Заключенные под охраной СА во дворе концлагеря Ораниенбург на реке Хафель, Германия. USHMM (77559A), любезно предоставлено Национальным управлением архивов и документации
USHMM Photo Archives

Один из первых нацистских концлагерей, лагерь Ораниенбург с 21 марта 1933 года находился под контролем 208 штурмовой дивизии СА, а с 1934 года перешел под контроль СС. До самой ликвидации лагеря в начале 1935 года, руководство Ораниенбурга проводило весьма активную пропагандистскую деятельность. Это объяснялось как близостью лагеря к столичному Берлину, так и характером коменданта лагеря, штурмбанфюрера СА Вернера Шефера. Из-за личных убеждений, а также из-за давления со стороны начальства, Шефер опубликовал несколько сообщений, в которых опровергал факты из жизни лагеря, о которых рассказывали освободившиеся или сбежавшие узники. Шеффер называл эти слухи "вражеской пропагандой". Он также отрицал факты применения насилия к заключенным и готов был продемонстрировать "прекрасные" условия, в которых содержались узники. В то же время, Шеффер высказывал определенные угрозы в адрес противников нацизма. Все эти действия были направлены на борьбу с негативным образом нацистского режима в глазах многочисленных иностранных журналистов, которые находились в Берлине.

Экскурсии, публикации и кинохроники


С апреля по август 1933 года в ходе пропагандистской акции для многочисленных журналистов и фотографов были проведены экскурсии по Ораниенбургу. Кроме того, министерство Иностранных дел с помощью лояльных иностранных журналистов опубликовало ряд статей-опровержений. В кинотеатрах Берлина и Ораниенбурга несколько недель крутили кинохронику под названием "Последние кадры из концлагеря Ораниенбург" (нем. Die neuesten Aufnahmen aus dem Konzentrationslager). Эта кинолента, снятая 13 апреля 1933 года, должна была внушить общественности, что к заключенным концлагеря представители Рейха относятся гуманно. В качестве примера этого отношения демонстрировалась богатая культурная жизнь заключенных. В одной из сцен кинохроники зрители видели небольшую группу заключенных с музыкальными инструментами в руках. Они свободно общаются и исполняют музыку в кругу своих товарищей. С помощью этих якобы подлинных кадров нацисты надеялись создать в немецком и мировом сообществе идеализированный образ лагеря. Непринужденное музицирование заключенных должно было послужить доказательством уважительного отношения к узникам со стороны лагерного руководства, принятия нацистами культурной самобытности заключенных.  

Ответ коменданта лагеря на обвинения

В иностранных и эмигрантских газетах появились обвинительные статьи, доказывающие преступления нацистов против узников концлагеря. Среди них – рассказ о лагерном заключении Герхарда Сегера, который в 1934 году бежал из Ораниенбурга. Еще важнее обвинения в адрес нацистов, которые прозвучали в опубликованной в 1933 году в Базеле и получившей широкую известность "Коричневой книге о гитлеровском терроре и поджоге Рейхстага" (нем. Braunbuch über Reichtagsbrand und Hitlerterror). Комендант Ораниенбурга Вернер Шефер быстро отреагировал на выпады в свой адрес и в 1934 году в Берлине была выпущена книга "Концлагерь Ораниенбург. Анти-коричневая книга о первом немецком концлагере" (нем. Konzentrationslager Oranienburg. Das Anti-Braunbuch über das erste deutsche Konzentrationslager). Эта книга, была в то время единственным случаем, когда комендант лагеря, защищая себя, создал письменный документ, в котором переплеталось самовосхваление с нацистской пропагандой. 2000 экземпляров книги министерство Пропаганды распространило через немецкие иностранные агентства, выдержки из текста перепечатывались в немецких ежедневных газетах.

