Оркестр узников концентрационного лагеря Бухенвальд, 1941 - 11 апреля 1945. USHMM (85881), предоставлено Gedenkstaette Buchenwald.

Бухенвальд – один из крупнейших и старейших нацистских лагерей был освобожден американскими военными 11 апреля 1945 года. К этому времени через него прошли десятки тысяч узников из десятков стран. В свое время лагерь был построен для немецких политических заключенных, но со временем Бухенвальд вырос в огромный комплекс, состоявший из трудового лагеря, нескольких лагерей-спутников и дополнительных комплексов. Первая группа заключенных была доставлена в Бухенвальд в июле 1937 года, а к концу войны на территории разных подразделений лагеря от голода, непосильного труда, казней СС и медицинских экспериментов погибли более 50 тысяч человек. Бухенвальд также был одним из первых нацистских лагерей, заключенными которого люди становились только за принадлежность к еврейству. Многие евреи были арестованы и помещены в Бухенвальд в 1938 году, после печально знаменитой "Хрустальной ночи". Cюда были сосланы многие мужчины-евреи, схваченные во время "Хрустальной ночи" в 1938 году. Несмотря на ужас, который вызывает само название лагеря, некоторые бывшие узники Бухенвальда отмечали, что заключенные вели необычайно активную музыкальную деятельность, которая врезалась им в память. Один из выживших в Бухенвальде вспоминал

…песни в исполнении Зары Леандер, СС транслировал их через громкоговорители при любой возможности. Во время ежедневных утренних и вечерних перекличек, а также в то время, когда рабочие отряды выходили на смену и возвращались в бараки, оркестр Бухенвальда исполнял заразительные марши. Музыка, которую мы тайком исполняли, связывала нас со свободным миром. Несколько вечеров в подвале склада (нем.  Effektenkammer) звучала классическая музыка в исполнении струнного квартета под руководством Мориса Хьюитта и джазовые композиции в исполнении оркестра Иржи Зака.

За все время существования Бухенвальда, в числе заключенных побывали многие знаменитые артисты немецкой эстрады, в их числе Юра Зойфер, Герман Леопольди, Фриц Лёнер-Беда и Поль Морган.

Восьмилетняя история Бухенвальда была необычайно богата событиями в области культуры, хотя подавляющее большинство заключенных не могли услышать всю разнообразную музыку, звучавшую на территории лагеря. Странная взаимосвязь: лагерь был построен всего в пяти милях к северу от города Веймар, считавшегося центром немецкой культуры и символом древней национальной традиции литературного и музыкального творчества.

На территории Бухенвальда были широко распространены "музыкальные" истязания, эсэсовцы сделали их частью повседневной жизни каждого заключенного. Наиболее распространено было принудительное хоровое пение. Когда тысячи заключенных собрались на вечернюю перекличку, начальник лагеря требовал, чтобы все они пели в унисон, правильно и громко. Один из бывших заключенных вспоминал

Как это пение могло звучать хорошо? Наш хор состоял из десяти тысяч человек. Даже в нормальных условиях, даже если бы все  мы действительно умели петь, то для репетиций нам понадобилось бы несколько недель. И как мы могли преодолеть законы акустики? Ведь площадь, на которой мы пели, была не менее трехсот шагов в длину. Поэтому голоса певцов, стоявших на дальнем конце площади, достигали уха начальника лагеря Редля почти на секунду позже, чем голоса людей, стоявших у ворот.

Используя хоровое пение, охранники могли безнаказанно унижать и истязать заключенных.


