К тому моменту, когда фашисты захватили его родной город Брно в Южной Моравии, Пауль Клинг уже разучил пятьдесят два концерта для скрипки. В возрасте семи лет он солировал в  исполнении "Концерта для скрипки с оркестром №5 ля мажор" Моцарта и "Концерта для скрипки с оркестром ля минор" Баха в сопровождении Венского симфонического оркестра. В 1941 году, за несколько месяцев до того, как тринадцатилетний Клинг должен был получить степень, эквивалентную степени бакалавра, его исключили из школы с формулировкой "нежелательный элемент".

К 9 апреля 1943 года, когда пятнадцатилетнего Клинга доставили в Терезинштадт, музыкальная жизнь гетто была в полном разгаре. С собой Пауль привез хорошенько спрятанную в постельном белье скрипку. Он чувствовал, что ему невероятно повезло: скрипку не отобрали по прибытии в гетто. Он не привез с собой ни нот, ни партитур, поскольку, как он сказал в интервью 2002 года: "Я всё хранил в своей памяти. И я, знаете ли, не собирался оставаться там надолго". По прибытии его назначили заниматься физическим трудом на улице. Он помнит только, что это была бессмысленная и вредная для рук музыканта работа. Клинг уже имел опыт жизни, подчиненной чешской редакции Нюренбергских расовых законов, поэтому ограничения Терезинского гетто не стали для него большим откровением.

Вскоре после его прибытия Клинга перевели в барак, в котором содержали только молодежь. Совет старшин придерживался этой политики, чтобы помочь молодым людям выжить. В Терезине с этой целью был организован Комитет попечения несовершеннолетних (нем. Jugendfürsorge). Карел Рейнер, композитор назначенный в Комитет попечения несовершеннолетних, узнал, что Клинг был скрипачом, и привлек его к участию в музыкальной жизни гетто через отдел досуга (нем. Freizeitgestaltung) юденрата.

СС организовали отдел досуга осенью 1942 года. Он выполнял функции культурного отдела, разрабатывая культурные программы, доставая инструменты для музыкантов, составляя расписание концертов, планируя сольные выступления, поэтические и эстрадные вечера и даже обеспечивая исполнителям место и время для репетиций. Эта культурная деятельность была официально разрешена, но находилась под пристальным контролем доктора Фридриха Зайдля, командующего СС в Терезине. Во время расцвета отдел досуга состоял из 276 членов, это лишь малая часть от общего числа заключенных  лагеря. Шарлотта Опферманн в своей книге "Искусство во мраке" скептически отзывается о той свободе, которая была предоставлена евреям- членам отдела досуга, описывая эту организацию как мираж, якобы управляемый заключенными и существующий для их блага. И все же является очевидным тот факт, что учреждение отдела досуга позволило культурной жизни лагеря выйти на сцену и развиваться.

Чтобы стать членами отдела досуга, заключенные были обязаны подать заявление. Если их заявление принимали, они получили право на специальное жилье, дополнительные продовольственные пайки и менее тяжелый труд. Путь Клинга в Терезине до вступления в отдел досуга был типичен для узников гетто. Однако, как только Клингу посчастливилось быть принятым в отдел досуга, он получил право проводить свои дни, оттачивая свои музыкальные умения, репетируя и выступая в различных ансамблях. Он был одним из немногих заключенных, имевших привилегию развивать свои художественные таланты полный рабочий день – от него не требовали выполнять какую-либо другую работу.

До прибытия в лагерь репертуар Клинга ограничивался этюдами, концертами для скрипки и несколькими сольными произведениями Баха, включающими Чакону, Фугу соль-минор и Прелюдию ми-мажор. Репертуар сонат в его исполнении ограничивался Бетховенской Сонатой № 9 для скрипки и фортепиано ля мажор (Крейцеровой Сонатой) и Сонатой для скрипки и фортепиано соль мажор Брамса. В Терезине Клинг репетирует как сольные выступления, так и с камерными оркестрами и ансамблями. Он начал выступать с эстрадным оркестром в кофейне, а также со струнным оркестром, оперным оркестром и несколькими камерными ансамблями. Когда позже его спросили, почему он продолжал играть в таком окружении, он ответил: "Я играл ради неизвестного будущего… Я играл, чтобы стать лучше". 

