Карта пересыльного лагеря Вестерборк. До июля 1942 года Вестерборк был лагерем для еврейских беженцев, незаконно приехавших в Нидерланды. После оккупации страны нацистами, он был преобразован в пересыльный лагерь, каковым и являлся до апреля 1944 года. USHMM (08049), предоставлено Тони Геллером.
Date: Jul 1942 - Apr 12, 1945

Накануне Второй Мировой Войны в Нидерландах проживала солидная еврейская община - всего за несколько лет нацисты сумели уничтожить ее практически полностью. Для подавляющего большинства голландских евреев последние минуты на родной земле были связаны с "Бульваром горя", центральной улицей пересыльного лагеря Вестерборк, которая вела от ворот лагеря к железнодорожной станции. В стенах пересыльного лагеря Вестерборк еврейская община делилась на две части: немецкие евреи были "привилегированными" старожилами, а десятки тысяч голландских евреев попадали в лагерь на короткое время, чтобы отправиться дальше. Существенные различия в численности, а также в положении этих двух групп заключенных, вызывали напряженность и недовольство, хотя, в конечном итоге, и те, и другие принимали смерть от рук нацистов. В пересыльном лагере Вестерборк сложилась насыщенная культурная жизнь и было организовано лучшее тюремное кабаре Европы, в котором принимали участие такие великие артисты своего времени, как Макс Эрлих, Франц Энгель, Камилла Шпира, Курт Геррон, Эрих Зиглер и Вилли Розен.

Вестерборк начал свое существование в качестве временного обиталища для нескольких сотен немецких евреев, у которых не было голландских друзей или родственников, способных поручиться за них. Лагерь, расположенный в удаленном районе на севере страны, недалеко от немецкой границы, был изначально построен как лагерь для беженцев в 1939 году. Поскольку в Голландии все увеличивалось число беженцев от нацистского режима, власти страны были намерены разработать централизованную систему, чтобы заниматься этими нежелательными иммигрантами. Основные бараки для беженцев были построены на пустынных болотистых участках недалеко от деревушки Вестерборк. После того, как в 1940 году нацистская Германия оккупировала территорию Голландии, в стране установилось обманчиво великодушное отношение к голландским евреям. Казалось, что этот нейтралитет, особенно заметный на фоне геноцида евреев в Восточной Европе или самой Германии, будет сохраняться и впредь. Даже когда население Вестерборка стало увеличиваться, к немецко-еврейским беженцам не относились, как к заключенным; им предоставили относительную свободу передвижения, да и жили они в сносных условиях. Ситуация изменилась к лету 1942 года, когда началась депортация из Вестерборка в лагеря смерти.

1 июля 1942 года лагерь Вестерборк официально перешел под юрисдикцию СС. С этого дня лагерь перестал быть приютом для беженцев и стал пересыльным лагерем. Спустя две недели началась первая акция по депортации евреев "на восток": дюжины вагонов для перевозки скота каждую неделю увозили людей в польские лагеря смерти. Вестерборк превратился в крупнейший пересыльный пункт Восточной Европы. Поскольку Вестерборк был пересыльным, а не рабочим лагерем, его устройство отличалось от обычных нацистских лагерей. Здесь не было трупов и медицинских экспериментов, охранников-эсэсовцев с собаками и площадок для избиений кнутом. Вестерборк напоминал город в миниатюре – со своими кафе, конторами, канцелярией, столовой, детским садом и больницей. Только названия улиц – "Бульвар горя", "Аллея страданий" и "Улица тревоги" - намекали на постоянный страх за свою судьбу и конечный итог всех обитателей Вестерборка.

Лагерь не только производил внешне обманчивое впечатление, один из наиболее гнусных аспектов лагерной жизни заключался в том, что нацисты заставили самих заключенных организовывать внутреннюю жизнь и формировать депортационные списки. Этим занимался Совет голландских евреев и некоторые "привилегированные" немецкие евреи. Они решали, кого из обитателей лагеря отправить на восток в вагоне для скота. Поскольку немецкие евреи говорили на одном языке с охранниками и зачастую принадлежали к среднему или высшему класу общества,  эсэсовцы обращались с ними гораздо лучше, чем с голландскими евреями. Они получали лучшее жилье и могли временно уберечь своих друзей и родственников от попадания в депортационные листы. Напряженность, которая возникла среди заключенных и разделила их на две части определила повседневную жизнь Вестерборка и оставила свой след в дневниках и воспоминаниях выживших голландских узников.