Чуть раньше комендант лагеря организовал конкурс на лучшую лагерную песню среди заключенных. Как ни странно, "Песню Бухенвальда" (нем. Buchenwaldlied), ставшую победителем конкурса и официальным гимном лагеря, в равной мере полюбили и исполнявшие песню заключенные, и принуждавшие к пению охранники. Этот энергичный марш воодушевлял поющих, говорил о свободе, ждущей узников за пределами лагеря. Исполняя эту песню, многие заключенные как бы выражали свой протест:

Комендант лично обходил весь лагерь, и каждый, кто пел недостаточно громко, или, по крайней мере, недостаточно широко открывал во время пения рот, подвергался избиению ... И все же, исполнение "Песни Бухенвальда" доставляло нам некоторое удовольствие, ведь это была наша песня. Мы с таким воодушевлением произносили слова "однажды придет день, когда мы будем свободны", звучащие как протест, что иногда даже офицеры СС чувствовали это и в качестве наказания лишали нас еды.

Как и в большинстве других нацистских лагерей, отношение к  заключенным в Бухенвальде зависело от их статуса в расовой иерархии нацистов. Евреи всегда были на самой нижней ступени этой иерархии, и отношение к ним было соответствующее. Уникальным проявлением этого уничижительного отношения стала история с так называемой "Еврейской песней" (нем. Judenlied). Этот гротесковый антисемитский гимн написал, стремясь выслужиться перед СС, немецкий заключенный. После лагерной переклички еврейских заключенных оставляли на площади и заставляли петь эту песню снова и снова, несколько часов подряд. В дни, когда Бухенвальд посещали важные гости, заключенных (в том числе и евреев) заставляли петь песни про "еврейский заговор" и "горбатые носы". Известны и другие примеры наказаний, применявшихся к евреям в Бухенвальде. Так, в декабре 1938 года нескольких заключенных собрали на главной площади лагеря, их заставили играть на музыкальных инструментах до тех пор, пока они не упали в изнеможении. После этого им приказали, стоя на коленях, танцевать вальс, а когда люди уже не могли больше двигаться, охранники стали избивать их, опять же под звуки музыки.

Жертвами подобного ужасающего обращения были не только евреи. Начальник лагеря Редль приказывал во время экзекуций ставить рядом с пыточными приспособлениями певцов, они должны были пением заглушать крики. Часто музыку использовали для того, чтобы заглушить звуки во время массовых расстрелов советских военнопленных. Однажды, во время расстрела военнопленных, заставили петь весь лагерь. Охранники зачастую использовали радио-и акустические системы лагеря для трансляции своих деспотических приказов, нацистской пропаганды и "германской" музыки.

В Бухенвальде, особенно в первые годы существования лагеря, официально была разрешена только музыка во время пыток и пение на перекличках заключенных. Тем не менее, с первых же дней заключенные Бухенвальда тайно занимались различными видами музыкальной деятельности. По воспоминаниям бывшего заключенного Карлебаха одной из первых сформировалась группа еврейских заключенных: 

Однажды вечером мы притащились с работы - измученные, грязные, некоторые в крови, и, замерли в потрясении. На фоне голых барачных стен, за двумя сдвинутыми столами, сидели четверо наших товарищей. Они играли Моцарта. Только тот, кто пережил ужасы Бухенвальда, может понять, что произошло с нами! Музыка оказала невероятное влияние - люди, находившиеся на грани самоубийства, вновь обрели мужество и уверенность в себе.

Тем не менее, участников этой группы обнаружили и наказали за незаконное музицирование. Советские военнопленные также смогли организовать музыкальное развлечение для себя и товарищей. Отмечая некоторые праздники, они организовывали "вечера культуры" и пели народные песни. Многие политические заключенные Бухенвальда совместно исполняли песни коммунистической молодежи и рабочего движения. В памяти многих заключенных остался концерт 18 сентября 1944, посвященный памяти Эрнста Тельмана. Лидер коммунистической партии Германии был убит в Бухенвальде в августе 1944 года, а через месяц после его смерти коммунисты и политические заключенные организовали в лагере подпольный концерт с лекциями, музыкой, стихами и песнями, посвященными Тельману и делу его жизни.

