Comedy duo Sig Arno and Kurt Gerron playing chefs on a culinary exhibition at "Kaiserdamm!", Berlin 1931. Das Bundesarchiv bild 102-11401.

Лето 1928 года. Небольшой зал берлинского театра. Взмывает занавес, и на пустой сцене в луче прожектора появляется мужская фигура. Это актер и певец Курт Геррон. Его мощное тело двигается в такт музыке маленького оркестра, глубокий голос разнесся по зрительному залу:

У акулы - зубы-клинья,
Все торчат, как напоказ,
А у Мэкки - нож, и только,
Да и тот укрыт от глаз...

В этот вечер состоялась премьера одной из величайших театральных пьес XX века - "Трехгрошовой оперы" Курта Вайля и Бертольда Брехта. А роль шефа полиции Брауна по прозвищу Пантера-Браун, стала одной из величайших в карьере Курта Геррона. Собравшиеся в зале зрители сперва были шокированы пьесой, но удивление быстро сменилось воодушевлением. Толпа требовала повторения "на бис", а "Баллада Мэкки-ножа" стала одной из популярнейших песен в Веймарской Германии. Четырнадцать лет спустя Курт Геррон споет эти знаменитые строки в последний раз, выступая перед кинокамерой и в окружении нацистских офицеров. В последний раз Пантера-Браун будет распевать во все горло историю об убийстве и терроре в лагере Терезинштадт, где по заказу СС Геррон снимет свой пропагандистский фильм. По завершении работы над фильмом он будет отправлен в Освенцим,  где станет очередной жертвой в бесчисленной веренице актеров и музыкантов, потерянных для человечества из-за гитлеровского "окончательного решения еврейского вопроса".

Артист кабаре, театра и кино, а также руководитель театра и режиссер первых звуковых кинофильмов, Курт Геррон был одним из наиболее успешных артистов 20-х - начала 30-х годов. Он родился 11 мая 1897 года в Берлине, в еврейской семье, принадлежавшей среднему классу: отец Курта был кондитером, а мать - домохозяйкой и воспитательницей единственного сына. Во время Первой Мировой Войны Геррон был призван в армию, а послее ее окончания увлекся медициной и стал сторонником левых сил Ноябрьской революции. В 1920 году Геррон окончил медицинскую школу,  но вместо профессии врача решил посвятить себя сцене. Он был убежден, что "у врачей и актеров есть нечто общее: изучение людей". Годом позже Геррон поступает в труппу кабаре Труди Гестерберг "Дикая сцена" (нем. Wilde Bühne), первое в ряду знаменитых кабаре, на сцене которых он выступал. Вскоре Геррон встречает Ольгу Мейер, свою будущую жену, отношения с которой продлились до самой смерти. В 1926 году начинается триумфальное сотрудничество Геррона и Бертольда Брехта, также актер часто выступает со своим другом Вилли Розеном, автором социалистических и антинацистских памфлетов.

В 1927 году Геррон сыграл  в своем первом кинофильме. Эта роль имела большое значение для карьеры актера: только за этот год Геррон сыграл более чем в двадцати фильмах. После успеха "Трехгрошовой оперы" популярность Геррона-актера стремительно возрастала, также он получил известность и как режиссер. В 1930 году он снялся в ставшем классикой кинофильме "Голубой ангел", с которого началась карьера Марлен Дитрих. Богатый и процветающий, в начале 30-х годов Геррон спокойно и благополучно жил в Берлине. Он отказывался верить в опасность, которую представляла крепнущая партия нацистов, даже поставил театральную пьесу, в которой неприкрыто высмеивал самого Гитлера и штурмовиков СА ("коричневорубашечников").

Как только нацисты пришли к власти, карьера Геррона в Германии закончилась. Он был вынужден бросить работу над очередным фильмом  и отправиться в изгнание: сперва на два года в Париж, потом в Вену. Влияние нацистов в Австрией возрастает, и в октябре 1935 года Геррон и его жена переезжают в Нидерланды. Эта страна была особенно популярна у немецких беженцев из Германии благодаря языковому и культурному сходству и благоприятной политике в отношении немецких и австрийских эмигрантов. В частности, беженцы от нацистского режима внесли огромный вклад в голландскую киноиндустрию. Рекордное количество фильмов (большинство под руководством Геррона) было выпущено в Голландии между 1934 и 1940 годами.

