Мало кто может похвастать такой музыкальной родословной, как скрипачка Альма Розе. Ее отцом был Арнольд Розенблюм, концертмейстер Венской Филармонии и основатель всемирно известного "Квартета Розе". В 1882 году он взял фамилию Розе. Мать Альмы, Жюстин Малер, была младшей сестрой еврейского композитора Густава Малера. Розе росла в окружении музыкальных звезд Германии и Вены начала XX века. В 1930 году, в возрасте 24 лет Альма вышла замуж за молодого, одаренного чешского скрипача Вазу Пшиходу. Спустя несколько лет она основала женский камерный оркестр "Девушки венского вальса". Оркестр был невероятно популярен, даже в годы Великой Депрессии музыканты отлично зарабатывали. Установление нацистского режима в 1933 году стало началом конца музыкальной карьеры Альмы. Ее брат вовремя понял опасность нацизма и эмигрировал вместе с супругой в Америку. Альма осталась на родине, чтобы ухаживать за больным отцом. Спустя некоторое время она перевезла отца в безопасный Лондон, а сама перебралась в Голландию и продолжила музыкальную карьеру. Альма прославилась как музыкант-виртуоз и талантливая скрипачка, в конце 30-х - начале 40-х годов она постоянно гастролировала по Европе. Финальный аккорд в музыкальной карере Альмы поставил арест во время турне по Франции. В июле 1943 года, после нескольких месяцев заключения в лагере Дранси, Альму Розе отправили в Освенцим.

Когда Альма попала в Освенцим, ее опередлили в медицинский экспериментальный блок. В лагере Розе была зарегистрирована под фамилией своего второго мужа-голландца, так что нацисты не догадывались о профессии и популярности своей узницы. В августе 1943 года Альма Розе выступила со скрипичным концертом на на дне рождения высокопоставленного нацистского офицера. Виртуозное выступление так понравилось зрителям, что Альму немедленно перевели в Биркенау и назначили дирижером женского лагерного оркестра. Эсэсовцы относились к ней с уважением, более того, Альма Розе стала протеже Марии Мандель - начальницы женского подлагеря Биркенау. Розе настояла на том, чтобы музыкантов перевели в специальный барак, в котором были отдельные помещения для сна и репетиций, а деревянные полы защищали музыкальные инструменты от холода и сырости. Кроме того, Альма освободила своих музыкантов от выступлений на улице под снегом или дождем. До того, как Альма Розе возглавила оркестр, музыканты пользовались партитурами мужского оркестра Освенцима. Альма убедила некоторых офицеров СС обеспечить женский оркестр дополнительными нотами. Однако, бывшие члены оркестра (за исключением Фани Фенелон) после войны свидетельствовали, что Розе никогда не потворствовала эсэсовцам и вела себя как профессиональный музыкант: например, она могла приостановить исполнение музыкального произведения, если лагерные охранники не воспринимали его с должным вниманием.  

Альма Розе заменила в должности дирижера оркестра польскою учительницу музыки Зофию Чайковскую. На новом посту Розе немедленно начала работать над совершенствованием исполнительского мастерства членов оркестра. У Альмы вызывал сомнение профессионализм некоторых музыкантов оркестра, так что она заменила из новыми исполнителями. При этом Альма Розе прикладывала все силы для того, чтобы оставить бывших музыкантов в труппе оркестра - например, в качестве служащих и помощников. Альма прекрасно понимала, что отчисление из оркестра станет смертным приговором для этих женщин. В отличие от своей предшественницы, Розе была строгой и требовательной начальницей, она доводила своих музыкантов до предела сил. Обычно оркестр репетировал по восемь часов, кроме того, утром и вечером музыканты играли у лагерных ворот. Несмотря на эту профессиональную диктатуру, члены оркестра относились к Альме с большим уважением и высоко ценили ее исполнительский и дирижерский талант. Альма Розе понимала, что музыканты оркестра будут в безопасности до тех пор, пока они нравятся эсэсовцам. Среди членов женского оркестра не было профессиональных музыкантов, поэтому Альма ежедневно доводила своих музыкантов-любителей до изнеможения и постоянно повышала профессиональный уровень членов оркестра. Сама Альма трудилась так же активно, как и остальные музыканты, поскольку пребывала в уверенности: чтобы музыкантам позволили жить, они должны играть очень хорошо.

