Поэт, партизан, один из самых известных собирателей еврейских песен периода Холокоста, Шмерке (Шмарьяху) Качергинский родился в 1908 году в Вильно. Он рос и воспитывался в еврейском сиротском приюте. В подростковом возрасте Шмерке стал учеником печатника-литографа, это способствовало его растущему увлечению литературой. А ставшие доступными на работе пропагандистские инструмены подтолкнули его к радикальной политической деятельности. В 1922 году Вильно был аннексирован новой Польской Республикой и коммунист Качергинский стал жертвой полицейских преследований, арестов и тюремного заключения. В середине 20-х годов увидела  свет первая политическая  песня Качергинского "Отцы, матери, дети" (ид. трансл. Tates, mames, kinderlekh), известная также под названием "Баррикады" (ид. трансл. Barikadn). Запоминающаяся бунтарская песня распространялась анонимно по территории Польши и среди говорящих на идиш евреев в разных старнах.

В 1929 году Качергинский стал участником еврейской литературной группировки "Молодое Вильно", членами которой также были писатели Хаим Граде и Авраам Суцкевер. Следующие 10 лет, до распада группировки, Качергинский был одним из ее лидеров, редактором и публицистом. В 1939 году, после того как Германия аннексировала территорию Польши, по условиям германо-советского пакта о ненападении Вильно стал столицей Литвы. Менее чем через два года Германия выступила против своего бывшего союзника: немецкие войска в погоне за полным уничтожением европейского еврейства вторглись на территорию Прибалтики. Как и на других захваченных восточных территориях, в Вильно нацисты не уничтожали евреев сразу, их переселяли в гетто и отправляли в трудовые лагеря. Чтобы избежать облавы, Качергинский выдавал себя за глухонемого, но в начале 1942 года он был арестован и отправлен гетто. Здесь Качергинский использовал свои организаторские и поэтические таланты для сопротивления нацистам: он спасал от уничтожения еврейские книги и рукописи, воодушевлял узников и вел подрывную антифашистскую деятельность.

Качергинский был ключевой фигурой культурной жизни гетто: организовывал театрализованные представления, литературные вечера и образовательные программы. В это время он создал многочисленные поэтические произведения, песни на слова Качергинского Весна (ид. трансл. Friling) и Тише, тише (ид. трансл. Shtiler, shtiler) были популярны у узников гетто, также как и Гимн Молодежи (ид. трансл. Yugnt himn), который он создал для юношеского клуба гетто. Размышляя о создании и распространении музыки в такой аномальной обстановке, Качергинский позднее писал:

В обычное время каждая песня, вероятно, проходит длинную дорогу к популярности. Но в гетто мы наблюдали чудесный феномен: авторские песни превращалась в народное достояние на наших глазах.

Попав в гетто, Качергинский стал активным участником подпольного движения сопротивления. Назначенных нацистами сортировать и отбирать редкие еврейские книги, документы и разного рода реликвии, Качергинский противостоял варварским грабежам. Вместе с Суцвекером и некоторыми другими, он входил в так называемую "Бумажную бригаду", задача которой состояла подготовке культурных ценностей к дальнейшей транспортировке из Вильно. Члены бригады с риском для жизни прятали рукописные памятники еврейской культуры и перевозили их контрабандой из "арийской части" Вильно на территорию гетто. Примерно в это же время Качергинский присоединяется к Объединенной партизанской организации или ФПО (ид. трансл. Fareynikte Partizaner Organizatsye или FPO), к корпусу подпольных бойцов гетто. В эти тревожные дни Качергинский продолжает поэтическое творчество, полагая, что этим он поможет своим товарищам справиться с тяжелой неопределенной ситуацией. Качергинский рассчитывал, что когда-нибудь эти песни о еврейских героях и мучениках, о повседневной жизни и смерти во время нацистской оккупации послужат историческими свидетельствами о событиях, в которых он принимал участие.

После неудачного восстания в сентябре 1943 года, в ходе которого командир ФПО был схвачен и убит (это событие описано в балладе "Ицхак Виттенберг"), Качергинский вместе с другими участниками подполья выбрался из гетто. До окончания войны он воевал в лесах на границе между Литвой и Белоруссией, сначала в отряде ФПО, а потом в советском партизанском отряде. Как летописец отряда, он начал записывать рассказы и песни своих товарищей по оружию. В августе 1944 года Качергинский принимал участие в освобождении Вильно советскими войсками. Вскоре он приступил к работе по поиску и спасению еврейских книг, произведений искусства и других культурных ценностей. Разочаровавшись в советской власти, он покидает Литву и переезжает в Лодзь, Польша, а затем, после погрома в Кельце в 1946 году переезжает снова – в Париж. Он путешествует по оккупированной Германии, выступает с лекциями в лагерях для перемещенных лиц и продолжает собирать песенные материалы. Песни самого Качергинского этого периода ("Гешен" (ид. трансл. Geshen), "Пионеры" (ид. трансл. Khalutsim) и "Спасение придет скоро" (ид. трансл. Zol shoyn kumen di geule) рассказывают о плачевном положении еврейских беженцев и надежде на возрождение еврейской культурной и духовной жизни.