Вскоре после открытия Бухенвальда, эсэсовцы организовали в лагере оркестр. В состав оркестра вошли цыгане и чешской кларнетист. Как и в других нацистских лагерях, ежедневно по утрам и вечерам, музыканты играли у ворот Бухенвальда, сопровождая выход заключенных на работу и их возвращение в бараки. Музыканты были освобождены от работы в трудовых отрядах, им была выделена комната для репетиций. Однако, зачастую музыканты не могли в ней работать, поскольку эсесовцы облюбовали это помещение для своего отдыха. Музыканты играли и во время визитов важных гостей, демонстрируя хорошее отношение начальства к заключенным. Посетители не должны были догадаться о том, что заключенных в лагере наказывают. Самым важным событием для оркестра Бухенвальда стало назначение главным дирижером Властимила Лоуды, под его руководством численность оркестра возросла, расширился репертуар, значительно улучшилось качество исполнения. Кроме главного лагерного оркестра, в Бухенвальде существовали еще несколько небольших ансамблей, в том числе джазовая группа и несколько струнных квартетов.

В поздние годы в лагере организовывали выступления варьете. Эти концерты проходили по воскресеньям, и, как правило, включали в себя шуточные, пародийные, а также вокальные и музыкальные номера. Состоялось более 25 таких концертов, и зал всегда был полон, среди зрителей были не только заключенные, но также и охранники, и руководство лагеря. В концертах принимали участие музыканты лагерных оркестров и струнных квартетов, а также другие музыканты и певцы.

Бухенвальд был освобожден американскими войсками 11 апреля 1945 года. К этому моменту, тысячи и тысячи заключенных уже были отправлены на "марши смерти". Когда последний заключенный покинул территорию Бухенвальда, лагерь был реорганизован в лагерь для перемещенных лиц. К этому времени американские войска покинули эту область и в начале июля 1945 года лагерь был расформирован и передан советским войскам. 

Внутренняя страница газеты на идиш "Бухенвальд: бюлетень бухенвальдской молодежи во Франции", первый выпуск, январь 1946 года, лагерь для перемещенных лиц. Колонка слева озаглавлена "Наша жизнь". Внизу текст "Песни Бухенвальда"(в переводе на идиш), исполнявшейся узниками Бухенвальда. [Фотография #44247]

Список литературы 

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe

Kater, M.H. & Riethmüller, A. eds., Music and Nazism: Art under Tyranny, 1933-1945, Germany: Laaber.  

Cummins, P., 1992. Dachau Song: The Twentieth Century Odyssey of Herbert Zipper, New York: Peter Lang.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Heister, H. & Klein, H., 1984. Musik und Musikpolitik im Faschistischen Deutschland, Frankfurt/M.: Fischer.  

Heister, H. ed., Die Ambivalenz der Moderne, Berlin: Weidler.  

Kogon, E., 1950. The Theory and Practice of Hell: The German Concentration Camps and the System Behind Them, London: Secker and Warburg.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.

The prisoners' orchestra in Buchenwald concentration camp, 1941 – Apr 11, 1945. USHMM (85881), courtesy of Gedenkstaette Buchenwald.

Buchenwald, one of the largest and oldest Nazi camps, held tens of thousands of prisoners from dozens of nations by the time it was liberated by the Americans on 11 April 1945.  Originally built as a place to house German political prisoners, it eventually expanded to be a vast labour camp complex, with many satellite camps and extension units.  The first group of prisoners was brought there in July 1937, and by the war's end, over 50,000 people had died in Buchenwald and its sub-camps, the victims of starvation, overwork, SS executions and medical experiments.  Buchenwald was also one of the first camps to hold thousands arrested solely for being Jewish: many of the Jewish men rounded up during the 1938 Kristallnacht pogrom were sent here.  Despite the horrors associated with the name, for some former prisoners it is the remarkable variety of music that they remember best. One survivor recalled

the music of the songs of Zarah Leander, whom the SS put on the camp loudspeakers at every opportunity.  The infectious and martial music that the Buchenwald orchestra played morning and evenings on the central roll call plaza, and during the departure and arrival of the work commandos.  And also the illegal music, by means of which our world was brought into contact with freedom: the classical music, that would sound some evenings in a basement of the Effektenkammer from a string quartet led by Maurice Hewitt; jazz music by a orchestra founded by Jiri Zak.

