Вскоре после открытия Бёргемора, культурная жизнь лагеря достигла наивысшей точки развития. Иллюстрацией тому служит появление "Песни Бёргемора" (нем. Börgermoorlied) и еще два события, несвязанных между собой. Вольфганг Лангхофф, инициатор создания "Лагерного цирка" (нем. Zircus Konzentrazani), позднее подробно описал свою жизнь в лагере Бёргермор. Однако, недавно были обнаружены документы, из которых становится ясно, что перед официальной премьерой "Лагерного цирка" состоялось ещё одно, неизвестное ранее, представление. В письме от 21 августа 1933 г. Юджин Эггерат писал: 

Вчера [воскресенье 20 августа 1933 г.] здесь был цирк. Товарищи подражали игре на волынке с помощью пустых жестянок из-под маринованной селедки и оловянных тарелок. Также у нас была скрипка, мандолина, губная гармошка и аккордеон. Все вместе это составило "приличный" оркестр. Далее шло 12 номеров. Нонни, девушка без ног, была гвоздем программы. В зале собралось около 500 арестантов. Было очень весело, почти как в цирке "Аполло". На большой открытой площадке между бараков было оборудовано пространство для представления (нам дозволено свободно передвигаться в пределах ограждений из колючей проволоки). Лангхофф позеленел от зависти и пообещал устроить в следующее воскресенье великолепное семейное представление за полцены. 

Это представление во многом похоже на "Лагерный цирк" Лангхоффа. Это были два цирковых представления с разнообразными номерами, "волынкой" и "оркестром". Удивительно, что не один человек, а сразу несколько людей придумали поддержать своих товарищей веселыми воскресными представлениями, которые были разрешены в лагере.

К моменту первого представления шоу Лангхоффа было далеко от совершенства. Даже если бы он и снизил цену билетов, его конкуренты могли не опасаться соперничества. Уже во время подготовки к выступлению, Лангхофф и другие заключенные открыто высказывали опасение, не смогут ли эсэсовцы или лагерное руководство использовать "цирк" для нацистской пропаганды. По этой причине все тонкости будущего представления обсуждались с доверенными людьми в каждом бараке поотдельности. В тот же день Лангхофф начал подготовку к представлению и поиск исполнителей. Он попросил Иоганна Эссера написать стихи для лагерной песни, которая со временем стала "Песней Бёргермора". Представление стало возможным благодаря одобрению нелегального комитета заключенных и небольшому вознаграждению.

"Лагерный цирк" Вольфганга Лангхоффа

27 августа 1933 года состоялось, наконец, представление "Лагерного цирка" .  Оно стало ответом на так называемую "Ночь длинных досок", во время которой пьяные эсэсовцы напали на заключенных 9-го и 10-го бараков и заставили их пройти сквозь строй, нанося идущим удары деревянными досками. После такой жестокой расправы, среди арестантов воцарилось уныние и покорность, поэтому, в числе прочего, цирк Лангхоффа должен был поднять моральный дух заключенных. Циркачи надеялись своим примером показать, что необходимо найти новые силы и объединиться. Также цирк должен был "указать СС на разницу между их примитивным восприятием жизни и восприятием жизни их политических опонентов". Циркачам хотелось повлиять на поведение "крепких парней" из СС. Заключенных очень ободрял тот факт, что комендант лагеря не только дал разрешение на представление, но и сам решил посетить "Лагерный цирк" вместе со своей охраной.

Очевидное превосходство Лангхоффа заключалось в том, что его представление включало настоящие цирковые номера. Арестанты - участники шоу, создали специальную программу развлекательных и комедийных номеров, призванных поднять "моральный дух" товарищей. В пятом бараке был оборудован манеж. Один из заключенных был назначен глашатаем и по всему лагерю, даже в присутствии коменданта, оповещал о грядущем представлении и развешивал афиши, а другой заключенный, ставший клоуном, предлагал болотную жижу в качестве "торфяного мороженого". "Парад-алле" и музыкальные интерлюдии сопровождал  небольшиой оркестр "Schrammelkapelle", состоящий из аккордеона, скрипок, изготовленных кустарным способом, и бубна. С тонкой иронией шпрейхшталмейстер вел представление в бумажном колпаке и с хлыстом в руках. Публика восторжено приняла цирковое шоу. На сцену вышли пять "болотных девушек" с танцем живота, затем "арабские гимнасты", два клоуна, два жонглера и комик. Выступали также "болотный балет", состоявший из пяти самых полных арестантов, борцы, акробаты, два боксера, которые инсценировали схватку, "болотные солдаты" - клоуны Пат и Паташон, которые исполнили памфлеты, а также хор из сорока человек, который исполнил песню "Солдат, стоящий на берегу Волги" (нем. Es steht ein Soldat am Wolgastrand) и другие песни.

