даже в свободное от работы время встречи с другими заключенными были практически невозможны. И все же иногда кое-кому удавалось ускользнуть от надзора, и тогда, сильно рискуя, узники читали вслух стихи, говорили о политике или пели.

С началом войны снабжение продовольствием, да и условия жизни в лагере значительно ухудшились, но, в то же время, ослаб контроль СС, отслеживать перемещение заключенных стало сложнее, а наказания за небольшие проступки смягчились. Присутствие в лагере многочисленных заключенных, говорящих по-немецки, также способствовало развитию культурной жизни лагеря, ведь охранники обращались с ними более мягко.

Среди обитателей лагеря Равенсбрюк было много артистов и интеллектуалов: выделялись группы польских интеллигентов, высланных в лагерь после оккупации, и студентов из Чехии. Как правило, творческая активность заключенных начиналась уже во время недельного карантинного заключения вновь прибывших в бараках. Сочиненные стихи запоминались и записывались на клочках бумаги, иногда заключенным даже удавалось составить сборники стихов, песен и рисунков. Кроме этого, в лагере Равенсбрюк были распространены разнообразные виды музицирования. 

Принудительная музыка

В  лагере Равенсбрюк, так же, как в Дахау и некоторых других лагерях, нацисты использовали громкоговорители, чтобы дополнительно мучить заключенных. По воскресеньям во второй половине дня, когда у заключенных было свободное время, лагерная охрана транслировала музыкальные программы на максимальной громкости. Для большинства заключенных это вещание было особой изощренной формой пытки. Но все же, в подобной ситуации были и свои плюсы: громкая музыка помогала заглушить разговоры, ведущиеся шепотом. Некоторые любители музыки находили в радиотрансляциях приятные минуты отдохновения от лагерных ужасов:

Мы страдали от многочисленных армейских маршей и военных песен гитлеровских солдат, но иногда удавалось услышать Шуберта и Моцарта.

Кроме этих принудительных радиотрансляций, заключенные вынуждены были также петь строем немецкие песни. Поскольку большинство узниц не понимали немецкого языка, то эти марши были не только лингвистически сложны, но также утомительны и унизительны. Схранились также упоминания о некоторых талантливых музыкантах и певцах, которые вынуждены были участвовать в частных концертах эсэсовцев. 

Добровольная культурная деятельность

Многочисленные стихотворения, написанные узницами лагеря Равенсбрюк для легкого запоминания были положены на музыку. Это также расширяло круг людей, включенных в жизнь лагерной общины. Во многих бараках был собственный песенный репертуар, включавший разнообразную музыку, от детских песен до политических гимнов и опер.

К концу войны отношение СС к музыке смягчилось. С 1944 года пение перестало быть запрещенным, в лагере даже разрешили создать хор. В том же году появились интернациональные организации солидарности, основанные женщинами-заключенными. Эти группы заключенных вели все более активную жизнь, организовывали занятия по политическому образованию и культурные мероприятия. А поскольку языковые различия среди заключенных усложняли проведение лекций и дискуссий, для обмена информацией и идеями часто использовался язык песни и танца. 

Русские

Многочисленные русские женщины, интернированные в лагерь Равенсбрюк, были политическими заключенными, активными участницами подпольного  сопротивления. Среди них было несколько артисток и певиц, и иногда по воскресеньям, собравшись вместе в бараке и выставив охрану, они садились в кружок и

начинали петь. Потом одна из них подскакивала, к ней присоединялась вторая, затем еще одна, и спустя некоторое время весь барак начинал двигаться в заразительном ритме, топая, хлопая, крича, темп становился все быстрее и быстрее, и, в конце концов, вынуждал каждую присоединиться к танцу.