После войны Качергинский прикладывает усилия, чтобы опубликовать спасенные и собранные песни. В 1947 году он подготовил материалы для раздела, посвященного партизанским песням и песням гетто, своей антологии "Наша песня" (ид. трансл. Undzer gezang), первого еврейского послевоенного песенника, изданного в Польше. В этом же году собрание еврейских песен и стихов "Песни Виленского гетто" (ид. трансл. Dos gezang fun vilner geto) было опубликовано в Париже. Самая известная книга Качергинского, знаковая антология "Песни гетто и концентрационных лагерей" (ид. трансл. Lider fun di getos un lagern) появилась в Нью-Йорке в 1948 году. Эта книга, составленная из 233 песен и стихов на 435 страницах, до сих пор остается отправной точкой для любого исследования в области еврейского фольклора и популярной музыки периода Холокоста.

В Лодзи Качергинский повторно женился (его первая жена погибла в Виленском гетто) и после 1946 года осел вместе с семьей в Париже. В 1950 году он решает обосноваться в Буэнос-Айресе. Здесь он работает, не покладая рук: публикуется в газетах, читает лекции о жизни в гетто, о партизанской войне и ситуации в Советском Союзе, он неутомимо выступает как представитель еврейской культуры. Популярный оратор, он часто выступает в США, Канаде и Латинской Америке. В апреле 1954 года, возвращаясь после очередного цикла лекций, Качергинский погибает в авиакатастрофе у подножия Аргентинских Анд. Ему было 45 лет. Он оставил значительное литературное наследие: хронику Вильно времен нацистской оккупации "Уничтожение Вильно" (ид. трансл. Khurbn vilne), 1947 г.; полемическую книгу о еврейский репрессиях в СССР "Между Серпом и Молотом" (ид. трансл. Tvishn hamer un serp), 1949 г.; и воспоминания "Партизаны, вперед!" (ид. трансл. Partizaner geyen!), 1947 г., и "Я был партизаном" (ид. трансл. Ikh bin geven a partizan), 1952 г.. Антологией "Песни гетто и концентрационных лагерей" Качергинский выполнил свое обещание сохранить и увековечить творческое наследие людей, пострадавших от геноцида. Спустя более 50 лет после его смерти, эта работа Качергинского продолжает оказывать влияние на ученых и исполнителей.

Список литературы

Dawidowicz, Lucy S. (1989). From that place and time: a memoir, 1938-1947. New York, W.W. Norton.

Kaczerginski, Shmerke.  Dos gezang fun vilner geto (quote).

Kaczerginski, Shmerke. (1948). Lider fun di getos un lagern. New York, Cyco.

Shmerke katsherginski ondenk-bukh (Buenos Aires: privately published, 1955).

NOTE: A longer version of this article appears in Polin: Studies in Polish Jewry, Volume 20: Making Holocaust Memory, edited by Gabriel Finder, Natalia Aleksiun, Antony Polonsky, and Jan Schwarz (forthcoming November 2007), published by the Littman Library of Jewish Civilization on behalf of the Institute for Polish-Jewish Studies and the American Association for Polish-Jewish Studies.

A poet, partisan fighter and eminent collector of the Yiddish Shoah song, Shmerke Kaczerginski was born in 1908 in Vilna, Russian Lithuania.  Raised in a Jewish orphanage, he apprenticed in his teens as a printer-lithographer, a vocation that suited his growing passions both for literature and (through access to tools of propaganda) radical politics.  Kaczerginski's activism on behalf of Communist causes, after Vilna's annexation by the new Polish Republic in 1922, earned him repeated beatings from the police and a spell in prison.  The mid-1920s saw the appearance of his first political song, ‘Tates, Mames, Kinderlekh’ (Fathers, Mothers, Children), also known as 'Barikadn' (Barricades), a catchy and seditious tune that circulated anonymously within Poland and throughout the Yiddish-speaking world.

In 1929 Kaczerginski joined the Yiddish literary and artistic group Young Vilna, whose members would also include writers Chaim Grade and Avraham Sutzkever.  For the next ten years, until Young Vilna's dissolution at the start of World War II, he served as that influential group's main organiser, editor and publicist.  Under the terms of the German-Soviet non-aggression pact, Vilna became the Lithuanian capital after Poland fell to German armies in September 1939.  Less than two years later, Germany turned on its Soviet ally and invaded the Baltic States, stepping up in the process its campaign to eradicate European Jewry.  In Vilna, as in all newly-conquered eastern territories, Jews not murdered outright were forced into ghettoes or sent to labour camps.  Kaczerginski posed as a deaf-mute to evade the initial round-ups but was ultimately caught and sent to the ghetto in early 1942.  Once there, he immediately turned his organisational and versifying skills to the cause of resistance, crafting songs to console and encourage the ghetto prisoners while drawing up schemes to defeat the Germans.