Over the course of its existence the camp held many well-known figures of the German entertainment world, including Jura Soyfer, Hermann Leopoldi, Fritz Löhner-Beda and Paul Morgan.  

Although the vast majority of Buchenwald inmates were not exposed to much of this music, daily life at the camp over its eight years of existence saw an unusual amount of cultural activity.  There is an odd sort of appropriateness to this, as the camp was constructed only five miles north of the city of Weimar, the cultural centre of Germany and symbol of that nation’s long tradition of literary and musical excellence.

The most common musical experience at Buchenwald was SS-organised musical torture, which was a part of every inmate’s daily life.  The most ubiquitous form was forced mass singing. As thousands of exhausted inmates gathered for evening roll call, the camp commander would insist that they all sing in unison, on key and loudly.  One former inmate recalled,

how could [this] singing ever go right?  We were a chorus of ten thousand men.  Even in normal conditions, and if all singers had really known how to sing, it would have required several weeks of training.  And how were we to get over the laws of acoustics?  The mustering-ground measured three hundred paces or more across.  Hence the voices of the men on the far side of the ground were bound to reach [camp commander] Rödl’s ear almost a second later than those of the men near the gate.

This singing was also an opportunity for the guards to humiliate and arbitrarily punish prisoners.

Early on, the camp leadership organised a competition for the best camp song.  Ironically, the winning song, which became the official camp song the ‘Buchenwaldlied’ (Buchenwald song), was as much loved by the prisoners as by the guards who forced them to sing it.  Set to an energetic march, its rousing chorus focused on the inevitable freedom that awaited them beyond the camp walls.  For many of the prisoners, singing the song felt like an act of resistance:

the camp leader walked through the camp and whoever wasn’t singing loudly enough or at least didn’t open his mouth wide enough while singing was beaten ... But the Buchenwald song also brought us a little pleasure, for it was our song.  When we sang “then once will come the day when we are free” that was itself a demonstration, that sometimes even the SS officers noticed and then it could cost us a meal (as punishment).

As was the case in most Nazi camps, the prisoners were treated differently according to their status in Nazism's racial hierarchy.  Jews were always at the bottom of the pile, and treated accordingly.  A unique aspect of this abuse at Buchenwald was the institution of the ‘Judenlied’ (Jew Song).  This grotesque paean to antisemitism was written by a German prisoner who wanted to gain favour with the SS.  After roll call the Jewish prisoners were occasionally told to remain behind and sing the song over and over again, for hours on end.  When Buchenwald hosted important visitors, the camp prisoners were often required to sing, and the Jews in particular were commanded to perform songs about Jewish conspiracy and hooked noses.  There were many other examples of punishments meted out to the Jewish prisoners. In December 1938, for example, several Jewish men were gathered in the main square.  The band was forced to play music until the men fell; they were then forced to waltz on their knees, and when they were no longer able to move, they were whipped in time to the music.

Not only Jews experienced these sorts of horrors.  Camp commander Rödl stationed a singer next to his various torture devices, and forced him to sing as people were being whipped.  When the mass murder of Soviet POWs was going on, the camp administration often used music to mask the event.  On one occasion, the entire camp was forced to sing while the POWs were being shot.  The camp guards also made frequent use of the radio and loudspeaker system of the camp, whether to broadcast their arbitrary orders, Nazi propaganda or ‘Germanic’ music.

