Аэрофотосъемка района Освенцима с частичным видом на завод "И.Г. Фарбениндустри" и прилегающий принудительный трудовой лагерь Буна-Моновиц (Освенцим III). USHMM (04350), предоставлено Управлением Национальных Архивов и Учетных Документов, Колледж Парк.

Буна-Моновиц, известный также как Освенцим-III, был крупнейшим трудовым лагерем комплекса нацистских концлагерей Освенцим. Сотни тысяч заключенных на положении рабов месяцами или даже годами работали в губительных, невыносимых условиях Буна-Моновица. Тысячи заключенных, занятых на каторжных работах, погибли в лагере, тысячи узников Буна-Моновиц отправились на смерть в лагерь Биркенау. С первых месяцев Второй Мировой Войны в Германии существовала идея создания большого центрального трудового лагеря, для того, чтобы поддержать нацизм в противостоянии с Советским Союзом. Осенью 1942 года лагерь Буна-Моновиц открыл свои двери.

Вблизи польского города Моновиц немецкий концерн "И.Г. Фарбениндустри" (нем. Interessen-Gemeinschaft Farbenindustrie AG) основал большую фабрику по производству резины. Лагерь Буна-Моновиц был построен для того, чтобы разместить заключенных, занятых на производстве. Узниками лагеря стали евреи и неевреи со всей Европы.

В первые месяцы существования Буна-Моновиц был создан лагерный оркестр. Первыми музыкантами оркестра стали польские заключенные, позднее к ним присоединились заключенные и других национальностей. Сначала музыканты оркестра были освобождены от каторжного труда, это позволяло им репетировать целыми днями, но вскоре эту привилегию отменили, и музыканты вернулись к обычной трудовой повинности. Физическое напряжение от изнурительной работы на протяжении 12 часов, ежедневные репетиции и концерты, которые устраивали оркестранты, не повлияли на профессионализм музыкантов, качество их игры лишь улучшилось. Музыкантов не только заставляли играть марши у лагерных ворот во время ежедневного выхода на работу и возвращения заключенных в бараки, они были вынуждены давать и частные концерты для эсэсовцев. Эти слушатели не награждали музыкантов аплодисментами, зато иногда давали им сигареты или дополнительнную порцию супа.

Музыкантов принуждали играть и во время казней в лагере. Казнили, как правило, заключенных, которые совершали неудачные попытки побега. Им на шею вешали таблички с надписью: "Ура! Ура! Я снова здесь!", заставляли ходить по лагерю, бить в барабан и выкрикивать этот лозунг. Заключенных вешали под маршевую музыку, которую играл оркестр. Вспоминая о времени, проведенном в оркестре Буна-Моновиц, трубач Герман Сахнович называл казни 

театром ужаса, одобренным на высочайшем уровне. Нас окружали солдаты-эсэсовцы с заряженным оружием. Для нас [музыкантов и заключенных] выкрики человека, приговоренного к смертной казни были как победный призыв.

Кроме лагерного оркестра в Буна-Моновиц существовали и неофициальные музыкальные группы, а также и случаи спонтанного музицирования. Например, группа еврейских заключенных организовала тайные концерты еврейской поэзии и музыки. Среди участников были писатели, актеры, учителя и журналисты со всей Европы. Размышляя о надежде, которую дарили эти концерты участникам и зрителям, один из очевидцев написал: "мы пережили все это и пели в лагере, а значит, мы будем жить, чтобы увидеть приход Мессии".

Всякая музыкальная деятельность в Буна-Моновиц закончилась зимой 1944-45 года, когла в лагере началась эвакуация. Как и в других лагерях комплекса Освенцим, многие музыканты лагерного оркестра Буна-Моновиц были депортированы в Берген-Бельзен, а в конце января отправлены в  марши смерти. Именно в Берген-Бельзене музыканты оркестра Буна-Моновиц дали свой самый запоминающийся концерт. Несколько музыкантов, которые чудом сохранили жизнь в эти последние недели, собрались вместе после освобождения:

Резко сократившаяся труппа бывшего оркестра Буна собралась в нашем блоке... Лишь несколько музыкальных инструментов перенесли долгую дорогу из Буна в Берген-Бельзен... В последний раз мы, товариши из Буна, собирались играть вместе. В состоянии ли мы были вообще играть? Страдания, обрушившиеся на нас, украли всю нашу силу и энергию... Многие из нас ушли навсегда... тогда, стоя на главной площади, мы играли в последний раз вместе: американский национальный гимн, английский, французский, русский. Я не помню всех произведений, не помню, как они звучали – это не могло быть превосходным музыкальным выступлением. Слишком многое произошло за последние часы. Мы стояли и плакали.

Рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер осматривает строительные объекты Буна-Моновиц в сопровождении офицеров СС и инженеров концерна "И. Г. Фарбениндустри". USHMM (50774), предоставлено Институтом Народной Памяти.

Список литературы

Fackler, G., 2003. “We all feel this Music is infernal ...”: Music on Command in Auschwitz. In D. Mickenberg, C. Granof, & P. Hayes, eds. The Last Expression. Art and Auschwitz. Chicago: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University., pp. 114-125.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Turkov, Y., 1999. Latvia and Auschwitz. In Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs. ed. Rovit, R. and A. Goldfarb. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.

Aerial photograph of the Auschwitz area showing a partial view of the I.G. Farben plant and the associated Monowitz (Auschwitz III) forced labor camp. USHMM (04350), courtesy of National Archives and Records Administration, College Park.

Buna-Monowitz, otherwise known as Auschwitz III, was the largest slave labour camp in the Auschwitz complex.  Here, hundreds of thousands of prisoners spent weeks or even years working under murderous conditions. Thousands died in the camp itself from the results of forced labour and the inhospitable conditions; thousands more were sent to their deaths in Birkenau.  The idea of a large, central work camp to aid the Nazi battle against the Soviet Union had existed since the early months of the war, and Buna-Monowitz opened its gates in the autumn of 1942.

The German company IG Farben had established a large rubber factory near the Polish town Monowice (Monowitz), and the Buna-Monowitz camp was built as a housing facility for the slave labourers of the factory.  The prisoners here included Jews and non-Jews from all over Europe.

A camp orchestra was created at Buna during the first months of its operation.  The original core of the band was a group of Polish musicians, but inmates of many other nationalities passed through.  Initially the musicians were freed from their work assignments and allowed to practise full days, but this soon ended and they were placed back in their regular work assignments.  Despite the physical strain of a full work week, often with 12-hour days in addition to daily rehearsals and concerts, the quality of their playing improved.  In addition to being forced to play marches at the camp gates during the daily entry and exit of the workers, the musicians were required to give private concerts for the SS.  Although they were not applauded by their audience, they would occasionally be rewarded with extra soup or cigarettes.

The musicians were also required to play at camp executions.  These would usually be for prisoners who had attempted to escape but had been caught.  These men would be draped with signs proclaiming 'Hurray!  Hurray!  I'm back again,' a slogan they were also forced to shout throughout the camp while beating on a drum.  They would be hanged to the accompaniment of the band’s parade music.  In his memoirs about his time in the Buna orchestra, the trumpeter Hermann Sachnowitz remembered vividly this

macabre piece of theatre, ordered from the highest level.  All around us stood SS soldiers with loaded guns.  For us [musicians and prisoners], the cries of the man sentenced to death were the sounds of victory cries.

In addition to the activities of the official orchestra, there was also a range of informal and spontaneous music-making. For example, a group of Jewish inmates organised clandestine concerts of Jewish poetry and music.  Participants included writers, actors, teachers and journalists from across Europe.  Reflecting on the hope that such cultural activity could provide for the performers, one participant believed that 'since we lived through it all to sing in the camp, we will live to see the Messiah come'.

All musical activity came to an end with the evacuation of the camp in the winter of 1944-45.  As was the case with the other Auschwitz camps, many members of the orchestra were deported to Bergen-Belsen before the final death marches in late January.  It was there that the Buna orchestra's most memorable concert was to take place.  Having barely managed to survive those final weeks, the few remaining musicians gathered together after their liberation:

A dramatically decimated number of members of the former Buna orchestra sat gathered in our block … Only a few instruments had made the long journey from Buna to Bergen-Belsen … One last time we were to play together, us comrades from Buna.  Could we play at all?  The misery in which we were wallowing had stolen all strength and energy from us … Many of us were gone … then we stood on the main plaza and played a last time together: the American national hymn, the English, the French, the Russian.  I don’t remember everything, also not how it sounded – an excellent musical performance it could not have been.  Too much had happened in the past hours.  We stood there and wept.

Reichsfuehrer SS Heinrich Himmler tours the Monowitz-Buna building site in the company of SS officers and IG Farben engineers. USHMM (50774), courtesy of Instytut Pamieci Narodowej.

Sources

Fackler, G., 2003. “We all feel this Music is infernal ...”: Music on Command in Auschwitz. In D. Mickenberg, C. Granof, & P. Hayes, eds. The Last Expression. Art and Auschwitz. Chicago: Mary and Leigh Block Museum of Art, Northwestern University., pp. 114-125.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Turkov, Y., 1999. Latvia and Auschwitz. In Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs. ed. Rovit, R. and A. Goldfarb. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.