Семилетний мальчик играл на скрипке у окна квартиры, находившейся в еврейском рабочем квартале Роттердама, где жила его семья. Мальчик – абсолютный самоучка – в какой-то момент осознал, что музыка помогает ему на время укрыться от убожества окружающего мира. Однажды Леон Блурман, преподаватель по классу скрипки в консерватории, случайно прогуливался поблизости и услышал игру юного Луиса Баннета. Поднявшись наверх, в крохотную квартирку, он организовал внеплановое прослушивание. Блурман устроил вундеркинда в консерваторию качестве студента и взял Луиса под свою опеку.

Баннет был самым юным студентом консерватории и относился к учебе очень серьезно. Вместе с несколькими однокурсниками, он создал небольшой оркестр. Музыканты играли на Бар-мицвах и на улицах города, добывая таким способом скудный заработок. Луис Баннет был так талантлив, что в 1923 году двенадцатилетнего музыканта выбрали для выступления перед голландской королевой Вильгеминой во время ее визита в город.

После окончания учебы талантливому музыканту пришлось бороться за выживание. В послевоенные годы экономическая ситуация в Голландии была непроста, и молодых исполнителей, испытывающих затруднения, никто не поддерживал. Баннет находил лишь случайную работу – аккомпанировал в составе оркестра на днях рождениях или сеансах немого кино. Переворот в судьбе музыканта произошел во время первого прослушивания джазовых записей Луи Армстронга. Музыка совершенно пленила Баннета. Юноша держал в руках трубу и теперь он знал, куда двигаться дальше. Благодаря финансовой поддержке своего дяди, Баннет поступил в класс Аарона де Вриса, а параллельно оттачивал технику игры на трубе и слушал все записи Луи Армстронга и его "Горячей пятерки", какие только мог найти.

Через несколько лет Баннет получил место трубача в бенде "Антон Свон и Свонтокеры", музыканты играли в танцевальных залах и клубах Амстердама и Гааги. В 1934 году "Ритмическая пятерка Луиса Баннета" начала выступления. В ее состав входили – барабанщик Мориц фон Клиф, вибрафонист Дик фон Хевел, контрабасист и саксофонист Жак де Врис и пианист Лекс фон Церен. Новая музыкальная группа успешно гастролировала по Центральной Европе. А когда Баннет добавил к инструментальным выступлениям вокальные номера, газеты окрестили его "голландским Армстронгом".

К концу 30-х годов Баннет получил репутацию блестящего исполнителя на духовых инструментах. Угроза нацизма не слишком волновала молодого музыканта, скорее об этом беспокоились его еврейские друзья. Нейтралитет Голландии, а также традиционная голландская терпимость, вселяли в Баннета ложную уверенность в настоящем и будущем.

10 мая 1940 года эта уверенность пошатнулась. Нацисты разбомбили родной город Баннета, позднее оккупировали всю страну, и Голландия быстро сдала свои позиции. Вскоре началось уничтожение голландских евреев. Друзья Баннета срочно обеспечили музыканта поддельными документами и спрятали в деревне. Но слава и успех сыграли против Баннета: гестаповцы узнали музыканта и арестовали его 15 декабря 1942 года. После допроса в управлении гестапо, трубача отправили в транзитный лагерь Вестерборк, в котором голландские евреи ожидали отправки на восток. 

22 января 1943 года Баннета посадили в транспорт, идущий в концлагерь Освенцим. Музыкант попал в подразделение главного лагеря – Биркенау. Во время селекции он оказался в числе нескольких десятков счастливчиков, которых оставили работать, а не отправили прямиком в газовую камеру. В Биркенау Луис встретил старого роттердамского друга, он сумел организовать для него и еще нескольких голландских музыкантов прослушивание у капо музыкального блока. Молодого трубача приняли в мужской оркестр Биркенау. В компании нескольких соотечественников, Луис Баннет создал джазовую группу и играл перед нацистскими поклонниками джаза.

К концу 1944 года, когда Красная Армия подошла вплотную к границам Третьего Рейха и военная ситуация для Германии ухудшилась, нацисты начали массовую эвакуацию концлагерей. Баннет и другие музыканты были отправлены в вагоне для перевозки скота в расположенный недалеко от Берлина концлагерь Заксенхаузен. Затем музыкантов перевели на принудительные работы в Ордруф, вспомогательный лагерь Бухенвальда. В конце концов, Баннета перевели в переполненный и лишенный продовольствия концлагерь Бухенвальд. Вскоре в лагере начался хаос. Весной 1945 года измученного и больного Луиса Баннета отправили последний раз на поезде, на этот раз в Прагу.

Одновременно с окончанием войны, Баннет очнулся от комы в пражской больнице. Он быстро оправился в освобожденном Терезинштадте, а в июне 1945 года был переведен в лагерь для перемещенных лиц в городе Бамберг, в Германии. Здесь Баннет восстановил свои музыкальные навыки и снова начал играть на трубе и скрипке. Вскоре Луис Баннет познакомился с Флорой, бывшей заключенной Бухенвальда, которая потеряла в лагере мужа. Они поженились и поселились в Амстердаме. В этом городе Луис Баннет, Мориц фон Клиф и Жак де Врис возродили "Ритмическую пятерку". В 1953 году Баннет поступил на службу в канадскую армию в качестве музыканта. А в 1957 году эмигрировал в Канаду вместе с женой и сыном. Здесь он продолжил музыкальную карьеру – Баннет записал семнадцать музыкальных альбомов, в разных жанрах – от джаза до венгерского фольклора и рождественских гимнов. Скончался "голландский Армстронг" в Торонто в 2002 году.

