Актер, режиссер и активист левого движения, Вольфганг Лангхофф был одним из первых летописцев бесчеловечности нацистов, автором музыкальных и литературных свидетельств об ужасах первых нацистских концентрационных лагерей. Политический противник нацистского режима, Лангхофф был брошен в тюрьму вскоре после прихода Гитлера к власти. Тринадцать месяцев он находился в лагерных застенках и подвергался пыткам. В лагерях он продолжал заниматься в культурной деятельностью: он организовал известный Лагерный цирк (нем. Zirkus Konzentrazani), стал соавтором одной из самых известных лагерных песен Болотные солдаты (нем. Moorsoldatenlied). После освобождения, находясь в безопасности в нейтральной Швейцарии но все еще не оправившись от пережитого, он написал книгу воспоминаний "Die Moorsoldaten: 13 Monate Konzentrationslager" (переведена на русский язык в 1936 году под названием "Болотные солдаты").

Лангхофф родился в 1901 году, он был одним из четверых детей в семье. В юности он поступил на службу в военно-морской флот и прослужил всю Первую Мировую Войну. Вернувшись к гражданской жизни, он решил претворить в жизнь свою давнюю мечту о театре. Не имея специального образования, он прославился как талантливый актер. Лангхофф начал с маленьких ролей, но вскоре у него появилось возможности проявить себя  и как актера, и как режиссера. В 1926 году он женился на актрисе Ренате Малакрида, которая родила ему двух сыновей. К концу 20-х годов Лангхофф становится активным членом коммунистическом партии, и его политические убеждения начинают все сильнее влиять на профессиональную карьеру. В  театрах Дюссельдорфа он режиссировал и играл в коммунистических пьесах, а также основал отдельную радикальную агитационную театральную группу, которая выступала на митингах и политических собраниях.

Лангхофф был арестован в феврале 1933 года, и после нескольких месяцев тюрьмы переведен в лагерь Бёргермор. Спустя какое-то время эсэсовцы слегка ослабили контроль за повседневной жизнью заключенных. Лангхофф видел, как полученное заключенными разрешение выкурить сигарету в кругу товарищей радикально меняло лагерную атмосферу. У заключенных появилась возможность поболтать, завязать дружеские отношения, у них стал возрождаться интерес к жизни. У Лангхоффа появилась идея организовать регулярное совместное пение и выступления заключенных, чтобы поднять дух товарищества, пробудить чувство собственного достоинства и дать узникам возможность немного расслабиться:

если мы покажем им сейчас, что мы действительно люди, и что они не смогут сломить нас своим жестоким обращением, то, поверьте, мы произведем большое впечатление. Верно? Они думают, что мы недочеловеки! Если они увидят, как мы работаем вместе, то тот или иной эсэсовец, такой же пролетарий как и мы, спросит себя, а правильно ли он к нам относится? И тогда мы победим. Таким образом, наши парни станут сами собой! Если наше представление будет хорошим, то все будут гордиться, и будет интересно, сможем ли мы также выполнить другие важные дела, работая в лагере вместе!

Первое официальное выступление состоялось в августе 1933 года и имело огромный успех. Эти лагерные шоу, проходившие регулярно, включали шутки, акробатические номера, танцы, юмористические сценки, выступления хора и небольшого оркестра. Выступления заканчивались групповым пением "Болотных солдат". 

После освобождения из Бергермора, Лангхофф вместе с женой бежал в Швейцарию. Здесь он возобновил работу в качестве режиссера и руководителя театра. Он активно участвовал в антифашистской агитации. Однако, именно создание мемуаров он считал наиболее важным своим делом. Один из первых заключенных нацистского концлагеря, Лангхофф в полной мере осознавал важность своих мемуаров для остальных людей, ведь большинство из них понятия не имели о том, что творят нацисты. Поглощенный этим проектом, Лангхофф постоянно работал:

Утром я шел в офис издательства, и с половины восьмого до десяти я диктовал там стенографистке. Днем, после репетиции, я получал отпечатанные копии. Я читал их и правил до вечернего представления. На следующее утро эти страницы уже сдавали в печать, а я продолжал диктовать.