В мае 1940 года Германия окончательно оккупировала Нидерланды. К этому времени в стране проживали тысячи еврейских эмигрантов, здесь существовало движение Сопротивления, одно из сильнейших на территории Европы. Однако нацистам удалось быстро утвердить свой режим, и голландские евреи, как и евреи Германии и Восточной Европы, были подвергнуты депортации. В первые годы оккупации немецкая политика была относительно мягкой, и евреям разрешалось проводить театральные и эстрадные представления. Здесь, как и в 20-х годах в Берлине, Геррон принимал участие в представлениях кабаре немецких эмигрантов. Он выступал вместе со старыми знакомыми: Максом Эрлихом, Эвой Буш, Камиллой Шпира и Рудольфом Нельсоном. Геррону, одному из немногих немецких эмигрантов, было разрешено участвовать в голландских театральных постановках, поскольку он в совершенстве владел языком. Передышка закончилась 20 сентября 1943 года, когда Геррон вместе с семьей был отправлен в Вестерборк.

Попав в Вестерборк относительно поздно, Геррон уже к третьему выступлению влился в успешно работавшую группу артистов кабаре (это представление стало последним для Камиллы Шпира). Сразу после прибытия в лагерь, артист сочинил и поставил сольный номер, однако в конце февраля 1944 года Геррона и его жену отправили в Терезинштадт. В этом лагере, благодаря актерской славе и службе в армии, к Геррону относились как к "привилегированному еврею". Чешский "показательный лагерь" стал последним этапом творческой карьеры Геррона. К моменту его заключения, в лагере готовились к визиту представителей Датского Красного Креста и проводили кампанию внешнего благоустройства; Геррону и его жене была предоставлена квартира, он получил возможность участвовать в постановках местных кабаре, и вскоре даже получил разрешение основать свое собственное кабаре под названием "Карусель" (нем. Karussell). Это кабаре стало популярным не только среди заключенных, но и у лагерного начальства. Программа состояла из песен из "Трехгрошовой оперы", французских и еврейских песен, а также песен, сочиненных музыкантами Терезинштадта.

Нацисты успешно ввели в заблуждение комиссию Красного Креста, это воодушевило их на следующий, более извращенный план. Было принято решение снять документальный пропагандистский фильм о лагерной жизни. И Геррон, один из самых известных режиссеров донацистской Германии периода до 1933 года, был назначен режиссером фильма. За процессом создания фильма пристально наблюдали эсэсовцы, они контролировали деятельность актеров, технического персонала и самого режиссера. Ни Геррон, ни другие участники не видели сценария фильма целиком. Они также не успели увидеть готовый фильм до расстрела. Геррону просто говорили, что будет сниматься следующим, что от него требуется как от режиссера. Один из выживших участников  этих съемок вспоминал нереальную ситуацию, когда эсэсовцы приказали Геррону снять сцену, в которой евреи громко смеются, сидя в театральном зале. У заключенных-евреев, разумеется, не было ни малейшего желания смеяться. Представляя ужасные последствия неповиновения:

обливаясь потом, Геррон убеждал нас, умолял нас, призывал к дисциплине, чтобы точно следовать заказу ... и он начал неудержимо и заразительно смеяться, от этого стал трястись толстый слой жира на его животе, так что мы не смогли сдержать смеха, хотя в нашем общем положении не было ничего забавного. Итак, он стоял перед нами, бледный, потный, громко смеялся и тряс животом. Таким образом, были сняты для фильма раскаты веселого смеха трех тысяч сельских жителей, наслаждавшихся великолепным летним варьете-шоу.

Фильм также включал в себя номера из кабаре "Карусель" и финальное августовское представление "Мэкки-ножа". В октябре Геррон, его жена Ольга и все остальные участники съемок были отправлены в Освенцим. Завершение и монтаж фильма прошли уже без участия режиссера. Бывший узник Власта Шён вспоминал, что Геррон не мог поверить, что он занесен в этот роковой список "Поезд был готов к отправке. Стоя на перроне, Геррон упал на колени и просил разрешения остаться. Он говорил: "Я сделал этот фильм для вас!" Сапог эсэсовца пнул его внутрь вагона". 15 ноября Курт Геррон был убит в Освенциме.

Продолжительная успешная карьера актера и режиссера была в значительной степени омрачена спорами по поводу его последнего фильма: Геррона критиковали за предательство своего народа и за то, что он стал одной из фигур нацистской пропаганды. В последнее время все чаще вспоминают  выдающуюся жизнь Геррона и его вклад в культурное наследие Германии. В 1999 году Илона Зиок сняла полнометражный документальный фильм под названием "Карусель Курта Геррона", что спровоцировало рост интереса к песням и фильмам этого артиста.

