Немногие музыканты столь страстно убеждены в политической значимости музыки, как был убежден в этом Мартин Розенберг.  Музыкант, родившийся в 1890 году в Царстве Польском, успешно работал над организацией рабочих хоровых коллективов. Его карьера оборвалась в одно мгновение: он был депортирован в концлагерь Заксенхаузен и погиб в Освенциме.

Политические взгляды Розенберга всегда были откровенно левого толка. В 1905 году, в возрасте 15 лет, он принимал участие в столкновениях и забастовках в Варшаве. Розенберг был активным сторонником Ноябрьской револьции в Германии. Однако, профессиональные интересы Розенберга распространялись, в первую очередь, на реформирование системы музыкального образования, он считал, что использование музыки в среде рабочих поможет в деле политического просвещения и расширения прав рабочих.

По давней традиции немецкие социалисты были тесно связаны с хоровой музыкой. С конца XIX века рабочее движение Германии поощряло и развивало пролетарские певческие объединения, не сомневаясь в том, что хоровая музыка поможет сплотить людей, вдохновит и повысит уровень образованности, как исполнителей, так и слушателей. Под псевдонимом Розбери д’Аргуто Мартин Розенберг продолжил эту традицию. Молодой, недавно перебравшийся в Веймарский Берлин Розенберг принимал активное участие в реформировании музыкального образования, уделяя особое внимание развитию молодого певческого голоса. Он основал альтернативную певческую школу, где применял на практике собственные теории о музыкальном воспитании общества. Созданный Розенбергом хор, в котором пели дети из рабочих семей, имел огромный успех. В 20-30-х годах Розенберг получил одобрение критиков за свое руководство большим смешанным хором рабочих. В "Музыкальном обществе Розбери д’Аргуто" (нем. Gesangsgemeinschaft Rosebery D’Arguto) состояло почти 400 человек, это был весьма успешный певческий коллектив, который регулярно выступал на демонстрациях и митингах (особенно в поддержку германской компартии и пролетарских организаций). Музыкальные и образовательные реформы д’Аргуто превозносили в широкой прессе, а его политические взгляды – в изданиях левого толка.

Однако, с приходом Гитлера к власти в 1933 году, хоровая деятельность д’Аргуто была запрещена. В 1934 году он вернулся в Польшу, где и оставался до 1939 года. В сентябре 1939 года, во время короткого частного визита в Германию, Розенберг был арестован Гестапо. 13 сентября 1939 года его отправили в Заксенхаузен. В лагере он занялся организацией еврейского хора. Певческий коллектив из 20-30 исполнителей был создан в апреле 1940 года. Д’Аргуто упорно работал со своими певцами, в хоровом пении он видел реальную возможность противостояния нацистскому режиму. В главном лагере политзаключенные нееврейского происхождения помогали Д’Аргуто искать площадки для репетиций и сохранять тайну хора (так как эта деятельность была незаконной, репетиции и выступления хора нужно было тщательно охранять, чтобы они не попадали в поле зрения охраны). 

По словам солагерника Розенберга Aлександра Кулисевича, в конце 1942 года до Мартина Розенберга и музыкантов созданного им лагерного хора дошла весть о скорой отправке еврейских заключенных в Биркенау или Maйданек.  В ответ на это страшное известие Розенберг написал "Еврейскую песню смерти" (нем. Jüdischer Todessang) на основе известной народной мелодии идишской песни "Десять братьев" (ид. трансл. Tsen Brider). Благодаря Розенбергу старая народная песня превратилась в тягостную летопись гибели,  историю десяти братьев-евреев, убитых в газовой камере. Вскоре после этого, в октябре 1942 года, Мартин Розенберг и члены его хора были отправлены в Освенцим.

После войны Кулисевич посвятил свою жизнь и музыкальное творчество распространению информации о нацистских преступлениях. Одно из самых успешных и трогательных произведений его репертуара – "Еврейская песня смерти". К сожалению, имя самого Розенберга остается в забвении, хотя в ГДР на протяжении некоторого времени существовал интерес к его музыкальной и политической карьере.

