Ганс Краса родился в Праге 30 ноября 1899 года. Его богатая семья поощряла и щедро поддерживала его обучение музыке до такой степени, что отец Ганса нанимал инструментальные ансамбли для того, чтобы Ганс мог услышать свои произведения. Краса учился у Александра фон Цемлинского в Праге, и в 1921 году еще до завершения учебы в Немецкой музыкальной академии, тогда же он начал работать в качестве преподавателя по вокалу в Новой немецкой опере. Он проводил значительное время в Париже, где кроме всего прочего, научился восхищаться произведениями Игоря Стравинского. Краса несколько раз выступал в Соединенных Штатах и Франции в 20-х годах, а также несколько его произведений были опубликованы в Вене и Париже. Близкое или даже случайное знакомство с его работами выявляло его как композитора исключительно прекрасной музыки, и он заслужил внимание исполнителей, публики и музыковедов. Тому факту, что Краса вел довольно богемный образ жизни, тем самым упуская возможность писать больше произведений, противоречит качество сохранившихся пьес. Действительно, если бы Краса умер до начала Второй Мировой Войны, его имя заслужило бы признание, как артиста, который обогатил музыку нашей эры рядом свежих, оригинальных и значительных произведений. Но Краса не умер до войны. После нескольких лет, проведенных в Терезине, где он активно участвовал в тамошней музыкальной жизни, он был отправлен в Освенцим в 16 октября 1944 года (вместе с Виктором Ульманом, Павлом Хаасом и Гидеоном Кляйном) и сразу погиб в газовой камере.

Произведения Красы, датированные 20-ми и 30-ми годами включают в себя несколько песенных циклов, как для оркестра, так и для фортепиано, симфонию для маленького оркестра, струнный квартет, кантату "Земля Господа" (нем. Die Erde ist des Herrn), оперу "Обручение во сне" (нем. Verlobung im Traum) по новелле Достоевского "Дядюшкин сон" и камерное произведение для клавесина и семи инструментов.

Хотя сохранилось довольно мало произведений композитора, его комментарий к собственной опере в программке одного из его концертов в Праге относится в той же степени и к его музыке в целом:

Если я заявляю, что я находился под влиянием Шёнберга, то тем самым я хочу подчеркнуть, что я пытаюсь все больше избегать бессодержательности, которую все так предпочитают. Я стараюсь сочинять музыку таким образом, что каждый такт, каждый речитатив и каждая нота обязательно являются деталью целого. Такая логика, без которой любое сочинение не имеет духа, может, однако, вырождаться в математически точную музыку, если не учитывать железный закон оперы, а именно – что смысл и задача оперы состоит в пении. У меня достаточно смелости для современного композитора, чтобы писать мелодичную музыку. Это отражает мое общее отношение к музыке, называется ли она современной или как-нибудь еще. Моя музыка точно основывается на концепции доступных мелодических характеров.

Несмотря на то, что это мелодичное качество очевидно во всей музыке Краса, на раннем этапе в его произведениях существовала характерная тенденция к гротеску и некоему виду, не поддающегося классификации, остроумия. Это видно не только из его выбора текстов для оркестровых пьес (опус 1, 1919) на стихи Христиана Моргенштерна, но в его довольно уникальном даре к привлекательной инструментовке, в которой созвучия, сочетания, использование соло инструментов и перкуссия творили и усиливали образные и красочные текстуры, сложную полиритмию, остинато, и множество других ярких и заметных идей и техник, которые сочетались в высшей степени индивидуальной манере. Как воспринималась его ранняя музыка можно увидеть из нескольких обзоров его симфонии 1923 года, части которой много раз исполнялись в Европе и Соединенных Штатах.

После выступления Бостонского симфонического оркестра под управлением Сергея Кусевицкого в 1926 году, Павел Розенфельд в газете "Бостон Глоуб" характеризует композитора, как

чешского музыканта, еще в 20-х годах показавшего яркую индивидуальность и мастерство... Музыка Красы написана в естественном, но оригинальном и индивидуальном современном стиле. Любопытно, что такой молодой человек может мыслить и чувствовать так совершенно.

