Обложка к книге "Наследование истины, 1939-1945" Аниты Ласкер-Вальфиш (ISBN 9781900357012). С любезного разрешения Giles de la Mare Publishers.
Photo of young Anita Lasker-Wallfisch playing cello.

Анита Ласкер, одна из трех дочерей ассимилированной еврейской семьи среднего класса, родилась 17 июля 1925 года и провела детство в спокойствии и комфорте в немецком Бреслау. Все три сестры Ласкер обучались игре на музыкальных инструментах: Марианна, старшая, играла на фортепиано, Рената на скрипке, а Анита на виолончели. В доме постоянно звучала камерная музыка, поскольку родители Аниты еженедельно устраивали музыкальные встречи для друзей семьи.

Уже в возрасте 7 лет Анита почувствовала усиление антисемитских настроений - в это время к власти в Германии пришел Гитлер. Многие евреи, друзья семьи Ласкеров, покидали Германию, но родители Аниты долгое время отказывались от переезда; когда они, наконец, осознали необходимость эмиграции, ужесточение режима сделало отъезд практически невозможным. Как и для многих немецких евреев, последней каплей в чаше терпения Ласкеров стал общенациональный погром "Хрустальная ночь", который произошел в ночь с 9 на 10 ноября 1938 года. Во время арестов мужчин-евреев, которые проводили нацисты, отца Аниты спас друг семьи нееврей. В это время Анита жила в Берлине и обучалась игре на виолончели у Лео Росталя. Вскоре после погрома еврей Росталь эмигрировал в Америку, а Анита Ласкер вернулась домой. Ее сестра Марианна уехала в Англию незадолго до начала войны, однако попытки переправить туда же Ренату, как и поиски убежища за границей для всей семьи успехом не увенчались.

Анита вернулась в школу в январе 1941 года. На следующий год ее родителей, а также многих других членов семьи депортировали, а квартиру опечатало Гестапо. С этого времени жизнь Аниты и Ренаты стала совершенно неустроенной: они жили у родственников, работали на фабрике и, конце концов, оказались в приюте. Девушки, которые прекрасно говорили по-французски, решили бежать в Париж. 16 сентября 1942 года сестер Ласкер арестовали на вокзале и отвезли в Бреслау. Суд состоялся 5 июня 1943: Аниту приговорили к полутора, а Ренату к трем с половиной годам каторги.

В начале декабря сестер разлучили и Аниту отправили в Освенцим. Как осужденная преступница, она была освобождена от процедуры селекции, однако во всем прочем с ней обходились также, как и с любым другим заключенным: ей обрили голову и набили на предплечье татуировку. Истощенная и измученная, Анита попала в изолятор. В разговоре с соседкой она упомянула, что умеет играть на виолончели. Услышав  об этом, женщина сказала Аните оставаться на месте, а сама ушла. Анита Ласкер вспоминала

вошла симпатичная женщина в пальто из верблюжьей шерсти и косынке. Я не знала, кем она была: из числа охраны или заключенных? Ее приличная одежда сбивала с толку. Она поздоровалась и представилась как Альма Розе. Ее привело в восхищение то, что я умею играть на виолончели; Альма расспросила меня о моем происхождении, у кого я обучалась и тому подобное.

До переезда в барак для музыкантов, Ласкер еще несколько дней провела в изоляторе. После двух лет отсутствия музыкальной практики Аните вручили виолончель и дали несколько минут для разминки. Собравшись с мужеством, она попыталась наиграть в медленном темпе концерт для виолончели Боккерини и "Военный марш" Шуберта. Появление в женском оркестре виолончелистки стало важным событием, поскольку в нем не было басовых инструментов. Дирижер оркестра Альма Розе была абсолютно счастлива, что ей удалось найти Аниту. 