Особые отношения и искреннее восхищение связывали Клинга с пианистом Гидеоном Кляйном. Кляйн был высок, хорош собой и "слегка демоничен", если верить Клингу. Клинг говорил о нем как о "увлекательной личности, с которой было замечательно работать – чешский Бернштейн. У него был дар предельно понятно объяснять разные вещи". Клинг удостоился чести быть приглашенным играть в трио с Кляйном и талантливым виолончелистом Фридрихом Марком. У Клинга был довольно маленький опыт исполнения камерной музыки, но Кляйн превосходно умел поощрять рост молодых музыкантов. Вместе они исполняли "Трио для фортепиано, скрипки и виолончели си мажор сочинение 8 №" и "Трио для фортепиано сочинение 70 №2 Ми-бемоль мажор" Бетховена. "Эти трио по прежнему имеют для меня большое значение", - говорит Клинг: "Я всё еще люблю играть си мажор Брамса". Виктор Ульман, композитор и музыкальный критик, находившийся в заключении в Терезине, делая критический обзор исполнения этих двух трио, заявлял 

Следует отметить прекрасную подготовительную работу, проделанную Гидеоном Кляйном, который мастерски справился с трудной партией фортепиано, исполнив её с пылом и точным чувством стиля. Пауль Клинг дебютировал на скрипке с большим успехом. Он находится на взлете своей музыкальной карьеры и очень талантлив. Фридрих Марк уже не раз доказал, что является превосходным исполнителем камерной музыки.

Клинг был также членом терезинского оркестра (нем. Stadtkapelle) под руководством Питера Дойтча, бывшего дирижёра Королевского Оркестра в Копенгагене. Клинг помнит, как играл вместе с этим оркестром эстрадную музыку в беседке на главной площади. Этот концерт был снят на пленку и вставлен в нацистский пропагандистский фильм "Терезенштадт. Документальный фильм из еврейского поселения (нем. Theresienstadt – ein Dokumentarfilm aus dem judische Siedlungsgebiet). Клинг исполнял попурри из мелодий Дворжака в аранжировке для оркестра, включая отрывок из Квинтета ля мажор и другую "салонную" музыку. Этот оркестр был специально организован как одна из мер по благоустройству лагеря в ходе подготовки к визиту представителей Красного Креста. "Я помню как сейчас, что чувствовал: играть там было ниже моего достоинства".

Клинг был выбран для исполнения партии скрипки в опере Виктора Ульмана  "Император Атлантиды". Его выбрали, как он считает, потому что на него "был большой спрос". Возможно, другие скрипачи считали, что ему не хватитумений или хотели, чтобы "Клинг помучился с этой партией". Опера так никогда и не была поставлена в Терезине. Репетиции этой оперы оказались последней работой Клинга в оркестре перед депортацией в Освенцим 28 сентября 1944 года.

Существует распространенное мнение, что композиторы использовали сочинение музыки как одну из форм сопротивления нацистам. Клинг не считает, что сопротивление было на уме у любого композитора в Терезине. Он признает, что его молодость, возможно, делала его слишком наивным, чтобы понять это в то время, но даже оглядываясь назад, он не думает, что сопротивление было целью написания музыки.  

Давид Блох, музыковед Тель-Авивского университета, который специализировался на музыке из Терезина, спросил Клинга, как он мог продолжать репетировать и исполнять музыку в этих невыносимых условиях, в голоде и под постоянной угрозой транспортировки на восток. Клинг ответил, что он предпочитает не обсуждать историю и политику того периода. Он бы предпочел помнить Терезин как этап в его становлении как скрипача. "Конечно, я был эгоистичным, как и любой профессионал, поэтому для меня имело значение только то, что я мог практиковаться. И я репетировал в подвалах, и у меня были друзья, которые следили за тем, чтобы мне было где репетировать". 

Далее Клинг говорит,

Я думаю, что именно в тот момент, когда ты не знаешь, что ждет тебя в будущем, ты стараешься изо всех сил сделать лучшее, на что ты способен… Я был, конечно, очень молод и оптимистичен, поэтому, я думаю, я попал в категорию людей, которые были уверены в жизни после Терезина. 

Он продолжает, объясняя что

Счастья не было. Как вы знаете, это было сплошное выживание. Культура очень часто становится механизмом выживания как для целых наций, так и для групп поменьше… Потому что, в конце концов, каждый чувствовал, что шансов выжить больше, если мы будем едины духом по крайней мере, если больше нечем…  

В другом интервью он уточняет: "Людям для поддержания цивилизованной жизни в подобных условиях нужно что-то большее, чем язык. Культура было необходима".

