Касриэль Бройдо - талантливый писатель и композитор, он был одним из тех людей, благодаря которым развивался театр Виленского гетто. Весной 1943 года Бройдо написал песню "К светлому завтра" (ид. трансл. Tsum besern morgn) - песню, исполненную надежды на будущее евреев Вильно. Несколько следующих месяцев он посвятил подготовке очередного спектакля, названного "Держись, Моше" (ид. трансл. Moyshe halt zikh). За несколько дней до премьеры, в сентябре 1943 года, началась ликвидация гетто. Бройдо был схвачен гестаповцами. Сначала его переводили из лагеря в лагерь на территории Латвии и Литвы. Несмотря на невыносимые условия, он продолжал сочинять музыку. Затем он был депортирован в лагерь Штутхоф под Гданьском, где вынужден был вести рабское существование и выполнять черную работу. Так как Красная Армия продолжала наступать, его, как и тысячи других заключенных, отправили на марш смерти. Он начался 25 января 1945 года. Часть заключенных погнали на запад, в Германию, а несколько тысяч человек, среди них был и Касриэль Бройдо - на восток. Узников, которые смогли вынести этот поход - без еды, воды и зимней одежды, заперли на несколько дней на заброшенной фабрике в маленьком городке на берегу Балтийского моря. Затем заключенных группами по пять человек заставляли подходить к кромке воды, туда, где был взорван лед. Людей сталкивали в ледяную морскую воду, а тех, кто пытался выбраться, охранники расстреливали. Такая мучительная смерть постигла и Касриэля Бройдо, одного из самых талантливых и успешных театральных деятелей Вильно.

Бройдо родился в Вильно в 1907 году, он рос в то время, когда, благодаря богатой еврейской культурной жизни, город называли "Литовским Иерусалимом". После завершения учебы в еврейской средней школе в Вильно Бройдо начал работать в Еврейском театре. Он выступал с различными профессиональными труппами, а также в любительских кружках и театрах марионеток. Он начал писать тексты и музыку, скоро многие его произведения получили широкую известность. В годы между двумя мировыми войнами он переехал во Францию, где продолжил театральную карьеру. Однако, после нацистского вторжения в Польшу, он решил вернуться в свой родной город Вильно.

В Виленском гетто Бройдо быстро стал одной из ключевых фигур культурной жизни. Он был не только актером и дирижером, но и писал стихи, песни и театральные ревю. Так или иначе он принимал участие почти во всех постановках театра гетто в эти годы. Многие из его песен стали хитами, заключенные гетто ежедневно их пели во время работы. В его стихах присутствуют как описания страданий и лишений узников гетто, так и надежда на будущее, которая вселяла силы в людей.

Среди самых популярных песен Касриэля Бройдо, сочиненных во время войны, были "Гетто, я никогда не забуду тебя" (ид. трансл. Geto, dikh fargesn vel ikh keyn mol nit), "Пробил час" (ид. трансл. Es shlogt di sho) и "Держись, Моше" (ид. трансл. Moyshe halt zikh). Эти песни рассказывали о забытых героях и жертвах, особенно о женщинах и детях. Одна из его песен, первоначально написанных для театрального ревю, стала неофициальным гимном детского приюта гетто. В музыкальные постановки Бройдо вошли такие песни как "Годы зерна и годы горя" (ид. трансл. Korene yorn un vey tsu di teg), "Ты можешь никогда не узнать" ( ид. трансл. Men ken gornit visn) и "Держись, Моше". К счастью, многие из песен Бройдо сохранились до послевоенных лет. Некоторые из них стали классикой, они исполняются как на идиш, так и в переводе.

Список литературы

Fater, Y., 1970. Yidishe muzik in poyln tsvishn beyde velt-milkohmes, Tel Aviv: Velt federatsye fun poylishe yidn.  

Freund, F., Ruttner, F. & Safrian, H. eds., Ess Firt Kejn Weg Zurik.: Geschichte und Lieder des Ghettos von Wilna, 1941-1943, Vienna: Picus.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Katsherginski, S. & Leivick, H. eds., Lider fun di Getos un Lagern, New York: Alveltlekher Yidisher Kultur-Kongres.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.

In the spring of 1943, Kasriel Broydo wrote ‘Tsum besern morgn’ (Toward a better tomorrow), a song of hope for the future of the Vilna Jews.  This prolific writer and composer, who had been one of the most important figures in the blossoming of the ghetto theatre, spent the next few months preparing one of his many theatre revues, titled 'Moyshe halt zikh' (Moyshe, hold on).  Just days before it was to be completed, during the liquidation of the ghetto in September 1943, he was seized by the Gestapo. The first part of his journey took him to camps in Latvia and Lithuania, where he continued to compose, despite the unbearable conditions.  He was taken to Stutthof, near Gdansk, as a slave labourer.  As the Red Army drew nearer, he was forced along with thousands of other prisoners on a death march in the dead of winter, setting off on 25 January 1945.  Some were sent west to Germany, but several thousand, Broydo among them, were sent east.  Those who survived the initial march, without food, water or winter clothing, reached a small town on the Baltic Sea, where they were locked in an abandoned factory for several days.  They were then marched in groups of five to the water's edge, and pushed into the freezing water through holes that had been blasted into the ice.  Those who tried to scramble out were shot.  This was the tortured end of one of the most talented and successful of the Vilna theatre world’s members.

Broydo was born in Vilna in 1907, and grew up in the years when the city’s rich Jewish cultural life supported its reputation as the ‘Jerusalem of Lithuania’.   After completing his schooling at the Hebrew high school in Vilna, Broydo began working in the Yiddish theatre, performing with various troupes, as well as in amateur circles and puppet theatres.  He also began writing scripts and music, and soon many of his creations were circulating widely.  During the inter-war years he moved to France, where he pursued his theatrical career.  However, with the invasion of Poland by the Germans, he decided to return to his home city of Vilna.

In the Vilna ghetto, Broydo quickly became a key figure in cultural life. In addition to acting and directing, he wrote poems, songs and theatre revues.  He played a role, in one form or another, in almost every play put on during the ghetto years.  Many of his songs were hits, sung by the people of the ghetto during their daily work.  Although his lyrics did not shy away from the misery that surrounded the inmates, they also frequently expressed hope for the future or offered encouragement.

Among his most popular songs composed during the war were ‘Geto, dikh fargesn vel ikh keyn mol nit’ (Ghetto, I’ll never forget you), ‘Es shlogt di sho’ (The hour has struck), and ‘Moyshe halt zikh’ (Moyshe, hold on).  His songs often singled out the forgotten heroes and victims, especially women and children.  One of his songs, originally written for a theatre revue, was adapted to become the unofficial hymn of the ghetto orphanage.  His musical revues included ‘Korene yorn un vey tsu di teg’ (Years of corn and years of woe), ‘Men ken gornit visn’ (You can never know), and ‘Moyshe halt zikh’. Fortunately, many of Broydo’s songs survived the war. Several are still considered classics, and are sung both in their original Yiddish and in translation.

Sources

Fater, Y., 1970. Yidishe muzik in poyln tsvishn beyde velt-milkohmes, Tel Aviv: Velt federatsye fun poylishe yidn.  

Freund, F., Ruttner, F. & Safrian, H. eds., Ess Firt Kejn Weg Zurik.: Geschichte und Lieder des Ghettos von Wilna, 1941-1943, Vienna: Picus.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

Katsherginski, S. & Leivick, H. eds., Lider fun di Getos un Lagern, New York: Alveltlekher Yidisher Kultur-Kongres.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.