Песню "Нет продуктовых карточек" (ид. трансл. Nishtu kayn przydziel) написал Янкеле Гершкович. Ниже приводится короткий фрагмент из песни, его напел Яков Флам (1930–1996) и записала Гила Флам в США в 1990 году



идиш Транслитерация

Nishtu kayn przydziel 
 
Припев:
Nishtu kayn ‘przydziel’ oyf kayn toytn’s kartn
Oyf Rumkowski ken men dokh nisht  vartn,
Biz er vet indz epes geybn’
Iz nisht meglekh du tsi leybn,
Der‘widzial-karta’ hot es git gemakht. 
 
Di Shaynuvna iz gevesn Shvarts’ a sekretarn
A dike dame und a fete, haynt vet zi shoyn darn.
Gehat hot zi nor kartn fir
Gegesn hot zi on a shir
Haynt hot zi kayn kartn shoyn nisht mer.
 
Припев: Nishtu kayn…

Нет продуктовых карточек

Нет продуктовых карточек
Слова: Янкеле Гершковича 
 
Припев: 

Нет ни продуктовых карточек, ни свидетельства о смерти.
От Румковского уже можно не ждать:
Пока он соберется что-то сделать для нас
Здесь невозможно жить,
Эти карточки хорошо сделаны. 
 
Шайнувна была секртарем у Шварца
Раньше она была жирной дамой, а вот теперь отощала.
Ведь у нее было целых четыре продуктовых карточки
И она ела без конца,
Но теперь у нее больше нет карточек.
 
Припев:

Нет ни продуктовых карточек…

Эта песня  создана на основе одной из самых популярных песен еврейского театра "Папиросы" (ид. трансл. Papirosn).  В песне "Папиросы" расказана история сироты, который добывает средства к существованию, продавая папиросы в городке Восточной Европы. В конце песни юный герой оплакивает свою судьбу:
"Подходите, пожалейте,
Сироту меня согрейте!
Посмотрите, ноги мои босы".

Текст этой популярной песни принадлежит Герману Яблокову. "Папиросы" появились в середине 20-х, эта песня описывает судьбу людей после Первой Мировой Войны. Мелодия песни заимствована из болгарского фольклора, хотя сам Яблоков заявлял авторство на музыку. Песня сразу приобрела популярность.

Песня "Папиросы" пользовалась известностью у жителей гетто. На ее мелодию были сочинены и другие тексты. Рикле Глезер в Виленском гетто написала песню "Был летний день" (ид. трансл. Es iz geven a zumertog), в которой рассказывается о судьбе евреев, убитых в Понарах. В Варшавском гетто мелодия "Папирос" использовалась для песни "Продавщица хлеба" (ид. трансл. Di broyt farkoyferin), повествующую о голодной сиротке. В 1946 г. Мюнхенский Исторический Комитет записал песню на ту же мелодию под названием "Однажды дома" (ид. трансл. Amol aheym), в ней рассказывается о судьбе евреев Сосновца.

Песня, появившаяся в Лодзи в трактовке Янкеля Гершковича, не имеет отношения к конкретной трагедии. Поэт обратился к  теме нехватки продовольствия в в гетто и описал ее с черным юмором. Изображенная в песне ситуация связана с использованием продуктовых карточек (пол. przydziel), которые выдавались рабочим  гетто Отделом распределения продовольствия (пол. widzial-karta). Естественно, эти карточки были в большой цене, так что, когда один из рабочих умирал, его товарищи устраивали дележ оставшихся карточек.

Яков Флам вспоминал, что описанная в песне история случилась, скорее всего, в 1942 году. Героиня песни Шайнувна работала в Отделе распределения продовольствия, она нашла прекрасную возможность оставаться сытой. Она не отдавала карточки умерших рабочих чиновнику Отдела, а  оставляла их себе. Она сумела скопить 4 карточки и получала продукты  за четырех человек, пока, в конце концов, ее махинации не раскрылись. Шайнувну наказали за должностное преступление, ее  назначили на унизительную работу "фекалиста" (она чистила туалеты). В одной из версий песни "Нет продуктовых карточек"  (ее спел Яков Флам своей дочери Гиле Флам), Шайнувна не была разоблачена, онапродолжила свою деятельность, продолжала копить продуктовые карточки и обводила еврейскую полицию вокруг пальца.