Список литературы

Andert, P., 1987. Rosebery d'Arguto: Versuche zur Erneuerung des proletarischen Chorgesangs. In K. Kändler, H. Karolewski, & I. Siebert, eds. Berliner Begegnungen: Ausländische Künstler in Berlin 1918 bis 1933. Berlin: Dietz, pp. 340-5.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.

Few musicians are as passionately committed to the political importance of music as Rosebery D’Arguto.  Born Martin Rosenberg in Czarist Poland in 1890, he was to pursue an unusual career in workers’ choral music, one cut short by his deportation to Sachsenhausen and eventual death at Auschwitz. Rosenberg had always been an active political leftist: at age 15 he participated in the 1905 protests in Warsaw, and he was an enthusiastic supporter of the post-war Revolution in Germany. His personal ambition, however, was to reform music education and to offer music to the working classes, as a path to political empowerment and enlightenment.

In Germany, there was a long tradition linking socialist politics with choral music. Since the late 19th century, the labour movement had encouraged the development of proletariat choirs, believing that they both stimulated solidarity and helped to inspire and educate both singers and listeners.  Rosenberg, now under the professional name Rosebery D’Arguto, continued this tradition.  As a young man newly arrived in Weimar Berlin, he was active in reforming music teaching, focusing in particular on the development of the young singing voice.  He founded an alternative singing school where he could develop his theories of community-based musical training, and his newly-formed working-class children’s chorus was a surprise hit. He achieved the highest critical acclaim for his leadership of a large mixed workers’ chorus in Berlin during the 1920s and 30s. The Gesangsgemeinschaft Rosebery D’Arguto (Singing community of Rosebery D’Arguto), with almost 400 members, was a highly successful choir that performed regularly at demonstrations and rallies, particularly for the German Communist Party, and in support of proletarian organizations. D’Arguto was celebrated for his musical and educational reforms by the mainstream press, and for his politics in the left wing press.

With Hitler’s rise to power in 1933, however, D’Arguto’s activities with the choir were banned. He returned to Poland in 1934, and remained there until 1939. On a short trip to Germany to settle some personal matters in September 1939, he was arrested by the Gestapo, and taken to Sachsenhausen on 13 September. There he set about organizing a Jewish choir, which was established in April 1940 with between 20 and 30 members. D’Arguto worked hard with his singers, as he saw the choir as an important vehicle for expressing opposition to the regime. Non-Jewish political prisoners in the main camp helped him to find rehearsal spaces for the group and to secure their activities (the choir was illegal and its rehearsals and performances had to be carefully secured if they were to remain undetected).

According to his fellow inmate Aleksander Kulisiewicz, D’Arguto and the choir found out in late 1942 that a transport would soon be taking Jewish prisoners to Auschwitz-Birkenau or Majdanek. In response to this news, D’Arguto wrote a song named the ‘Jüdischer Todessang (Jewish Death Song) based on the Yiddish folk melody ‘Tsen brider’ (Ten brothers). The song was transformed by D’Arguto’s pen into a painful record of the Jews’ destruction at the hands of the Nazis, as the ten brothers were killed in the gas chambers.  Soon thereafter, in October 1942, D’Arguto and the choir were sent to Auschwitz.

After the war, Kulisiwicz dedicated his life to spreading awareness of Nazi crimes through his music. One of his most successful and moving numbers was the ‘Jüdischer Todessang’. Rosenberg himself, however, remains largely forgotten, although in the GDR there was some interest in his political and musical career.

Sources

Andert, P., 1987. Rosebery d'Arguto: Versuche zur Erneuerung des proletarischen Chorgesangs. In K. Kändler, H. Karolewski, & I. Siebert, eds. Berliner Begegnungen: Ausländische Künstler in Berlin 1918 bis 1933. Berlin: Dietz, pp. 340-5.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.