Пожалуй, ни один из бывших музыкантов нацистских лагерных оркестров не вызывал таких споров как певица Фаня Фенелон, бывшая солистка женского оркестра концлагеря Биркенау. Но темой дебатов вокруг имени французской певицы-еврейки стали не события военных лет, а опубликованные в 1977 году мемуары и фильм с участием Ванессы Редгрейв, снятый на основе этих воспоминаний. Эти мемуары возмутили многих бывших музыкантов женского лагерного оркестра, особенно образ дирижера Альмы Розе, который создала Фенелон. Также отмечали, что Фенелон приукрасила собственную роль в происходившем в Биркенау, слишком резко описала других музыкантов оркестра и исказила ход событий. После публикации книги воспоминаний Фенелон некоторые музыканты женского лагерного оркестра, например, виолончелистка Aнита Ласкер-Вальфиш, опубликовали собственные воспоминания, также вышла новая биография Альмы Розе. Сегодня установлено, что Фенелон опубликовала частично вымышленные воспоминания, в них есть несколько неточных исторических дат и фактов, к тому же оппоненты певицы поставили под сомнение многие из ее утверждений. Однако, несмотря на эти разногласия, мемуары Фенелон остаются одним из самых ярких документальных свидетельств, созданных одним из многочисленных музыкантов нацистских лагерей.

Фаня Фенелон родилась 2 сентября 1922 года (год не подтвержден) в Париже. настоящее имя певицы – Фанни Гольдштейн. Ее отец, инженер, был евреем, а мать – католичкой-француженкой. Она училась в Парижской консерватории по классу фортепьяно и вокала. В 30-х годах она взяла сценический псевдоним Фаня Фенелон и начала выступать с песнями собственного сочинения. После того, как Франция была оккупированна немцами, Фенелон стала зарабатывать на жизнь, выступая в ночных клубах перед немецкими солдатами. После войны она вспоминала это время со смешанным чувством: Фенелон испытывала вину за то, что развлекала врагов, и в то же время, во время выступлений она могла собирать у пьяных офицеров важную информацию и этим помогать участникам Сопротивления. К 1940 году умер отец Фани, она также потеряла из виду двух своих братьев: один эмигрировал в Соединенные Штаты, а другой ушел в подполье как участник Сопротивления. В 1943 году Фаня Фенелон была арестована за национальную принадлежность и помощь участникам французского Сопротивления. После девятимесячного заключения в лагере Дранси, 20 января 1944 года Фаню Фенелон отправили в концлагерь Биркенау в фургоне для для перевозки скота. 

Вскоре после прибытия в Биркенау, в лагерный барак вошел капо и начал громко выспрашивать, есть ли среди заключенных артисты или музыканты. Несмотря на физическую слабость, Фаня добровольно вышла вперед. Ее отвели в теплую комнату, где Альма Розе проводила отбор музыкантов в свой оркестр. Фенелон исполнила отрывок из "Мадам Баттерфляй" Джакомо Пуччини. После прослушивания ее перевели специальный музыкальный барак, где все члены женского лагерного оркестра (и евреи, и неевреи) жили вместе. По словам Фенелон, между еврейскими заключенными и антисемитски настроенными польками существовали напряженные отношения. В музыкальном бараке жизнь Фани Фенелон, также, как и всех других оркестранток, подчинялась строгим распорядкам Биркенау. Фенелон была одной из двух певиц оркестра, иногда она делала аранжировки музыкальных произведений, а одно время заменяла заболевшую исполнительницу и играла на ударных инструментах.

Как и другие члены женского оркестра Биркенау, Фаня Фенелон пользовалась отдельными "привилегиями", недоступными для рядовых заключенных. В музыкальном бараке был собственный туалет, обогреватель и комната для репетиций. Руководитель оркестра Альме Розе также добилась для своих оркестранток дополнительных продуктовых пайков, освобождения от тяжелых работ и лучшей одежды. Но эти преимущества имели и отрицательную сторону. "Привилегии" отделяли музыкантов от других заключенных, вызывали ревность и недоверие. Заключенные воспринимали музыкантов как "декоративных собачек" СС, а сами оркестрантки страдали от того, что их искусством пользовались для собственного развлечения и утехи нацистские мучители.

Фенелон вспоминала, что от общения с нацистскими офицерами ее часто брала оторопь. Особенно ее пугали разговоры с комендантом лагеря Йозефом Крамером и начальницей женского подлагеря Марией Мандель, которые были любителями музыки, и при этом беспощадными убийцами.
Например, Крамер

плакал, когда мы играли "Траумерей" Шуберта. Крамер отправил в газовую камеру 24 000 человек. Когда он уставал от своей работы, он приходил к нам, чтобы послушать музыку.