The lyrics of the songs were composed by Yankele Hershkowitz. This recording is a short fragment sung by Yaakov Flam (1930-1996) recorded in the USA by Gila Flam in 1990.



Yiddish Transliteration

Nishtu kayn przydziel
 
Refrain:
Nishtu kayn ‘przydziel’ oyf kayn toytn’s kartn
Oyf Rumkowski ken men dokh nisht  vartn,
Biz er vet indz epes geybn’
Iz nisht meglekh du tsi leybn,
Der‘widzial-karta’ hot es git gemakht.
 
Verse:
Di Shaynuvna iz gevesn Shvarts’ a sekretarn
A dike dame und a fete, haynt vet zi shoyn darn.
Gehat hot zi nor kartn fir
Gegesn hot zi on a shir
Haynt hot zi kayn kartn shoyn nisht mer.
 
Refrain: Nishtu kayn…

English Translation

There are No Food Coupons
Lyrics: Yankele Hershkowitz
 
Refrain:
There are no food coupons for a dead person’s cards.
For Rumkowski one cannot wait,
By the time he gives us anything
We won’t stay alive.
The Main Office is very well organized.
 
Verse:
Shaynuvna was Scwartz’s secretary,
A fat and heavy lady, only now she gets skinny.
She accumulated four cards
And she ate without a limit.
Now she has no more cards.

This song is a contrafact (parody), of one of the most popular songs of the Yiddish theatre, the song 'Papirosn' (Cigarettes).  Its lyrics tell of an orphan forced to earn his sustenance by selling cigarettes in the streets of a nameless Eastern European city.  At the end of the song, the young hero bewails the fate that awaits him: 'Nobody wants to buy from me, I will waste to nothing and die like a dog.'  The popular song's lyrics were written by Hemann Yablokoff, in the mid-1920s, and claimed to describe the fate of people after First World War.  The melody is of a folk song of Bulgarian origin, that Yablokoff claimed he composed.  The song gained popularity in America after it was broadcast and published in 1932.

'Papirosn' was popular throughout the ghetto system.  It was sung in its original version, and other parodies were composed to its melody too.  Rikle Glezer in the Vilna ghetto wrote new lyrics to the melody telling the fate of the inhabitants killed in Ponar, under the title 'Es iz geven a zumerto' (It was a summer day).  In the Warsaw ghetto the melody was used for a song entitled 'Di broyt farkoyferin' (The bread seller), describing the fate of a starving orphan.  On the recording made by the Historical Committee of Munich in 1946, a version of the the song called 'Amol a heym' (Once upon a time a home) describes the fate of the Jews of Sosnowiec.

The Łódź version that was composed by Yankele Hershkowitz does not refer to a specific tragedy, but rather treats the ongoing lack of food in the ghetto with grim humour.  The situation depicted concerns the issuing of food ration coupons (przydziel in Polish slang) to certified workers by the ghetto’s Office of Food Distribution (the Polish widzial-karta).  These certificates were naturally in great demand, so much so that when a worker died, his surviving colleagues vied for them. 

Yaakov Flam recalled that the incident described in the verse took place, in all probability, in 1942.  According to Flam, the heroine, Shaynuvna, worked in the Food Distribution Office, where she devised a self serving method of staying well-fed.  Rather than hand over workers’ death certificates to the proper authorities, she kept them for herself, accumulating the rights to four other people's rations before being caught.  The punishment for her 'white-collar' crime was assignment to the despised occupation of ‘fecalist’ (gutter sweeper).  In another version sung by Yaakov Flam to Gila Flam (not included here), Shaynuvna manages to continue to accumulate food this way without being caught, making the Zonderkommando (the Jewish police) appear ridiculous.