Песни Лодзинского гетто

Летом 1940 года еврейское население было заперто в Лодзинском гетто. По общему мнению, число евреев в Лодзе колебалось в пределах от 230 тысяч до 250 тысяч. Кроме этого, в Лодзинское гетто в ноябре 1941 года депортировали 5 тысяч цыган из Австрии. Ликвидация гетто началась летом 1944 года, и когда в конечном итоге гетто было освобождено Советской армией в январе 1945 года, в гетто находились около 877 человек, оставленные нацистами для проведения операций по очистке.


Лодзинское гетто превратилось в крупный трудовой лагерь, полный цехов и заводов. Голод, перенаселенность и антисанитарные условия привели к возникновению эпидемий, чаще всего тифа. Обитатели гетто не имели никаких контактов с враждебно настроенным внешним миром, все другие виды связи были также запрещены.

Гетто управлялось двумя отделами немецкой местной власти: политическими и полицейскими силами, и административными и экономическими подразделениями, которые были в основном сосредоточены в муниципалитете Лодзя. Городской муниципалитет, в отличие от политического и полицейского отделов, исполнял функции, которые оккупанты считали конструктивными, целью которых являлось использование всех трудовых ресурсов гетто для работы. Главой администрации гетто был Ганс Бибоу. Внутри гетто существовала внутренняя еврейская администрация Юденрат, созданная по приказу немецких властей. Юденрат возник раньше, чем гетто, и отвечал за отправку в гетто еврейского населения из разных районов Лодзи, находил для них жилье и впоследствии обеспечивал некоторые виды общественной жизни. Главной фигурой еврейской администрации являлся Мордехай Хаим Румковский. 13 октября 1939 года он был назначен немцами официальным правителем гетто и назывался Старшим из евреев. В Лодзи, Совет Старейшин (нем. Altestenrat, или точнее Beirat, известный в других гетто, как Юденрат), существовал только как группа консультантов, так как власть была быстро захвачена председателем Юденрата Румковским.

Вспоминают, что контакт с внешним миром был в руках у немцев, также как и контроль над поставками продовольствия, которым в то время занимался Департамент Продовольственных Поставок и Экономики под руководством Ганса Бибоу. Изоляция усугублялась изъятием из частных домов телефонов и радиоприемников. Почта была ненадежна и подвергалась цензуре.

Первый год существования гетто был относительно спокойным. 7 декабря 1941 года первый нацистский лагерь смерти в Хелмно начал работу в экспериментальном режиме. Первыми убитыми в газовых камерах стали евреи из нескольких городов близ Лодзи, лодзинский цыганский табор целиком и евреи самого Лодзи. В период с января по май 1942 года были убиты 54 900 человек – более одной трети населения гетто. С января 1942 года по апрель 1943 года гетто было обязано поставлять по 1000 человек ежедневно. В течение второго года немцы начали переселять в гетто евреев из Восточной Европы. К концу лета 1942 года в гетто стали отдаваться приказы на массовые уничтожения. В течение восьми дней между пятым и двенадцатым сентября 1942 года более чем 20 тысяч больных, стариков и детей были отправлены в лагерь смерти Хелмно. К концу первой волны уничтожения нацисты уничтожили более чем 250 тысяч человек. После депортаций 1942 года в Лодзи наступил период относительной стабильности. Промышленность гетто становится нужной для нацистской военной машины, и нацистский контроль над гетто становится более явным, чем раньше. Тем не менее, немцы принимают решение о ликвидации гетто, и тогда Гиммлер поручает Артуру Грейзеру, нацистскому коменданту Вартеланда, организовать депортацию из гетто в Хелмно и Освенцим. К лету 1944 года ликвидация гетто становится всеобъемлющей. 