Гвоздем программы стала премьера песни "Болотные солдаты" (нем. Börgermoorlied или Moorsoldatenlied). Исполнение, и так не лишенное энтузиазма, к финалу стало просто вызывающим. Выступление с песней, которую написали заключенные, перед эсэсовцами было большим прорывом для арестантов. Песня представляла собой новую форму творчества, появившуюся в жестоких условиях заключения. Эта песня нашла отклик в сердцах всех заключенных и вселяла в них оптимизм. Вскоре песня вышла за пределы лагеря, воспринималась как доказательство самоопределения арестантов и стала символом сопротивляния нацизму. Песня во многом определила славу "лагерного цирка". После такого эмоционального финала представления, арестанты вернулись в свои бараки ровным строем, как и пришли.

Успех цирка Лангхоффа был очевиден для Эггерата. Это представление заключенные приняли даже лучше, чем первое, они жаждали продолжения, и это подогревало амбиции Лангхоффа. Эггерат писал 30 августа 1933 года: 

В воскресение состоялось великолепное представление! С "быками", "верблюдами" и другими диковинами. Я бы с удовольствием заплатил пятерку, как за Цирк Сарасани (Circus Sarasani). Без шуток, это было отличное представление. Режиссер Вольфг. [Вольфганг Лангхофф] создал почти трехчасовое шоу! В зале присутствовало 900 заключенных и 60 эсэсовцев. Некоторые песни были написаны специально для представления и исполнялись на четыре голоса! Оркестр, состоящий из пяти человек, ведущий Доктор "Болотный трепач", "Болотные певцы" (нем. Moorsänger), "Великий болотный балет" (нем. Riesenmoorballet), "Горные соловьи" (нем. Bergische Nachtigall) и многое другое. Короче говоря, это был лучший день за последние полгода! Было очень забавно, когда в конце Доктор "Болотный трепач" предложил в следующее воскресенье привести жен и детей.

Хотя мнения Эггерата и Лангхоффа не совсем совпадали, оба они были в восхищении от состоявшегося представления.

Цирк отображал нужды и горечи арестантской жизни в осотроумной, смешливой, а подчас и дерзкой манере. Его программа была похожа на пестрые лоскуты: в нее входили акробатические и комедийные номера, пародия на кабаре, скетчи и музыкальные представления, интересные всем зрителям. Такие небольшие номера было не только проще подготовить и провести, найти для них оборудование и декорации практически не составляло труда. К тому же, их было труднее раскритиковать, ведь в номерах всегда было место импровизации и актеры молниеносно реагировали на изменения настроения у эсэсовцев. Для такого большого количество номеров требовалось много актеров, и это способствовало объединению заключенных. Наконец, и это было не менее важно для Лангхоффа, частые репетиции дали свои плоды и уровень актерской работы был на максимально возможной в лагерных условиях высоте.

"Лагерный цирк" высмеивал и критиковал условия, в которых находились арестанты, главным его оружием была ирония. С осторожностью высмеивалась и глупость охранников. Тем не менее, эсэсовцам понравилось представление, удивишее их своей оригинальностью и находчивостью. Рассчитывая произвести хорошее впечатление, Лангхофф особенно внимательно отнесся к режиссуре и актерскому исполнению. Эсэсовцам был предоставлен весь первый ряд - отсюда было удобнее всего делать фотографии для дальнейшей пропаганды. Более того, даже выбор шуток был обусловлен интеллектуальными возможностями эсэсовцев. В веселой манере актеры спрашивали нацистов об их планах, к примеру, когда же будет поднят вопрос об улучшении жизненных условий в лагере. Кульминацией циркового представления должен был стать объединяющий и раскрепощающий смех. С одной стороны, подобные шутки создавали впечатление независимости арестантов. С другой стороны, малейшего знака со стороны эсэсовцев было достаточно для того, чтобы прекратить поток черного юмора, несшегося со сцены.