Список литературы

Alkalay-Gut, Karen. ‘Kurt Gerron: Prisoner of Paradise’. http://www.jewish-theatre.com/visitor/article_display.aspx?articleID=1707

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.  

Felsmann, B. & Prümm, K., 1992. Kurt Gerron -- Gefeiert und Gejagt, 1897-1944: Das Schicksal eines deutschen Unterhaltungskünstlers: Berlin, Amsterdam, Theresienstadt, Auschwitz, Berlin: Hentrich.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Kater, M.H., 2000. Composers of the Nazi Era: Eight Portraits, Oxford: Oxford University Press.  

Kühn, Volker. They played for their life: Cabaret in the Face of Death. http://www.jewish-theatre.com/visitor/article_display.aspx?articleID=529

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

Comedy duo Sig Arno and Kurt Gerron playing chefs on a culinary exhibition at "Kaiserdamm!", Berlin 1931. Das Bundesarchiv bild 102-11401.

In a small theatre in Berlin in the summer of 1928, the curtain rose on a bare stage, the spotlight falling on the actor and singer Kurt Gerron.  As his large body moved in time to the music of a small orchestra, his voice boomed out:

Oh, the shark, babe, has such teeth, dear
And it shows them pearly white
Just a jack-knife has old MacHeath, babe
And he keeps it … ah … out of sight ....

This was the opening night of one of the greatest theatrical productions of the twentieth century, Kurt Weill and Bertolt Brecht’s Three Penny Opera. This was also to be a great moment for Gerron himself, cast as police chief Brown, famously nicknamed Tigerbrown.  The initial shock with which the play was greeted rapidly transformed into enthusiasm.  The crowd demanded encores, and ‘Mack the Knife’ was to become one of the greatest songs of the Weimar stage.  Fourteen years later, Kurt Gerron was to sing those famous lines one last time, this time before a movie camera and a circle of Nazi officials.  In Theresienstadt, for a propaganda movie made by Gerron himself under orders of the SS, for a last time the original Tigerbrown belted out the story of murder and terror in a German town – before he, too was shipped to Auschwitz, another of the countless actors, musicians and entertainers lost to Hitler’s ‘Final Solution’.

A cabaret artist, theatre and film actor and important director of theatre and early sound movies, Kurt Gerron was one of the most successful entertainers of the 1920s and early 1930s.  Born on 11 May 1897 to a middle-class Berlin Jewish family, his father was a confectioner, and his mother a housewife and educator of their only son.  After serving in World War I, Gerron decided to study medicine, and was a supporter of the leftist November revolution.  After completing medical school in 1920, he decided instead to dedicate himself to acting, convinced that 'doctors and actors have something in common: the observation of people'.  A year later, he joined Trude Hesterberg’s cabaret ‘Wild Stage’, the first in a long line of illustrious cabaret groups that he joined.  Soon after that he met and married Olga Meyer, with whom he had a life-long relationship.  In 1926 he began a tumultuous working relationship with Bertolt Brecht, and frequently performed with his friend Willy Rosen, writing anti-Nazi or socialist-influenced skits.

1927 saw Gerron’s first film role, with film taking on an increasing importance in his career: that year alone he took part in more than 20 films. After the success of Three Penny Opera, he became increasingly well known, by the early 1930s having established a reputation as a movie director; he was also cast in the 1930 classic Blue Angel, the movie that started Marlene Dietrich’s career.  Wealthy and successful, Gerron lived well in Berlin in the early 1930s, refusing to acknowledge the growing danger of the Nazi Party, though he staged political theatre explicitly mocking Hitler and the SA (Brownshirts).

As soon as the Nazi party came to power, Gerron’s career came to an end in Germany.  Forced to break off work on his current film, he went into exile, first in Paris for two years, and then in Vienna.   Austria was increasingly under Nazi control, however, and in October, 1935 Gerron and his wife moved to the Netherlands, a popular destination for many German refugees because of linguistic and cultural similarities, as well as a relatively generous policy toward German and Austrian immigrants.  In particular, these Hitler-refugees went to work re-invigorating the Dutch film industry.  A record number of movies was made in Holland between 1934-1940, many under Gerron’s direction. 