В своей книге Шефер беспардонно приукрасил реальность и описал условия концлагерной жизни как безобидные. В тексте он часто упоминает лагерные музыкальные мероприятия и совершенно не стесняется искажений, допущенных в трактовке реальности. Многочисленные музыкальные вечера он приводит как пример доброжелательной лагерной атмосферы. Шефер пишет:

Однажды, в теплый майский вечер заключенные отдыхали после работы на лугу, раскинувшемся позади лагерного завода. Звучали скрипки и гитары, немецкие народные мелодии и немецкие песни. Никто не раздавал приказов, никто их не получал…

Чуть ниже по тексту Шефер рассказывает о том, как после объявления Гитлера о выходе Германии из Лиги Наций, заключенные по собственной инициативе собрались во дворе лагеря и "стали петь немецкий национальный гимн". В своей книге Шефер без зазрения совести пишет, что заключенные  обратились с просьбой к лагерному руководству, чтобы им разрешили исполнять немецкую музыку во время пути на завод и в бараки:

Поздними вечерами в летнем воздухе разливаются звуки музыки, слышатся слова старых маршей и народных немецких песен. Это рабочие отряды заключенных возвращаются в "пресловутый" концлагерь лагерь и поют на ходу. Каждый, кому это интересно должен иметь в виду, что заключенные сами захотели петь по вечерам после работы. Лагерное руководство пошло им на встречу в этом вопросе и удовлетворило желание заключенных.

Пусть не все заключенные лагеря воспринимали приказание петь как принуждение или запугивание, но эта дисциплинарная мера демонстрировала узникам, что они находятся в полной власти нацистских охранников. Пение, как и военный "гусиный шаг" (так называли прусский "печатный" шаг), были применимы не только для строевой поготовки, но и в любых других ситуациях, когда необходимо добиться послушания и порядка. Все это должно было создать в глазах общественности видимость хорошего обращения с заключенными. По словам Генри Маркса:

В лагере было 4 рабочих отряда. После переклички и построения отряды, один за другим, отправлялись в лагерь под надзором охранников. Случалось, мы пели более-менее хорошо […]. Как дикая орда, мы шли через поле по проселочной дороге. Мы хотели поговорить друг с другом, наша душа тоже нуждалась в пище после физического труда. Многие лагерные разговоры, в которых я принимал участие, начинались на этой дороге. Когда  заключенные выстраивались в колонны, все разговоры замолкали и мы начинали петь. Обычно это были известные песни: например "Лора", "Каждый раз мы идем бок о бок" (нем. Wenn wir schreiten Seit) или "Моя Силезия" (нем. Mein Schlesierland). Также мы пели песни, которые пришли к нам из Папенбурга и еще одну, которую мы специально заканчивали такими словами "Болотные солдаты/Шагают, взяв лопаты/Прямо в топь" (припев песни "Болотные солдаты"). Нашего запаса песен обычно хватало на весь путь до лагеря. Последние 200 метров мы семенили "гусиным шагом" и так заходили на брусчатку лагерного двора.

Принудительное музицирование заключенных в лагерных ансамблях позднее было представлено нацистами в качестве доказательства якобы цивилизованных условий лагерной жизни. В 1933 году по приказу коменданта лагеря был создан лагерный оркестр из пяти-шести музыкантов (скрипка, гитара и мандолина) - в числе прочего они выступали с вечерними концертами. Кроме того, был создан лагерный хор, по словам Сегера "также должен был выступать по вечерам". Даже понимая, что это вокально-музыкальное представление будет использовано в нацистской пропаганде, заключенные не могли отказаться от выступления, ведь они находились в полной власти эсэсовцев.

Вернер Шефер рассказывал об этом полезном, с точки зрения пропаганды, музицировании в своей "Анти-коричневой книге", но не напрямую. Он использовал цитаты из подложного письма  одного из  заключенных Ораниенбурга в газету "Dortmunder Generalanzeiger" от 8 февраля 1934 года. По словам Шефера, он приводит эту цитату, "чтобы оправдаться от клеветнических  нападок газеты "Форвертс" (Vorwärts) на концлагерь Ораниенбург". В подложном письме заключенного идет речь о том, что  заключенные устраивали музыкальные вечера без принуждения со стороны эсэсовцев.

Жизнь заключенных совсем не так плоха, как это пытаются представить. И вот доказательство: каждый вечер заключенные устраивают музыкальные концерты и поют. Вот мой вопрос – разве сможет кто-нибудь шутить и смеяться  в тех условиях, которые нам приписывают? Это невозможно себе представить.

