Среди многочисленных еврейских актеров, музыкантов и писателей довоенного Вильно пианист и дирижер Вольф Дурмашкин был одной из самых заметных фигур. Он родился в 1914 году и уже в возрасте семи лет начал выступать с фортепианными концертами. В 23 года он закончил виленскую консерваторию, а затем переехал в Варшаву, где продолжил музыкальное образование. Когда в 1939 году вспыхнула война, Дурмашкин решил вернуться в родной город. В Вильно он работал учителем музыки и дирижером.

В 1941 году, вскоре после вторжения нацистов, Вольф Дурмашкин, как и десятки тысяч евреев, которые не погибли от рук нацистов или их литовских приспешников, попали в тесное гетто. Но и в заключении Дурмашкин продолжал свою музыкальную деятельность - он сочинял музыку, руководил оркестром, участвовал в создании музыкальной школы, в которой учились около 100 студентов. Он также был основателем и руководителем еврейского хора гетто.

Музыкальному миру Вильно, который возник благодаря усилиям молодых музыкантов, в числе которых был и Дурмашкин, суждена была внезапная и кровавая гибель. В январе 1943 года, спустя год после первого театрального выступления в память о массовых расстрелах в Понарах, сопрано Люба Левицкая репетировала свою роль в новой оперной постановке под руководством Дурмашкина. Левицкую схватили, когда она пыталась пронести в гетто еду для своей больной матери. Люба была заключена в тюрьму, а позднее убита. Вскоре после этого, во время ликвидации гетто, Вольфа Дурмашкина депортировали в концентрационный лагерь Клоога на территории Эстонии.  Он погиб накануне освобождения лагеря.

Список литературы

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

USHMM Photo Archive (biographical information)

Among the many Jewish artists, musicians and writers of pre-war Vilna, the pianist and conductor Wolf Durmashkin stood out.  Born in 1914, by the age of seven he had already started giving public piano recitals.  He graduated from the Vilna conservatory of music at the age of 23, and moved briefly to Warsaw to continue his musical training.  When war broke out in 1939, Durmashkin decided to return to his home city, where he initially found employment as a conductor and music teacher.

Soon after the Nazis entered Vilna in 1941, he and the tens of thousands of Jews not immediately murdered by the Nazis or their Lithuanian auxiliaries, were forced into the cramped confines of the ghetto.  There, Durmashkin continued his musical work, composing, organising an orchestra, and helping to create a music school that enrolled over a hundred students.  He was also the founder and director of a Hebrew ghetto choir.

The musical world created in Vilna through the commitment of young musicians like Durmashkin was to come to an abrupt and bloody end.  In January 1943, a year after the first theatre concert commemorating the mass murders at Ponar, the ghetto soprano Lyube Levitski was rehearsing her role for an upcoming opera, under Durmashkin’s direction.  Levitski was caught smuggling food into the ghetto for her sick mother, and was arrested and subsequently killed.  Shortly thereafter, Durmashkin was deported to the Klooga concentration camp in Estonia during the liquidation of the ghetto.  Tragically, he was killed one day before liberation.

Sources

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

USHMM Photo Archive (biographical information)