Знак на железнодорожной станции Собибор, приблизительно 1930 год. USHMM (N00943.01), предоставлено Польскими государственными железными дорогами S.A. (Polskie Koleje Panstwow S.A.)

Собибор – нацистский лагерь смерти на территории Польши, в котором были убиты около 250 000 евреев: мужчин, женщин и детей из Польши, Голландии, Франции, Словакии, Германии и Австрии. В этом лагере было организовано одно из наиболее заметных подпольных движений Сопротивления в лагерях смерти. 14 октября 1943 года несколько сотен заключенных, воодушевленные советскими военнопленными, которых недавно привезли в лагерь, оказали вооруженное сопротивление эсесовцам и украинским охранникам. В результате были убиты одиннадцать эсесовцев и несколько охранников. Многие заключенные погибли при побеге или на минных полях, которые окружали Собибор. В последующие дни немцы устроили настоящую охоту на беглецов, всех найденных заключенных расстреливали на месте. До конца войны дожили около 50 участников восстания, их рассказы стали ценным источником информации о повседневной жизни и творческой активности заключенных Собибора.

В первое время в Собиборе (в отличие от Треблинки и Белжеца, других лагерей-участников "Операции Рейнхардт"), не было лагерного оркестра. Прибывающих на станцию людей оглушала музыка из громкоговорителей. Видимо, оркестр был создан позднее, потому что выживший узник лагеря Дов Фрайберг вспоминал о первом впечатлении от Собибора так: "плач женщин и детей, крики и дикий смех эсесовцев, шум работающего двигателя, и музыка, исполняемая оркестром". Следуя обычной практике нацистских лагерей смерти, из каждой группы заключенных отбирали нескольких здоровых на вид узников, их использовали для лагерных нужд и обеспечения процесса уничтожения. В лагере существовали специальные бараки для немногочисленного лагерного персонала, секретарей и рабочих. Иногда этих "счастливчиков", получивших лишние недели или даже месяцы жизни, заставляли участвовать в культурной жизни лагеря. Например, если среди заключенных не находилось добровольцев для участия в хоре, охранники приказывали петь группе мужчин и женщин. В конечном итоге в лагере сложился настоящий хор под управлением дирижера-добровольца. Когда узники маршировали на работу, их тоже заставляли петь – обычно это были  немецкие, польские, русские или украинские военные марши.


В Собиборе нашлось и другое применение для музыки. Охранники заставляли еврейских заключенных исполнять антисемитские песни, в конце "выступления" узники должны были преклонять колени и произносить "Аминь". Бывало, заключенных укладывали в гробы в то время, когда эсесовцы исполняли над их головами антисемитские куплеты. Узников принуждали танцевать или петь хором написанную в Собиборе песенку с таким припевом: "мы здесь счастливо живем, нас хорошо кормят, как мы счастливы в зеленом лесу, где мы и останемся". Один бывший узник Собибора, который сумел выжить после лагерного восстания, позднее говорил, что

эта музыка, танцы и женщины имели только одну цель – убить любые мысли об освобождении, которые могли быть у узников; они (немцы) хотели превратить нас в бездумные инструменты.

Но в повседневной жизни лагеря Собибор были и светлые моменты. Те заключенные, которые попали в лагерные бараки, а не отправились прямиком в газовые камеры, находили утешение в совместных вечерних молитвах или хоровом пении. Одна из бывших узниц лагеря вспоминала прекрасный голос голландской еврейки, которую привезли в Собибор летом 1943 года. Она описывала, как однажды ночью

молодая, красивая девушка из Голландии вошла в барак. Она начала петь известную песню "Мать". У нее был сильный приятный голос, и слово "мать" печально и трогательно выделялось голосом. Это было единственное слово, которое я поняла... мне хотелось плакать. Несколько дней назад я потеряла своих родителей.

 


 

Групповой портрет участников восстания в лагере смерти Собибор. [Фотография # 10625]

    

Список литературы

Arad, Y., 1987. Belzec, Sobibór, Treblinka: The Operation Reinhard Extermination Camps, Bloomington and Indiananapolis: Indiana University Press.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.

Sign for the train station at Sobibor, circa 1930. USHMM (N00943.01), courtesy of Polskie Koleje Panstwow S.A.

Sobibor was a death camp where approximately 250,000 primarily Jewish men, women and children from Poland, the Netherlands, France, Slovakia, Germany and Austria were murdered. It was also the site of one of the most remarkable acts of resistance to take place at a Nazi death camp.  On 14 October 1943, inspired by some Soviet POWs who had recently arrived at the camp, several hundred of the surviving inmates pitted themselves against the vastly superior strength and weapons of the Nazi SS and the Ukrainian guards.  Stealing whatever weapons they could lay their hands on, the group managed to kill eleven Nazis and an unknown number of guards.  The majority of the escapees died in the following days, killed by minefields around the camp, or shot by guards who combed the surrounding countryside for survivors.  Fifty men and women, however, made it through to the end of the war, and their reports give us a surprising amount of information about cultural life, to the extent that it existed, at Sobibor.

At the beginning of its operation, unlike its fellow Operation Reinhard camps Treblinka and Belzec, Sobibor did not have a camp orchestra.  Instead, arriving trains were blasted with music from loudspeakers. It seems, however, that an orchestra was established later on, as the survivor Dov Freiberg remembered arriving at Sobibor to the “cries of women and children, shouts and wild laughter of the SS men, the noise of a working engine, and music played by an orchestra”.  As was typical at Nazi death camps, from every transport a handful of healthy-looking inmates were selected to staff the killing process; in addition, the camp maintained barracks for the small number of camp personnel, secretaries and workers.  These prisoners, who might live for weeks or even months, were sometimes forced to participate in ‘cultural activity’. When there were no volunteers to be in a choir, for example, guards ordered a group of men and women to sing.  Eventually there developed a real chorus under the direction of a volunteer conductor.  When prisoners marched to work, they were also made to sing: usually military marches in German, Polish, Ukrainian or Russian.

There were more abusive uses of music.  Guards would force Jewish prisoners to sing anti-Semitic songs; at the end of the ‘performance’, surrounding prisoners would be made to kneel and say ‘Amen’.  On other occasions inmates were forced to lie in coffins while the SS sang anti-Semitic verses, or would be forced to dance together.  Prisoners were also forced regularly to sing an ironic song composed at Sobibor, with the chorus “our life is happy here/ we receive good food/ how happy we are in the green forest/ where I stay”.  One former inmate, who took part in the later revolt, believed that

the music, the dancing, and the women all had one purpose – to kill any thought of liberation that the prisoners might have; they [the Germans] wanted to turn them into unthinking instruments.

There were also, however, moments of musical comfort and co-operation.  Those ‘lucky’ enough to be assigned to the barracks rather than sent directly to the gas chambers tried to find solace in any way possible: many turned to their faith and recited evening prayers together, and there was also spontaneous singing in the barracks in the evenings, after the work day was over.  One survivor, for example, remembered the lovely singing voice of a Dutch Jewess who arrived in the summer of 1943. She described how one night

a young, beautiful girl from Holland entered the barracks.  She started to sing the well-known song ‘Mother’.  She had a strong, pleasant voice, and the word ‘mother’ was expressed sadly and movingly.  This was the only word that I understood … I wanted to cry.  I had lost my parents only a few days before.

Group portrait of participants in the uprising in the Sobibor death camp. [Photograph #10625]

Sources

Arad, Y., 1987. Belzec, Sobibór, Treblinka: The Operation Reinhard Extermination Camps, Bloomington and Indiananapolis: Indiana University Press.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.