Радиопередача о жизни лагеря

Пропагандисты Ораниенбурга применили новое средство влияния на общественность – они устроили радиопередачу о лагерной жизни.  Существуют многочисленные примеры нацистских радиотрансляций в лагерях, но это уникальный случай трансляции вовне. 30 сентября 1933 года  комендант Шефер лично провел репортера по лагерю. Во время этой прогулки было записано 9 пленок, в 1998 году их расшифровала Мюриель Фавре. С самого начала задавался тон репортажа:

Молодая национал-социалистическая Германия должна защитить себя от лжи и клеветнических нападок, которые распространяет иностранная пресса..[…] Сегодня вы услышите репортаж об обычном дне концлагеря недалеко от великого Берлина. Мы пройдем по лагерю Ораниенбург с микрофоном и расскажем вам правду о лагерной жизни. Мы выслушаем тех, кто находится под охраной – наших запутавшихся, осужденных сограждан.

Экскурсия по концлагерю началась c наблюдения за раздачей еды во дворе лагеря. Потом корреспондент посетил столовую в административном здании, спальные комнаты, где "кровати стояли в деревянных клетях" и душевую. Лагерный быт напоминал военную казарму: после "утренней гимнастики", "перерыва на кофе" и распределения работы среди отрядов, корреспондент пообщался с некоторыми заключенными о повседневной жизни. Они выразили озабоченность бюрократической процедурой получения так называемых новых пропусков. Следующие интервью корреспондент взял в пункте первой помощи, лагерной больнице и общей комнате охраны. Время от времени к корреспонденту подходили заключенные и сдержанно отвечали на вопросы. Однажды репортер даже спросил: "Мужчина, вы дрожите. Вы чего-то боитесь?"

Пытаясь преподнести условия жизни заключенных в выгодном свете, корреспондент задал вопрос о музыкантах: "Один из заключенных сказал, что его товарищи организовали музыкальную группу и репетируют вечерами. Можно ли будет послушать их сегодня?". На это Шефер ответил:

Да, я попробую что-нибудь сделать. К сожалению, я даже не уверен, что все музыканты сейчас находятся в лагере. Как  я уже говорил, многие из наших заключенных заняты на дополнительных работах за пределами лагеря. Возможно что кое-кто из оставшихся сыграет для вас на своей старой коммунистической гитаре.

Корреспондент больше не возвращался к вопросу о лагерных музыкантах. Но из воспоминаний заключенного Гехарда Сегера мы знаем, что музыкальная группа и лагерный хор все же выступали во время этого пропагандистского визита:

После окончания экскурсии комендант получил выхолощенную и вычищенную историю про один день из жизни концлагеря. В финале передачи заключенные должны были играть и петь перед микрофоном. Излишне говорить, что за рамками репортажа остались стоны заключенных от жестокости надзирателей, ужас лагерных камер, правда об ораниенбургском аде. Комендант закончил свое выступление словами, которые стали еще одной пощечиной для заключенных. Он сказал: "Здесь наша передача завершается. Вы смогли тайком понаблюдать за тем, как играют и поют заключенные концлагеря Ораниенбург". Комендант лагеря проявил нечеловеческое бесстыдство!

В очередной раз нацисты использовали музыку в своей четко продуманной стратегии. Эффект был рассчитан точно - она подсластила впечатление от реальности и представила лагерное руководство невинными жертвами клеветы. Мы не можем с точностью сказать, дошла ли до радиослушателей эта бесстыдная передача, в нацистских газетах о ней нет никаких упоминаний.  Однако в перечне передач Имперской Вещательной Компании (нем. Reichsrundfunkgesellschaft, RRG) нашлось упоминание о передаче из Ораниенбурга. Можно сделать вывод, что передача транслировалась за пределами Германии и была рассчитана на иностранных радиослушателей и немцев, проживающих за рубежом. В любом случае, эта любопытная радиопередача демонстрирует, что нацисты стремились оправдать свои действия в глазах мировой общественности. В их руках музыка стала мощным инструментом пропаганды и убеждения. В то же время передача показывает, как легко нацисты расправлялись со своими политическими противниками и сажали их в тюрьмы и лагеря с небольшим юридическим обоснованием. 

Д-р Гвидо Факлер

Список литературы

Braunbuch über Reichstagsbrand und Hitler-Terror. Vorwort von Lord Marley. Basel 1933.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Fackler, G., 1998. „... den Gefangenen die nationalen Flötentöne beibringen.“ Musikbeschallung im frühen KZ Dachau. . Jahrbuch des Vereins „Gegen Vergessen – Für Demokratie, 2, 170-174.  

