Авраам Суцкевер – один из наиболее значимых современных еврейских поэтов. Родился он 15 июля 1913 года в Сморгони (позднее вошедшей в состав СССР, в настоящее время – в составе Белоруссии) в бедной, но образованной семье. В Вильно семья осела, когда Авраам был еще ребенком. В ранней юности Суцкевер решил стать поэтом, он начал общаться с членами группы "Молодой Вильно" (ид. трансл. Yung Vilne), в которую входили честолюбивые еврейские писатели. Первый сборник, вышедший в 1937 году, носил безыскусное название "Стихи". Оказавшись в Виленском гетто, Суцкевер, как и другие члены этой левой группы, продолжил поэтическое творчество  и стал одним из наиболее знаменитых поэтов гетто. Понемногу, благодаря крепнувшей связи с партизанами, его сочинения стали  носить более политический характер. Поэма "Детская могила", написанная в память о погибшем новорожденном сыне, победила в литературном конкурсе в гетто и получила награду. Его песня "Под твоими белыми звездами" (ид. трансл. Unter day nevay seshtern) на музыку Аврома Брудно, была одной из самых известных в гетто. "Это был Суцкевер, которого судьба забросила в гетто, заставила его жить в аду и оставила в живых", – вспоминал один из его выживших соратников.
 
По мере того, как жизнь в гетто менялась к худшему и перспективу "окончательного решения" становилось все сложнее игнорировать, евреи-подпольщики активизировали свою работу. Суцкевер участвовал во множестве акций сопротивления: например, чтобы добыть оружие, он и несколько друзей выкрали свинцовые шрифты из типографии, расплавили их и "отлили из букв свинцовые пули". "Мы отливали расплавленные шрифты так, как наши праотцы однажды в храме лили масло в золотые меноры". Когда эсесовцы решили конфисковать еврейские книги в Вильно, в этом славившемся замечательной еврейской библиотекой и университетом городе, Суцкевер организовал хранение наиболее ценных текстов, благодаря заботе Авраама многие тексты сохранились до конца войны. Он был также ключевой фигурой в цепочке, осуществлявшей котрабанду ценных документов Еврейского научно-исследовательского института (YIVO). Узнав о приближающейся ликвидации гетто, Суцкевер с женой бежали в Москву. 

Вскоре после окончания войны Суцкеверы, обеспокоенные растущей враждебностью, уехали из СССР и отправились сначала во Францию, а потом в Израиль. Добравшись до Израиля, Суцкевер узнал о сталинских репрессиях, стоивших жизни многим еврейским писателям и актерам (которые, как и он, только что пережили нацистский террор). В конце концов, поэт остался в Израиле, где стал видной фигурой национальной культуры. Писатель продолжал работать, основал значимый литературный журнал, он поддерживал и собирал вместе выживших еврейских деятелей культуры. После войны он неохотно публиковал многие из стихотворений.  В конце концов, в 1979 году он выпустил книгу ранних произведений, предварительно их переработав. Затем поэт перебрался в Тель-Авив, где утвердил свою репутацию одого из значительных представителей послевоенной еврейской культуры.

Список литературы

Adler, H. & Richter, M., 1994. Gesänge aus der Stadt des Todes: Todeslagergedichte aus dem Wilnaer Ghetto 1941/42, Berlin: Hentrich.  

Arad, Y., 1980. Ghetto in Flames: The Struggle and Destruction of the Jews in Vilna in the Holocaust, Jerusalem: Yad Vashem: Martyrs' and Heroes' Remembrance Authority Ktav Pub. House.  

Freund, F., Ruttner, F. & Safrian, H. eds., Ess Firt Kejn Weg Zurik.: Geschichte und Lieder des Ghettos von Wilna, 1941-1943, Vienna: Picus.  

Leftwich, J., 1971. Abraham Sutzkever: partisan poet, New York: T. Yoseloff.  

Sutzkever, A., 1981. Burnt pearls: ghetto poems of Abraham Sutzkever., Oakville, Ont: Mosaic Press/ Valley Editions.

Avraham Sutzkever

Avraham Sutzkever. From "Musique dans les Ghettos". Claude Torres.

Avraham Sutzkever, one of the most important contemporary Yiddish poets, was born to a poor but educated family on 15 July 1913 in Smorgon (then part of the Russian Empire, today in Belarus). His family settled in Vilna while he was still a child.  From early on Sutzkever wanted to be a poet, and he became involved with “Yung Vilne” (Young Vilna), a group of aspiring Yiddish writers. His first collection, titled simply Lider (Poems), was published in 1937.  With the establishment of the Vilna ghetto, Sutzkever, like the other members of the leftist group, continued his creative work, and became one of the ghetto's most celebrated poets. Gradually, through his extensive involvement with the partisans, his writings became more political.  A poem written to his murdered newborn, 'The Grave Child', won a ghetto literary prize, and his song 'Unter dayne vayse shtern' (Under your white stars), set to music by Avrom Brudno, was one of the most popular in the ghetto.  A friend and fellow survivor from Vilna believes that 'it was Sutzkever whom fate had put into the Vilna ghetto, made him live in hell and come out alive'.

As life in the ghetto grew increasingly difficult, and the reality of the 'Final Solution' became harder and harder to deny, the activities of the underground partisans intensified.  Sutzkever was involved in many acts of resistance: in the struggle to build weapons to use against their Nazi oppressors, for example, he and some friends stole lead type from a printing house and melted it, 'melting words into bullets of lead.  We poured the molten type as our forefathers once in the temple poured oil into golden menorahs'.  When the SS demanded the seizure of Jewish books in Vilna, a city famed for its remarkable Jewish library and university, Sutzkever helped to organise the burial of the most important texts, many of which ultimately survived the war.  He was also a key figure in smuggling valuable documents from the YIVO (Jewish Scientific Institute).  After receiving word of the ghetto's impending liquidation Sutzkever and his wife escaped to Moscow.

Shortly after the war, uneasy with the increasingly hostile climate in Stalinist Russia, the couple left, travelling to France and then on to Israel.  It was while in Israel that Sutzkever learned of the Stalinist purges, which cost the lives of many of the Jewish writers and artists who, like him, had barely survived Nazism.  He finally settled in Israel, where he became a central figure in Yiddish culture. In addition to continuing his own writing, he founded a leading Yiddish literary magazine, and committed himself to supporting and gathering together surviving Yiddish artists.  In the decades after the war, he was reluctant to publish many of his most anguished and despairing ghetto poems.  Finally, in 1979 he released a volume of these early writings, though only after much revision.  The poet then moved to Tel Aviv, where he established himself as one of the most important figures of post-war Yiddish culture.

Sources

Adler, H. & Richter, M., 1994. Gesänge aus der Stadt des Todes: Todeslagergedichte aus dem Wilnaer Ghetto 1941/42, Berlin: Hentrich.  

Arad, Y., 1980. Ghetto in Flames: The Struggle and Destruction of the Jews in Vilna in the Holocaust, Jerusalem: Yad Vashem: Martyrs' and Heroes' Remembrance Authority Ktav Pub. House.  

Freund, F., Ruttner, F. & Safrian, H. eds., Ess Firt Kejn Weg Zurik.: Geschichte und Lieder des Ghettos von Wilna, 1941-1943, Vienna: Picus.  

Leftwich, J., 1971. Abraham Sutzkever: partisan poet, New York: T. Yoseloff.  

Sutzkever, A., 1981. Burnt pearls: ghetto poems of Abraham Sutzkever., Oakville, Ont: Mosaic Press/ Valley Editions.