Kaczerginski played a key role in the ghetto's cultural life, organising theatrical productions, literary evenings and educational programs.  Many lyrics he wrote at this time, notably ‘Friling’ (Springtime; an elegy on the death of his wife), and ‘Shtiler, Shtiler’ (Quiet, Quiet) became instant ghetto favourites, as did the anthem he created for the Ghetto Youth Club, ‘Yugnt Himn’ (Hymn of Youth).  Reflecting on the creation and diffusion of music in such a bizarre environment, he later wrote:

In ordinary times each song would probably have travelled a long road to popularity.  But in the ghetto we observed a marvelous phenomenon: individual works transformed into folklore before our eyes.

Soon after arrival, Kaczerginski became actively involved in the ghetto resistance movement.  Forced to assist the Nazi effort to plunder Vilna's rare books and Judaica, he, Sutzkever, and others formed the so-called 'Paper Brigade', whose mission was to smuggle cultural artifacts from the 'Aryan side' of Vilna, past armed sentries, and into the ghetto.  At about the same time he also joined the United Partisan Organization (Fareynikte Partizaner Organizatsye or FPO), the ghetto's corps of underground fighters.  Throughout this anxious period, Kaczerginski continued to write new songs, believing these might help his fellow prisoners cope with their ever-uncertain situation.  He had also begun to suspect that these songs of heroes and martyrs, of everyday life and death during the German occupation, might one day serve to document the history he was witnessing firsthand.

Following the unsuccessful partisan uprising of September 1943, during which the FPO commander was captured and killed (an incident chronicled in the ballad ‘Itsik Vitnberg’), Kaczerginski withdrew from the ghetto together with other members of his battalion.  He spent the remaining months of the war in the forested borderlands between Lithuania and Byelorussia, serving first with the FPO, later with a Soviet partisan brigade.  It was in his capacity as brigade historian that he began noting down the stories and songs of his comrades-in-arms.  In August 1944, he participated in the Soviet liberation of Vilna, and soon set to work locating and salvaging Jewish books, artworks and other cultural artifacts.  Disillusioned with the Soviets, however, he left Lithuania for Łódź, Poland, only to move again, after the 1946 Kielce pogrom, to Paris.  From this new base, he toured Occupied Germany, lecturing to survivors in Displaced Persons Camps, always continuing to gather new material.  The topical songs he now wrote, among them ‘Geshen’ (It happened, about the Exodus incident), ‘Khalutsim’ (Pioneers) and 'Zol shoyn kumen di geule’ (Redemption will come soon), speak to the plight of Jewish refugees and the hope for a renewal of Jewish cultural and spiritual life.

After the end of the war, Kaczerginski sought to publish the repertoire he had rescued and compiled.  In 1947 he contributed a section of ghetto and partisan songs to the anthology Undzer Gezang (Our Song), the first Jewish songbook printed in post-war Poland.  That same year his edition of Yiddish songs and poems from Vilna, Dos Gezang Fun Vilner Geto (The Song of Vilna Ghetto), was published in Paris.  Kaczerginski's best known book, the landmark anthology Lider Fun di Getos un Lagern (Songs of the Ghettoes and Concentration Camps), appeared in New York in 1948.  Comprising some 435 pages with 233 songs and poems, this volume remains an indispensable point of reference for research in the field of Jewish folk and popular music of the Holocaust period.

Having remarried in Łódź and begun a family in Paris, Kaczerginski, in 1950, chose to settle in Buenos Aires, where he maintained a hectic schedule writing for newspapers, lecturing about ghetto life, partisan warfare and the Soviet situation, and tirelessly campaigning on behalf of Jewish culture.  A popular speaker, he often travelled to engagements in the U.S., Canada and Latin America.  It was on the return journey from a speaking engagement in a provincial town that Kaczerginski, age 45, lost his life when his plane crashed in foothills of the Argentine Andes, in April 1954.  He left a considerable literary legacy:  Khurbn Vilne (The Destruction of Vilna; 1947), a chronicle of Vilna during the German occupation; Tvishn Hamer un Serp (Between Hammer and Sickle; 1949), a polemic on the Soviet repression of Jewish culture; and two combat memoirs, Partizaner Geyen! (Partisans Advance!; 1947) and Ikh Bin Geven a Partizan (I was a Partisan; 1952).  Above all, with the anthology Lider Fun di Getos un Lagern Kaczerginski made good his promise to preserve and commemorate the tenacious creativity of a people facing genocide.  More than fifty years after his death, this work continues to influence new generations of scholars and performers.

Sources

Dawidowicz, Lucy S. (1989). From that place and time: a memoir, 1938-1947. New York, W.W. Norton.

Kaczerginski, Shmerke.  Dos gezang fun vilner geto (quote).

Kaczerginski, Shmerke. (1948). Lider fun di getos un lagern. New York, Cyco.

Shmerke katsherginski ondenk-bukh (Buenos Aires: privately published, 1955).

NOTE: A longer version of this article appears in Polin: Studies in Polish Jewry, Volume 20: Making Holocaust Memory, edited by Gabriel Finder, Natalia Aleksiun, Antony Polonsky, and Jan Schwarz (forthcoming November 2007), published by the Littman Library of Jewish Civilization on behalf of the Institute for Polish-Jewish Studies and the American Association for Polish-Jewish Studies.