Эта песня была написана и исполнена в гетто Янкелем Гершковичем. Яков Ротенберг исполнил ее в Израиле для Гилы Флам под названием "Мечта в гетто".



идиш Транслитерация

Lyrics: Yankele Hershkowitz
 
Ikh fur kayn Palestine
 
Refrain:
Ikh fur kayn Palestine,
Dortn iz a goldene medine.
Ikh vel kishn di mezize,
In di levune shaynt.
Kh’vel zikh toyvln in der mikve,
Yedn tug zingen di tikve
Ikh vel flantsn pomerantsn,S’vet zany olerayt!
Ikh vel veyrn dozer in der kehile,
Bentshn esrog in kishn di tfilim,
In reb yoshe kalb
Vet zany undzer fraynd;
Servus yidn ikh fur ahaym.
 
Verse:
Di novemyeske gas, oy, oy,
Di sokhrim zenen blat, oy, oy,oy,
Ale zenen haynt shoyn playte,
S’iz dokh nisht kayn shpas.
Rubin mit zayn zin,
Shmekn dort ahin,
Goldman mit di zibn tekhter,
Moyshe tsiker shmil.
Rumkowski mit zany armey,
Viln kayn eretz yisruel arayn.
M’vet klapn in polkn,
A gantse tsayt,
A gedile vet zayb, olerayt.
 
Refrain: Ikh fur kayn palestine

Я еду в Палестину

Я еду в Палестину

Слова: Янкеле Гершкович

Припев:
Я еду в Палестину
Это Золотая Страна.
Я буду целовать мезузу,
А луна светит
Я буду окунаться в микву,
Каждый день я буду петь Атиква.
Я буду выращивать апельсины, и все у меня будет хорохо!
Я таким стану в общине:
Буду благословлять этрог и целовать тфилин,
И рав Йоше Калб
Станет нашим другом;
Привет вам, евреи, я еду домой.

С Новомейской улицы, ой, ой,
Продавцы блатные, ой, ой, ой,
Уже сегодня готовятся убежать,
Ведь это не шутка.
Рубин всесте со своим сыном
Разнюхивают тут и там,
И Гольдман с семью дочерьми,
И Мойше Цукершмиль.
Даже Румковский со своей армией,
Хотят ехать в Эрец Исраэль.
Мы будем бить в барабаны
Все время, ведь
У нас праздник! Все хорошо!

Припев:
Я еду в Палестину 

Эта песня была написана в Лодзинском гетто. Она появилась в ответ на распространившийся слух о том, что Британия, получившая мандат на Палестину (британский мандат действовал с 1922 по 1948гг), согласилась на создание независимого еврейского государства. Этот и другие слухи давали обитателям гетто ложную надежду. Эта надежда часто звучит в злободневных песнях Янкеле Гершковича

Песня насыщена еврейскими образами, в тексте встречаются  как термины и имена героев, взятые из еврейской традиции, так и фантазийные образы, отражающие представления о еврейской стране. "Я еду в Палестину, - говорится в песне, "это - золотая земля". "Золотой землей"иммигранты обычно называли Америку, это отличается от сионистской мечты о "земле, текущей молоком и медом". Герой песни описывает свою будущую жизнь в новой стране: каждый день он будет целовать мезузу (амулет, содержащий священные тексты, который крепится на дверном косяке в каждом еврейском доме), окунаться в микву (ритуальное омовение), и петь  еврейский национальный гимн "Атиква" (Hatikvah". Жизнь в Палестине станет мечтой, он будет сажать апельсины, а луна будет сиять на небесах. 

В припеве герой заявляет, что будет благословлять этрог (плод цитрона) каждый день, а не только в дни Суккота, и целовать тфилин (как положено религиозному еврею).

Имя Йоше Калба заимствовано из одноименного романа И.Й. Зингера. Он был опубликован в 1932 году, позднее на основе романа был поставлен популярный спектакль. Калб - польский еврей, которого влечет и к женщинам, и к Богу;в конце концов, он совершает прелюбодеяние. Затем Калб исчезает и появляется вновь в другом образе. Образ Йоше Калба служит символом того, что обитатели гетто, обретшие свободу, начнут новую жизнь на золотой земле Израиля.

Песня выражает сильнейший интерес, который испытывали к Израилю все евреи. У каждого были свои причины мечтать о Палестине: торговцы с черного рынка на Новомейской улице хотят уехать, потому что их дела в гетто идут плохо;в палестину хотят уехать Рубин с сыном, так же как и  Гольдман с семью дочерьми (намек на Тевье-молочника, героя  Шолом-Алейхема, и судьбу его дочерей). Даже Румковский стремится туда вместе со свими друзьями и армией телохранителей.

Последние три строки  описывают праздник, который устроят после подписания декларации независимости государства Израиль. Это пророчество сбылось только 29 ноября 1947 года, после гибели узников Лодзинского гетто. 