После публикации, книга сразу стала бестселлером в Швейцарии, первый тираж разошелся в течение трех дней. Затем последовали тиражи на нескольких других языках, включая версию на русском языке, которая вышла в 1936 году. Это первое опубликованное описание жизни в нацистском лагере также остается одним из наиболее подробных. Несмотря на успешную работу  в Швейцарии, Лангхофф стремился внести свой вклад в развитие послевоенной Германии. В 1945 году он вернулся в Дюссельдорф, с 1946 года он принимал активное участие в жизни ГДР. Он стал одной из центральных фигур восточногерманского театрального мира. После смерти Вольфганга Лангхоффа от рака в 1966 году, эту роль принял на себя его сын Томас. 
 

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.

The actor, director and leftist activist Wolfgang Langhoff was one of the earliest chroniclers of Nazi inhumanity, producing musical and literary testaments to the horrors of the concentration camp during the early months of Nazi rule.  As a political opponent of the regime, Langhoff was thrown in jail soon after the Nazis came to power in 1933.  He was interned in concentration camps for a total of 13 months, and was tortured while imprisoned.  He also continued to be engaged in cultural activities in the camps, organising the ‘Zirkus Konzentrazani’, as well as co-creating one of the most famous songs to come out of Nazi internment: the ‘Moorsoldatenlied’ (Song of the moor soldiers, aka The song of the peat bog soldiers).  Upon his release and while still recovering from his ordeal in the safety of neutral Switzerland, he wrote Die Moorsoldaten: 13 Monate Konzentrationslager (The Peat Bog Soldiers: 13 Months of Concentration Camp).

Born in 1901 as one of four siblings, Langhoff joined the navy while still a boy, serving throughout World War I.  Upon his return to civilian life, he decided to pursue his dream of being involved in the world of theatre.  Although he lacked formal training, he became well known as a talented actor, starting in small roles and soon receiving more opportunities to act and direct.  In 1926 he married the actress Renata Malacrida, with whom he had two sons.  By the late 1920s, Langhoff’s political convictions were becoming increasingly integrated into his theatrical career, as he became more and more involved with the Communist Party.  As a theatrical director in Düsseldorf, he staged and acted in communist plays, as well as founding a separate radical agitation theatre group that performed at rallies and political meetings.

Langhoff was arrested in February 1933, and after some months in jail sent to Börgemoor. After several months, the SS guards began to relax their control over the daily lives of the prisoners, and Langhoff observed how the newly-granted permission to smoke a cigarette with one’s comrades radically altered the atmosphere of the camp, as men chatted, built connections and revived their interests in the world outside.  He had the idea of organising regular singing and performing events, to promote camaraderie, self-esteem and relaxation:

If we show them now that we're really men, and that they can’t get us down with their abuse, then you better believe that we’ll make a big impression.  You get it?  They think we’re sub-human!  If they see the way we work together, then one or another of the SS men, as much a proletariat as we are, will ask himself if the way that they treat us is the right way.  And then we have won.  And so will our boys themselves!  If the performance is good, everyone will be proud, and will wonder if we can’t also accomplish other important things in the camp working together!

The first official performance took place in August 1933, and was an enormous success. Such shows became regular events, involving jokes, acrobatics, dance, humorous skits, a chorus and small orchestra; they ended with the group singing the ‘Moorsoldatenlied’.

Upon Langhoff's release, he and his wife fled to Switzerland, where he established himself as a director and theatre organiser.  He was heavily involved in anti-Nazi agitation.  The most important project in which he was engaged, however, was writing his memoirs.  As one of the earliest concentration camp inmates, Langhoff was fully aware of the importance of his story for the rest of the world, much of which had no idea what was going on under the Nazis.  Fully consumed with this project, Langhoff wrote constantly:

I went in the morning from half past seven to 10am into the office of the publishing house and dictated there to a shorthand typist.  In the afternoon when the rehearsal was over I got the carbon copies.  I was reading them for correction until the performance started.  The next morning these pages were already sent to the press while I continued dictating.

When the book was published it became a bestseller in Switzerland, the first edition selling out within three days.  Editions in several other languages followed, including an English-language version that was widely read in Britain and the United States.  One of the first published depictions of life in the Nazi camps, it also remains one of the most detailed. Despite Langhoff's successes in Switzerland, he was eager to contribute to the development of post-war Germany, returning to Düsseldorf in 1945 and then, in 1946, to the socialist GDR.  There he was to establish himself as one of the central figures in the East German theatrical world, a role his son Thomas would take over upon his death of cancer in 1966.  

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.