Культурная жизнь Лодзинского гетто

Культурная жизнь Лодзинского гетто стала отдельной главой еврейской культуры, которая была продолжением созидательной и адаптивной культуры, существовавшей с момента поселения евреев в Польше в 13 веке, но изменившей форму из-за репрессивной обстановки. Отдельные исполнители и организованные представления были как глоток воздуха для обитателей гетто. Концерты и театральные представления происходили в Доме культуры, основанном Румковским. Большинство концертных программ содержало еврейские обертоны. Давид Бейгельман (1887-1944) обычно был дирижером концертов, и он также сочинял пьесы. В Доме Культуры было четыре сотни мест, профессиональное оборудование сцены, освещение и тому подобное. Кроме существовавшего в гетто симфонического оркестра, там находились Хоровое общество гетто Хазамир и Театр Ревю. Румковский и его помощники присутствовали на большинстве шоу и подвергали цензуре песни и скетчи, которые находили критическими. Моше Пулавер был директором театральной труппы. На сцене Дома Культуры были показаны восемьдесят пять шоу-программ начиная с его открытия и до конца 1941 года, которые посетили более семидесяти тысяч человек. Дом Культуры был официально закрыт летом 1942 года и переоборудован под фабрику по изготовлению одеял и подушек, шоу закончились вместе с летом.

Кроме театра, существовали представления в различных молодежных клубах, до конца 1942 года действующих в Марысине, зеленом районе гетто. Кроме того, уличные развлечения для детей и взрослых стали местом выражения протеста и страданий повседневной жизни в гетто. Из многих уличных исполнителей в памяти выживших остался один, Янкеле Гершкович, чьи песни были позже восстановлены и представлены на этом сайте. Уличные выступления были мобильным кабаре, предлагая социальную и политическую сатиру, юмор и пародии на популярные песни под влиянием повседневной жизни гетто. Исполнители пели для публики, жаждавшей не только хлеба и картошки, но и свободы выражения. Эти выступления также подвергались цензуре со стороны еврейских властей. После огромной по масштабам депортации, эти певцы (среди них и Янекеле Гершкович) не смогли больше оставаться на улицах, потому что никто не мог "заплатить" им едой. Тогда они нашли рабочие места на одном из предприятий гетто и там продолжили свои выступления.

Любительская сцена на рабочем месте стала обычным явлением, особенно после закрытия театра и прекращения уличных спектаклей, когда оставшиеся артисты стали выступать на рабочих местах. Такие спектакли продолжались до июня 1943 года, когда Румковский постановил, что больше не должно быть таких представлений, из-за того, что одна из пьес подвергала критике его авторитет.

В дальнейшие годы художественная активность продолжалась в домашней и частной обстановке. Чтение стихов, декламации, танцевальные выступления, пение и молитвы продолжались до ликвидации гетто.

Песни, которые представляют Лодзинское гетто на этом сайте, в основном принадлежат уличному певцу Янкеле Гершковичу, некоторые – Театру Лодзинского Гетто, несколько – выжившим обитателям, которые сочиняли песни для своих семей, немногие – исполнялись на рабочих местах и в организациях юношеского движения. Песни рассказывают историю жизни в Лодзинском гетто, словами и музыкой и связывают прошлое и настоящее и выражают надежду на будущее, свободу и гуманные условия еврейской жизни.

Гила Флам

Список литературы

Ben-Menachem, Arieh and Joseph Rab, ed. The Chronicle of the Łódź Ghetto 1941-1942, 4 volumes, Jerusalem: Yad Vashem 1986-1989 (in Hebrew)

Dobroszycki, Lucian, ed. The Chronicle of the Ghetto, 1941-1942, New Haven: Yale University Press, 1984

Fater, Isaschar; Yiddishe musik in poyln tsvishn baye velt milkhomes [Jewish music in Poland: Between the two world wars].  Tel Aviv: Welt Federatsie Fun Poylishe Yidn {In Yiddish} 1970

Flam, Gila; Singing for Survival: Songs of the Łódź Ghetto 1940-1945 of Illinois Press, Urbana and Chicago, 1992

Frenkiel, Yechiel; “Theater and Other Artistic Activities in Łódź Ghetto, 1940-1944,” in Bamah Drama Quarterly 103: 12-42 (in Hebrew), 1986a

Frenkiel, Yechiel; “Theater and Other Artistic Activities in Łódź Ghetto, 1940-1944,” part 2, in Bamah Drama Quarterly 104: 38-60 (in Hebrew) 1986b

Kaczerginsky, Shmerke; Lider fin di getos un lagern [songs of the ghettos and concentration camps], New York: CYCO (in Yiddish) 1948