Фактически "лагерный цирк" укрепил отношения между охранниками и арестантами Бёргемора, подарив последним надежу и придав им смелости. "Лагерный цирк" как бы проверил способность заключенных к осознанию своих страданий, их возможность к сопротивлению. Эту проверку прошли заключенные не только Бёргермора, но и других лагерей этой местности: когда одного из заключенных переправляли в другой лагерь, он рассказывал новым товарищам о "лагерном цирке" и вскоре в лагерях далеко за пределами Бёргермора стали проходить представления по принципу цирка. Похожие представления прошли 1 апреля 1934 года в Бёргерморе, а в 1941 году в новогоднюю ночь в Нойенгамме. В этом лагере бывшие "болотные солдаты" Генрих Пакуллис и Эрнст Заальвэхтер возобновили цирковые представления под девизом, что у человека должен быть цирк "в жизни и в смерти". 

 Д-р Гвидо Факлер

Список литературы 

Albrecht, R., 1984. "Zirkus Konzentrazani": eine Modellanalyse. Österreichische Zeitschrift für Soziologie 9 , 1(2), 183-190.  

Ausländer, Fietje / Brandt, Susanne / Fackler, Guido: Das Lied der Moorsoldaten 1933 bis 2000. Bearbeitungen – Nutzungen – Nachwirkungen. Ed. by Dokumentations- und Informationszentrum (DIZ) Emslandlager, Papenburg, in cooperation with Stiftung Deutsches Rundfunkarchiv, Frankfurt a.M. and Potsdam-Babelsberg. Papenburg: DIZ Emslandlager, 2002 (http://www.diz-emslandlager.de/cd02.htm, mail@diz-emslandlager.de). – Double-CD-set with different recordings of „The Song of the Peat Bog Soldiers” from 1937 until 1999 and booklet, where this essay is published in full length.

Boldt, W. & Suhr, E., 1985. Lager im Emsland 1933–1945. Geschichte und Gedenken., Oldenburg.  

Drobisch, K. & Wieland, G., 1993. System der NS-Konzentrationslager 1933-1939, Berlin: Akademie Verlag.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Langhoff, W., 1988. Die Moorsoldaten, Köln .  

Lammel, I. & Hofmeyer, G. eds., 1962. Lieder aus den Faschistischen Konzentrationslagern, Leipzig: Friedrich Hofmeister.

Shortly after the camp at Börgermoor opened, it reached a high point in terms of its cultural life. This occurred through two separate events at the camp, as well as the premiere of the ‘Börgermoorlied’ (Song of Börgermoor), later known as the Moorsoldatenlied (Song of the Peat Bog Soldiers) and ‘Le Chant des Marais’. Wolfgang Langhoff was the brainchild behind one of these events, the 'Zircus Konzentrazani', and later gave a detailed description of it in a first-hand account of his life at Börgermoor.  Recently discovered sources, however, show that a week before the premiere of the Zircus Konzentrazani, a similar show had taken place.  In a letter from 21 August 1933, Eugen Eggerath wrote:

Yesterday the circus was here.  The comrades created a drone [Teufelsgeige] from cans of pickled herring and tin plates.  There was also a violin, a mandolin, a harmonica and an accordion. Altogether, these made a 'proper' orchestra.  Then came the twelve attractions.  Noni, the girl without a lower body, was the star attraction.  There were about 500 detainees in the audience.  It was just as funny as the Apollo.  The large open space inside the barracks is used as a marketplace (we are able to move freely inside the barbed wire).  Langhoff was green with envy and promised that next Sunday there would be a great children’s and family show at half-price. 

There are many parallels here to Langhoff’s Zircus Konzentrazani. Both were circuses with different acts and both had a drone and an 'orchestra'.  It is remarkable that more than one person had the idea of cheering up fellow prisoners with an officially sanctioned jovial show on Sundays. 