Particularly in the early years of the camp’s existence, the only music permitted was that of the roll call singing, and the various other forms of musical torture.  Nonetheless, from the camp’s inception the prisoners there engaged in a wide variety of clandestine musical activities. One of the first bands was formed by Jewish prisoners, as the former inmate Carlebach recalled:

one evening, exhausted, filthy, some of us covered in blood, dragged in from labour, we stood frozen in shock.  On two shoved-together tables, between the bare barracks walls, sat four of our comrades playing Mozart.  Only someone who has experienced the horrors of Buchenwald can understand what an impact that had.  And this impact was unbelievable; people who had stood on the edge of suicide found themselves again, discovered some courage and confidence.

The group was discovered, however, and duly punished for its illegal activity.  Soviet POWs also managed to organise musical entertainment for themselves and fellow inmates.  They held cultural evenings to celebrate special holidays, and sang folk songs.  The many political prisoners in Buchenwald also sang together the songs of communist youth and labour movements.  One particularly memorable musical program was the 18 September 1944 memorial concert for Ernst Thaelmann, who had been the leader of the German Communist Party before the Nazi rise to power.  Thaelmann had been killed in Buchenwald in August. A month after his death, Communist and political prisoners organised a secret performance with lectures, music, poems, and songs about him and his cause.

Soon after opening the camp, the SS at Buchenwald organised the establishment of a camp orchestra.  The original band was made up of a group of Roma and Sinti together with a Czech clarinetist.  As was the case at other camps, the orchestra played at the camp gates in the mornings and evenings as inmates marched to and from their forced labour assignments.  The musicians were eventually granted freedom from other work commandos, and a designated room to practise in. However, the SS liked to spend their leisure time there, and would often barrage them with requests.  When visitors came, the band sometimes had to play in order to cover up the punishment of prisoners, or to serve as an advertisement for the good treatment of the Buchenwald inmates.  The most important change for the Buchenwald orchestra was the appointment of Vlastimil Louda as central bandmaster.  Under his leadership, the band increased in size, its repertoire expanded, and the quality of performance improved dramatically.  In addition to the main camp orchestra, there were several smaller ensembles that played in Buchenwald, including a jazz orchestra and several string quartets.

In the camp's later years, variety show performances were also staged for the prisoners.  These concerts, usually made up of singing, music, skits and jokes, took place on Sundays.  There were over 25 such concerts, and the hall was always packed; not only the prisoners, but the guards and the camp commander attended.  Members of the bands and string quartets participated, as did many other musicians and singers.

Buchenwald was liberated by American troops on 11 April 1945.  By this point, many thousands of prisoners had already been evacuated on death marches.   Until the last inmates left the camp, it was temporarily designated a Displaced Person’s Camp.  During that time the US Army withdrew from the area, and at the beginning of July 1945 the camp was evacuated and given over to the Soviet troops.

Inside page of the January 1946, no. 1 issue of the Yiddish DP newspaper, 'Buchenwald: Bulletin of the Buchenwald Youth in France.' The column on the left is entitled, 'Our Lives'. At the bottom is a poem called 'The Song of Buchenwald' (translated into Yiddish), sung by all the Buchenwald internees. [Photograph #44247]

Sources

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe

Kater, M.H. & Riethmüller, A. eds., Music and Nazism: Art under Tyranny, 1933-1945, Germany: Laaber.  

Cummins, P., 1992. Dachau Song: The Twentieth Century Odyssey of Herbert Zipper, New York: Peter Lang.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Heister, H. & Klein, H., 1984. Musik und Musikpolitik im Faschistischen Deutschland, Frankfurt/M.: Fischer.  

Heister, H. ed., Die Ambivalenz der Moderne, Berlin: Weidler.  

Kogon, E., 1950. The Theory and Practice of Hell: The German Concentration Camps and the System Behind Them, London: Secker and Warburg.  

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Langbein, H., 1994. Against All Hope: Resistance in the Nazi Concentration Camps, 1938-45, New York: Paragon House.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.