Кроме активных коммунисток, среди заключенных лагеря Равенсбрюк были и православные русские женщины, они продолжали исповедовать свою религию, несмотря на жесткие запреты. Бывшая узница лагеря Лизавета Тумсер-Вейл вспоминает Рождество 1944 года, когда посреди ночи три русские женщины пришли в ее барак со свечами, облаченные в молитвенные платки, сделанные из мешков из-под картофеля (если бы заключенных поймали, то за любой из этих проступков наказанием была бы смертная казнь). Переходя из барака в барак, они пели русские народные песни и рождественские гимны. 

Чехи

Общину чешских заключенных состовляли не только идейные коммунистки и социалистки, но и профессиональные артисты и музыканты. Несмотря на тяжелую ежедневную работу на заводах, эти женщины создали небольшую музыкальную группу в своем бараке. По вечерам и воскресеньям они проводили репетициии, также они составили тщательно подобранные и оформленные сборники песен. Особой популярностью у заключенных пользовались песни прогрессивного "левого" пражского "Освобожденного театра" и антифашистские песни Иржи Восковца и Яна Верича; также молодые заключенные любили напевать джазовые мелодии Ярослава Ежека. К концу 1942 года чешские заключенные создали певческую группу, которая нелегально выступала в разных бараках. Иногда, в отсутствии охранников, они пели и на центральной площади лагеря, порой эти выступления сопровождались танцами пражской танцовщицы Нины Жирсковой.

Это продолжалось до декабря 1944 года, когда СС разрешило узницам создать небольшую музыкальную группу. Все имущество заключенных отбиралось на входе в лагерь, и у них не было ни одного музыкального инструмента. В 1944 году впервые эсэсовцы позволили заключенным принести в барак конфискованные вещи и инструменты. Заключенные специально продолжали играть на непрофессиональном уровне, опасаясь, что их услышит охрана и заставит играть на вечеринках и в борделях. Эта музыка предназначалась для ушей других заключенных, и из чувства солидарности музыканты разучили не только русские и немецкие, но и польские, норвежские и югославские песни. 

Другие музыкальные мероприятия

Чешские музыканты создали несколько "межнациональных" представлений, в которых узницы из разных бараков исполняли песни на своих родных языках. Хотя такие шоу были запрещены и проходили тайно, в лагере они были необыкновенно популярны. В истории лагеря существовали и другие певческие группы и хоры, а также бесчисленное множество отдельных заключенных, сочинявших и певших в бараках, на заводах и полях Равенсбрюка. Некоторые песни сохранились благодаря памяти выживших и тем небольшим сборникам стихов и музыки, которые были составлены в лагере.

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Knapp, G., 2003. Frauenstimmen: Musikerinnen erinnern an Ravensbrueck, Berlin: Metropol-Verlag.  

Minhoff, S., 1994. "Ein Symbol der menschlichen Würde": Kunst und Kultur im KZ Ravensbrück. In C. Füllberg-Stolberg et al., eds. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen Ravensbrück. Bremen: Edition Temmen, pp. 207-?  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna.

View of the Ravensbrueck concentration camp. This photograph is from the SS-Propaganda-Album des Frauen-KZ-Ravensbrueck 1940-1941. USHMM (15010), courtesy of Lydia Chagoll.

An unnamed Austrian woman composed these lines shortly before her execution:

Whatever threads fate may weave/ we must keep our heads high and nerves taut/ as nothing is able to break us down, as long as we remain true to who we are … so as long as we can/ we want to bend our backs to the hardness, the pain/ and faithfully wait for our lives /that wait for us on the other side of the barracks.

These words, written in the concentration camp Ravensbrück, were intended to comfort the unlucky women imprisoned there.  Ravensbrück was the only major Nazi camp intended almost exclusively for female prisoners.  Located north of Berlin, in a beautiful wooded area near a small town of the same name, the camp was ordered to be built in November 1938 and was completed in April 1939.  In May 1939 the first thousand women arrived here from the camp Lichtenberg, which was being shut down.  The inmate population expanded over the years, as prisoners were transferred from other camps and ghettos that were being closed down.  Between 1939 and 1945, approximately 132,000 female prisoners from more than 20 nations passed through, many with children and infants.  In 1941, several thousand men were added to the camp population, isolated in a small sub-camp built adjacent to the primary facility.  The Red Army reached the camp at the end of April 1945; by that point, the fleeing Nazis had managed to destroy almost all of the camp records and paperwork.