Строгие требования, которые установила Розе дали свои результаты - профессионализм исполнителей женского оркестра Биркенау быстро вырос. Существенно расширился и репертуар оркестра: теперь музыканты исполняли немецкие марши, польскиех народные песни и различные произведения из классического репертуара. Альма Розе создавала оркестровые партитуры, используя любые доступные нотные записи, также она опиралась на свою великолепную музыкальную память. Многие произведения, например музыку Моцарта, Шуберта, Вивальди, Иоганна Штрауса и Ференца Листа, а также немецкие хиты и музыку из фильмов и оперетт, она воспроизводила по памяти. Увлеченность Альмы удивляла других музыкантов оркестра, порой им казалось, что

она жила в другом мире. В музыке проявлялись ее любовь и разочарования, ее горе и радость, ее вечная тоска и вера; музыка как-будто возносила ее над лагерной действительностью.

Вскоре оркестру потребовались новые музыканты: под управлением Розе музыканты не только дважды в день играли у лагерных ворот, но и давали регулярные концерты  для лагерного персонала и избранных заключенных; также они часто играли в лагерной больнице, выступали во время визитов в лагерь важных гостей, а также выполняли разовые запросы эсэсовцев.

Последний концерт Альмы Розе состоялся 2 апреля 1944 года на частной вечеринке СС. Внезапно и по непонятной причине ей стало плохо. Альму Розе доставили в больницу с сильной головной болью, болью в животе и высокой температурой, 4 апреля 1944 года она умерла. До сих пор смерть Альмы Розе вызывает споры, выдвигаются разные гипотезы - от  самоубийства до отравления из ревности кем-то из лагерного персонала. И все же, самая распространенная версия  заключается в том, что Альма стала жертвой случайного пищевого отравления или внезапной инфекции. Отдавая дань вкладу Альмы в культурную жизнь лагеря, начальство разрешило  организовать торжественное прощание с дирижером женского оркестра. Пожалуй, это был единственный случай в истории нацистских лагерей, когда офицеры СС чтили умершего еврейского заключенного. Альма Розе лежала окруженная цветами, завернутая в белую ткань. Но для музыкантов оркестра горе от потери смешивалось со страхом за собственную жизнь. Бывшая участница отркестра Силвия Вагенберг вспоминила:

когда она умерла, я подумала, что все кончено: либо нас пошлют куда-то в другое место, и тогда мы пропали, либо нас сразу же отпрвят в газовую камеру. Трудно переоценить значение, которое Альма имела для оркестра.

Список литературы

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

John, E., 1991. Musik und Konzentrationslager: Eine Annäherung. Archiv für Musikwissenschaft, 48, 1-36.  

Knapp, G., 1996. Das Frauenorchester in Auschwitz, Hamburg: von Bockel.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins. 

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.

Few have been born with a musical pedigree to match that of Alma Rosé.  Her father was Arnold Rosenblum, concertmaster of the Vienna Philharmonic, who changed his name to Rosé in 1882 and founded the internationally-renowned Rosé quartet.  Her mother, Justine Mahler, was the younger sister of the Jewish composer Gustav Mahler.  Rosé grew up surrounded by the musical stars of early 20th-century Germany and Vienna.  In 1930, the 24-year-old married Váša Příhoda, a brilliant young Czech violinist.  A few years later she founded a touring women’s orchestra called the Viennese Waltzing Girls; they were so popular that even in the years of the Great Depression they made a substantial profit.  This success came to an end, however, when Hitler came to power in 1933.  Realising the potential consequences of this political turn, Alma’s brother and sister-in-law fled to the US, leaving Alma behind to care for her father.  After successfully moving both herself and her father to safety in London, she moved to Holland to continue her musical career.  She built up fame as a virtuoso violin talent, and successfully toured mainland Europe during the late 1930s and early 1940s.  Her luck came to an end when she was arrested in France and sent to Drancy for several months.  In July 1943, she was transported to Auschwitz.

