Зигмунд Шуль родился в ассимилированной еврейской семье в Хемнице, Германия, 11 января 1916 года и 3 сентября 1928 года переехал вместе с родителями в Кассель в Саксонии. 7 октября 1933 года Зигмунд с отцом покидают Германию и обосновываются в Праге. В какой-то момент он учился у Пауля Хиндемита в Берлинской консерватории, затем вернулся в Прагу в 1937 году и продолжил заниматься композицией у Фиделио Финке и дирижированием у Джорджа Селла в Немецкой музыкальной академии. Его работы этого периода были очень хорошо приняты критиками, которые писали:

          Зигмунд Шуль – передовой композитор, последователь великих
          мастеров, между прочим, ученик Хиндемита, предложивший весьма
          нестандартное по тематике и фактуре решение – фантазию пьесы для
          струнного секстета (Немецкая газета "Богемия", 09.06.1937)

В это время он посещал дирижерский класс и лекции Алоиса Хаба. Кроме того, в 1937 году Шуль пишет музыку на стихи Изольды Курц "Die Nicht-Gewesenen", за которой следует песенный цикл "Песни Богу" (нем. Gesänge an Gott), который транслировался в прямом радио-эфире.

Дальнейшие пражские сочинения, написанные летом 1941 года, включают в себя фортепианную сонату, только финальная часть, которой, – фуга, сохранилась; сонату для флейты и фортепиано, также не была найдена; литургическую музыку на слова "Моген оаус" (Mogen owaus) пятничной ночной молитвы. За годы, проведенные в Праге, Зигмунд стал ближе к иудаизму и был дружен с семьей Либен. Очевидно, раввин Либен из Альтеншуля и воодушевил Шуля изучать Каббалу и синагогальные хоралы. При поддержке раввина Либена еврейская община предоставила ему возможность работать с коллекцией 19 века речитативов и хоралов для синагог, которые сейчас находятся в Еврейском Центре Исследования Музыки при Еврейском Университете Иерусалима в Национальной библиотеке. В эти годы в Праге он подружился с Виктором Ульманом, который восхищался творчеством молодого человека. Поезд в Терезинштадт для Шуля прибыл 11 ноября 1941 года. Во время своего заключения ему удавалось продолжать писать музыку и часто встречаться с Виктором Ульманом и обсуждать аспекты современной музыки.

Весьма примечательно, по какому принципу Шуль отбирал библейские тексты для оригинальных сочинений и аранжировок, как инструментальных, так и вокальных. Ивритские тексты, которые он выбрал в Еврейской литургии, укрепляли надежду, а не отчаяние: "строить и сажать, пахать и сеять. И пустая земля станет возделанной и больше не будет пустыни" (из Иеремии, Исайи, Самуила и Иезекииля). "Звук большого Шофара [бараний рог] за нашу свободу..." (Когда Ты придешь к Земле). Среди нескольких работ Шуля в гетто были хоровые пьесы, как оригинальные, так и аранжированные. Одно из этих произведений, написанное летом 1941 года, "Щит для наших отцов", было написано для сопрано, баритона, смешанного хора и органа. Это довольно необычно для исполнения.

Две из его еврейских инструментальных пьес вошли во вторую концертную программу Ульмана "Молодые композиторы в Терезине" Студии новой музыки (нем. Studio für neue Musik): "Два хасидских танца для скрипки и виолончели" и "Еврейский Дивертисмент", написанный для Струнного квартета Ледека. По всей видимости это произведение привело публику в восторг, когда оно было написано и исполнено Квартетом Ледека в 1942 году, потом оно исполнялось осенью 1943 года в вышеупомянутом концерте и еще раз в середине августа 1944 года, на этот раз в память о Шуле, который долго страдал от туберкулеза и умер в лагере 2 июня 1944 года. Хотя партитура квартета в конечном итоге была потеряна, осталась некоторая критическая статья. Ульман писал о квартете:

 

Интересная, профессионально сочиненная (и уже известная) пьеса З.Шуля "Дивертименто эбраико" (Еврейский дивертисмент) [о которой Ульман далее пишет с неподдельным восхищением]. Написанное в Терезинском гетто сочинение для струнного квартета, в основу которого положены вариации на еврейскую народную песню (Еврейский дивертисмент), где данная тема прослеживается, пожалуй, наиболее четко. [Ниже он поясняет, что это произведение завершало концерт]. Вспомним последний концерт квартета Ледеча, порадовавший нас вначале волшебным исполнением Гайдна, а затем интересной, профессионально сочиненной (и уже известной) пьесой Зигмунда Шуля "Дивертименто эбраико" (Еврейский дивертисмент).

Когда Ульман собрал у себя все вместе рукописи Шуля накануне своей отправки в Терезин, его убедили оставить на хранение, как свои рукописи, так и Шуля, друзьям, которые провожали его на поезд. Сохранившиеся произведения Шуля остались вместе с рукописями Ульмана и через много лет были сданы на хранение в Гетеанум в Дорнахе, Швейцария. В 1993 году коллекция Шуля была отправлена в Израиль. После смерти Шуля Виктор Ульман написал статью о музыке Зигмунда, поделившись отрывками из их бесед:

В последний год он [Шуль] любил обсуждать все проблемы новой музыки, вопросы формы и тональности, их видоизменение и распад, вопросы стиля, эстетики, текущий взгляд на мир и многие подробности, свойственные некоторым его текущим работам ... тем самым получая редкое глобальное понимание артистического развития его личности, истинным призванием которой была музыка...я не использую банальную фразу "в память", когда я утверждаю, что у него было полное право сказать как раз перед смертью "Как жаль, что я дошел до этого"... И это была истина. (Виктор Ульман, Терезиенштадт, июнь 1944)

Шуль, сам будучи альтистом, завершил свой "Дуэт для скрипки и альта" 28 февраля 1943 года. Из сохранившихся произведений, написанных в Терезине, "Дуэт", возможно, самая значительная его работа. К сожалению, первые 74 такта начальной части произведения в рукописи отсутствуют. Оставшиеся 60 тактов, примерно половина части, тем не менее сохранились.