"Я еду в Палестинв" - сионистская песня, но она  исполнена юмора. Сионизм Янкеле Гершковича был гораздо ближе идеям Бунда (еврейская рабочая партия): быть евреем везде, где бы ты не оказался, чем к сионистской идеологии создания еврейского государства.

This song was composed and performed by Yankele Hershkowitz.  It was sung to Gila Flam by Yaakov Rotenberg in Israel who entitled it 'A Dream in the Ghetto'.



Yiddish Transliteration

Words: Yankele Hershkowitz
 
Ikh fur kayn Palestine
  
Chorus:
Ikh fur kayn Palestine,
Dortn iz a goldene medine.
Ikh vel kishn di mezize,
In di levune shaynt.
Kh’vel zikh toyvln in der mikve,
Yedn tug zingen di tikve
Ikh vel flantsn pomerantsn,S’vet zany olerayt!
Ikh vel veyrn dozer in der kehile,
Bentshn esrog in kishn di tfilim,
In reb yoshe kalb
Vet zany undzer fraynd;
Servus yidn ikh fur ahaym.
 
Verse:
Di novemyeske gas, oy, oy,
Di sokhrim zenen blat, oy, oy,oy,
Ale zenen haynt shoyn playte,
S’iz dokh nisht kayn shpas.
Rubin mit zayn zin,
Shmekn dort ahin,
Goldman mit di zibn tekhter,
Moyshe tsiker shmil.
Rumkowski mit zany armey,
Viln kayn eretz yisruel arayn.
M’vet klapn in polkn,
A gantse tsayt,
A gedile vet zayb, olerayt. 
  
Chorus: Ikh fur kayn palestine

English

I'm going to Palestine
Letter: Yankele Hershkowitz

Chorus:
I'm going to Palestine,
That golden land.
To kiss the mezuzah,
And the moon shine.
I'll immerse myself in mikveh,
Every day I sing Hatikva.
I'll plant oranges,
Everything will be fine!

I will bless the etrog
And I kiss the tefillin,
And Rabbi Yoshe Kalb
Will be our friend,
Goodbye, Jews, I'm going home.

Verse:

The Nowomiejska street, oy, oy,
Their illegal traders, oy, oy, oy
We all have escaped,
It is no longer a joke.
Rubin with his son,
They want to go there,
Goldman and his seven daughters,
And Moshe Tsiker-Shmil.
Rumkowski and his army,
They also want to enter Eretz Israel.
We will make noise,
In that moment,
We will celebrate!

Chorus:
I’m going to Palestine

This song was sung in the ghetto after a rumour spread that Britain – the ruling power in Palestine at that time – had agreed to let Palestine become the Jewish state.  This rumour, like many others, gave the ghetto inhabitants false hope, a feature often transmitted by Yankele Hershkowitz in his topical songs. 

The song is laden with Jewish imagery, and includes terms and heroes drawn from tradition and appropriate to the fantasy of the Jewish country described. 'I am going to Palestine' says the singer, 'that is the golden land.'  This line subverts the term 'the golden land' which immigrants usually used to refer to America rather than the 'land of milk and honey' of the Zionist dream.  The singer describes his new life: every day he will kiss the mezuzah (the amulet containing sacred texts on every Jewish doorpost), go to the mikveh – the ritual bath, and sing 'Hatikvah' the Jewish national hymn.  In Palestine, his life will be dream-bright, he will plant oranges and the moon will shine. 

In the refrain, the singer declares his in intention to bless the etrog – the citron fruit, not only during the eight days of the Feast of Tabernacles, but every day and to kiss the phylacteries (as a religious Jew should).

The name Yoshe Kalb, is taken from the novel of that title, written by I. J. Singer and published in 1932, which was later adapted into a popular play.  Kalb is a Polish Jew who yearns both for women and for God and finally commits adultery. He then disappears, and returns as a different person in the story.  This symbol of Yoshe Kalb serves the singer in suggesting that when the ghetto inhabitants are free, they will begin a new life in the golden land, Israel.

The verse describes the passion for Israel felt by everyone.  Each person has a particular reason for wishing to live in Palestine.  The black marketers of Nowomiejska Street, want to go there as their businesses in the ghetto are weak, Rubin and his son want to go too, as do Goldman and his seven daughters – a reminder of Shalom Aleichem’s hero Tevye the milkman and the fate of his seven daughters.  Even Rumkowski longs to go there with his friends and army of bodyguards.

The last three lines describe the celebration that would take place after the declaration of the independent state of Israel.  This prophecy became true only on 29 November 1947, after the inhabitants of the Łódź ghetto had perished.    

This song is a Zionist song though it is full of humour.  Yankele Heshkowitz's Zionism was closer to that of the Jewish Bund’s notion of being a Jew wherever one finds oneself, than to the Zionist ideology of territory and a state for the Jewish people.