Крупным планом: цыганская пара сидит под открытым небом в лагере Белжец. Июль 1940. USHMM, любезно предоставлено Jerzy Ficowski.

В течение многих недель и даже месяцев после окончания немецкой оккупации, бывшие заключенные, чудом сохранившие жизнь в сотнях концентрационных лагерей в разных уголках Европы, возвращались в свои оставленные дома, чтобы воссоединиться с родными и друзьями. Но, к сожалению, в этой истории были и исключения. Одно из них широко известно: около двух третей европейских евреев были уничтожены в период Холокоста. И лишь у единиц из оставшихся в живых сохранились семьи или что-то другое, что могло бы помочь им строить жизнь заново на старом месте. О втором исключении знают немногие: еще одна многочисленная группа, ставшая жертвой нацистского геноцида, сохранила свое плачевное положение и после освобождения. Это этнические группы цыган рома и синти. Один из бывших немецких заключенных вспоминал о грузовике с цыганами, который он увидел лагере для перемещенных лиц Фельдафинг. Этот человек, сам потерявший многочисленных родных и друзей переживал, что: 

эта небольшая кучка цыган была единственной, которую я увидел с момента освобождения. Печальный, в немецких костюмах с чужого плеча и своих традиционных черных шляпах… этот жалкий караван предстал передо мной символом трагедии, постигшей когда-то вольнолюбивый, дикий и колоритный народ.  Безжалостное истребление нацистами цыган можно сравнить только с геноцидом евреев. Это неоспоримо - никогда уже Европа не увидит красочных цыганских караванов, не услышит их зажигательной музыки и удивительных историй.

История цыган уходит корнями в Индию XIII-XIV вв. Большие и маленькие цыганские племена, говорившие на разных диалектах, с различными жизненными укладами, художественными традициями и уровнем интеграции в основную культуру, спустя некоторое время они переселились на территорию Центральной и Восточной Европы, где большинство из них сохранили кочевой образ жизни. Неизвестно точное число цыган, ставших жертвами нацизма, некоторые называют цифру 250 000, это примерно четверть довоенного (цыганского) населения Европы. После войны немногочисленные выжившие цыгане должны были восстанавливать свою разрушенную жизнь. Но и в послевоенном обществе цыгане вновь столкнулись с расизмом и предрассудками, многие из которых продолжают существовать и по сей день. Сегодня мы уже многое знаем о страданиях евреев во время Холокоста, растет внимание и к другим жертвам нацизма: гомосексуалистам, свидетелям Иеговы, инвалидам, но история европейских цыган во многом остается недоизученной и недокументированной.

К 1933 году, когда нацисты пришли к власти, в Германии и многих других европейских странах уже были широко распространены гонения на цыган. В гитлеровской Германии эти спонтанные и единичные случаи агрессии приобрели организованный и консолидированный характер. Были приняты законы, которые ограничивали права цыган, все чаще происходили нападения на цыганские общины. Цыгане, как впрочем и евреи, были объявлены основной угрозой чистоте арийской расы. Им не просто запретили вступать в брак с немцами, в Германии с невероятной скоростью проводилась стерилизация цыган. С началом войны число цыган, ставших жертвами нацизма, резко возросло. Тысячи были расстреляны в соответстсвии со специальными приказами СС, тысячи погибли в нацистских концлагерях.


Информация о цыганской музыкальной жизни периода Холокоста практически не сохранилась. Это кажется невероятным, ведь многие общины европейских цыган славились музыкальными талантами; многие цыганские семьи зарабатывали на жизнь, выступая с профессиональными развлекательными программами. Люди, выжившие в нацистских лагерях и гетто, часто вспоминали цыганских музыкантов и певцов, но эти воспоминания довольно расплывчаты и не содержат конкретных деталей. Нацистские документы, касающиеся геноцида цыган, уничтожены или неполны, но даже к ним до недавнего времени историки не проявляли особого интереса.

Из разных источников мы получаем обрывочную информацию о цыганской музыке периода Холокоста: это документы о деятельности концлагерей и воспоминания выживших узников (в большинстве случаев, они не имели отношения к цыганам). До нас дошли сведения, что в состав первого лагерного оркестра Бухенвальда, который был собран в 1938 году по приказу коменданта Редля, входили, в основном, цыганские музыканты. Бывший заключенный Евгений Когон вспоминал этих музыкантов, которые играли не только по приказу эсэсовцев, но и по ночам в бараках, для своих семей и товарищей.  Когон вспоминал, как однажды ночью он шел по лагерю, и

внезапный порыв ветра донес из дальнего барака звуки цыганской скрипки, как будто зазвучала мелодия счастливых прежних времен: песни венгерских степей, мелодии Вены и Будапешта, песни из дома...

