Берлинский пианист Вилли Розен, играющий на фортепиано в театральном представлении "Юмор и мелодия", поставленном "Театральной группой лагеря Вестерборк" под управлением Макса Эрлиха, сентябрь 1943 года. USHMM (34239), предоставлено фотоархивом мемориала Яд Вашем.
USHMM Photo Archives

Не было ничего проще для Вилли Розена, чем написать хит для кабаре. В чем же его секрет?

Два комика, один толстый, другой худой. Пять фунтов сексуальной привлекательности, пара запоминающихся мелодий. Несколько старых шуток и множество новых. Три или четыре декорации, красный, зеленый и белый свет. Выглядит как экспромт, но требует множества репетиций. И, самое главное, никакой политики.

Этот рецепт сделал Розена одним из самых успешных артистов кабаре Веймарской Германии. Артист применял его и в тяжелых условиях Голландского пересыльного лагеря  Вестерборк, в котором Розен был одним из лидеров театральной жизни. Подобно многим своим коллегам, Розен надеялся, что этот рецепт успеха поможет ему избежать пересылки на восток, но, подобно многим,  он ошибался.

Вилли Розен родился в 1894 году в Магдебурге и с детства учился игре на фортепиано. Но первую свою работу Розен нашел в текстильной промышленности. После ранения в Первой Мировой Войне он впервые выступил перед военными как пианист и эстрадный артист. Первый значительный успех пришел к артисту на сценах берлинских кабаре в годы Веймарской Республики. Он завоевал популярность как автор-исполнитель песен и пианист. Он также сочинял музыку для фильмов и оперетт. Вилли Розен прославился как артист-универсал, он сочинял и сам исполнял свои произведения, когда он садился за фортепиано, звучал его девиз: "Слова и музыка мои".

Когда к власти пришли нацисты, Розену было запрещено выступать, и артист бежал через Швейцарию и Австрию в Голландию, где в курортном городке Схевенинген основал известное кабаре "Театр знаменитостей". Успех кабаре во многом определила его труппа: ее составляли известные артисты, многие из них были популярны в Голландии после кинофильмов Веймарской Германии. Кабаре гастролировало в европейских городах, свободных от нацистской оккупации, поддерживало связь с Берлином. Сам Розен тесно контактировал с Максом Эрлихом, видной фигурой Культурбунда. Наконец, в 1937 году труппа вернулась в Голландию, где Розен продолжает работу, следуя своему основному принципу - никакой политики. Одна из афиш кабаре убеждала зрителей: 

Если вы хотите забыть ваши заботы, то приходите к нам, в театр вне политики. (Без политики! В течение трех лет мы строго придерживались этого принципа, собираемся поступать так и впредь).

В 1941 году Розен и несколько его коллег присоединились к труппе "Кабаре "Ансамбль эмигрантов". Это кабаре было основано Hollandische Schauwburg (голландским аналогом Культурбунда), в труппе были исключительно еврейские артисты. В то же время один из друзей Розена, безуспешно пытается предоставить артисту безопасное убежище в США. Денег, полученных за успешные концерты, хватило на то, чтобы купить кубинскую визу, и Розен вот-вот должен был получить визу в США. К сожалению, эти усилия не увенчались успехом: Америка вступила в войну, беженцам из Голландии перестали выдавать визы, да и влияние нацистов в Голландии усиливалось изо дня в день. Удача покинула Розена: весной 1943 года, он и другие еврейские артисты были арестованы и помещены в Вестерборк.

Здесь в последний раз Розен собрал свое "Лучшее кабаре Голландии". Совместно со своими давними соавторами Максом Эрлихом и Эрихом Зиглером, Розен написал несколько оригинальных ревю, в которых участвовали крупнейшие артисты немецкой эстрады. Он включил в ревю песню, написанную уже в Вестерборке:

Если ты неудачник, то в жизни нет смысла;
Если ты неудачник, тогда ты скользишь и падаешь;
Поэтому заклинаю тебя, фортуна, будь со мной.

Перед отправкой в Терезинштадт Розен написал прощальное стихотворение, в котором были такие строки:

Я видел поезд, уносящийся прочь, 
А теперь я сам брошен на старые железные рельсы. 
Я со своим багажом оказался среди пассажиров этого поезда,
И, между нами, я нахожу это весьма скверным.

Вили Розен и его мать погибли в Освенциме зимой 1944 года.

Список литературы 

Boas, J., 1985. Boulevard des Misères: The Story of Transit Camp Westerbork., Hamden, Conn: Archon Books.  