Культурная жизнь обитателей лагеря тоже разнилась в зависимости от их культурных, языковых и классовых предпочтений. Первое представление, о котором сохранилась информация, состоялось в лагере в 1940 году, это была постановка шекспировского "Сна в летнюю ночь". Юдернат Вестерборка организовал ансамбль камерной музыки, хор и симфонический оркестр из 30-40 человек, в его состав вошли самые талантливые голландские музыканты. Согласно специальному нацистскому постановлению, культурная жизнь Вестерборка должна была достичь максимального развития, следить за этим должен был Альберт Конрад Геммекер, комендант лагеря с октября 1942 года по апрель 1945 года. Под началом Геммекера Вестерборк стал, кроме всего прочего, площадкой кабаре мирового класса.

В начале 1943 года в Вестерборк был отправлен комик Макс Эрлих, он обратился к Геммекеру с просьбой об организации театральной труппы. Комендант, который надеялся, что театральные представления отвлекут заключенных, произведут впечатление на иностранных посетителей и развлекут персонал лагеря, дал свое согласие. Под руководством Эрлиха было создано кабаре, в труппу которого вошли музыканты и артисты, бежавшие из нацистской Германии. Большинство театральных номеров лагерного кабаре попали в репертуар труппы из довоенного багажа исполнителей, но за два года пребывания в Вестерборке Макс Эрлих, Вилли Розен и Эрих Зиглер создали и шесть совершенно новых ревю-программ.

Members of the Westerbork string orchestra pose on stage with their instruments. USHMM Photo Archives (69279).
USHMM Photo Archives Desig #260.78303 W/S #69279 CD # 0287 This image is for reference purposes only! Members of the Westerbork string orchestra pose on stage with their instruments. Guitarist Salomon de Zwarte is standing third from the left.

Первое представление лагерного кабаре было столь успешным, что комендант Геммекер предоставил Эрлиху полную свободу действий и обеспечил финансирование труппы, актеры не только получали все необходимые материалы, но и могли закупать специфические товары в Амстердаме. И все же, труппа находилась под жестким цензурным контролем - все программы, тексты и песни должны были утверждаться СС. Поскольку население лагеря постоянно менялось, менялся и состав лагерной труппы. Оставался неизменным ее костяк: Эрлих был управляющим и постановщиком, Вилли Розен писал тексты и стихи, берлинский композитор-песенник Эрих Зиглер сочинял музыку. Кроме Розена и Зиглера, которые играли на фортепиано, в составе труппы был небольшой оркестр из одиннадцати музыкантов. В шоу-программах участвовали восемь танцовщиков и шестнадцать актеров, а штат труппы, включая осветителей, костюмеров и декораторов, состоял более чем из пятидесяти человек. Шоу проходило на немецком языке, все политические вопросы тщательно замалчивались. К большому удовольствию СС экстравагантные шоу-программы лагерного кабаре проходили довольно часто.

Кабаре Эрлиха стало камнем преткновения для обитателей Вестерборка. Большинство голландских заключенных относились к актерам и их мотивам с подозрением. Кроме того, шоу-программы лагерного кабаре  были достаточно беспечными, юмористическими и зачастую откровенно сексуальными, так что большинство жителей Вестерборка испытывали отвращение к факту существования кабаре. Они негодовали из-за того, что "на деревянных досках синагоги из Ассена, которые использовались для строительства этой сцены, лучшие юные девушки, специально отобранные экспертами, вертят ногами под ритмы джаза". И все же, несмотря на протесты, лишь немногие обитатели Вестерборка смогли устоять перед соблазнами смеха, музыки и забвения, которые сулило кабаре. Актриса Камилла Шпира, входившая в состав лагерной труппы, вспоминала первый шок, который она испытала при виде восторженной публики:

Это было необъяснимо. Они развлекались здесь, сидя в лохмотьях. Мы были в лагере, людей притащили сначала сюда, а потом их отправят в Освенцим или Терезиенштадт. Эти раскаты смеха, это веселье – когда люди видели нас, они забывали обо всем. И это было ужасно, потому что следующим утром они отправятся на смерть. Здесь они были всего на одну ночь.

Популярность кабаре возросла после присоединения к труппе голландского еврейского дуэта "Джонни и Джонс". Их песня о любви "Серенада Вестерборка" пользовалась популярностью среди жителей Вестерборка и эсэсовцев (оба участника дуэта погибли в 1944 году в концлагере Берген-Бельзен).

