Айнци Штольц (Айнци - прозвище Ивонны Луизы Ульрих, жены австрийского композитора Роберта Штольца), вспоминала о Германе Леопольди так:

Леопольди был для нас своего рода существом с другой планеты. Его спасение из Бухенвальда и Дахау граничило с чудом. В ужасе концентрационных лагерей он сумел сохранить веру в лучшее,  и даже в те трудные времена оставался оптимистом и поддерживал  в окружающих веру и мужество.

Герман Леопольди был одним из немногих выживших в войне евреев - участников знаменитых венских кабаре 20-х годов. Он был заключен поочередно в два наиболее известных нацистских лагеря, в последний момент чудом обрел свободу и сумел продолжить музыкальную карьеру в послевоенные годы – вначале в Нью-Йорке, а потом и в Австрии.

Под влиянием отца, профессионального артиста эстрады и пианиста Леопольда Леопольди, Герман и его старший брат также стали профессиональными эстрадными артистами. Герман, родившийся 15 августа 1888 года, получил при рождении имя Херш Кон. Семья приняла фамилию Леопольди только в 1921 году, когда Герману было уже 33 года. Отец дал своим сыновьям прекрасное музыкальное образование. В юности Герман подрабатывал аккомпаниатором и пианистом в барах, а позднее создал собственное шоу в уникальном стиле музыкальной комедии, сопровождая свое пение игрой на фортепиано. Во время войны Леопольди был призван в армию и служил пианистом и артистом фронтового варьете, веселившего солдат.

В 1922 году в Вене братья Леопольди в партнерстве с Фрицем Визенталем основали собственное кабаре. "Кабаре Леопольди-Визенталь" просто взорвало город, на сцене этого успешнейшего заведения выступали самые известные артисты австрийской эстрады, в том числе и Фриц Грюнбаум.  И все же, несмотря на восторги публики, в 1925 году кабаре обанкротилось. Герман Леопольди продолжил карьеру, гастролируя по Центральной Европе. Он стал одним из самых популярных артистов своего времени, писал музыку для многочисленных венских певцов и шансонье, сотрудничал с Фрицем Лёнер-Беда и другими известными эстрадными звездами.

11 марта 1938 года Леопольди выехал на гастроли в Чехословакию, но заполненный австрийскими беженцами поезд отправили обратно чешские пограничники. Супруги Леопольди, которые прекрасно осознавали шаткость  своего положения в аннексированной Австрии, стали готовить бумаги для эмиграции  в США.

Все было готово к отъезду, когда 26 апреля в дверь Леопольди постучала полиция. Артиста бросили в тюрьму, а вскоре отправили в концлагерь Дахау, где уже находились многие другие звезды австрийского кабаре, такие как Грюнбаум и Лёнер-Беда. Позднее Леопольди и другие артисты эстрады были переведены в Бухенвальд. Деятельность Леопольди имела огромное значение для культурной жизни заключенных: артист выступал перед узниками с концертами, сочинил в соавторстве с поэтом Лёнер-Бедой "Песню Бухенвальда" (нем. Buchenwaldlied). Ее написали специально на конкурс, организованный лагерным начальством. Представлял "Песню Бухенвальда" другой заключенный, не-еврей Капо. Она была признана лучшей, впрочем, обещанной награды никто так и не получил... Несмотря на оптимистичное настроение и текст песни, она была популярна как у заключенных, так и у лагерного персонала. Много лет спустя Леопольди вспоминал, что эта песня:

Сильно порадовала начальника лагеря, который был глуп настолько, что не понимал ее революционности. С тех пор мы должны были петь этот марш утром, в полдень и ночью. Начальник лагеря Редль любил потанцевать под эту мелодию в одной части лагеря, в то время как в другой части избивали заключенных плетьми. Из нашего поселения песня распространилась в окрестные деревни, а вскоре стала повсеместно известна.

Пока Леопольди страдал в Бухенвальде, его жена и ее родители, успевшие бежать в Америку, изо всех сил пытались получить для него выездные документы в США. Благодаря большой взятке и огромной удаче, 11 апреля 1939 года Леопольди получил визу и был освобожден как американский гражданин. Он немедленно сел на корабль и вскоре на пристани в Нью-Йорке его радостно приветствовала семья и репортеры. Доброжелательные репортажи о прибытии Леопольди в "Большое Яблоко" (неофициальное название Нью-Йорка) значительно облегчили вхождение артиста в культурную жизнь Америки. Один из немногих артистов-эмигрантов, Леопольди быстро делает успешную карьеру в Нью-Йорке.

"Венские песни" (нем. Wiener Lieder), которые Леопольди исполняет на немецком и английском языках, пользуются успехом у публики, артист даже открывает музыкальное кафе под названием "Венский фонарь". Это заведение было популярно у американцев, но все же его основными посетителями были артисты, сбежавшие от нацистского режима.
По словам Айнци Штольц, это кафе было "оазисом подлинной Вены в самом центре Нью-Йорка, где можно было пару часов помечтать о Вене, такой недостижимо далёкой, но живущей в вашем сердце". Любовь к родине, которую не смогли ослабить ни нацистские преследования, ни причиненные войной разрушения, подвигла супругов Леопольди к возвращению в Вену в 1949 году. На родине они помогали восстанавливать культурное достояние, отличавшее Вену 20 лет назад. Возобновив резко оборванную в 1938 году карьеру, Леопольди выступает и гастролирует по всей территории послевоенной Германии, Австрии и Швейцарии. За вклад в возрождение Австрии и за заслуги перед Австрийской республикой в 1958 году Леопольди был награжден Золотой медалью почета. В июне 1959 года артист умер в Вене от сердечного приступа в возрасте 71 года.