At the time of the first show, Langhoff’s was still in the rehearsal stage.  But even if he felt it necessary to lower the price, this theatre professional had little to fear from his competition.  In the run-up to his show, Langhoff and the others openly expressed their concern that such an event might provoke the SS, or that it could be used by the camp’s leaders for propaganda.  For this reason, they discussed the specifics of their plan in individual barracks with prisoners they knew they could trust.  On the same day, Langhoff started to prepare and went in search of performers.  He also asked Johann Esser to write the lyrics to the camp song that would eventually become the ‘Börgermoorlied’.  The show was executed with the support of a small commission and with the approval of the illegal prisoners’ committee.

Wolfgang Langhoff’s 'Zirkus Konzentrazani'

The Zircus Konzentrazani finally took place on 27 August 1933.  It was a direct reaction to the so-called 'Night of the Long Boards', when drunken members of the SS attacked the prisoners in barracks nine and ten, forcing them to run the gauntlet while beating them with wooden boards.  One goal of the circus, then, was to work against the atmosphere of resignation, apathy, and submissiveness that had followed in the wake of such violence.  They hoped to display renewed strength and to improve solidarity amongst the prisoners.  Another goal was 'to show the SS the difference between their primitive view of life and the view of life of their political opponents'.  They also wanted to influence the behaviour of those 'upstanding boys' of the SS.  Their hopes were bolstered by the fact that the commandant had not only allowed the performance, but that he and his guards would personally attend.

Langhoff was the clear leader.  He based the event on a typical circus show.  The prisoners who were chosen to perform created a programme of artistic and comedic performances designed to improve the 'general spirits' of their fellow prisoners.  In barracks five, a type of ring was built.  Acting as a town crier, one of the prisoners advertised the show around the camp and in front of the commandant with a poster.  There was also a clown who offered pieces of the bog as 'moor ice cream'.  A small band, Schrammelkapelle, with an accordion, home-made violins and a jingling Johnny opened the show and later provided the musical interludes.  With adept irony, the 'Director Konzentrazani' emceed the circus, wearing a paper top hat and carrying a whip.  The audience clapped and laughed.  Five belly-dancing 'moor girls' came on stage, as well as a group of 'Arabian gymnasts', two clowns, two jugglers, and a comedian.  There was also a 'moor ballet' consisting of the five fattest prisoners, wrestlers, acrobats, a fortune-telling stork, two boxers doing a parody of a boxing match, two clowns as 'Peat bog soldiers' performing as Pat and Patachon and lampooning the ordered singing, as well as a forty-person choir that sang ‘Es steht ein soldat am Wolgastrand’ (A soldier stands on the beaches of the Volga) and other songs.

The high point of the circus was the premiere of the ‘Börgermoorlied’.  Though at first somewhat guarded, the prisoners began to sing enthusiastically, and by the end were increasingly defiant.  Their voluntary singing of their comrades’ song in front of the SS was more than a mere reversal of their forced singing.  The song was a new form of creativity, one that had been produced despite the depressing conditions of imprisonment.  It was something all prisoners could identify with and it imbued them with optimism.  The song soon spread both inside and outside the camp system.  It was seen everywhere as demonstrable proof of the self-determination of the prisoners and quickly became a symbol of resistance against the Nazis.  The fame of the Zircus Konzentrazani is to a great extent due to the ‘Börgermoorlied’.  After this emotional finale, the prisoners in the audience returned to their barracks in the same disciplined manner in which they had arrived. 

For Eggerath, the circus was an undeniable success.  It was even better received than the first one.  It left both the prisoners and the guards wanting more and further added to Langhoff’s ambitions.  Eggerath wrote on 30 August 1933:

On Sunday there was a great circus! Konzentrazani with 'oxen', 'camels' and other rarities.  If it had been the Circus Sarasani, I would have gladly paid five for it.  All joking aside, it was a great show.  The director Wolfg. [Wofgang Langhoff] created a show about three hours long!  Nine hundred detainees and 60 members of the SS were in the audience!!  Some of the songs had original music and lyrics and were in four-part harmony!  A five-person orchestra, direction Dr 'Moor Blower', the 'Moorsänger' [Moor Singers], 'Riesenmoorballet' [The Great Moor Ballet], the 'Bergische Nachtigall' [Mountain Nightingale] and others.  In short, it was the best day of the last six months!  In a very funny announcement, Dr 'Moor Blower' said that next Sunday we should bring our wives and children.