Favre, M., 1998. Wir können vielleicht die Schlafräume besichtigen”. Originalton einer Reportage aus dem KZ Oranienburg (1933). Rundfunk und Geschichte, 24, 164-170; .  

Marx, Henry: „Am Anfang, da hatte man doch nicht so die tödliche Routine“. Im Konzentrationslager Oranienburg. Tagebuchauszüge. In: Wer sich nicht erinnern will … ist gezwungen die Geschichte noch ein­mal zu erleben. Kiezgeschichte Berlin 1933. Hg. von der Arbeitsgruppe „Kiezgeschichte – Berlin 1933“ im Rahmen des Projekts des Berliner Kulturrats „Zerstörung der Demokratie – Machtübergabe und Wider­stand“. Berlin 1983, S. 12-19, quote on 15-16 (see also in: Biereigel, Hans: Mit der S-Bahn in die Hölle. Wahrheiten und Lügen über das erste Nazi-KZ. Berlin 1994, S. 235-238).

Morsch, G. ed., 1994. Konzentrationslager Oranienburg (Schriftenreihe der Stiftung Brandenburgische Gedenkstätten, Nr. 3)., Berlin.  

Schäfer, Werner: Konzentrationslager Oranienburg. Das Anti-Braunbuch über das erste deutsche Konzentrationslager. Berlin 1934, quotes on 29, 42-43, 76, 162-163, 167. This book is the camp’s commandant written response to publications by released and escaped prisoners from Dachau.  Though there is some doubt concerning Schäfer’s authorship, there is no doubt that he provided much of the information contained within the book.

Seger, Gerhart: Oranienburg. Erster authentischer Bericht eines aus dem Konzentrationslager Geflüchteten. Mit einem Geleitwort von Heinrich Mann und Stimmen von Walter Mehring und Kurt Hiller zur Ermordung Erich Mühsams nebst Nazidokumenten im Anhang. Berlin 1979, quote on 29 (Erstausgabe: Karlsbad 1934 mit einem Geleitwort von Heinrich Mann).

Widmaier, T., 1997. KZ-Radio. Lautsprecherübertragene Musik in nazistischen Konzentrationslagern. In H. Heister, ed. Musik / Revolution. Festschrift für Georg Knepler zum 90. Geburtstag.

Hamburg, pp. 315-324.  

Excerpts of the radio report about Oranienburg discussed in this piece can be found online at: www.dra.de/online/dokument/1998/september.html ; The recordings survived in a Czech radio archive and in 1995 were re-edited by the Deutsche Rundfunkarchiv in Frankfurt am Main, where they are located at call number 2955807/2).

A VHS copy of the propaganda film Die neuesten Aufhanmen aus dem Konzentrationslager Oranienburg (The Latest Shots from the Concentration Camp Oranienburg) from 1933 is housed at the video archive of the Sachsenhausen memorial at Oranienburg (call number VHS-Videokassette 74).

Prisoners guarded by SA men line up in the yard of the Oranienburg concentration camp on the Havel River in Germany. USHMM (77559A), courtesy of National Archives and Records Administration.
USHMM Photo Archives

The headquarters of the concentration camp Oranienburg was opened on 21 March 1933 under the control of SA division 208, transferred to SS control in 1934 and closed at the beginning of 1935. It was very active in terms of propaganda; this can be traced specifically to the camp’s proximity to the capital Berlin and the character of the camp commandant, SA-Sturmbannführer Werner Schäfer. Out of personal conviction and pressure from his superiors, Schäfer set out to disprove reports about Oranienburg by released and escaped prisoners, labelling them 'foreign propaganda'. Acts of violence were both denied and justified, and along with promises to demonstrate the camp’s humanity, Schäfer made menacing threats. The intention was to counter negative reporting about the Nazi regime by the large number of foreign correspondents in Berlin as well as to prevent it from happening in the future.