The Prisoners of Ravensbrück

The defining factor of the inmates of Ravensbrück was their gender. In the early months of the camp, the inmates included many German and Polish women.  As the camp increased in size, there were substantial numbers of Jewish and Roma women from all over Europe, as well as large populations of political prisoners from Poland, Germany, Austria and the USSR.  Not only were the prisoners themselves mostly women, but the staff were as well. Ravensbrück served as the primary training camp for female SS guards, and many of the most infamous and brutal of the female Nazi guards spent time there.

Female prisoners at forced labour, digging trenches at the Ravensbrück concentration camp. This photograph is from the SS-Propaganda-Album des Frauen-KZ-Ravensbrück 1940-1941. USHMM (18344), courtesy of Lydia Chagoll.

As in the vast majority of large Nazi camps, daily life at Ravensbrück was harsh. Already inadequate food and housing was pushed to unbearable levels with the constant influx of prisoners. Ravensbrück was also a labour camp, and all prisoners deemed healthy enough to work were forced to spend 12-hour days doing hard physical labour, many of them at a large factory run by the company Siemens. Selections were routinely conducted to ‘weed out’ those women not fit enough to fulfill these exhausting assignments.  Medical experiments were also carried out: many died from the operations, but some survived, scarred and crippled, and testified against the doctors involved after the war.  In addition, Ravensbrück was the main supplier of women for the brothels set up at many major Nazi camps toward the end of the war.  Although women often volunteered for these positions, hoping they would be spared the most difficult physical labour and perhaps receive better rations, most in fact died quickly due to sexual abuse and the rampant spread of venereal disease.

Despite these harsh conditions, the tens of thousands of women interned at Ravensbrück over the years did establish nationally- and politically-based networks of support. They also engaged in secret religious services, committed acts of sabotage in the factories, worked to save the lives of sick comrades and engaged in multiple forms of cultural production.  In the early months of the camp’s existence, when the prisoner population was still fairly small, it was relatively easy for the SS to maintain strict control over the daily lives of the prisoners.  During this time, it was very difficult even to meet up with other prisoners during the rare free hours; occasionally some women would successfully sneak away, always at great risk to themselves, and recite poetry, discuss politics or sing together in small groups.  Once the war began, although daily life worsened in terms of food and housing, the SS also lessened the extent of its control.  It was harder to keep track of the movements of all the prisoners, and punishment for relatively minor infractions decreased.  The relatively high number of German-speaking women in the camp also eased the development of cultural activities, as the guards tended to be more lenient with them.

Ravensbrück included many artists and intellectuals amongst its population.  Especially notable were the large numbers of Polish intelligentsia sent there after the occupation, as well as groups of Czech students.  Usually cultural activity among the women would begin during the initial quarantine phase, when new arrivals were restricted to their barracks for several weeks.  Many composed poems, memorised and/or recorded on scraps of paper, and some even managed to put together booklets recording prisoners’ poems, songs and drawings.  In addition to this artistic activity, there was a variety of music-making at Ravensbrück.

Forced Music

At Ravensbrück, as at Dachau and several other camps, the Nazis used large loudspeakers as a way to harass and manipulate prisoners.  On Sunday afternoons, during free time, the guards broadcast music programmes at maximum volume.  Most women experienced these broadcasts as a distinct form of torture; the only positive side effect was that the volume could conceal whispered conversations.  For some music-lovers, however, the radio could offer moments of pleasure amidst the anguish of camp life:

We suffered through the frequent military marches and war songs of the Hitler soldiers in order to occasionally be able to hear Schubert and Mozart.

In addition to this forced listening to music, women were also forced to march in the main clearing and sing German songs.  As most were not native German speakers, this was not only linguistically difficult but also exhausting and humiliating.  There are also records of a few more talented musicians and singers who were forced by the SS to give private concerts.