Пауль Клинг был в числе тех немногих, которым удалось уцелеть во время Холокоста. После войны Клинг вернулся в Прагу, поступил в Музыкальную Пражскую Академию и работал "как сумасшедший". В 1947 году, когда ему было девятнадцать лет, его в последнюю минуту попросили заменить солиста Пражского симфонического оркестра в исполнении Концерта ре-мажор Брамса. Это было очень успешное выступление, которое вывело карьеру скрипача на новый уровень. Вскоре его пригласили на должность концертмейстера Токийского симфонического оркестра, а затем концертмейстера Луисвилльского симфонического оркестра. В 1977 году он стал профессором и деканом музыкального факультета в Университете Виктории. За эти годы он солировал со многими оркестрами в Соединенных Штатах и за рубежом, получая восторженные отзывы. Концерт 1961 года в Нью-Йорке описан в газете "Нью-Йорк Геральд Трибюн" (New York Herald Tribune):

Красотой тона, элегантностью фразировки и чарующей прямотой отличался сольный концерт скрипача Пауля Клинга в Таун-Холле. Г-н Клинг играл Брамса несомненно учитывая его весьма романтический характер, при этом, однако, не допуская ни малейшей пошлости. Легкое исполнение с неизменным качеством: скрипач наслаждался мелодической линией произведения, при этом, никогда не теряя из виду различные технические тонкости и необходимость оставить всё на своём месте. То же самое можно сказать и об исполнении "Крейцеровой" сонаты Бетховена, кроме того, что это произведение  является гораздо более требовательным в своём эмоциональном содержании. Но г-н Клинг равно соответствовал всем деталям, уверенной рукой донося до слушателя все нюансы и способность проникнуть внутрь произведения, что заставило каждого в зале сидеть и слушать. Великолепное исполнение!

В 1998 году президент Австрийской Республики наградил Клинга Австрийским Крестом Почета в области Искусств и Литературы. До своего выхода на пенсию Клинг преподавал в Университете Британской Колумбии в Ванкувере, Канада. Пауль Клинг умер во время отдыха в 2005 году. Он оставил после себя жену, с которой прожил пять десятилетий, Таку Клинг, и дочь Карен Клин.

Размышляя о собственной жизни, Клинг недооценивал роль своего таланта, но подчеркивал, возможно, справедливо, роль удачи в карьере любого исполнителя:

Давайте смотреть правде в лицо – мне во всем всегда везло. При всем моем невезении, мне повезло [в Терезине]. Мне повезло в Освенциме. Мне повезло с моей карьерой после войны, когда меня вытолкнули на сцену играть концерт Брамса вместо отсутствующего солиста: меня предупредили за 36 часов, нервничать было некогда, оставалось только выйти на сцену и получить восторженные отзывы. Повезло. Повезло получить скрипку Гварнери, повезло получить те должности, о которых я никогда не просил. Вы знаете, когда я отправился в Вену из Чехословакии – это действительно глупо – мне и в голову не приходило, что весь мир не замер в ожидании, когда же приедет Клинг и сыграет концерт Паганини.

 Ализа Вадлер

Список литературы

Paul Kling, interview by author, 2 September 2002, Vancouver, Canada, mini-disk recording, in author’s possession.

Paul Kling, interview by David Bloch, 12 October 1989, Victoria, British Columbia, in the possession of the interviewer.

Elena Makarova, Serei Makarov and Victor Kuperman, University Over The Abyss.

Charlotte Opfermann, The Art of Darkness (Houston:  University Trace Press, 2002),

Joža Karas, Music in Terezín 1941-1945 (New York: Beaufort Book Publishers, in association with Pendragon  Press, 1985

Review of Paul Kling Recital, by Judith Robinson (Town Hall, New York), New York Herald Tribune, 1 January 1961, 6.

Paul Kling

Paul Kling had already learned fifty-two violin concertos by the time the Nazis invaded his home in Brno, Moravia.  By age seven he had performed Mozart’s A-Major Violin Concerto and Bach’s A-Minor Violin Concerto with the Vienna Symphony Orchestra.  In 1941, several months before the thirteen year-old Kling was to receive the equivalent of a Bachelor degree, he was expelled from school for being an “undesirable element.”

By the time Paul Kling arrived in Terezín on 9 April 1943, at the age of fifteen, the camp’s musical activities were in full swing.  Hidden in the bed sheets he brought with him was his mute violin.  He felt fortunate that it had not been confiscated upon arrival.  He did not bring any scores with him since, as he said in an interview in 2002  “I had everything memorized.  And I wasn’t thinking of, you know, staying there for a long vacation.”  Upon arrival he was assigned to do outdoor manual labour.  He remembers only that it was purposeless work and not good for his hands.  Having already experienced the Czech version of the Nuremberg laws for several years, the restrictions of Terezín did not come as much of a shock

Soon after his arrival, Kling was moved to a building that housed only young people.  This policy of the Council of Elders was intended to help the young  people survive.  At Terezín, the Jugendfürsorge (Youth Care Department) was established for this purpose.   Karel Reiner, a composer assigned to the Youth Care Department, learned that Kling was a violinist and arranged for Kling to get involved in the camp’s musical activities through the Freizeitgestaltung (Leisure Time Committee).