When Germany finally occupied the Netherlands in May 1940 there were thousands of émigré Jews there, and one of the strongest resistance movements in occupied Europe.  The Nazis, however, were able to rapidly crush the resistance, and the Jews of Holland began to be targeted and deported as they had been in Germany and eastern Europe.  During the early years of occupation, however, German policy was relatively lenient, and Jews were allowed to pursue entertainment and theatre performances.  Here, as in 1920s Berlin, Gerron was involved in émigré German cabaret, performing with old acquaintances including Max Ehrlich, Eva Busch, Camilla Spira and Rudolf Nelson.  Gerron was also one of the few German émigrés allowed to appear in Dutch theatre pieces, as he had mastered the language.  The respite came to an end on 20 September 1943, when Gerron was sent to Westerbork with his family.

Arriving at Westerbork relatively late, he was quickly incorporated into the already successful cabaret group, for their third performance in October.  (This was to be the actress Camilla Spira’s final show).  He composed and performed a solo piece shortly after arriving, but soon thereafter, in late February 1944, he and his wife were sent to Theresienstadt, where he was considered to be a ‘privileged Jew’ due to his fame and his military service.  The Czech ‘show camp’ was to offer the final stage of Gerron’s career.  When he arrived, it was in the process of a beautification program in preparation for a visit by the Danish Red Cross; Gerron and his wife were assigned an apartment, and he was given a part in the local cabaret, soon receiving permission to found his own, named ‘Karussell’.  His cabaret was a success, popular with the SS and the camp commander. The program included songs from Three Penny Opera, French and Yiddish songs, and songs composed by the many musicians imprisoned with Gerron in Theresienstadt.

The success of the Nazi deception of the Red Cross encouraged the next, even more perverse plan: a propaganda film about life in the camp.  Of course Gerron, one of the best-known German directors before 1933, was the obvious choice for film-maker. At every moment of filming the SS was there, controlling discussions between actors, staff and director.  Gerron and the other workers were never given a copy of the script, nor were they ever allowed to see the film that was being shot.  He would simply be told what was to filmed next, and expected to produce it.  One of the few survivors of the film-making remembered the impossibility of the situation, as the SS ordered Gerron to shoot a scene of Jews laughing uproariously at a theatre performance.  The Jews, understandably, had no desire to laugh.  Terrified of the consequences of disobedience,

bathed in sweat, Gerron urged us, implored us, begged for discipline, for us to follow orders, absolutely ... and he began a contagious, irresistible laugh, during which he wobbled his fat belly, so that we really had to laugh, even though the situation for him and for us was anything but funny ... Thus he stood before us, pale, sweaty, laughing loudly, with a wobbling belly.  And thus they filmed peals of laughter from three thousand cheerful country-dwellers enjoying their glorious summer variety show.

The film also included scenes from his cabaret, and his final August performance of ‘Mack the Knife’.  Gerron, his wife Olga, and all the others who had worked on the film were transported to Auschwitz in the October transports, and the movie was completed, edited and cut without the presence of the director.  Former inmate Vlasta Schön remembers his disbelief at being on that fatal list, standing 'at the ramp. The train was ready to leave.  Gerron fell on his knees and asked for permission to stay.  He said “I made this movie for you!”  The SS boots kicked him inside the wagon.'  Kurt Gerron was killed on 15 November.

The actor and director’s long and distinguished career was largely overshadowed by the controversy over his final film: he was criticised for betraying his people, and for being the main force behind this propaganda.  More recently, however, he has begun to be remembered for his remarkable life and contribution to Germany’s cultural legacy.  In 1999, a full-length documentary movie was made about him by Ilona Ziok, titled Kurt Gerron's Karussell, and there has been increasing interest in his films and songs.

Sources

Alkalay-Gut, Karen. ‘Kurt Gerron: Prisoner of Paradise’. http://www.jewish-theatre.com/visitor/article_display.aspx?articleID=1707

Baaske, A., 1991. Musik in Konzentrationslagern, Freiburg im Breidgau: The Projektgruppe.  

Felsmann, B. & Prümm, K., 1992. Kurt Gerron -- Gefeiert und Gejagt, 1897-1944: Das Schicksal eines deutschen Unterhaltungskünstlers: Berlin, Amsterdam, Theresienstadt, Auschwitz, Berlin: Hentrich.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Kater, M.H., 2000. Composers of the Nazi Era: Eight Portraits, Oxford: Oxford University Press.  

Kühn, Volker. They played for their life: Cabaret in the Face of Death. http://www.jewish-theatre.com/visitor/article_display.aspx?articleID=529

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.