Сцена из театральной постановки "Юмор и Мелодия", поставленной "Театральной группой лагеря Вестерборк" с участием Камиллы Шпира и под руководством Макса Эрлиха. 27 сентября 1943 года. USHMM (15200), предоставлено Фотоархивом мемориала Яд Вашем.
USHMM Photo Archives

В начале 30-х годов XX века звезда кино Камилла Шпира была на пике своей карьеры. Казалось, она родилась для того, чтобы стать звездой: ее отец Фриц Шпира был одним из величайших актеров немецкого немого кино, ее мать  - Лотте Шпира была успешной актрисой, единственная сестра Камиллы станет звездой кино в послевоенной Восточной Германии. Меньше всего Камилла и ее муж задумывались над своими еврейскими корнями. Когда нацисты пришли к власти, Шпира не захотела покидать Германию, она была убеждена, что Гитлер продержится у власти самое большее несколько лет. К этому времени Шпира была прекрасно обеспечена, но ей хотелось выступать на сцене, поэтому актриса начала сотрудничать с Еврейской культурной ассоциацией  Идишер Культурбунд (нем. Kulturbund). Совершенно неожиданно круг поклонников Камиллы Шпира сузился только до немецко-еврейской публики. В 1938 году Шпира вместе с мужем отправляется в запланированный короткий гастрольный тур по Америке. Позднее она вспоминала, что они были единственными людьми на голландском судне, которые собирались возвращаться обратно в Германию. Время, проведенное в США, не доставило актрисе большого удовольствия: она оказалась не готова к изоляции и анти-иммигрантским настроениям, с которыми столкнулась. С тем же успехом, думала она, можно будет вернуться домой в Германию.

На обратном пути Шпира и ее муж услышали по радио о еврейском погроме в Германии, так называемой "Хрустальной ночи" (нем. Kristallnacht). Новости о горящих синагогах, публичных оскорблениях евреев, массовых облавах и депортациях шокировали их. Хотя багаж уже был отправлен в Берлин, они решают остаться в Голландии. Безопасность, которую семья обрела здесь, была лишь временной. В 1943 году они были отправлены в пересыльный лагерь Вестерборк. Здесь Шпира снова начала актерскую деятельность - она выступает перед еврейскими заключенными, помогает им на короткое время забыть об окружающей действительности.

В Вестерборке Камилла работает в лагерном кабаре вместе со многими знаменитыми артистами, такими же пленниками нацистов – например, с Максом Эрлихом и Вилли Розеном. Актриса была хорошо известна благодаря своей прежней работе в кино и театре, так что выступления Камиллы  с песенными хитами из кинофильмов и ревю сопровождались громкими аплодисментами. Публика

смеялась и хлопала так, как будто мы были в Берлине, на Курфюстендамм. Мы неожиданно оказались в каком-то другом месте, совершенно не похожем ни на что другое. Вы не можете себе этого представить. Здесь люди забывали на два часа обо всем на свете.

"Карьера" Камиллы Шпира в Вестерборке была недолгой. Друзьям семьи нееврейского происхождения удалось выкупить свободу Камиллы и ее мужа в том же году, когда они были помещены в лагерь. (В этом же году умерли родители Камиллы, отец принял смерть от рук нацистов). Кроме большой взятки, которую получили нацистские чиновники, получить свободу помогло и сценическое обаяние Камиллы. В октябре актриса дала прощальный концерт для обитателей Вестерборка.

После войны Шпира вместе с мужем смогла вернуться в Германию. В 1947 году актриса вернулась в Берлин и продолжила успешную кинокарьеру в обоих Германиях: Восточной и Западной. Актриса успешно снималась вплоть до 90-х годов, она участвовала в десятках кинофильмов и телевыступлений. Камилла Шпира умерла в 1997 году в Берлине, в возрасте 92 лет.

Список литературы

Broder, H.M. & Geisel, E., 1992. Premiere und Pogrom: Der Jüdische Kulturbund 1933-1941, Berlin: Siedler.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Rhode-Juechtern, A. & Kublitz-Kramer, M. eds., 2004. Echolos: Klangwelten verfolgter Musikerinnen in der NS-Zeit, Bielefeld: Aisthesis-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

A scene from the theatrical production 'Humor und Melodie' put on by the 'Westerbork Camp Theater Group' featuring Camilla Spira and under the direction of Max Ehrlich, Sep 27, 1943. USHMM (15200), courtesy of Yad Vashem Photo Archives.
USHMM Photo Archives

In the early 1930s, at the height of her career, Camilla Spira was a star of the film world.  She seemed to have been born to be a star: her father, Fritz Spira, was one of the greatest actors of German silent film, her mother Lotte Spira was also a successful actress, and her only sister was to become one of the stars of the East German film industry after the war. The last thing she or her husband were considering was her father’s Jewish origins. When the Nazis came to power, Spira did not want to leave Germany, convinced that Hitler would not last more than a few years at most.  Although financially secure for the time being, she wanted to perform, and began working for the Kulturbund.  Suddenly, there were only Jews in her audience.  In 1938, she and her husband were scheduled a short business trip to the United States.  They were, Spira remembered, the only people on the Dutch ship who wanted to return to Germany. Her time in the US did not impress her: she was unprepared for the segregation and anti-immigrant sentiment that she encountered.  One might as well, she thought, go back home to Germany.

It was on the return voyage, however, that the family heard over the radio of the Kristallnacht pogrom. They were shocked by the news of burning synagogues, public humiliation of Jews, and mass round-ups and deportations.  Although they had sent their luggage ahead to Berlin, they decided to stay in Holland. The safety they found there was only temporary, however, and they were eventually sent to the transit camp Westerbork in 1943.  There again Spira performed for all-Jewish audiences, helping them to forget for a brief time the reality that surrounded them.

In Westerbork, Spira worked with the many great cabaret artists imprisoned in the camp, including Max Ehrlich and Willy Rosen.  Already well known through her career in film and on stage, she was a great success, performing the songs from her hit movies and revues to great acclaim.  The audiences

laughed and clapped – it was as if we were in Berlin, on Kurfurstendamm.  We were suddenly somewhere totally different.  You can't imagine it.  The people there, they forgot everything in those two hours.

This 'career' in Westerbork was to be short lived.  Non-Jewish friends managed to buy the family freedom in the same year that they arrived in the camp.  (It was in the same year that both of her parents died, her father at the hands of the Nazis.) In addition to large bribes paid to the appropriate officials, Spira’s stage charm aided in their eventual release. The actress gave her farewell performance in Westerbork in October.

Spira and her husband were finally able to return to Germany; in 1947 she returned to Berlin, where she built up a successful movie career in both East and West Germany.  Her career stretched into the 1990s, and included dozens of films and television appearances.  She died in Berlin in 1997, at the age of 92.

Sources

Broder, H.M. & Geisel, E., 1992. Premiere und Pogrom: Der Jüdische Kulturbund 1933-1941, Berlin: Siedler.  

Jelavich, P., 2001. Cabaret in concentration camps. In Theatre and war, 1933-1945: performance in extremis. Balfour, Michael (Ed). New York: Berghahn Books.  

Rhode-Juechtern, A. & Kublitz-Kramer, M. eds., 2004. Echolos: Klangwelten verfolgter Musikerinnen in der NS-Zeit, Bielefeld: Aisthesis-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.