Однако, популярность не гарантировала членам труппы сохранности жизни. Состав труппы регулярно менялся из-за депортаций, вновь прибывшие артисты должны были быстро разучивать роли, чтобы заменить тех, кто был отправлен из лагеря. В письме голландской узницы лагеря Этти Хиллесум с горечью описаны привилегии и ужас, которые присутствовали в жизни артистов и определяли жизнь звезд кабаре Вестерборка, таких как

комик Макс Эрлих и композитор, автора хитов, Вилли Розен, который выглядит как ходячий мертвец. Некоторое время назад он попал в список на депортацию. Несколько ночей подряд он пел до разрыва легких перед завороженной публикой, среди которой был комендант лагеря и его прихлебатели. Комендант, который был ценителем искусства, нашел это выступление великолепным, и Вилли Розена пощадили. Здесь есть еще один придворный шут: Эрих Зиглер, любимый пианист лагерного начальства. Если верить легенде, то он столь великолепен, что может даже Девятую сонату Бетховена сыграть как джазовую пьесу, если это не что-нибудь другое…

Лагерное кабаре прекратило выступления в период между октябрем 1943 года и мартом 1944 года из-за постоянных депортаций. В последних двух представлениях, в том числе и последней шоу-программе "Людмила или трупы на ленте конвейера", участвовали всего десять человек. Программа заявляла: "Ах, мы мишугинэ (на идиш - "чокнутые"), сейчас мы покажем вам оперу". В марте 1944 года Вестерборк был объявлен трудовым лагерем, нацисты выпустили приказ о прекращении всякой культурной деятельности на территории лагеря. В качестве прощального подарка оставшиеся члены труппы вручили коменданту лагеря сувенир – фотоальбом с надписью: "Если вы сидите по шею в дерьме, лучше не петь. Но я все равно пою".

Оставшиеся члены кабаре были отправлены в гетто Tериезенштадт, в "награду" за превосходную службу Геммекеру. Однако, это была лишь временная отсрочка: подобно многим голландским евреям до них, большая часть труппы кабаре  Вестерборка погибла в Освенциме и Треблинке. Из основного состава кабаре к концу войны сохранил жизнь только пианист Эрих Зиглер. Когда 12 апреля 1945 года канадские войска освободили лагерь, на территории Вестерборка было всего 876 узников, и никаких намеков на джаз, девушек-танцовщиц или шутки, которые заполняли театральный зал  лагеря чуть раньше.

Список литературы

Boas, J., 1985. Boulevard des Misères: The Story of Transit Camp Westerbork., Hamden, Conn: Archon Books.  

Broder, H.M. & Geisel, E., 1992. Premiere und Pogrom: Der Jüdische Kulturbund 1933-1941, Berlin: Siedler.  

Felsmann, B. & Prümm, K., 1992. Kurt Gerron -- Gefeiert und Gejagt, 1897-1944: Das Schicksal eines deutschen Unterhaltungskünstlers: Berlin, Amsterdam, Theresienstadt, Auschwitz, Berlin: Hentrich.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Rhode-Juechtern, A. & Kublitz-Kramer, M. eds., 2004. Echolos: Klangwelten verfolgter Musikerinnen in der NS-Zeit, Bielefeld: Aisthesis-Verlag.  

Rovit, R., 2005. Cultural Ghettoization and Theater during the Holocaust: Performance as a Link to Community. Holocaust and Genocide Studies, 19(3), 459-486.  

Rovit, R. & Goldfarb, A., 1999. Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs, Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

A map of the Westerbork transit camp. Until July 1942, Westerbork was a refugee camp for Jews who had moved illegally to the Netherlands. After the Nazi conquest of Holland, it was expanded it into a transit camp, where it operated until April 1944. USHMM (08049), courtesy of Toni Heller.
Date: Jul 1942 - Apr 12, 1945

The well-established Jewish community living in the Netherlands on the eve of World War II was almost totally annihilated by the Nazis in the space of just a few years.  For the vast majority of these Dutch citizens, their last moments on the soil of their homeland was on the 'Boulevard of Misery’, the central street of the transit camp Westerbork that led from the camp to the train station.  Within the walls of the camp lived a Jewish community divided into two: the ‘privileged’ long-term residents, the German Jews, and the short-term inmates, the tens of thousands of Dutch Jews.  Inequalities in power and prestige led to tension between these two groups, although ultimately both were to die in large numbers at the hands of the Nazis. One of the most unique facets of life in Westerbork was the remarkable cultural scene that developed there, including what some characterised as the best cabaret in all of Europe within its prison walls, with major stars such as Max Ehrlich, Franz Engel, Camilla Spira, Kurt Gerron, Erich Ziegler and Willy Rosen.