  

Список литературы 

Shuldman, K., 2005. Jazz Survivor: The Story of Louis Bannet, Horn Player of Auschwitz, London & Portland, OR: Valentine Mitchell.

Louis Bannet

Louis Bannet in 2001. Image courtesy of Hans Vanderwerff

The seven-year-old sat playing the violin at his window in the working class Jewish Rotterdam neighbourhood where he lived with his family.  The boy completely self-taught found that his love for music provided a temporary escape from his impoverished environment.  One day Leon Bloorman, a violin teacher at a conservatory in the city, happened to be walking by and heard the music of the young Louis Bannet.  Marching upstairs to the tiny apartment, he took the child for an impromptu audition with the headmaster of the conservatory.  Louis was accepted as a student and Bloorman took him under his tutelage.

As the youngest student in the conservatory, Bannet took his studies very seriously.  Together with some fellow students, he founded a small orchestra that played at bar mitzvahs or busked on street corners for spare change.  Such was his talent that he was selected at the age of twelve to play for the Dutch Queen Wilhemina when she visited the school in 1923.

Although he completed his studies successfully, Bannet found himself struggling to survive after his graduation.  The economic environment of interwar Holland was not supportive of struggling young musicians, and he found only odd jobs playing at birthday parties or in an orchestra for silent movies.  His musical development was to take a sudden turn when, for the first time, he heard a jazz album by Louis Armstrong.  The music totally fascinated him; the moment the teenager held a trumpet in his hands, he knew that this was where his future lay.  With the financial support of his uncle, Bannet studied the trumpet with Aaron De Vries, building his technique and listening to any record by Louis Armstrong and his Hot Five that he could find.

After several years of building his skills at the horn, Bannet got a position as trumpet player with Anton Swan and the Swantockers, who played in the bustling dance halls and clubs of Amsterdam and The Hague.  In 1934, Louis Bannet’s Rhythm Five first began to perform, including drummer Maurits von Kleef, Dick von Heuvel on vibraphone, Lex von Weren on piano and Jac de Vries on bass and saxophone.  The new formation successfully toured across central Europe.  Bannet added singing to his repertoire, and the papers christened him ‘The Dutch Armstrong’.

It was during the late 1930s that Bannet built his reputation as a horn player.  He was not particularly concerned about the Nazis, like most of his fellow Dutch Jews: Holland’s neutrality, along with the Dutch tradition of tolerance, gave him a false confidence.

On 10 May 1940 this confidence was shattered, when the German army invaded, heavily bombing Bannet’s home city.  Holland surrendered quickly, and the destruction of Dutch Jewry began soon after.  Non-Jewish friends quickly secured Bannet fake papers and a hiding place in the countryside.  However, his success counted against him: Gestapo police recognised the musician and arrested him on 15 December 1942.  After an interrogation at Gestapo headquarters, the trumpeter was taken to Westerbork, a transit camp and collecting point for Jews awaiting transports to the East.

On 22 January 1943, Bannet was forced onto a train headed for Auschwitz.  He was sent to Birkenau, one of a few dozen from his shipment of hundreds to be selected for survival rather than gassing.  In Birkenau he met an old friend from Rotterdam, who organised an audition for him and some other Dutch musicians with the kapo of the music block, and he was taken on as a trumpet player in the Birkenau men's orchestra.  Along with several other Dutch musicians, Bannet also formed a jazz band that played for the entertainment of jazz-loving Nazis.

By the end of 1944, as the military situation was worsening for Germany and the Red Army was drawing near, the Nazis began mass evacuations of the camps.  Bannet and the musicians of the orchestra were put on a cattle train for Sachsenhausen near Berlin.  They went on to Ohrdruf, a satellite camp of Buchenwald, to do forced labour.  Finally, Bannet was transferred to Buchenwald, where overcrowding and lack of supplies had resulted in total chaos.  In the spring of 1945, the exhausted and sick Bannet was sent on a final train journey, this time to Prague.

With the war over, Bannet awoke from a coma in a hospital in Prague.  He recovered briefly in the liberated Theresienstadt, before being taken in June 1945 to a Displaced Persons' camp in Bamberg, Germany.  Here he resumed his music-making, playing again both trumpet and violin.  Soon he met a young survivor named Flora who had lost her husband in Buchenwald.  They married and settled in Amsterdam, where Bannet, Maurits von Kleef and Jac de Vries briefly reformed the 'Rhythm Five'.  In 1953, Bannet joined the Canadian Army as a musician, and in 1957 settled permanently with his wife and son in Canada. There he continued his musical career, recording seventeen albums ranging from jazz to Hungarian folksongs and Christmas carols.  The ‘Dutch Armstrong’ died in Toronto in 2002.

Sources

Shuldman, K., 2005. Jazz Survivor: The Story of Louis Bannet, Horn Player of Auschwitz, London & Portland, OR: Valentine Mitchell.