Mlotek, Eleanor and Malke Gottlieb, ed. We Are Here: Songs of the Holocaust, New York: Hippocrene Books and Workmen’s Circle Education Department, 1983

Pups, Rute; Dos lid fun geto {The song of the ghetto}, Warsaw: Yiddish Bukh. (in Yiddish) 1962

Zylbercweig, Zalman, Leksikon fun yidishn teater [Lexicon of Yiddish Theater} 5 volumes. New York: Elisheva (in Yiddish) 1959-1967

Songs of the Łódź Ghetto

The Łódź ghetto was sealed with its Jewish population in summer 1940.  By general agreement the number of Jews in Łódź fluctuated between 230,000 and 250,000.  In addition, 5,000 Gypsies from Austria were deported to the Łódź ghetto in November 1941.  The liquidation of the ghetto began in the summer of 1944 and it was finally liberated by the Russian army in January 1945 – some 877 people were allowed to remain in the area of the ghetto by the Nazis to carry out clean-up operations.

The Łódź ghetto became a large labour camp of workshops and factories.  Hunger, overcrowding and lack of sanitation caused epidemics, mainly typhus.  The ghetto inhabitants had no contact with the outside world, which was hostile, and all other communication means were forbidden.

The ghetto administration was concentrated in two branches of German local authority: the political and police forces, and the administrative and economic division which was chiefly concentrated in the municipality of Łódź.  The city municipality, as opposed to the political and police branch, was supposed to fulfill functions that the occupier defined as constructive and whose aim was to put all the ghetto labour force to work. The head of the Ghetto Administration was Hans Biebow.  Within the ghetto, there was the internal Jewish administration which was created by an order of the German authorities.  The Jewish Council arose earlier in the ghetto and was responsible for transporting the Jewish population from all districts of Łódź to the ghetto, to find housing for them, and later to provide some form of social existence.  Within the Jewish administration, the dominant figure was Mordechai Khayim Rumkowski, who was appointed by the Germans on 13 October 1939 as their official Jewish ruler of the ghetto, and called the Eldest of the Jews.  In Łódź,  the head of the Council of Elders, the Altestenrat, or more accurately, Beirat (known in other ghettos as Judenrat), existed only as an advisory group since the power was quickly seized by the chairman of the council, Rumkowski.

One should remember that contact with the outside world was in German hands as was the control of food, which was at that time handled by the Department of Food Supply and Economics, headed by Hans Biebow.  The isolation was compounded by the removal of telephones from private homes and the confiscation of radios.  Mail was undependable and censored.

The first year of the ghetto was relatively calm.  On 7 December 1941, the first Nazi death camp, in Chelmno, began its experimental run.  The first to be gassed in the killing vans were Jews from several towns near Łódź, the entire Gypsy camp from Łódź, and the Jews of Łódź.  Between January and May 1942 54,900 were killed – more than one third of the ghetto population.  From January 1942 to April 1943, the ghetto was obliged to deliver 1,000 people daily.  During the ghetto’s second year, the Germans began resettling Jews from Western Europe into the ghetto.  In late summer 1942, orders for mass murder came to Łódź ghetto. During eight days of curfew between 5 and 12 September 1942, more than 20,000 sick, elderly, and children were sent to the Chelmno death camp.  By the end of the first wave of extermination, the Nazis had put more than 250,000 people to death.  After the deportations of 1942, relative stability existed in Łódź.  The ghetto’s industry became useful for the Nazi war machine, and Nazi supervision of the ghetto was more evident than before.  In 1944, however, the Germans decided to liquidate the ghetto when Himmler instructed Arthur Greiser, the Nazi chief of Wartheland, to order deportations out of Łódź to Chelmno and Auschwitz. By the summer of 1944, the liquidation of the ghetto became total.