Tours, Press Releases and Newsreels

From April to August 1933, numerous journalists and photographers were given tours of the camps by the camp leadership as part of the regime’s propaganda measures.  In addition to these efforts, the Foreign Office tried to issue counter- articles with the aid of sympathetic foreign journalists, and the Berlin and Oranienburg movie houses premiered a short newsreel called Die neuesten Aufnahmen aus dem Konzentrationslager Oranienburg (The Latest Shots from the Concentration Camp Oranienburg), which had been filmed on 13 April 1933.  The film was intended to suggest that the prisoners of the concentration camps were being treated humanely.  As a part of this, the cultural activities of prisoners were spotlighted: this explains a short scene in which a group of prisoners stand freely in a circle around their comrades, playing music.  Through the supposedly documentary nature and authenticity of the shots, the Nazis hoped to use this idealised image of camp life, with these jolly, music-making prisoners, to convince the public of the camp leadership's respect for the cultural identity of the detainees. 

The Camp Commandant’s Defence

In the foreign and exile press, well-founded accusations were raised against the crimes being committed by the Nazis in the camps.  To these belong the 1934 report by Oranienburg escapee Gerhart Seger and, more importantly, the widely distributed Braunbuch über Reichtagsbrand und Hitlerterror (Brown Book of the Hitler Terror and the Reichstag Fire, Basel, 1933).  Commandant Schäfer reacted quickly to this in his apologetic book, Konzentrationslager Oranienburg. Das Anti-Braunbuch über das erste deutsche Konzentrationslager (Concentration Camp Oranienburg: the Anti-Brown Book of the first German Concentration Camp, Berlin, 1934).  This book represents the only case of contemporaneous writing in self-defence by a camp commandant; it fluctuates between self-presentation and Nazi propaganda.  Two thousand copies were distributed to German foreign agencies at the request of the Ministry of Propaganda, while excerpts of the text were reprinted in the German daily press.

In his text, Schäfer sets about sugarcoating reality and making the conditions of his camp seem harmless.  He speaks often in this regard about the musical activities there, without concern for error.  He lists the lighthearted music-making in the evening as proof of the good spirit in the camp.  He writes,

One day after the warm days of May had come, and the prisoners were lounging in the meadow behind the camp factory after work, a violin and a guitar could be heard.  German folk melodies and German songs resounded.  And no one had given or received an order to do so […].

Schäfer claimed further that prisoners had 'spontaneously [begun to sing] the German national anthem' while gathered in the yard after Hitler’s announcement that Germany had left the League of Nations.  In his Anti-Braunbuch, he audaciously re-interpreted the singing of songs by work details during marches to and from the camp as a well-meaning gesture towards the prisoners on his part, and as an allowance from the camp leadership in response to a direct request by the prisoners:

In the late afternoon, the summer air carried the fragments of melodies of old marches and folk songs to the camp.  These were from the work details marching through the city.  The prisoners returned singing to the ‘notorious’ concentration camp.  Anyone interested should know that it was the prisoners themselves who expressed the wish to be able to sing in the evening after work.  This wish was also granted.

Even if not all prisoners felt this command to sing as direct coercion or bullying, it was nonetheless a disciplinary measure meant to demonstrate, not least, how in control the responsible guard was of his work detail.  Combined with soldierly goose- stepping, such singing was useful not only for correctness and military drill, but also to signal obedience and order.  These were the values that were supposed to deceive the public about the respectable treatment of the prisoners.  In Henry Marx’s words:

We had four work divisions which departed one after the other after head count and the forming up of the guards who went with us.  This happened while we sang more or less pretty songs […].  Like a wild horde, we travelled over the field back to the country road.  We were ready to talk.  The spirit needs its sustenance after physical work.  A lot of conversations, some of which I participated in, started in this way.   Later a procession was formed, our talks stagnated or developed into a disciplined singing, which is what happened most of the time.   Well-known songs could be heard.  Of course, the ‘Lore’, but also ‘Wenn wir schreiten Seit’ an Seit’’ [‘Whenever we travel side by side’] or ‘Mein Schlesierland’ [‘My Silesia].  We also sang a song imported from Papenburg and one that we had specifically finished with the couplet: ‘We are the Soldiers of the peat bog and travel with the spade into the peat bog’ [opening line of the ‘Song of the Peat Bog Soldiers’]. Our stock of songs usually lasted until we were back in the camp.  The last 200 meters were covered in goose step and we likewise entered the stoney camp yard.