Музыкальная группа, созданная в 1942 году в лагере Маутхаузен также была собрана из заключенных-цыган. И в одном, и в другом лагере цыганских музыкантов вскоре заменили другими, имевшими классическое музыкальное образование заключенными.

Несколько тысяч цыган были депортированы из Австрии во второе по величине польское гетто в городе Лодзь. Узников разместили в тюремных бараках, где они столкнулись с тяжелыми бытовыми условиями и непрекращающимися болезнями. В своей "Цыганской песне" еврейский музыкант Давид Бейгельман рассказал о прежитом. Песня заканчивается словами: "цыгане страдают / как никто другой / скоро мы будем мертвы / нам не хватает даже хлеба". Узники, которым удалось выжить в Лодзинском гетто, были переведены в Освенцим.

Рут Элиас, заключенная небольшого концлагеря Тауха, получила приказ от командира СС в десятидневный срок создать в лагере кабаре. Под страхом смерти, она отчаянно пыталась собрать труппу и подготовить шоу-программу. Рут была поражена талантливыми цыганскими певицами, которых она нашла среди заключенных. Рут объясняла успех и популярность программы женской сплоченностью и талантом исполнителей: "Цыганки были просто великолепны. И наибольшее удовольствие нам доставили аплодисменты эсэсовцев".  

Наиболее тесно связана с цыганами история лагеря Биркенау: здесь был создан единственный отдельный "Цыганский лагерь". Заключенным лагеря разрешали селиться большими семьями, и все же, условия жизни были настолько плохи, что практически все цыганские узники Биркенау погибли. Точная информация почти не сохранилась, однако разрозненные документы свидетельствуют о том, что в лагере был оркестр и несколько небольших ансамблей. Бывшие узники Биркенау вспоминали талантливого цыганского скрипача, который играл в лагерном оркестре; среди заключенных подлагеря Буна был скрипач, известный как Якоб Цыган. Как и в других лагерях, в Биркенау цыганские заключенные тайком исполняли музыку в бараках. Ночами и по воскресеньям, эхо доносило цыганские мелодии до соседних бараков. Бывший заключенный Роман Фристер до сих пор помнит "свои первые дни в Освенциме. Я заснул под пение и музыку цыган. Они играли до поздней ночи. Я думаю, что нацистам это нравилось".

Cписок литературы

Elias, R., 1998. Triumph of Hope: From Theresienstadt and Auschwitz to Israel, New York: John Wiley. 

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Kogon, E., 1950. The Theory and Practice of Hell: The German Concentration Camps and the System Behind Them, London: Secker and Warburg.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Schochet, S., 1983. Feldafing, Vancouver: November House.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

Close-up of a Gypsy couple sitting in an open area in the Belzec concentration camp, July 1940. USHMM, courtesy of Jerzy Ficowski.

In the weeks and months following the German surrender, the survivors of hundreds of Nazi camps slowly returned to their homes, to be reunited with the family and friends that they had left behind.  There were two major exceptions to this pattern. The first is well-known: two thirds of Europe’s Jews were murdered in the Holocaust, and after the war few had any surviving family, or any inclination to return to their former homes. Another perhaps lesser-known group was also targeted by the Nazi genocide and found itself in a similarly desperate position upon liberation. These people were the Gypsies, or Roma and Sinti.  At the Displaced Persons’ camp Feldafing, a Jewish prisoner remembered a truckload of Roma that was allowed into the camp.  Having himself lost many friends and family, he lamented the fact that

this small band of Gypsies is the only one I have met since the liberation.  They are a sad lot, in their overly-large German civilian suits and black hats … this pitiful 'caravan' appears to me symbolic of the tragedy which befell these once free, wild and colourful people.  Their unmerciful liquidation through Europe by the Nazis could only be matched by the liquidation of the Jews … one cold, harsh fact remains: Europe will never again see colourful Gypsy caravans, hear their rhapsodic music or listen to their awesome tales.