Список литературы

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

Einzi Stolz, wife of the Austrian composer Robert Stolz, remembered Hermann Leopoldi thus:

Leopoldi was for us all some sort of creature from a different planet. Through a salvation bordering on a wonder he had survived the horrors of concentration camps Buchenwald and Dachau.  He maintained his belief in the good in humanity and remained an optimist, who gave courage and confidence to many in times of difficulty.

One of the few surviving Jewish members of the vibrant cabaret scene of 1920s Vienna, Leopoldi was interned in two of Nazi Germany’s most notorious camps, obtained a last-minute release, and resumed his career first in New York and then in Austria after the war.

With a father (Leopold) who was a committed entertainer and pianist, Hermann, along with his older brother, was destined to pursue a life in entertainment.  He was born on 15 August 1888 as Hersch Kohn; the family changed its last name to Leopoldi in 1921, when Hermann was already 33 years old.  Leopold gave both of his sons extensive musical training.  As a teenager Hermann was an accompanist and bar pianist, and put on his own shows in a unique style of musical comedy, accompanying his songs on the piano.  During the war, Leopoldi enlisted, and was employed as a pianist and entertainer in variety shows that played for soldiers on the front.

In 1922, the two Leopoldi brothers, along with Fritz Wiesenthal, opened the ‘Kabarett Leopoldi-Wiesenthal’.  In a city exploding with cabaret, it was recognised as one of the most successful venues, and it hosted well-known Austrian cabaret artists including Fritz Grünbaum.  Despite enthusiastic reviews, however, the cabaret was forced to close in 1925 due to growing debt. Hermann nonetheless managed to continue his career, touring throughout central Europe.  He became one of the best-known performers of the time, writing the music to many hit Viennese songs and chansons, and working with well-known artists like Fritz Löhner-Beda.

On 11 March 1938 Leopoldi embarked on a train journey to a scheduled performance in Czechoslovakia.  The train, overflowing with hopeful refugees, was turned back by Czech border guards. Leopoldi and his wife, aware of their precarious situation in annexed Austria, had been arranging the papers for their emigration to the USA.

They had got everything in order when, on 26 April, the police arrived at his door to take him in for questioning.  He was thrown in jail, and soon after sent to Dachau, where other greats of the Austrian cabaret, including Grünbaum and Löhner-Beda, were also interned.  Later he and many others were transferred to Buchenwald, and it was here that he had the greatest impact on camp cultural life. He performed his own songs for other prisoners, and most famously, in response to a contest initiated by the camp commander, composed the 'Buchenwaldlied' (Buchenwald song) together with Löhner-Beda.  Entered by a non-Jewish Kapo, the song was selected as the winner, although the promised prize was never distributed.  Despite its optimistic mood and text, the song was popular with the camp personnel as well as with the prisoners.  Years later Leopoldi remembered that the song

pleased the camp commander intensely; in his stupidity he did not see how revolutionary the song actually was.  From this day on we had to sing the march morning, noon and night …. Rödl [the camp commander] liked to dance to the melody, while the camp music played on one side, and on the other side people were being whipped … Through our work colony the song was brought to surrounding villages, and soon it was known throughout the land.

While Leopoldi was suffering in Buchenwald, his wife and parents-in-law were trying frantically to get him a visa to the United States, where they had already arrived.  After a large bribe and a great deal of luck, on 11 April 1939 Leopoldi received a visa and was released.  He immediately boarded a ship to New York, and was greeted at the dock by family and New York reporters.  Their positive articles about his arrival in the Big Apple greatly simplified his entrance into American cultural life.  Rare among cabaret artist émigrés, Leopoldi quickly established a successful career in New York.

Leopoldi successfully performed both German and English language versions of his ‘Wiener Lieder’, and even ran a musical café called Viennese Lantern.  This café, popular with Americans, but especially catering to the community of artists who had fled the Nazi regime, was according to Einzi Stoltz 'an oasis of authentic Vienna in the middle of New York, where for a few hours you could dream of a Vienna that was so far away and unattainable, yet lived on in your heart'.  This love for his homeland, unabated by his internment and the destruction wreaked by the war, led Leopoldi and his wife to return to Vienna in 1949.  Here he went on to help rebuild the cultural richness that the city had enjoyed twenty years before.  Resuming the career cut short in 1938, he performed and toured all over post-war Germany, Austria and Switzerland.  In a powerful sign of the transformative impact he had on the reconstruction of Austria, in 1958 Leopoldi was awarded the Golden Medal of Honour for service to the Republic of Austria. He died in Vienna of a heart attack in June 1959, at the age of 71.

Sources

Kuna, M., 1993. Musik an der Grenze des Lebens: Musikerinnen und Musiker aus Böhmischen Ländern in Nationalsozialistischen Konzentrationslagern und Gefängnissen, Frankfurt/M.: Zweitausendeins.  

Silverman, J., 2002. The Undying Flame: Ballads and Songs of the Holocaust, Syracuse University Press.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.