The Culture of the Łódź ghetto

Cultural activities in the Łódź ghetto were just another chapter, in modified form due to the oppressive historical context, a continuation of a creative and adaptive culture which existed since Jews settled in Poland in the 13th century.  Individual performers and organized performances were like bread and potatoes for the inhabitants of the ghetto. Concerts and theatre shows were given at the “House of Culture” established by Rumkowski.  In most of the concert programs given, the majority of works had Jewish overtones.  Dovid Beyglman (1887-1944) was the usual conductor of these programs and he also composed some of the pieces. The House of Culture contained 400 seats, and had professional stage equipment, lighting, and so on.  In addition to having the ghetto’s symphony orchestra, the hall provided a venue for the Łódź Ghetto Choral society Hazamir, as well as the Revue Theater . Rumkowski and his assistants were present at most of the shows, and censored some songs and sketches if they felt they were critical of Rumkowski himself, or of the Jewish Council. Moshe Pulawer was the director of the theatre group.  Eighty five shows were produced in the House of Culture from its opening until the end of 1941, which more than 70,000 people attended. The House of Culture was officially closed in the summer of 1942 and set up to be a factory for blankets and pillows; the revue shows were discontinued that same summer.

In addition to the theatre, there were performances at the different youth organization clubs that operated in Marysin, the green area of the ghetto, until the end of 1942.  In addition, street entertainment for children and adults was a means of expressing the struggle and suffering of daily life in the ghetto.  Out of the many performers, one in particular was left in the memory of the survivors: Yankele Hershkovitsh, whose songs were recalled later and will be introduced here. The street singers were a movable cabaret, offereing social and political satire, humor and parodies of popular songs in response to the daily life in the ghetto.  The performers sang for an audience hungry not only for bread and potatoes, but also for freedom of expression.  These performances were also censored by the Jewish authorities, until the end of 1942.  After the great deportation, the singers, including Yankele Hershkovitshm could not remain on the streets, as no one could “pay” them in food. They consequently found work at one of the workplaces and there they continued their performances.

 

Amateur shows in the workplace were common, particularly after the closure of the theatre and the end of street performances, when artists started to work in factories instead. These continued until June 1943, when Runkowski decreed that there would be no more performances because one of the pieces performed seemed critical of his authority.

Throughout the ghetto years, artistic creativity continued in domestic and other private settings.  Poetry readings, recitations, dance performances, singing and praying continued until the ghetto's liquidation.

The songs of the Łódź ghetto that will be introduced, come mainly from the street singer Yankele Hershkovitsh; there are some from the Łódź Ghetto Theater , a few by survivors who composed songs for their family, few from the workplace and the youth movement organizations.  The songs tell the story of life in the Łódź ghetto in words and melody; they bridge past and present and hope for the future, for freedom and Jewish life.

By Gila Flam.

Sources

Ben-Menachem, Arieh and Joseph Rab, ed. The Chronicle of the Łódź Ghetto 1941-1942, 4 volumes, Jerusalem: Yad Vashem 1986-1989 (in Hebrew)

Dobroszycki, Lucian, ed. The Chronicle of the Ghetto, 1941-1942, New Haven: Yale University Press, 1984

Fater, Isaschar; Yiddishe musik in poyln tsvishn baye velt milkhomes [Jewish music in Poland: Between the two world wars].  Tel Aviv: Welt Federatsie Fun Poylishe Yidn {In Yiddish} 1970

Flam, Gila; Singing for Survival: Songs of the Łódź Ghetto 1940-1945 of Illinois Press, Urbana and Chicago, 1992

Frenkiel, Yechiel; “Theater and Other Artistic Activities in Łódź Ghetto, 1940-1944,” in Bamah Drama Quarterly 103: 12-42 (in Hebrew), 1986a

Frenkiel, Yechiel; “Theater and Other Artistic Activities in Łódź Ghetto, 1940-1944,” part 2, in Bamah Drama Quarterly 104: 38-60 (in Hebrew) 1986b

Kaczerginsky, Shmerke; Lider fin di getos un lagern [songs of the ghettos and concentration camps], New York: CYCO (in Yiddish) 1948

Mlotek, Eleanor and Malke Gottlieb, ed. We Are Here: Songs of the Holocaust, New York: Hippocrene Books and Workmen’s Circle Education Department, 1983

Pups, Rute; Dos lid fun geto {The song of the ghetto}, Warsaw: Yiddish Bukh. (in Yiddish) 1962

Zylbercweig, Zalman, Leksikon fun yidishn teater [Lexicon of Yiddish Theater} 5 volumes. New York: Elisheva (in Yiddish) 1959-1967