Westerbork began its existence on a relatively modest scale, as a temporary home for several hundred German Jews in the Netherlands who had no family or friends  to vouch for them.  Situated in a remote area in the north of the country and close to the German border, it was originally built in 1939 as a refugee camp.  Given the increasing number of German Jewish refugees fleeing the Nazi regime, Holland wanted to develop a centralised system for dealing with these unwanted immigrants.  The main barracks were situated on a tract of heath and marshland near the small village of Westerbork.  Although the Nazi occupation began in 1940, the treatment of Dutch Jews was deceptively generous and slow-paced, particularly in contrast with that of Jews in Eastern Europe, or in Germany itself.  Even as the population of the camp grew, the refugees who lived there were not treated as prisoners; they were allowed limited freedom of movement and lived in tolerable conditions.  This was to change in the summer of 1942, with the beginning of deportations to the death camps.

On 1 July 1942, the camp was officially placed under the jurisdiction of the SS; it was no longer a refugee camp, but a transit camp. Two weeks later, the first deportations to the east began: dozens of cattle cars left the camp every week for the death camps of Poland.  Westerbork became the biggest transit point in Western Europe. As a transit camp rather than a work or death camp, however, it was organised very differently from other Nazi internment centres: no corpses, medical experiments or SS guards with dogs and whips marred the camp grounds.  Instead, Westerbork was set up like a miniature city, with a café, offices, a registry, a canteen, kindergarten and hospital.  Only the street names – the Boulevard of Misery, Suffering Alley and Worry Street – hinted at the fears and ultimate fate of the inmates.

In addition to the deceptively normalised surroundings of the camp, one of its most nefarious aspects was the fact that its organisation and the assemblage of the deportation lists was left in Jewish hands: those of the Dutch Jewish Council in Amsterdam and the German Jews housed in the camp.  The German Jews decided who would be on the cattle cars every week; they also, as German speakers and often of middle- or upper-class status, were treated better by the SS, received better housing, and managed temporarily to keep friends and families off the lists.  The tensions that divided the population of the camp defined day-to-day life and left its mark in the surviving diaries and memoirs of Dutch prisoners.

Cultural activity in the camp was also divided along these cultural, linguistic and class lines.  The first performance of which there is an existing record took place in 1940: a production of Shakespeare’s A Midsummer Night’s Dream.  The Jewish Council organised a chamber music ensemble, a choir and a 30-40 person symphony orchestra that included some of Holland’s most talented musicians. It was, however, under Nazi rule that the camp cultural scene was to reach its full blossom, especially under the leadership of Albert Konrad Gemmeker, who was camp commander from October 1942 to April 1945.  Under Gemmeker’s leadership, Westerbork became, above all, a site of world-class cabaret.

At the beginning of 1943, the comedian Max Ehrlich was sent to Westerbork, where he applied to Gemmeker for permission to establish a theatre group.  Gemmeker agreed, hoping that performances would distract prisoners, impress foreign visitors and entertain the camp staff.  The cabaret that resulted was made up of many musicians and artists who had fled Nazi Germany for what was to be only temporary safety in Holland.  While much of its theatrical activity drew on pre-existing material, the leaders of the Westerbork cabaret, Max Ehrlich, Willy Rosen and Erich Ziegler, composed six original revues during their less than two-year stay in the camp.

Members of the Westerbork string orchestra pose on stage with their instruments. USHMM Photo Archives (69279).
USHMM Photo Archives Desig #260.78303 W/S #69279 CD # 0287 This image is for reference purposes only! Members of the Westerbork string orchestra pose on stage with their instruments. Guitarist Salomon de Zwarte is standing third from the left.

Such was the success of the first cabaret that Gemmeker gave Ehrlich free rein, providing funding, materials, and even the opportunity to purchase specialised products in Amsterdam.  The SS did, however, censor the productions: all songs and texts had to be approved.  Although there was some variation, particularly as the camp population was fairly fluid, in general Ehrlich was the director, Rosen wrote texts and lyrics, and Erich Ziegler, a chanson/cabaret composer from Berlin, provided the music.  Along with Ziegler and Rosen on piano, eleven musicians made up a small orchestra, and the shows had up to eight dancers and sixteen actors, as well as a staff of up to fifty people taking care of lighting, costumes and set design.  These extravagant productions were often staged for the pleasure of the SS.  The language of the shows was German; political topics were avoided.