После вступления в труппу женского оркестра Биркенау, Аниту Ласкер перевели в барак, в котором проживали все члены оркестра, как евреи, так заключенные других национальностей. Ее положение в лагере стало относительно "привилегированным": у нее появилось своя собственная кровать, увеличенный продуктовый паек и дополнительное время для бани. Самой большой удачей стало то, что новое положение помогло спасти жизнь ее сестры: по чистой случайности узнав, что Рената находится в том же лагере, Анита выпросила для нее относительно более легкую работу лагерного посыльного. Положение, которое Анита занимала в оркестре, позволило ей добиться воссоединение с сестрой; с этого времени девушки не разлучались вплоть до освобождения из лагеря.

Несмотря на кажущиеся "привелегии", пребывание в лагере было физически и психологически тяжелым. Трудовой день в лагере начинался за час до рассвета, когда нескольких музыкантов отбирали для того, чтобы они перенесли пюпитры к лагерным воротам. После переклички лагерный оркестр играл у ворот, провожая музыкой рабочие отряды заключенных. Вечерами оркестр играл у ворот во время возвращения заключенных на территорию лагеря. Также оркестр давал воскресные концерты для заключенных и лагерного персонала, зачастую им приходилось играть для эсэсовцев на частных вечеринках. Так продолжалось до эвакуации лагеря в конце октября 1944 года. Сестер Ласкер вместе с другими еврейскими музыкантами из оркестра отправили в Берген-Бельзен.

В новом лагере оркестранты продолжали держаться вместе, хоть у них и не было больше музыкальных инструментов. В Берген-Бельзене музыканты ночевали под навесом на улице, поскольку свободного барака для них не нашлось. Условия все ухудшались, а эсэсовцы неожиданно стали покидать лагерь, оставляя заключенных без еды, воды и средств гигиены. 15 апреля 1945 года британские войска освободили концлагерь.

После освобождения сестры Ласкер работали переводчиками в британской армии, их  поселили в избе неподалеку от бывшего лагеря. С помощью Би-Би-Си они смогли разыскать свою старшую сестру. Анита и Рената сумели добраться до Брюсселя, а оттуда переехали в Англию. Позднее Анита Ласкер стала одной из основательниц Английского камерного оркестра, в котором она состояла долгие годы. Также она была свидетелем на судебном процессе против Франца Хесслера, коменданта Освенцима и Берген-Бельзена. В 1952 году состоялась свадьба Аниты Ласкер и Петера Вальфиша, друга ее детства. Их сын Рафаэль стал прекрасным виолончелистом, двое внуков также выбрали музыкальную стезю. В 1996 году Анита опубликовала мемуары под названием "Наследование истины, 1939-1945" (англ. Inherit the Truth 1939-1945).

Список литературы

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.

Lasker-Wallfisch, A., 1996. Inherit the Truth 1939-1945, London: Giles de la Mare.  

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.

Cover from "Inherit the Truth, 1939-1945" by Anita Lasker-Wallfisch (ISBN 9781900357012). Courtesy of Giles de la Mare Publishers
Photo of young Anita Lasker-Wallfisch playing cello.

One of three daughters in an assimilated Jewish middle-class family, born on 17 July 1925, Anita Lasker had a comfortable and happy childhood in the German town of Breslau.  Anita and her sisters all studied a musical instrument: Marianne, the eldest, played piano; Renate played violin; and Anita played the cello.  The girls grew up in a home filled with chamber music, as their parents held weekly musical gatherings with friends.

Only seven years old when Hitler came to power, Lasker became increasingly aware of the rise of anti-Semitism around her.  Although more and more of their Jewish friends chose to leave Germany, her parents initially refused; and even as they began to consider emigration, increasing restrictions made this more and more difficult.  As was the case for Jews all over Germany, the nationwide pogrom known as Kristallnacht on 9 and 10 November 1938 marked a turning point for the Laskers.  As the Nazis arrested Jewish men from all over the country, Anita’s father was  rescued by a non-Jewish friend.  At the time, Anita had been living in Berlin, studying cello with Leo Rostal.  Himself a Jew, Rostal emigrated to the United States shortly after the pogrom, while Anita returned home to be with her family.  Her sister Marianne emigrated to England shortly before the outbreak of the war, but attempts to send Renate to England, as well as to find refuge abroad for the whole family, were unsuccessful.