Осознание уникальности музыки Краса все больше чувствуется сегодня, благодаря чему, его произведения стали более известны в последние годы благодаря увеличению количества концертов, записей и публикаций партитур.

Portrait of Prague Jewish composer, Hans Krasa. Courtesy of Ghetto Museum, Terezín.

Hans Krása

Hans Krása was born in Prague on November 30, 1899. His affluent family encouraged and generously sup­ported his musical studies, to the extent that his father hired instrumental ensembles in order for Hans to hear his composi­tions. Krása studied with Alexander Zemlinsky in Prague, and in 1921, even prior to the completion of his studies at the German Music Academy in that city, he began working as a vocal coach at the New German Opera. He spent considerable time in Paris, where he learned to admire, among others, the works of Igor Stravinsky. Krása had some performances in the United States and France in the 1920s and several of his compositions were published in Vienna and Paris. A close or even casual acquaintance with his works reveals a composer of exceptionally beautiful music, and he merits attention by performers, audiences and musicologists. The fact that Krása led a rather Bohemian life­style, thereby missing opportunities of writing more works, is countered by the quality of those pieces that have been pre­served. Indeed, had Krása died before the onset of the Second World War, his name would merit recognition as that of an artist who enriched the music of our era with a number of fresh, original, and significant compositions. Krása, however, did not die before the war. After spending several years in Terezin, where he was active in its musical life, he left for Auschwitz on October 16, 1944 (along with Viktor Ullmann, Pavel Haas and Gideon Klein), and perished immediately in a gas chamber.

Krása's works dating from the 1920s and 1930s include several song cycles, both orchestral and with piano, a symphony for small orchestra, a string quartet, a cantata, Die Erde ist des Herrn (The Earth is the Lord's), an opera, Verlobung in Traum (Betrothed in a Dream, to a story by Dostoevsky) and a chamber work for harpsichord and seven instruments.

Although there are few extant writings by the composer, a comment on his opera in the program booklet of its single performance in Prague applies equally to his music generally:

If I state that I was influenced by Schönberg, by that I wish to emphasise the fact that I am trying all the more to avoid the emptiness which is so favoured. I try to write in such a way that every bar, every recitative and every note is necessarily a solid part of the whole. This logic, without which every composition has no spirit, can, however, degenerate into mathematic-scientific music if the iron law of opera is not heeded, namely that the sense and aim of opera is the singing. I am sufficiently daring, as a modern composer, to write melodic music. This reflects my whole attitude to music, whether it is called modern or anything else. My music is strictly founded on the concept of accessible melodic character.

While this melodic quality is evident in all of Krasa's music, there was early on in his work a distinctive tenden­cy for the grotesque and for a kind of unclassifiable wit. This is reflected not only in his choice of texts in his orchestral songs (Opus 1, 1919) on poems by Christian Morgenstern, but in his quite unique gift of fascinating instrumentation, in which the sonorities, combinations, use of solo instruments and percussion, creates and enhances imaginative and colourful textures, complex polyrhythm, ostinati, and a host of other vivid and remarkable ideas and techniques which are combined in a highly personal manner. Some sense of how his early music was perceived can be seen in several reviews of his 1923 symphony, which received a number of partial performances in Europe and the United States.

Following the Boston Symphony Orchestra's performance, conducted by Serge Koussevitzky, in 1926, Paul Rosenfeld, in the Boston Globe, characterized the composer as

a Czech musician, still in his 20's, of notable individuality and skill. . . Krasa's music is written in an unforced yet original and personal modern idiom. It is curious that so young a man should think and feel so utterly for himself.

The awareness of the uniqueness of Krasa's music is felt all the more so today, as his compositions have become known in recent years through increasing performances, recordings and publications of his scores.