Although Roma share origins tracing back to 13th and 14th century India, there have been large and small communities spread through Central and Eastern Europe, speaking different dialects and with different lifestyles, artistic traditions, and levels of integration into the dominant culture.  Most, though not all, were at least partially nomadic.  While exact numbers of Roma victims are not known, it is estimated that approximately 250,000 – a quarter of Europe’s prewar population – were murdered by the Nazi regime. In addition to having to rebuild their lives after the war, many found themselves confronted once again with racism and prejudice, which continues until today. While much is known about the suffering of Jews in the Holocaust, and increasing attention has been directed toward other victim-groups such as homosexuals, Jehovah’s Witnesses, and the handicapped, the history of Europe’s Roma remains largely under-researched and undocumented.

When the Nazis came to power in early 1933, persecution of Roma was already widespread in Germany and elsewhere in Europe where there were sizeable communities.  Under Hitler, however, what were earlier sporadic forms of oppression were organised and consolidated. Laws were passed limiting Roma's rights and movements, and violent assaults became increasingly common. Like Jews, Roma were considered a threat to the purity of the 'Aryan' race; as such, they were not only prohibited from marrying Germans, but were also sterilized at a high rate. With the outbreak of war, the death toll amongst Roma rose dramatically.  Thousands were shot by roving SS groups and Nazi soldiers, and thousands died in concentration camps.

The musical life of Roma during the Holocaust is equally as unrecorded. This is ironic, since many European Roma communities were renowned for their musical talent; many families, for example, earned their living as professional entertainment troupes. Survivors of the Nazi camps and ghettos often recalled Roma musicians and singers, but concrete details are few and far between.  Not only were Nazi records of the Roma genocide destroyed or incomplete, but until recently historians have shown little interest in exploring those records that did survive.

The fragmentary information that we have about Roma music during the Holocaust comes from limited sources, including the records of concentration camps and the memories of survivors, in many cases non-Roma. At Buchenwald, for example, the first camp band, assembled by order of camp commander Rödl in 1938, was composed primarily of Roma musicians.  The former inmate Eugen Kogon remembered this band, which played not only by orders of the SS, but also at night for themselves and their families.  He described how one night, while walking through camp,

suddenly the sound of a Gypsy violin drifted out from one of the barracks, far off, as though from happier times and climes – tunes from the Hungarian steppes, melodies from Vienna and Budapest, songs from home.

The first Mauthausen band, established in 1942, was also made up of Roma. In both cases, these musicians were soon replaced by prisoners who were formally trained in classical music.

Several thousand Roma were deported from Austria to Łódź, the second largest ghetto in Poland.  They were imprisoned in a fenced-off section of the ghetto, where they experienced harsh living conditions and persistent disease. The Jewish musician Dovid Beygelman wrote a song about their experiences, titled simply ‘Gypsy Song’.  The song ends with the words, “Gypsies suffer/ like no other/ soon we'll be dead/ we even lack bread”.  Those Roma who did not die in Łódź were sent to Auschwitz

In the small concentration camp Taucha, an SS commander ordered Ruth Elias to assemble a cabaret within 10 days.  Under pain of death, she worked desperately to gather a group of women performers and prepare a show, and was impressed with the talented Roma singers she found.  The success of her show, which was popular with the guards, she attributed to the women’s solidarity and talent: 'especially the women Gypsies were amazing.  And the greatest pleasure for us was getting the SS to applaud'.

The camp perhaps most closely tied to the fate of the European Roma was Birkenau. This was the only camp where the Nazis established a separate ‘Gypsy camp’; however, although allowed to remain in family groups, they suffered inhumane conditions, and almost all died there. Little precise information exists, but fragmentary records and references suggest that there was an orchestra and several smaller ensembles. Former inmates remembered a talented Roma violinist who played in the camp orchestra; similarly, in the sub-camp of Buna was a violinist known as Jakob 'Zigan', or Jakob the Gypsy. As elsewhere, Roma inmates also made music informally within the barracks.  At night, after work, and on Sundays, the strains of their music echoed from the Roma camp to the neighbouring barracks.  The survivor Roman Frister still remembers his 'first days in Auschwitz. I fell asleep to the singing and music of the Gypsies. They played late into the night. I think the Nazis enjoyed it.'

Sources

Elias, R., 1998. Triumph of Hope: From Theresienstadt and Auschwitz to Israel, New York: John Wiley. 

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Kogon, E., 1950. The Theory and Practice of Hell: The German Concentration Camps and the System Behind Them, London: Secker and Warburg.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Schochet, S., 1983. Feldafing, Vancouver: November House.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.