В восточно-европейских гетто как нигде остро стоял вопрос устройства все увеличивающегося числа дитей-сирот. В большинстве случаев, усыновлением занимались организации сомнительного свойства. Обычно детей бросали на произвол судьбы, они могли рассчитывать лишь на удачу или щедрость добросердечных граждан. Одной из таких людей была учительница, поэтесса и журналистка Лея Рудницкая. Жительница  Виленского гетто, Рудницкая взяла сироту себе в дом в и, чтобы как-то вынести происходящее, написала одну из самых прекрасных колыбельных. В песенке "Птички спят на ветках" (ид. трансл. Dremlen feygl oyf dits vaygn) она использовала мелодию русско-еврейского композитора Лейба Ямпольского.

Лея Рудницкя родилась в 1916 году в литовском городе Кальвария. Еще в раннем возрасте обнаружился ее поэтический дар. Сначала Лея переехала в город Ковно, где публиковала свои произведения в еврейских литературных журналах, но уже в 1939 году поэтесса перебралась в Вильно и быстро вошла в еврейские литературные круги. В 1940 году, когда Литва все еще относилась к СССР, Рудницкая поступила в штат еврейской газеты "Виленская правда" (ид. трансл. Vilna Emes). После вторжения нацистов в 1941 году, ее поэзия изменилась, в ней  в темных и трагических образах нашла выражение тревога за судьбу литовских евреев. В это время она создала небольшую книгу стихов, выпустила сборник песен и стала активным участником литературного и художественного кружка гетто. По меньшей мере дважды ее сочинения удостаивались литературных призов.

Помимо культурной деятельности, Рудницкая участвовала и в партизанском движении. Она участвовала в акциях саботажа и часто обащалась с бойцами Сопротивления Вильно. В гетто Лея работала в швейной мастерской, где одной из работниц была женщина по имени Песя Аронович. Во время очередной селекции Аронович и двоих ее детей отправили в Понары. Аронович, оказавшаяся в последней группе приговоренных к расстрелу, не погибла, она смогла дождаться темноты, выползла из ямы в Понарах и добрела до гетто. В шоковом состоянии, израненная, она добралась до швейной мастерской и сумела убедить Лею в правдивости того, чему она оказалась свидетелем. Услышанное вдохновило Рудницкую на продолжение подпольной работы. Но, в конце концов, гестапо арестовало ее вместе с другом, поэтом-песенником и партизаном Хиршем Гликом. Они были отправлены в Треблику, где Лея и погибла.

Список литературы

Freund, F., Ruttner, F. & Safrian, H. eds., Ess Firt Kejn Weg Zurik.: Geschichte und Lieder des Ghettos von Wilna, 1941-1943, Vienna: Picus.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Lau, E. & Pampuch, S. eds., 1994. Draußen steht eine bange Nacht: Lieder und Gedichte aus deutschen Konzentrationslagern., Frankfurt/ M: Fischer.

In the eastern European ghettos, the problem of what to do with the growing number of orphans was a pressing one.  In most cases, there were inadequate funds with which to establish orphanages; usually, children were left to their own devices, forced to rely on luck or the generosity of warm-hearted individuals.  One such individual was the teacher, poet and journalist Leah Rudnitski. Rudnitski took an orphan into her home in the Vilna ghetto, and she also wrote one of the most beautiful ghetto lullabies to have survived, entitled ‘Dremlen feygl oyf di tsvaygn’ (Birds doze on the boughs), set to a melody by Russian-Jewish composer Leyb Yampolski.

Leah Rudnitski was born in 1916 in the city of Kalwarija, Lithuania.  Showing early talent as a poet, she moved first to the city of Kovno, where she published her work in Jewish literary magazines, and then in 1939 to the capital city of Vilna, where she quickly integrated herself into the well-developed Yiddish literary scene.  In 1940, while the city was still under Russian occupation, she joined the publishing staff of the Yiddish journal Vilna Emes (Vilna truth).  After the German invasion in 1941, her poetry changed, reflecting the worsening conditions of the Jews of Lithuania in its dark and tragic imagery.  At this time, she composed a small volume of poems.  She also produced a song collection and was an active member of the literary and artistic circle of the ghetto. A prolific writer, her poetry was selected at least twice for literary prizes.

In addition to her cultural activities, Rudnitski was heavily involved in partisan resistance.  She aided in acts of sabotage and was in frequent contact with the other resistance fighters around Vilna.  Her formal job in the ghetto was running a sewing workshop, where one of her workers was a woman named Pesye Aronowicz.  During one of the frequent selections, Aronowicz and her two children were selected for a transport to Ponar.  One of the last to be shot, Aronowicz did not die, and waited until night before crawling out of the pit at Ponar and wandering back to the ghetto.  She arrived at Rudnitski’s workshop wounded and hysterical, but managed to convince her of what she had witnessed.  This knowledge encouraged Rudnitski to pursue her underground activities.  She was ultimately arrested by the Gestapo along with fellow song-writer and partisan Hirsh Glik, and sent to Treblinka, where she was murdered.

Sources

Freund, F., Ruttner, F. & Safrian, H. eds., Ess Firt Kejn Weg Zurik.: Geschichte und Lieder des Ghettos von Wilna, 1941-1943, Vienna: Picus.  

Kalisch, S. & Meister, B., 1985. Yes, We Sang! Songs of the Ghettos and Concentration Camps, New York: Harper and Row.  

Lau, E. & Pampuch, S. eds., 1994. Draußen steht eine bange Nacht: Lieder und Gedichte aus deutschen Konzentrationslagern., Frankfurt/ M: Fischer.