The SS established the Freizeitgestaltung during the autumn of 1942.  It acted as a cultural department that developed programmes, provided instruments for musicians, scheduled concerts, recitals, cabarets, poetry readings and even arranged practice sites and times for the performers. These cultural activities were permitted but carefully supervised by Dr Friedrich Seidl, the SS commander of Terezín.  At its peak the Freizeitgestaltung had 276 members, a small minority of the total population of the camp.  Charlotte Opfermann, author of The Art of Darkness, was skeptical of the freedom given to the Jews by the Freizeitgestaltung, describing it as a mirage supposedly run by and for prisoners.  Yet, the establishment of the Freizeitgestaltung clearly allowed cultural life to continue and to receive a platform.

To become members of the Freizeitgestaltung, prisoners were required to submit an application.  If accepted, they became eligible for special housing, additional food rations and less arduous labour.   Kling’s experience at Terezín prior to joining the Freizeitgestaltung was typical for prisoners of the camp.  However, once Kling was fortunate enough to be selected to the Freizeitgestaltung  he was able to spend his days practicing, rehearsing and performing in different ensembles.  He was among the few prisoners given the privilege of pursuing their artistic talent full-time with no other work demanded of them. 

Before he came to the camp, Kling’s repertoire had been limited to showpieces, violin concertos and a few solo Bach works including the Chaconne, G-Minor Fugue and the E-Major Prelude.  His sonata repertoire was limited to the Beethoven Sonata for Piano and Violin in A Major (“Kreutzer”) and the Brahms Sonata for Violin and Piano in G Major.  At Terezín, Kling split his time between practicing on his own and rehearsing with chamber ensembles and orchestras .  He began to perform in the entertainment orchestra that played in the coffee house, the string orchestra, the opera orchestra and several chamber ensembles. When, later on, he was asked why he continue to practice in such an environment he responded, “I was practicing for an unknown future… I was practicing to get better.”

Kling developed a special relationship with and admiration for pianist Gideon Klein.  Klein was tall, handsome and “slightly demonic,” according to Kling, who speaks of him as “a fascinating figure and wonderful to work with – a Czech Bernstein.   He had the gift of explaining things.”  Kling was honoured to have been invited to play in a piano trio with Klein and Freidrich Mark, a talented cellist.  Kling had little chamber music experience, but Klein was committed to encouraging the growth of young musicians.  Together they played the Brahms B Major opus 8 and Beethoven’s E Flat Major, opus 70 no 2 piano trios.  “Still those trios are for me the highlight,” says Kling, “I still love to play the B Major Brahms.”   Viktor Ullmann, a composer and music critic at Terezín reviewed the performance of the two piano trios claiming

The performance is noteworthy for its excellent preparation, done by Gideon Klein, who himself mastered the difficult piano part with élan and reliable feeling for the style. Paul Kling made his debut on the violin with a lot of success, and he is on the way up and very talented, Freidrich Mark has already proven himself often as a splendid chamber music player.

Kling was also a member of the Stadtkapelle (town orchestra) conducted by Peter Deutsch, former conductor of the Royal Orchestra in Copenhagen.  Kling remembers playing “entertainment music” with this orchestra in the gazebo of the main square.  This concert was filmed and incorporated by the Germans into their propaganda film, Theresienstadt - ein Dokumentarfilm aus dem judische Siedlungsgebiet (Theresienstadt – A Documentary from the Jewish Settlement).  Kling played a medley of Dvorak tunes arranged for orchestra, including an excerpt from the A-Major Quintet and other “salon” music.  This orchestra was specifically set up as part of the beautification of the camp in preparation for the Red Cross visit.  “I remember, like today, that I felt it was beneath my dignity to have to play in such a thing.”

Kling was the violinist chosen to play in Viktor Ullmann’s opera, The Kaiser from Atlantis.  He was chosen, by his own reckoning, because he “was in demand.”  Perhaps other violinists did not think it was virtuosic enough or perhaps they wanted to “let Kling suffer with that piece” he said on reflection.  The opera was never performed at Terezín and turned out to be Kling’s last ensemble work before being sent to Auschwitz on 28 September 1944.  