Upon arrival in Auschwitz, Rosé was sent to the medical experimentation block. Because she was registered under her Dutch second husband’s name, Nazi officials did not realise who she was. When a request was made for a violinist for a VIP’s birthday celebration, however, she so impressed the guards with her virtuosity that she was promptly transferred to Birkenau, and, in August 1943, made conductor of the women’s orchestra there.  She was respected by the SS staff and, in particular, became the protégé of the SS guard Maria Mandel.  She requested a special barracks for the orchestra, which contained a living and a practising area, with a wooden floor to protect the instruments against the cold and wet.  In addition, she successfully petitioned to end the requirement of playing in the snow and rain.  While before she arrived, the women’s orchestra had only had access to the Auschwitz men’s orchestra’s scores, Rosé convinced some of the SS officers to provide additional sheet music.  Former orchestra members (with the notable exception of Fania Fénelon) agreed, however, when she did not pander to the SS — for example, she was famous for stopping her music if the guards were not paying attention — but dealt with them as a professional and a musician.

Replacing the Polish music teacher Zofia Czajkowska as conductor of the orchestra, Rosé immediately began to work on the ensemble’s quality.  She challenged Czajkowska’s favouring of Polish women and had the lesser musicians removed, although she consistently endeavoured to keep less talented players on as employees and assistants rather than simply firing them (a life-saving gesture in the context of Auschwitz). In contrast to her predecessor, Rosé was a strict and thorough taskmistress, pushing her musicians to the limits of their endurance.  They usually had eight hours of rehearsal, in addition to playing at the camp gates morning and evening.  Generally, however, she was respected by her orchestra, valued as much for her violin playing as her conducting.  Above all, she understood that to survive they had to please the SS — and she did not have luxury of professional musicians in her orchestra, so she pushed the mostly amateur musicians very hard.  She also pushed herself as hard as the orchestra, full of faith that, if they played well enough, they would be allowed to live.

Rosé’s strict discipline resulted in a rapid and dramatic improvement in the orchestra’s quality.  The repertoire also increased substantially, expanding from the previous staples of German marches and Polish folk songs to a wide range of classical repertoire.  She arranged pieces for her orchestra from whatever sheet music she had available, or from melodies that she recalled from memory, including works by Mozart, Schubert, Vivaldi, Schubert, Johann Strauss and Franz Liszt, as well as German hits and music from movies and operettas.  Her absorption in the orchestra made some musicians feel as if

she lived in another world.  Music to her meant her love and her disappointments, her sorrow and her joy, her eternal longing and her faith, and this music floated high above the camp atmosphere.

As the orchestra improved under her leadership, so the demands placed upon the musicians increased.  In addition to their twice-daily marches, they were required to perform regular Sunday concerts for selected prisoners and the camp staff, make regular visits to the infirmary, play during elite visits to the camp and be available for individual SS demands.

Alma Rosé’s final concert was at a private SS party on 2 April 1944.  Suddenly and inexplicably ill, she was taken to the hospital with head and stomach pains and a high fever, and on 4 April 1944 she was declared dead.   Her death itself remains controversial, with speculation as to its causes ranging from suicide to poisoning by jealous functionaries, although many insist that she fell victim to accidental food poisoning or a sudden infection.  In honour of her unique status, upon her death the SS approved a solemn celebration in her memory —perhaps the only occasion in the history of the camps that SS officers honoured a dead Jewish prisoner.  The body was draped in a simple white cloth and surrounded with flowers.  For the musicians, however, grief was mixed with fear, as former member Silvia Wagenberg remembered:

When she died, I thought, now it’s over; either they will send us somewhere else — then we’re done for, or we’ll be gassed right away.  It is hardly measurable, what Alma meant for the orchestra.

Sources

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.  

Gilbert, S., 2005. Music in the Holocaust: Confronting Life in the Nazi Ghettos and Camps, Oxford: Oxford University Press.  

John, E., 1991. Musik und Konzentrationslager: Eine Annäherung. Archiv für Musikwissenschaft, 48, 1-36.  

Knapp, G., 1996. Das Frauenorchester in Auschwitz, Hamburg: von Bockel.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins. 

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.