Основная работа женского оркестра заключалась в музицировании у лагерных ворот – они музыкой провожали на работу и встречали возвращающихся в лагерь заключенных Биркенау. Кроме того, оркестр должен был устраивать регулярные воскресные концерты для охранников-эсэсовцев  и выступать перед нацистскими офицерами, которые в любой момент могли заставить музыкантов играть. Сама Фенелон была обязана давать сольные вокальные выступления. Не только лагерный персонал, но и заключенные Биркенау "наслаждались" выступлениями лагерного оркестра. Каждое утро и вечер для заключенных исполняняли ненавистные немецкие марши, кроме того, часто лагерное руководство "приглашало" группы женщин-заключенных на воскресные концерты. Фенелон вспоминала и особенно шумные вечеринки в лагерном борделе, которым заведовали заключенные высокого статуса, так называемые "хохлатки" (prominents).

Безусловно, для всех музыкантов:

никогда прежде мы не играли так много и так часто. До трех концертов мы давали каждое воскресенье. В течение дня, а также и ночью, эсэсовцы приходили в наш блок и требовали свою порцию музыки. Музыка снова, и снова, и снова... Музыка в Биркенау была и самым лучшим, и самым страшным для нас. Лучшим – потому что музицирование полностью поглащало наше время и, как наркотик, позволяло на какое-то время забыться, погрузиться в оцепенение и опустошение. Страшным – потому что нашей публикой были и убийцы, и их жертвы. А мы – мы сами становились орудием в руках убийц?

В конце 1944 года Фаня Фенелон вместе с другими членами оркестра были переведена к концлагерь Берген-Бельзен. В лагере царил хаос и полная дизорганизация, отсутстовало продовольствие и хоть какое-то подобие жилья для заключенных. Крамер был также переведен в Берген-Бельзен. Он заставил нескольких оркестранток выстуить с рождественским концертом перед своей семьей. В этих жутких условиях в лагере начался тиф, ослабевшая Фенелон стала жертвой эпидемии. Она была едва жива, когда в апреле 1945 года лагерь, наконец, освободили англичане. Тем не менее, Фаня Фенелон исполнила "Боже, храни королеву" и коммунистической гимн "Интернационал", и ее выступление транслировалось по Би-Би-Си. 

После войны Фаня Фенелон много гастролировала с концертами, а в 60-х  годах осела в Германской Демократической Республике. Она стала успешной певицей и педагогом по вокалу. Известность Фане Фенелон принесла публикация в 1977 году мемуаров о лагерной жизни, а также фильм, который основывался на воспоминаниях лагерной певицы. Оба произведения вызвали споры и дискуссии. Фенелон умерла в декабре 1983 года в Париже.

Список литературы

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.  

John, E., 1991. Musik und Konzentrationslager: Eine Annäherung. Archiv für Musikwissenschaft, 48, 1-36.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins. 

Lau, E. & Pampuch, S. eds., 1994. Draußen steht eine bange Nacht: Lieder und Gedichte aus deutschen Konzentrationslagern., Frankfurt/ M: Fischer.

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.

Fania Fénelon

Cover from "The Musicians of Auschwitz", Fania Fénelon. Image from Claude Torres.

Few members of Nazi camp orchestras have been embroiled in as much controversy as Fania Fénelon, singer in the women’s orchestra at Birkenau.  It was not her wartime actions that were central to the debates surrounding the French Jewish musician, but rather her 1977 memoirs, later made into a television movie starring Vanessa Redgrave.  Fénelon’s memoirs outraged many former members of the women’s orchestra, particularly her portrayal of the conductor, Alma Rosé.  Many also felt that Fénelon was unduly harsh towards the other musicians, and that she had offered a distorted account of their role in the camp and the dynamics between them. After her book, several other memoirs were written, including by the cellist Anita Lasker-Wallfisch, as well as a new biography of Rosé.  Today it is generally accepted that Fénelon’s text is in parts fictional; several of the historical dates and facts are inaccurate, and dissenting voices have placed into doubt many of her assertions.  Despite these disagreements, however, Fénelon’s memoirs remain one of the most powerful documents to emerge from the many musicians of the Nazi camps.