Anita returned to school in January 1941.  A year later, her parents, along with many other members of the family, were deported, and their apartment was sealed by the Gestapo.  Anita and Renate were reduced to living in a sort of limbo, staying with relatives, finding work in a factory and ultimately moving to an orphanage.  As both girls spoke French very well, they decided to escape to Paris.  On 16 September 1942, while they stood on the platform waiting for their train, they were arrested by the Gestapo and brought to prison in Breslau.  Their trial took place on 5 June 1943: the sentence was eighteen months for Anita, and for Renate three and a half years of hard labour.

In early December, the sisters were separated and Anita was sent to Auschwitz.  As a convicted criminal, she was not required to go through selections, but in every other sense she was treated as a normal prisoner, having her head shaved and forearm tattooed.  Exhausted and humiliated, while standing in the quarantine block she mentioned to a woman near her that she played the cello.  Upon hearing this, the prisoner left, telling Anita to remain where she was.  Anita remembered that suddenly

a handsome lady in a camel-hair coat wearing a head-scarf walked into the block.  I had no idea who it could be.  Was she a guard or was she a prisoner?  She was so well dressed that I was absolutely baffled.  She greeted me and introduced herself as Alma Rosé.  She was simply delighted that I was a cellist, and asked me where I came from, who I had studied with, and so on.

Lasker remained in the quarantine block for several days before being taken to the music barracks.  After two years without having laid hands on an instrument, she was given a cello, and several minutes to practise.  Summoning up her courage, she tried to play the slow movement of the Boccherini cello concerto, and Schubert's March Militaire.  Since the women’s orchestra had no bass instruments, a cello player was a crucial addition.  Rosé, the conductor, was delighted to have found her.

Having secured a position for herself as a musician in the Birkenau women’s orchestra, Lasker was transferred into the block where all the members of the orchestra, Jews as well as non-Jews, lived together.  As an orchestra member, her status at camp was one of relative ‘privilege’: she had her own bed, extra rations and showering rights.  Probably her greatest privilege was the status that ultimately allowed her to save her sister’s life.  Discovering by chance that her sister was at the camp as well, Lasker requested that she be given the desirable and relatively easy job of camp runner.  Anita’s important position in the orchestra won her the SS woman’s agreement and the sisters were reunited, to remain together until liberation.

Despite these relative ‘advantages’, of course, hers was a physically and psychologically harrowing experience.  The day started one hour before dawn, when several musicians would be chosen to carry the music stands to the gate of the camp.  After that was done, and roll call was completed, their main task commenced: playing at the gate during the departure and arrival of the workers.  The orchestra also gave Sunday concerts for prisoners and staff and was frequently summoned to play privately for the SS.  This work continued until the end of October 1944, when the camp was evacuated.  Together with other Jewish members of the orchestra, Anita and her sister were transported to Bergen-Belsen.

Although they no longer had their instruments, the orchestra players remained together as a group in Bergen-Belsen.  Upon their arrival, they were assigned a tent to sleep in, as there was no barracks available for them.  Conditions progressively worsened, and the SS began suddenly to disappear from the camp, abandoning the prisoners with no food, water or hygiene facilities.  On 15 April 1945, the camp was liberated by British troops.

After their liberation, Renate and Anita Lasker became interpreters for the British Army, living near the former camp in a wooden cottage.  Via the BBC, they managed to get in touch with their sister in England; they then managed to get to Brussels, and from there to England.  Anita Lasker was later to become a founding member of the English Chamber Orchestra, where she played for many years.  During the trial against Franz Hössler, commander from Auschwitz and Bergen-Belsen, she served as a witness.  In 1952, she married the musician Peter Wallfisch, whom she knew from her childhood in Breslau. Their son Raphael is a fine cellist, and their two grandsons are musicians as well.  In 1996 she published her memoir Inherit the Truth 1939-1945.

Sources

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.

Lasker-Wallfisch, A., 1996. Inherit the Truth 1939-1945, London: Giles de la Mare.  

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.