The compulsory music-making of internees in permanent ensembles was further misused as evidence for the ostensibly civilised conditions in the concentration camps.  In 1933, by direction of the camp commander, a small camp band was assembled, which was probably composed of five to six musicians (violin, guitar and mandolin).  One of its tasks was to perform evening concerts.  In addition, a camp choir was formed, which, according to Seger’s report, 'also had to perform in the evening'.  Even if the prisoners were aware that the resulting vocal and instrumental performances served to deceive concerned citizens, residents, and foreigners about the true happenings inside the walls of the concentration camp, they could hardly escape being exploited by the SS.

Werner Schäfer seized upon this type of propagandistically useful music-making in his Anti-Braunbuch, but indirectly, by quoting from a supposed letter by a prisoner to the Dortmunder Generalanzeiger from 8 February 1934.  He did this to contest a 'libellous report about the concentration camp Oranienburg' in the SPD organ Vorwärts.  Musical activities were also referred to in this letter, without mentioning their forced nature:

That the life in the camp cannot be bad is proven by the following: every night there is a concert performed by the prisoners and there is singing as well.  So we ask, would someone joke and laugh, if the conditions here were like they are described in the public?  We, in any event, cannot imagine so.

The Radio Transmission from the Camp

The Oranienburg propaganda measures found another means of expression in a radio transmission from the camp.  While there are many reports of survivors’ radio programs transmitted in the camps, this is the only known example of a radio report out of a Nazi camp.  For this occasion, commandant Schäfer personally led a reporter through the camp on 30 September 1933.  At the time, the report was recorded onto nine records; it was transcribed by Muriel Favre in 1998.  At the very beginning, the report emphasises its own purpose:

The young National Socialist Germany is defending itself against lies and libellous reports which have spread through a part of the foreign press. […]  This is why we are bringing you today a representative selection of life in the concentration camp of greater Berlin.  We have traveled with our microphone to Oranienburg and want to try to bring you and the world the truth, a mirror image of the life, of all the happenings in the concentration camp there.  We will give a hearing to those taken into custody, those confused, hunted, and now guilty fellow citizens.

The subsequent tour through the concentration camp began with the distribution of food in the yard.  Afterwards, the dining hall in the administration building, the sleeping rooms, with their 'crate-board-like bed cells', and a washroom with showers were surveyed:  'Everything was a model of military order.'  After 'morning calisthenics', the 'coffee reception' and the allocation of work details, the talk turned to the daily routine of the prisoners.  Staff in the administration building were concerned with the bureaucracy associated with receiving so-called new admissions, which had to be meticulously registered on index cards.  Further stations on the tour were the first aid station, the hospital bay and guards’ common room.  The personnel were said to bear not even a 'small hint of revenge'.  On many occasions, the prisoners came to speak.  They answered the reporter in a tight-lipped manner, in one case leading the reporter to say, 'You are shaking, man.  Are you afraid?'

In an attempt to portray the camp conditions as humane, the journalist asked about the camp band: 'One of the comrades said that the prisoners had even set up their own music band and played after the day’s work.  Would it be possible that over the course of time we could hear rehearsals of this group?'  To this Schäfer answered:

Yes, I will see what I can do.  I can promise you that, but not 100%, because I do not know if all of the so-called practising artists are in the camp.  As I already told you a little while ago, a large number of the people are occupied with additional work outside the camp.  There is the possibility, therefore, that some of these people are outside, who otherwise would be playing their old communist guitars.

There is nothing further about music performances in the remaining records.  Through Gerhart Seger, a prisoner in Oranienburg at the time, we know, though, that the prisoner band and the choir participated in the propaganda visit:

When the aforementioned radio transmission from the camp took place, the camp commandant gave a politely formulated and extremely whitewashed report.  At the conclusion of the transmission, the prisoners’ band had to play and the choir had to sing.  It is superfluous to say what was left out of this transmission: the moaning of mistreated prisoners, the depiction of the arrest cells, in short, the truth about the hell that was Oranienburg.  Instead of this, the camp commandant closed the radio report with a sentence that hit the prisoners like the crack of a whip to their face.  He said: ’Herewith our transmission is ended.  You have seen behind the scenes of the singing and playing concentration camp Oranienburg.’  The camp commander really could not have taken his shamelessness much farther!