Fania Fénelon was born 2 September 1922 (the year is not conclusive) in Paris as Fanny Goldstein, the daughter of a Jewish engineer and a French Catholic mother.  She studied at the Paris conservatory, specialising in piano and singing.  In the 1930s she began to perform her own chansons under her stage name Fania.  After the occupation of France by the Germans, she supported herself by singing in nightclubs for the German soldiers.  After the war, she was to recall this career with mixed feelings: a sense of guilt for having entertained the enemy, along with the recognition that this work allowed her to participate in the resistance, collecting information from drunken officers.  By 1940, her father had died and her two brothers were no longer with her, one having emigrated to the United States, and the other having gone underground as a resistance fighter.  In 1943, she was arrested for being half-Jewish and for aiding friends in the resistance.  After an initial nine-month stay in Drancy, on 20 January 1944 she was sent in a cattle-car to Birkenau.

Soon after her arrival, she was in her barracks when a Kapo entered and began shouting for any singers or musicians.  Although in a weakened state, she volunteered.  She was taken away to a warm room, where she auditioned for Alma Rosé with an excerpt from Puccini’s Madame Butterfly. Fénelon was moved to the musicians’ barracks, where Jewish and non-Jewish members of the orchestra lived together.  According to Fénelon, there was a great deal of tension between the Jewish musicians and the anti-Semitic non-Jewish Poles.  Here she was to live throughout her time in Birkenau, one of the two main singers, an occasional arranger of musical pieces, and even a temporary drummer, when the original drummer briefly took ill.

Like other members of the Birkenau women’s orchestra, Fénelon enjoyed a number of 'privileges' that set her apart from the ordinary prisoners.  The musicians’ barracks had its own toilet, heater and practising rooms.  Rosé had also managed to procure extra rations, freedom from work detail and better clothing.  Such advantages, however, had a negative side as well.  The musicians’ ‘privileges’ set them apart from the other prisoners, who were jealous and suspicious of them.   Perceived as being the ‘lapdogs’ of the SS, the musicians had, above all, to suffer the anguish of using their art to aid and comfort their torturers.

Fénelon repeatedly expressed her confusion about the SS officers, especially camp leaders Kramer and Maria Mandel, both of whom loved music and yet were vicious killers.  For example, Kramer

cried when we played the 'Traumerei' by Schubert.  Kramer gassed 24,000 people.  When he was tired from his work, he came to us and listened to music.

In addition to their primary job of accompanying the prisoners as they marched to and from work, and their regular Sunday concerts for the SS, the orchestra also put on performances for the Nazi officers, who could request a concert at a moment’s notice.  Fénelon was also forced to perform as a solo artist. Prisoners, too, heard them play. Alongside the hated march music every morning and evening, the camp commanders regularly ‘invited’ groups of women inmates to listen to Sunday concerts.  Fénelon also remembered a particularly raucous brothel party held by the high status prisoners, the so-called ‘prominents’.

Certainly for all of the musicians,

never before had we played so much and so often.  Up to three concerts we gave every Sunday.  During the day, and at night as well, SS officers come to our blocks and demanded their allowance of music. Music, again and again and again.  In Birkenau music was both the best and the worst.  The best: it swallowed the time and allowed us to forget, like a drug; afterwards you were numbed and sucked dry.  The worst: our public – on the one hand, the murderers, and on the other, the victims.  And us, would we also become executioners in the hands of the murderers?

In late 1944, Fénelon and the other members of the orchestra were transported to Bergen-Belsen.  The camp was in chaos, with no real housing, no organisation and no supplies.  Kramer was also transferred there, and forced several of the musicians to play for him and his family at Christmas.  Due to the conditions, a typhus epidemic swept the camp, and the weakened Fénelon fell victim.  She was barely alive when finally liberated by the British in April 1945.  She nonetheless sang ‘God Save the Queen’ and the Communist hymn ‘The International’, a performance that was broadcast on the BBC.

After the war Fénelon travelled widely as a performer, in the 1960s settling down in the German Democratic Republic, where she became a successful singer and voice teacher.  She gained much publicity with her 1977 memoirs and the subsequent movie, both of which were the subjects of controversy.  Fénelon died in December 1983 in Paris.

Sources

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Fénelon, F., 1979. The Musicians of Auschwitz, London: Sphere.  

John, E., 1991. Musik und Konzentrationslager: Eine Annäherung. Archiv für Musikwissenschaft, 48, 1-36.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins. 

Lau, E. & Pampuch, S. eds., 1994. Draußen steht eine bange Nacht: Lieder und Gedichte aus deutschen Konzentrationslagern., Frankfurt/ M: Fischer.

Newman, R. & Kirtley, K., 2000. Alma Rosé: Vienna to Auschwitz, London: Amadeus Press.