Летом 1941 года немецкая армия вторглась в Латвию. Несмотря на то, что латвийские евреи часто подвергались гонениям, в период между мировыми войнами в столице страны Риге сформировалась многолюдная и развитая еврейская община. В Латвии (также как в Литве и Эстонии) бытовало отчасти справедливое мнение, что еврейское сообщество поддерживает социалистические идеи и Красную армию. Это служило поводом для националистов и антисемитов к тому, чтобы ополчиться против евреев; энтузиазм, с которым произошло выступление против еврейского сообщества привел к стремительному и тотальному разрушению этих общин. Для большинства рижских евреев период заключения в гетто был кратким: люди, которые были загнаны в гетто в октябре 1941 года к концу декабря были практически поголовно уничтожены. Таким образом, нацисты освободили место для высланных из Рейха евреев. К этому времени вокруг центрального гетто были организованы еще несколько гетто меньшего размера. Они были сформированы по географическому признаку - поезда с узниками прибывали из Кёльна, Берлина, Карлсруэ, а позднее из Праги и Австрии, так что отдельные общины сохранились и создали свои собственные юденраты. Гетто было окончательно ликвидировано в конце 1943 года, выживших евреев из Риги и других латвийских гетто депортировали в Кайзервальд и его подлагеря. Город был освобожден Советской армией 13 октября 1944 года. Из большой латвийской еврейской общины пережили войну не более 1 000 человек - те, кто сумел бежать или чудом уцелел в нацистских лагерях.

Многообразие состава узников гетто способствовало появлению активной, хотя и непродолжительной, культурной жизни. Изначально в гетто попали многие музыканты, авторы и исполнители. Под руководством наспех собранного Юденрата были созданы школа, больница, дом престарелых и несколько культурных организаций. Но уже к началу декабря 1941 года большинство обитателей гетто были расстреляны в лесу под Ригой. Новые узники, прибывшие из Германии, жили в отдельных секторах на первоначальной территории гетто, каждый из которых имел собственное управление. И все же, даже в новой структуре узники гетто находили точки соприкосновения, в первую очередь это было сотрудничество в области культурной жизни. Театральные и культурные мероприятия обычно проводились в большом зале, расположенном в "кёльнском" секторе гетто. Знаменитые артисты довоенной Риги, которым удалось уцелеть во время первой ликвидации, составили костяк популярных исполнителей. Много талантливых музыкантов было также среди немецких, чешских и австрийских евреев, они исполняли как народные песни, так и классическую музыку. Кроме того, евреи, депортированные в это гетто из Вильно, привезли с собой идишские песни Виленского гетто, такие как "Тише! Тише!" (ид. трансл. Shtiler, shtiler) и песня Хирша Глика "Никогда не говори!" (ид. трансл. Zog nit keynmol).

 

Список литературы

Schneider, G. ed., 2000. Mordechai Gebirtig, his poetic and musical legacy, Westport, Conn.: Praeger.  

Turkov, Y., 1999. Latvia and Auschwitz. In Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs. ed. Rovit, R. and A. Goldfarb. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.

In the summer of 1941, the German army invaded Latvia.  Although the Jewish community there had been subject to frequent persecution, by the inter-war years the capital city, Riga, had a sizeable and well-established Jewish community.  In Latvia, however, as in Lithuania and Estonia, real and imagined Jewish support for socialism and the Red Army encouraged nationalistic anti-Semites to turn on Jews; their enthusiastic participation aided in the rapid and thorough destruction of these communities.  For most of Riga's Jews, the time in the ghetto was to be short: set up in October 1941, it was almost entirely liquidated by early December to make room for deported Jews from the Reich.  From that point on, there existed several smaller ghettos within the central ghetto space, organised according to nationality and by city: as trains arrived from Cologne, Berlin, Karlsruhe, and later Prague and Austria, individual communities would remain together and set up their own Jewish Councils.  The ghetto was finally destroyed in late 1943, and the surviving Jews from Riga and other Latvian ghettos were sent to Kaiserwald and its subcamps. The city was liberated by the Soviets on 13 October 1944.  Of the Latvian Jews, a total of about 1,000 survived, either in hiding, or in Nazi camps.

The diversity of the ghetto population ensured an active, albeit short-lived, cultural life.  The original ghetto included many musicians, writers, and performers.  Under the leadership of the hastily assembled Jewish Council, they established a school, hospital, old peoples’ home, and various cultural organisations.  However, by early December 1941 most of this population was murdered in a forest near Riga.  Newer arrivals from Germany lived in separate sections of the original ghetto space under separate leadership. There was nonetheless collaboration in the new ghetto structure, particularly in matters of entertainment.  Theatrical and cultural activity usually took place in the great hall located in the ‘Cologne’ section of the ghetto.  Many of the most popular performers were survivors of the early liquidation, who had been successful performers in pre-war Riga.  There were also many talented musicians among the German, Czech, and Austrian Jews, who performed folk songs as well as classical music.  In addition, deportees from Vilna brought Yiddish songs from the ghetto there, including ‘Shtiler, shtiler’ and Hirsh Glik’s ‘Zog nit keynmol’

Sources

Schneider, G. ed., 2000. Mordechai Gebirtig, his poetic and musical legacy, Westport, Conn.: Praeger.  

Turkov, Y., 1999. Latvia and Auschwitz. In Theatrical Performance during the Holocaust: Texts, Documents, Memoirs. ed. Rovit, R. and A. Goldfarb. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press.