Фриц Грюнбаум, 1932. © Copyright by Bildarchiv der Österreichischen Nationalbibliothek, Wien.
USHMM Photo Archives

Стремясь "дать немного счастья" своим товарищам, тяжело больной Фриц Грюнбаум, австро-еврейский конферансье и звезда довоенных кабаре, дал свое последнее выступление перед группой умирающих заключенных. До гибели в Дахау в 1941 году, артист вел удивительно успешную и разнообразную театральную жизнь. Он родился в 1880 году. Несмотря на юридическое образование, Грюнбаум всегда был увлечен театральными представлениями и кабаре. В 1906 году он впервые вышел на сцену, и в итоге стал звездой знаменитого венского кабаре "Симпл". Грюнбаум активно концертировал в Берлине и Мюнхене и входил в число артистической элиты, определявшей культурную жизнь австрийской столицы.

После прихода к власти нацистов, карьера Грюнбаума в Берлине закончилась, но он продолжал работать в жанре политического кабаре на венской сцене. Он открыто ставил произведения, высмеивающие Гитлера, отсутствие свободы и невозможность инакомыслия в Австрии. В марте 1938 года кабаре "Симпл" представило последнее ревю Грюнбаума. Когда открылся занавес, публика увидела затемненную сцену, по которой бродил Грюнбаум и восклицал: "Я ничего не вижу, абсолютно ничего. Я, должно быть, заблудился в национал-социалистической культуре". На следующий день артисту запретили выступать и в Австрии. После вторжения нацистов в Австрию, Грюнбаум с женой пытались бежать в Братиславу, но были возвращены назад. Позднее он был заключен в тюрьму, а затем переведен в изолятор временного содержания СС.

В мае 1938 года Грюнбаум был выслан в Дахау. Среди заключенных он встретил Фрица Ленера-Беда, находившегося в лагере с апреля 1938 года. Один  из бывших узников Дахау вспоминал пародийные сценки Грюнбаума и его заявление о том, что он хотел бы лично уничтожить Рейх. Грюнбаум утешал заключенных, "утверждая, что абсолютные лишения и постоянный голод - лучшее средство от диабета". Когда офицер СС отказался дать артисту кусок мыла, Грюнбаум пошутил, что "те, у кого нет денег на мыло, не могут позволить себе иметь концентрационные лагеря". На короткое время артиста перевели в Бухенвальд, и он продолжил свои выступления в новом лагере, но потом Грюнбаума вернули в Дахау, где ему суждено было умереть.

Это было в канун Нового года, в 1940 г. будучи серьезно больным туберкулезом, он решил поставить шоу, чтобы развлечь заключенных в лагерном лазарете. Несмотря на болезненный внешний вид, один из заключенных узнал его, помятуя о его славных временах в Вене. Грюнбаум обратился к нему:

Прошу вас, перед вами выступает не Фриц Грюнбаум, а номер... [и назвал свой лагерный номер], который просто хочет дать вам немного счастья в этот последний день уходящего года.

Вскоре после этого финального шоу он попытался покончить жизнь самоубийством, но был "спасен" офицером СС. Только две недели спустя, 14 января 1941 года, было составлено заключение о его смерти, согласно которому он умер из-за слабого сердца.

Список литературы

Hippen, R., 1988. Es Liegt in der Luft: Kabarett im Dritten Reich, Zürich: Pendo-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.

Fritz Grünbaum, 1932. Copyright © Bildarchiv der Österreichischen Nationalbibliothek, Wien.
USHMM Photo Archives

Motivated by the desire to ‘spread a little happiness’ among his comrades, Fritz Grünbaum, the Austrian-Jewish entertainer and cabaret star, gave his final show before a group of dying prisoners while himself deeply ill.  Before his 1941 death in Dachau, Grünbaum had enjoyed a remarkably successful and varied theatrical life.  Born in 1880, he completed his studies in law, but always felt drawn to performance and cabaret.  In 1906 he gave his first performance in Vienna, ultimately becoming a core member of the famous Viennese cabaret Simpl.  He established active careers in cabaret in Berlin and Munich, and was part of an elite group of cabaret artists who defined cultural life in the Austrian capital.

Although his career in Berlin ended with Hitler’s rise to power, Grünbaum continued to put on political cabaret in Vienna.  He insisted on staging pieces that openly mocked Hitler, the lack of freedom under Nazism, and the impossibility of dissent in Austria.  In March 1938 he gave his last revue with the cabaret Simpl.  The curtains opened on a darkened stage, and Grünbaum wandered out, crying: "I see nothing, absolutely nothing.  I must have wandered into the National Socialist culture".  The next day he was banned from performing again in Austria.  When Germany invaded, Grünbaum  attempted to flee, but was sent back with his wife while trying to get to Bratislava.  He was eventually put in prison, and then transferred to a temporary SS holding facility.

In May 1938 he was deported to Dachau.  There, he met among the prisoners Fritz Löhner-Beda, who had been brought to the camp in April 1938.  One former inmate remembered how Grünbaum put on skits insisting that he would personally dismantle the Reich.  He would comfort prisoners 'by arguing that absolute deprivation and systematic starvation were the best defenses against diabetes'.  When an SS officer denied his request for soap, he joked that 'anyone who doesn’t have money for soap can't afford concentration camps'.  He was soon transported to Buchenwald, where he was also active in cultural activity, only to be returned to Dachau, where he was to die.

It was on New Year’s Eve, 1940, that Grünbaum gave his last performance.  Gravely ill with tuberculosis, he decided to put on a show for the entertainment of prisoners in the camp infirmary.  Despite his sickly appearance, one of the prisoners recognised him from his glory days in Vienna.  Grünbaum pleaded:

I beg of you, Fritz Grünbaum is not performing for you, but instead it is the number [and recited his camp number], who just wants to spread a little happiness on the last day of the year.

Soon after this final show he attempted suicide, but was 'saved' by the SS officers.  Just two weeks later, on 14 January 1941, a death certificate was made up for him.  He had succumbed, according to the Nazis, to a weak heart.

Sources

Hippen, R., 1988. Es Liegt in der Luft: Kabarett im Dritten Reich, Zürich: Pendo-Verlag.  

Stompor, S., 2001. Judisches Musik- und Theaterleben unter dem NS-Staat, Hannover: Europaisches Zentrum fur Judische Musik.