Известный своей едкой сатирой и  злободневными эстрадными выступлениями, писатель Юра Зойфер не прекращал критические выступления против нацистского режима все время своего заключения в лагерях Дахау и Бухенвальд, вплоть до безвременной гибели в Бухенвальде в  возрасте 26 лет. Юра Зойфер родился 8 декабря 1912 в Харькове, где провел спокойное и безмятежное детство. После революции семья харьковского промышленника Зойфера эмигрировала в Австрию. В Вене Юра стал проявлять все больший интерес к политической деятельности и принял решение о вступлениив Сциалистический союз молодежи. Все свое время он посвящал двум главными увлечениям: театру и политической журналистике, часто совмещая их в своих политико-сатирических произведениях. Ранние сочинения Зойфера носили явно социалистический харатктер, поэтому в начале 30-х он был вынужден скрывать свои политические взгляды. Зрители знали о его политических пристрастиях, однако, несмотря ни на что, антифашистские эстрадные выступления Зойфера были чрезвычайно популярны.

Как социалисту и еврею, Зойферу было не избежать ареста в нацистской Германии. Первый арест в 1937 году был случайным и коротким. Однако вскоре полицейские чиновники изменили свое решение, и Зойфер был заключен в тюрьму уже на три месяца. Менее чем через месяц после освобождения, Юра попытался пересечь Австро-Швейцарскую границу, изображая туриста-горнолыжника. Но  попытка провалилась - Зойфер был арестован немецкими пограничниками и депортирован в Дахау.

После заключения в лагерь, Зойфер вместе с композитором Гербертом Циппером был определен на тяжелые физические работы в команду "тягловых лошадей". Работая вместе, ежедневно таская тяжелые телеги с цементом по территории лагеря, Зойфер и Циппер обсуждали необходимость записывать все происходящее, чтобы удержать в памяти события. Как-то у Циппера возникла идея, что нацистский лозунг "Труд освобождает" (нем. Arbeit macht Frei) можно было бы положить в основу песни. Спустя несколько дней Зойфер прочитал ему готовое стихотворение, Циппер же написал музыку к этим словам. Так появилась знаменитая "Песня Дахау" (нем. Dachaulied).

Осенью 1938 Юра Зойфер вместе с Циппером и некоторыми другими заключенными был переправлен в лагерь Бухенвальд. Здесь он часто выступал в организованном заключенными кабаре в качестве актера, и многие бывшие заключенные вспоминали его и его яркие шутки. Бывший заключенный Бухенвальда рассказал:

"Юра вскоре стал знаменитостью в лагере... у него были идеи, которые он никогда не записывал, но, когда это исполнялось несколькими актерами, получалось своего рода лагерное кабаре..., хотя это было строго запрещено. Юра вместе с известным венским автором песен Германом Леопольди и некоторыми другими заключенными, соединяли несколько программ, в которых они как бы приближали к нам нашу родину, и которые в общем высмеивали фашизм.

Зойфер прожил в Бухенвальде не больше нескольких месяцев. После "Хрустальной ночи" (нем. Kristallnacht) в лагерь прибыла большая партия евреев. Условия существования в, и без того переполненном, лагере стали совсем невыносимыми. Зимой 1938-39 гг. разразилась эпидемия тифа,  унесшая жизни сотен голодных и ослабевших евреев. Зойфер был направлен на незавидную работу уборщика трупов: он должен был заворачивать тела солагерников в одеяла, а затем транспортировать их к воротам лагеря. Как почти все, кто был назначен на эту работу, он заболел тифом и был доставлен в больницу. Всего несколько недель Юра Зойфер не дожил до свободы, умерев в лазарете в феврале 1939 года.

 

Список литературы

Cummins, P., 1992. Dachau Song: The Twentieth Century Odyssey of Herbert Zipper, New York: Peter Lang.  

Hippen, R., 1988. Es Liegt in der Luft: Kabarett im Dritten Reich, Zürich: Pendo-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

Known for his biting satires and cabarets, the writer Jura Soyfer continued to criticise the Nazi regime throughout his imprisonment in Dachau and Buchenwald, until his untimely death in Buchenwald at the age of 26.  Born on 8 December 1912 in Kharkow, the Ukraine, Soyfer enjoyed a comfortable and privileged childhood. After the Revolution, his family decided to emigrate to Austria.  In Vienna, Soyfer became increasingly interested in politics, deciding at a young age to join a youths’ socialist association.  He divided his time between his two main interests: theatre and political journalism, frequently combining them in political comedy pieces. Whereas his early material explicitly celebrated socialism, by the early 1930s he was forced to conceal his political agenda.  Audiences understood the political implications, however, and his anti-fascist cabarets became extremely popular.

As a socialist and a Jew, Soyfer’s arrest seemed inevitable.  He was first arrested accidentally in 1937; the police, however, quickly decided he was worthy of imprisonment, and he was jailed for three months.  Less than a month after being released, he tried to flee over the border to Switzerland by posing as a tourist on a skiing vacation. The border guards caught him, and he was later deported to Dachau.

Upon arriving at the camp, Soyfer was assigned, together with the composer Herbert Zipper, to the physically demanding work commando of ‘pack horses’.  As he and Zipper slaved together, dragging the cement cart through the camp, they discussed the importance of recording their experiences in order to preserve them.  Zipper suggested to Soyfer that the Nazi slogan 'Arbeit macht Frei' (Work will set you free) would make a good basis for a song.  A few days later Soyfer recited a poem to him, and Zipper set the poem to music.  This became the well-known ‘Dachaulied’ (Dachau song).

In the autumn of 1938, Soyfer was transferred, together with Zipper and some other inmates, to Buchenwald.  Here he was active as a cabaret performer, and many former inmates remembered him and his jokes vividly.  A former Buchenwald inmate reported:

Jura was soon well known in camp ... he had ideas that he never wrote down, but that, when performed by a few actors, made up a sort of camp cabaret ... although it was strictly forbidden, Jura, along with the famous Viennese songwriter Hermann Leopoldi and some others, put together a few programmes in which they brought our homeland closer to us, or that in a general way mocked fascism.

Soyfer did not survive more than a few months at Buchenwald.  The large shipments of Jews brought to the camp after Kristallnacht crowded the already cramped quarters, and living conditions became unbearable.  In the winter of 1938-39 a typhus epidemic broke out, killing hundreds of starving and weak Jews.  Soyfer was assigned the unenviable job of corpse-bearer, wrapping corpses in blankets and then transporting them to the gates of the camp.  Like almost everyone who was assigned this job, he contracted typhus, and was brought to the infirmary.  He was due to be released from camp in only a few weeks, but died in February 1939. 

Sources

Cummins, P., 1992. Dachau Song: The Twentieth Century Odyssey of Herbert Zipper, New York: Peter Lang.  

Hippen, R., 1988. Es Liegt in der Luft: Kabarett im Dritten Reich, Zürich: Pendo-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.