Thus, although Eggerth’s and Langhoff’s accounts do not correspond exactly, both paint an impressive picture of this camp event.

With witty banter, the circus described the sorrows and needs of the prisoners in a humorous and sometimes impudent way.  The programme consisted of a colourful mixture that spoke to as many in the audience as possible:  there were sporty and acrobatic acts, comedic acts, cabaret skits, short scenes and musical presentations.  These types of short act shows were not only easier to perform than entire theatrical shows, but were also easier to decorate and to equip.  In addition, it was easier to hide criticism.  Because all of the performers demanded flexibility and the right to improvise, they were able to react quickly to any change in mood of the SS in the audience.  Further, the large number of acts demanded a great number of participants, which corresponded to the prisoners’ desire to act collectively.  Last but not least, the intense rehearsals guaranteed the highest artistic level, given the conditions; this was very important to Langhoff.

The Circus Konzentrazani criticised the conditions in the camp primarily through irony.  It also indirectly mocked the primitivism of the guards.  Even so, the SS were impressed by the show, which had surprised them with its originality and joviality.  With its brilliant execution and precise staging, Langhoff had specifically designed the circus to affect this segment of the audience.  They gave the SS the very first rows of seats (which also eliminated the possibility of taking photographs that could later be used for propaganda).  More than this, they needed to present jokes that fitted within the limited horizons of the SS.  In a funny and entertaining way, they questioned Nazi beliefs, such as when they raised the issue of the prisoners’ demand for better living conditions.  The punch lines were calculated to create a unifying, freeing laughter.  On the one hand, this type of humour maintained the illusion that the prisoners were still capable of acting independently, thereby increasing their will to resist.  On the other hand, the jokes acted as reminders of the strength of the camp’s leaders, who tolerated this gallows humour by not abruptly ending the show. 

In fact, the circus was somewhat able to improve relations with the guards and to lend the prisoners new hope and courage.  The Circus Konzentrazani tested prisoners’ ability to express their suffering and to resist not just in Börgermoor, but also in other camps in the moor area.  Prisoners transferred to other camps carried the idea of the circus with them and it became a model for camp events far beyond Börgermoor: there were parallel events on 1 April 1934 in Börgermoor and on New Year’s Day in 1941 in Neuengamme.  There, the former moor soldiers Heinrich Pakullis and Ernst Saalwächter revived the circus with the idea that one should have 'circus in life, circus in dying, and circus in death'.

By Guido Fackler

Sources

Albrecht, R., 1984. "Zirkus Konzentrazani": eine Modellanalyse. Österreichische Zeitschrift für Soziologie 9 , 1(2), 183-190.  

Ausländer, Fietje / Brandt, Susanne / Fackler, Guido: Das Lied der Moorsoldaten 1933 bis 2000. Bearbeitungen – Nutzungen – Nachwirkungen. Ed. by Dokumentations- und Informationszentrum (DIZ) Emslandlager, Papenburg, in cooperation with Stiftung Deutsches Rundfunkarchiv, Frankfurt a.M. and Potsdam-Babelsberg. Papenburg: DIZ Emslandlager, 2002 (http://www.diz-emslandlager.de/cd02.htm, mail@diz-emslandlager.de). – Double-CD-set with different recordings of „The Song of the Peat Bog Soldiers” from 1937 until 1999 and booklet, where this essay is published in full length.

Boldt, W. & Suhr, E., 1985. Lager im Emsland 1933–1945. Geschichte und Gedenken., Oldenburg.  

Drobisch, K. & Wieland, G., 1993. System der NS-Konzentrationslager 1933-1939, Berlin: Akademie Verlag.  

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Langhoff, W., 1988. Die Moorsoldaten, Köln .  

Lammel, I. & Hofmeyer, G. eds., 1962. Lieder aus den Faschistischen Konzentrationslagern, Leipzig: Friedrich Hofmeister.