Bergmeier, H.J.P., Eisler, D.E.J. & Lotz, D.R.E., 2001. Vorbei... Beyond Recall: Dokumentation jüdischen Musiklebens in Berlin 1933-1938/ A Record of Jewish musical life in Nazi Berlin 1933-1938., Hambergen: Bear Family Records.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Rovit, R. & Goldfarb, A., 1999. Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs, Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

Berlin pianist Willy Rosen plays, during the theatrical production 'Humor und Melodie', put on by the Westerbork Camp Theater Group under the direction of Max Ehrlich, Sept 1943. USHMM (34239), courtesy of Yad Vashem Photo Archives.
USHMM Photo Archives

Few things were easier for Willy Rosen than making a hit cabaret.  His secret?

Two comedians, one fat, one skinny.  Five pounds of sex appeal, a couple of catchy tunes.  Some old jokes and lots of new ones.  Three or four sets, red, green and white lights.  Must look unrehearsed, so needs lots of rehearsing – and, above all, no politics.

This recipe was to make Rosen one of the most successful cabaret artists of Weimar Germany.  It was also put into painful practice at the Dutch transit camp of Westerbork, where Rosen was one of the leaders of theatrical life.  Like so many of his colleagues, Rosen hoped that this would also be the recipe for avoiding the transports to the east; but like many others, he was proven wrong.

Born Willy Rosenbaum in 1894 in Magdeburg, he learned to play the piano as a boy, but began his working life in textiles.  It was after an injury in World War I that he first worked as a pianist and entertainer for the troops.  He found his first great success in the rich cabaret scene of Weimar Berlin, where he was a popular song-writer, pianist and entertainer; he also wrote the scores for films and operettas.  Famed as one of the best ‘complete performers’, his trademark cry as he sat down to perform at the piano was “text and music – by me!”

When the Nazis came to power Rosen was prohibited from performing, and he fled through Switzerland and Austria to Holland, where, in the resort town of Scheveningen, he developed the famous cabaret the ‘Theatre of Celebrities’.  Made up of well-known actors and actresses, many already familiar to Dutch audiences through Weimar films, the cabaret was a success, and it toured non-Nazi Europe while maintaining ties to Berlin.  Rosen also maintained close ties with the comedian Max Ehrlich, who was an important figure in the Kulturbund.  In 1937, the troupe finally returned to the Netherlands, where Rosen continued to follow his own advice as to entertainment, above all assiduously avoiding politics.  One of his programs assured the audience:

When you want to forget your worries, then come to us, the theatre without politics. (Without politics! For three years we have stuck to that strictly and we want to stay with it).

In 1941, Rosen and several of his actors joined the Jewish-only Hollandische Schauwburg’s 'Emigrant Cabaret Ensemble'.  An exiled friend from Berlin had been trying unsuccessfully to get him to safety in the United States.  With the funds of several successful benefit concerts, Rosen had been granted a visa to Cuba, and was in the process of receiving one for the USA.  But this plan was not to succeed: America’s entrance into the war ended the possibility of visas for German refugees, and in the Netherlands, the Nazi grip was tightening.  Rosen’s luck ran out in the spring of 1943, when the remaining Jewish artists in the city were arrested and taken to Westerbork.

Here, for the last time, Rosen assembled ‘the best cabaret in Holland’.  Along with long-time collaborators Max Ehrlich and Erich Ziegler, he wrote several original revues, featuring great stars of the German stage.  He included songs that he composed in Westerbork, with such texts as:

if you are unlucky, then life has no meaning; if you are unlucky, then you slip and fall down; that's why I beg you, fortune, to be true to me.

Before he was put on a transport to Theresienstadt, Rosen wrote a farewell poem. It included these lines:

From here I saw some transports travel away, and now – I’m being thrown to the old steel tracks.  Now I myself am getting on board the train with my backpack; just between us, I find it bad enough.

Along with his mother, Willy Rosen died in Auschwitz in the winter of 1944.

Sources

Boas, J., 1985. Boulevard des Misères: The Story of Transit Camp Westerbork., Hamden, Conn: Archon Books.  

Bergmeier, H.J.P., Eisler, D.E.J. & Lotz, D.R.E., 2001. Vorbei... Beyond Recall: Dokumentation jüdischen Musiklebens in Berlin 1933-1938/ A Record of Jewish musical life in Nazi Berlin 1933-1938., Hambergen: Bear Family Records.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Rovit, R. & Goldfarb, A., 1999. Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs, Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.