Once again, music became a regular component of the strategy -- cynically and precisely calculated for its effect -- of sugar-coating reality and making the camp leadership seem harmless.  It is unclear whether listeners to the radio report believed it or whether it was even broadcast, as there are no details of any sort in the German newspapers.  However, the report is listed in the foreign broadcast section of the catalogue of short-wave stations of the Reichsrundfunkgesellschaft (Reich Radio Society).  From this it can be assumed that the report was indeed broadcast, and that it was directed primarily at foreign listeners and Germans living abroad.  In any case, this curious radio broadcast reflects, on the one hand, the pressure the Nazis felt to defend their actions to the outside world. In their eyes, musical performances could be deployed as a convincing instrument of propaganda that could be used to calm any eventual doubts of the populace.  On the other hand, this broadcast also makes clear how easy it was for the Nazis to incarcerate political opponents with little legal justification. 

By Guido Fackler

Sources

Braunbuch über Reichstagsbrand und Hitler-Terror. Vorwort von Lord Marley. Basel 1933.

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Fackler, G., 1998. „... den Gefangenen die nationalen Flötentöne beibringen.“ Musikbeschallung im frühen KZ Dachau. Jahrbuch des Vereins „Gegen Vergessen – Für Demokratie, 2, 170-174.  

Favre, M., 1998. Wir können vielleicht die Schlafräume besichtigen”. Originalton einer Reportage aus dem KZ Oranienburg (1933). Rundfunk und Geschichte, 24, 164-170.  

Marx, Henry: „Am Anfang, da hatte man doch nicht so die tödliche Routine“. Im Konzentrationslager Oranienburg. Tagebuchauszüge. In: Wer sich nicht erinnern will … ist gezwungen die Geschichte noch ein­mal zu erleben. Kiezgeschichte Berlin 1933. Hg. von der Arbeitsgruppe „Kiezgeschichte – Berlin 1933“ im Rahmen des Projekts des Berliner Kulturrats „Zerstörung der Demokratie – Machtübergabe und Wider­stand“. Berlin 1983, S. 12-19, quote on 15-16 (see also in: Biereigel, Hans: Mit der S-Bahn in die Hölle. Wahrheiten und Lügen über das erste Nazi-KZ. Berlin 1994, S. 235-238).

Morsch, G. ed., 1994. Konzentrationslager Oranienburg (Schriftenreihe der Stiftung Brandenburgische Gedenkstätten, Nr. 3)., Berlin.  

Schäfer, Werner: Konzentrationslager Oranienburg. Das Anti-Braunbuch über das erste deutsche Konzentrationslager. Berlin 1934, quotes on 29, 42-43, 76, 162-163, 167. This book is the camp’s commandant written response to publications by released and escaped prisoners from Dachau.  Though there is some doubt concerning Schäfer’s authorship, there is no doubt that he provided much of the information contained within the book.

Seger, Gerhart: Oranienburg. Erster authentischer Bericht eines aus dem Konzentrationslager Geflüchteten. Mit einem Geleitwort von Heinrich Mann und Stimmen von Walter Mehring und Kurt Hiller zur Ermordung Erich Mühsams nebst Nazidokumenten im Anhang. Berlin 1979, quote on 29 (Erstausgabe: Karlsbad 1934 mit einem Geleitwort von Heinrich Mann).

Widmaier, T., 1997. KZ-Radio. Lautsprecherübertragene Musik in nazistischen Konzentrationslagern. In H. Heister, ed. Musik / Revolution. Festschrift für Georg Knepler zum 90. Geburtstag.

Hamburg, pp. 315-324.  

Excerpts of the radio report about Oranienburg discussed in this piece can be found online at: www.dra.de/online/dokument/1998/september.html ; The recordings survived in a Czech radio archive and in 1995 were re-edited by the Deutsche Rundfunkarchiv in Frankfurt am Main, where they are located at call number 2955807/2).

A VHS copy of the propaganda film Die neuesten Aufhanmen aus dem Konzentrationslager Oranienburg (The Latest Shots from the Concentration Camp Oranienburg) from 1933 is housed at the video archive of the Sachsenhausen memorial at Oranienburg (call number VHS-Videokassette 74).