Ehrlich’s cabaret was, however, a source of controversy within the camp.  Dutch prisoners in particular were suspicious of the actors and their motives.  In addition, since cabaret is generally light-hearted, humorous and often sexually explicit, many inmates were revolted by these shows, and by the fact that 'on the wooden boards of the old synagogue of Assen, which were used for the construction of the stage, the choicest young girls, specially chosen by experts, will swing their legs to the rhythm of jazz music'.  Despite the strong currents of protest, however, few could resist the allure of a night of laughter, music and forgetting.  Actress Camilla Spira, who was briefly a member of the cabaret, remembered her shock at the enthusiasm of the audience:

This couldn’t be, they enjoyed themselves so, and they sat there in rags. We were the collection camp, these people were dragged here, and then it was on to Auschwitz or Theresienstadt. These volleys of laughter, this excitement - in the moment when they saw us, the people forgot everything.  And it was horrible, for the next morning they went to death … they were only there for a night.

The popularity of the cabaret with the Dutch Jews increased  when the singing duo Johnny and Jones joined the troupe.  Their love song 'The Westerbork Serenade' was also a hit with the SS.  (The two were killed in 1944 in Bergen-Belsen).

Popularity, however, was no guarantee of survival. Due to deportations, the cast changed regularly, and new arrivals were taught to replace those who had been sent away.  A letter from the Dutch inmate Etty Hillesum described with bitterness the simultaneous privilege and terror that defined the lives of the cabaret stars of Westerbork, such as

the comic Max Ehrlich and the hit composer Willy Rosen, who looks like a walking corpse.  A little while ago he was on the list for transport, but he sang his lungs out a few nights in a row for an enchanted audience including the commander and his followers … the commander, who valued art, found it wonderful and Willy Rosen was spared … and over there is another court jester: Erich Ziegler, the favourite pianist of the commanders.  There is a legend that he is so amazing that he can even play Beethoven’s ninth as a jazz piece, and if that isn't something else…

Performances ceased entirely between October 1943 and March 1944 as a result of constant deportations.  The last two shows were performed with a cast of ten, including the very final performance, a bitter opera parody entitled Ludmilla, or Corpses on a Conveyer Belt. The programme declared: 'ach, we are meschugene [crazy], now we will perform for you an opera'.  In March 1944, Westerbork was declared a labour camp, and on 3 August the order came to dissolve all cultural activities.  As a memento, the cast gave the commander a photo album as a farewell gift, with the inscription: 'If you’re sitting up to your neck in shit, you had better not sing.  I sing nonetheless.'

The remaining members of the cabaret were sent to Theresienstadt, their ‘reward’ for their excellent service to Gemmeker.  However, this was only a temporary delay: like the Dutch Jews before them, many of them were murdered in Auschwitz and Treblinka.  Of the central cast of the Westerbork cabaret, only the pianist Erich Ziegler survived to the end of the war.  On 12 April 1945, Canadian troops liberated the camp. There were only 876 prisoners there, and not a trace of the jazz, the high-kicking girls or the raucous jokes that had filled the reception hall months earlier.

 

Sources

Boas, J., 1985. Boulevard des Misères: The Story of Transit Camp Westerbork., Hamden, Conn: Archon Books.  

Broder, H.M. & Geisel, E., 1992. Premiere und Pogrom: Der Jüdische Kulturbund 1933-1941, Berlin: Siedler.  

Felsmann, B. & Prümm, K., 1992. Kurt Gerron -- Gefeiert und Gejagt, 1897-1944: Das Schicksal eines deutschen Unterhaltungskünstlers: Berlin, Amsterdam, Theresienstadt, Auschwitz, Berlin: Hentrich.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Rhode-Juechtern, A. & Kublitz-Kramer, M. eds., 2004. Echolos: Klangwelten verfolgter Musikerinnen in der NS-Zeit, Bielefeld: Aisthesis-Verlag.  

Rovit, R., 2005. Cultural Ghettoization and Theater during the Holocaust: Performance as a Link to Community. Holocaust and Genocide Studies, 19(3), 459-486.  

Rovit, R. & Goldfarb, A., 1999. Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs, Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.