Давид Блох

Portrait of Zikmund Schul. From AUTRES COMPOSITEURS © Claude TORRES.

Zikmund Schul

Zikmund Schul was born to an assimilated Jewish family in Chemnitz, Germany, on 11 January 1916, moving with his parents to Kassel, in Saxony, on 3 September 1928. The chronology continued when Zikmund and his father departed from Germany taking residence in Prague on 7 October 1933.  At some point he studied with Paul Hindemith at the Berlin Musikhochschule, returning to Prague in 1937 and continuing composition with Fidelio Finke and conducting with George Szell at the German music academy. A work from this period was very well received by a critic who wrote:

The highly accomplished composer, a student of the master class—inspired, incidentally, by Hindemith—is Siegmund Schul; who, in his rich imagination presents an extremely interesting work for the string sextet which stands on its own feet in terms of theme and style. (German newspaper , 09.06.1937.)

At this time he attended a Kapellmeister class and attended lectures by Alois Hába. Still in 1937 Schul set Isolde Kurz's poem, Die Nicht-Gewesenen, followed by a song-cycle, Gesänge an Gott, which was broadcast live.

Further Prague compositions, through summer 1941, included a piano sonata of which only the final movement, a fugue, survived; a flute and piano sonata has not been found; and a liturgical setting of  the Mogen owaus Friday night prayer. During his Prague years Zikmund became closer to his Judaism and was friendly with the Lieben family. Evidently Rabbi Lieben, of the Altneuschul, encouraged Schul to study Kabbala as well as synagogue songs. With the encouragement of Rabbi Lieben the Jewish community offered him the opportunity to work with an early 19th-century collection of recitatives and chants for use in synagogues, which is now located in the Jewish Music Research Center at the  Hebrew University of Jerusalem in the National Library. During his years in Prague he became friendly with Viktor Ullmann, who admired the work of the young man. Schul's transport to Terezín arrived on 11 November 1941. During his imprisonment he managed to continue composition and often met with Ullmann to discuss aspects of modern music.

It is quite remarkable to what extent Schul selected Biblical texts for original compositions and arrangements, both instrumental and vocal. The Hebrew texts, selected from the Jewish liturgy, were clearly chosen to bolster hope rather than despair: ‘To build and to plant, to plow and to sow. And the wasteland will be worked and will no longer be desert’ (from Jeremiah, Isaiah, Samuel and Ezekiel).  ‘Sound the great Shofar [ram's horn] for our freedom…’ (When You Come to the Land). Several of Schul's works in the ghetto included choral pieces, both original and arrangements. One of these works, written in summer 1941, Shield To Our Fathers, was scored for soprano, baritone, mixed choir and organ. It is not certain if it was performed.

Two of his Jewish  instrumental pieces were on Ullmann's second concert programme, ‘Young Composers in Terezín’, in his Studio für neue Musik series: Two Chassidic Dances  for violin and cello and Divertimento Ebraica written for Egon Ledeč's string quartet. This work had evidently been admired when it was written and was then performed by the Ledeč-Quartett in 1942, again in autumn 1943 at the above-mentioned concert, and once more in mid-August 1944, this time as a memorial to Schul, who had suffered lengthily from tuberculosis and died in the camp on 2 June 1944. Although the quartet was ultimately lost, there was some critical evaluation. Ullmann wrote of it:

It is very clear that Schul turns, probably for the sake of tonality, to the variations of a Hebrew folksong (Divertimento Ebraico) in his Theresienstadt work for the string quartet. [Following its last performance he added] In the end it was supposedly Ledeč’s new quartet…in mind, which came up with a magically beautiful and excellently performed piece of Haydn for us, followed, finally, by Zikmund Schul’s interesting, well worked (and already well known) Divertimento Ebraico.

When Ullmann gathered Schul's manuscripts together with his own as he was about to board the transport to Terezín, he was persuaded to entrust both his and Schul's to the care of some friends who accompanied him to the train. Schul's surviving works remained with Ullmann's and many years later were deposited in the Goetheanum in Dornach, Switzerland. In 1993 Schul's collection was sent to Israel. After Schul's death Viktor Ullmann wrote an article about Zikmund's music, sharing something of their conversations:

In the last years he [Schul] liked to discuss all the problems of the new music, questions of form and tonality, their reshaping and breaking up, questions of style, aesthetic, the current view of the world and many details pertaining to some of his works in progress… was thus getting a rare insight into the artistic development of this personality whose true calling was music…I am not using the commonplace phrase of 'In Memoriam' when I maintain that he was fully justified in saying, just before he died: ‘What a pity I have come to this’…And it was the truth. (Viktor Ullmann, Theresienstadt, June 1944)

Schul, himself a violist, completed his Duo for violin and viola on 28 February 1943. Of his compositions written in Terezín that survived, the Duo is perhaps his major work. Unfortunately, the first 74 measures of the opening movement are missing from the manuscript. The remaining 60 measures, nearly half the movement, are nevertheless retained.

By David Bloch