Voluntary Cultural Activities

The many poems written in Ravensbrück were often set to music in order to aid memorisation and to increase the number of people who could participate in communal events.  Many barracks had their own repertoire of songs, ranging from children’s songs to political hymns to opera.

Towards the end of the war, SS policy toward music relaxed considerably.  In 1944 singing was no longer officially illegal, and the guards allowed a chorus to exist.  1944 also saw the formalisation of international solidarity networks established by women prisoners.  These groups organised political education programmes and cultural events, and as the end of the war neared, they became increasingly active.  Often their events relied on song and dance to communicate ideas and share information, as language differences made lectures and discussion difficult.

Russians

Many of the Russian women interned in the camp were political prisoners, and they were some of the most active inmates in the underground political resistance.  Among them were also several entertainers and singers, and they sometimes held events on Sunday afternoons.  Gathered together in a barracks, with a few prisoners appointed as lookouts, they sat in a circle and

began to sing.  One of them sprang on the floor, a second joined in, then another, and after a while the entire block swayed with the infectious rhythm, the stomping, clapping, crying, the tempo got faster and faster and eventually forced everyone to join the dance.

In addition to the active communists, there was also a strong presence of devout Russian Orthodox women in the camp, who practised their faith despite strict laws restricting such activities.  Former inmate Lisolette Thumser-Weill remembered the Christmas of 1944, when three Russian women came to her barracks in the middle of the night with candles, clad in prayer scarves made of potato sacks (either of these offenses would have meant the death penalty if they had been caught).  Travelling from barracks to barracks, they sang Russian folk songs and Christmas hymns.

Czechs

The community of Czech prisoners included not only committed communists and socialists, but also skilled professional artists and musicians.  Although they worked long hours at nearby factories, the women would form small groups for music-making in their barracks and practise their repertoire in the evenings and on Sundays.  They also put together carefully assembled and decorated songbooks.  They were especially fond of the progressive and leftist songs of the 'liberated theatre' of Prague and the anti-fascist songs of Jiří Voskovec and Jan Werich; younger women also loved to sing the swing-influenced music of Jaroslav Ježek.  At the end of 1942, the Czech women organised a singing group that performed clandestinely in different barracks, sometimes spontaneously singing on the central square when there were no guards nearby.  Their singing was sometimes accompanied by Prague dancer Nina Jirsíková.

It was not until December 1944 that the SS gave permission for the prisoners to organise a small band.  Since all of their belongings had been taken when they entered the camp, none had instruments.  For the first time the SS allowed several women to enter the barracks of confiscated goods to retrieve instruments. They deliberately kept their playing at an amateur level, fearing that if the SS heard them they would demand music at their parties and brothel visits.  Their music-making was intended for the ears of other prisoners, and they learned not only Russian and German, but Polish, Norwegian and Yugoslavian songs in order to increase international solidarity.

Other Musical Activities

The Czech musicians organised several ‘international’ shows, where women from different barracks would perform songs in their native languages.  Although such shows were illegal and held in secret, they were extremely successful. There were several other small singing groups and choruses that existed during the camp’s existence, and countless individual women who composed and sang in the barracks, factories and fields of Ravensbrück.  Some songs survived, both in the small books of music and poems the prisoners painstakingly assembled, and in the memories of the survivors.

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Knapp, G., 2003. Frauenstimmen: Musikerinnen erinnern an Ravensbrueck, Berlin: Metropol-Verlag.  

Minhoff, S., 1994. "Ein Symbol der menschlichen Würde": Kunst und Kultur im KZ Ravensbrück. In C. Füllberg-Stolberg et al., eds. Frauen in Konzentrationslagern: Bergen-Belsen Ravensbrück. Bremen: Edition Temmen, pp. 207-?  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

1998. Zeugen Jehovas: Vergessene Opfer des Nationalsozialismus. , Vienna.