There is a popular notion that composers wrote music as a form of resistance against the Nazis.  Kling does not feel that resistance was on the mind of any of the composers at Terezín.  He admits that his youth may have made him too naïve to recognize this at the time, but even looking back, he does not believe this was the purpose behind the compositions. 

David Bloch, a musicologist at Tel Aviv University who specializes in music from Terezín, asked Kling how he continued to rehearse and perform amidst the depraved conditions, the hunger and the threat of the transports to the East.  Kling said that he preferred not to discuss the history and politics of the period.  He would rather remember Terezín as a stage in his development as a violinist. “Of course I was self-centered as anybody would be, professionally speaking, so all that mattered to me was that I could practice.  And I would practice in basements, and I had friends who made sure I had a place to practice.”

Furthermore, Kling says,

I think that especially in the moment when you don’t really know what the future is, you do the best to satisfy yourself or whatever you know… I was of course very young and optimistic so I would have, I think, fallen into the category of people who assumed there was a life after Terezín. 

He continues by explaining that

There was no happiness.  It was survival as you know.  Culture is very often a survival mechanism for nations, as it is for smaller groups… Because, after all, everybody felt that there is perhaps more chance in surviving if you are unified at least in spirit if not in anything else…  

In another interview he elaborates: “People had to sustain a civilized life under the conditions and needed something other than language.  Culture was needed.”

Paul Kling was among the lucky few to survive the Holocaust.  Once Kling returned to Prague after the war, he entered the Music Academy of Prague and practiced “like mad.”  In 1947, at the age of nineteen, he was asked, at the last minute, to substitute for the soloist with the Prague Symphony Orchestra in the Brahms D-Major Concerto.  This highly successful performance took his career to a new level.  He was soon invited to become the concertmaster of the NHK Symphony in Tokyo and later concertmaster of the Louisville Symphony.  In 1977 he became a professor and eventually Dean of Music at the University of Victoria.  Over the years he soloed with many orchestras in the United States and abroad receiving rave reviews.  A concert performed in 1961 at Town Hall in New York City is described in New York Herald Tribune:

Beauty of tone, elegance of phrasing, and complete directness marked the recital by violinist Paul Kling at Town Hall.  Mr Kling played Brahms with a distinct regard for its highly romantic character, without, however, the slightest suggestion of banality.  It had an easy, flowing quality about it that attested to the violinist’s affinity for savoring a melodic line while never losing sight of the various technical demands necessary to hold everything in place.  Much the same can be said for Beethoven’s “Kreutzer” Sonata, except that the work is far more exacting in its emotional content.  But Mr Kling was equal to all its needs, playing it with a sure hand for detail and the kind of insight that made one continually sit up and listen.  A beautiful performance!

In 1998, the President of the Republic of Austria awarded Kling the Austrian Cross of Honour for Arts and Letters.  Prior to his retirement, Kling taught at the University of British Columbia in Vancouver, Canada.  Paul Kling died while resting in 2005.  He is survived by his wife of five decades, Taka Kling, and their daughter Karen Kling.

Kling’s own understanding of his life understates his talent, but emphasizes, perhaps rightly, the role of good fortune in the career of any performer:

I was lucky with everything, let’s face it.  With all my unluck, I was lucky [in Terezín].  I was lucky in Auschwitz.  I was lucky with my career after the war when I was pinch-hitting for an absent soloist in the Brahms Concerto at 36 hours notice and didn’t have time to get nervous and got rave reviews.  Lucky.  Lucky to get a Guarneri violin, lucky to get jobs I never really asked for.  You know I went to Vienna, when I left Czechoslovakia, actually stupidly, I didn’t even think of that the whole world isn’t waiting for Kling to come and play the Paganini concerto.

 

By Aleeza Wadler

Sources

Paul Kling, interview by author, 2 September 2002, Vancouver, Canada, mini-disk recording, in author’s possession.

Paul Kling, interview by David Bloch, 12 October 1989, Victoria, British Columbia, in the possession of the interviewer.

Elena Makarova, Serei Makarov and Victor Kuperman, University Over The Abyss.

Charlotte Opfermann, The Art of Darkness (Houston:  University Trace Press, 2002),

Joža Karas, Music in Terezín 1941-1945 (New York: Beaufort Book Publishers, in association with Pendragon  Press, 1985

Review of Paul Kling Recital, by Judith Robinson (Town Hall, New York), New York Herald Tribune, 1 January 1961, 6.