The camoflaged entrance to the underground rocket factory at Dora-Mittelbau, Apr 12, 1945. USHMM (66285), courtesy of National Archives and Records Administration

Разрушения, которые наносила нацистской Германии авиация союзников стали причиной появления и развития обширных подземных заводов и жилых бункеров. Одним из самых знаменитых стал подземный завод вооружения Миттельверк и концентрационный лагерь Дора-Миттельбау, в котором десятки тысяч  нацистских узников  отдали свои жизни в погоне за усовершенствованием баллистических ракет "Фау-2" (нем. V-2 — Vergeltungswaffe-2, оружие возмездия).

Строительство концлагеря Дора-Миттельбау началось летом 1943 года. Тысячи заключенных были переведены в горный район близ города Нордхаузен для прокладки туннелей к военному заводу. Заключенные не только голодали, болели, подвергались избиениям и слишком много работали, они также содержались под землей, в опасных и грязных туннелях, которые сами же и расчищали. Неудивительно, что уровень смертности в этом концлагере был чрезвычайно высок. Сотни узников умирали каждый месяц, а больные или ослабевшие заключенные часто отправлялись в Освенцим или Маутхаузен на смерть. К началу 1944 года завод был готов, и производство первых ракет "Фау-2" началось.

Для обслуживания нужд лагеря и для содержания заключенных, число которых постоянно росло, по приказу СС на поверхности, у входа в подземный завод, были построены лагерные бараки. К концу 1943 года в бараках теснилось более чем 11 000 заключенных. Изначально задуманный как подразделение Бухенвальда, в октябре 1944 года лагерь Дора-Миттельбау был объявлен независимым концентрационным лагерем, которому подчинялось около дюжины подразделений меньшего размера.

По приказу СС в Дора-Миттельбау был создан лагерный оркестр, который играл во время перекличек и, вероятно, для развлечения офицеров и охранников. В свободное от работы время, в своих тесных жилых помещениях заключенные развлекали сами себя пением и музицированием. Основным местом для концертов заключенных служил Блок №3, группа заключенных разных национальностей собиралась здесь каждый день после ужина, чтобы петь друг для друга. Воспоминания бывшего заключенного об этих днях помогают нам представить, какая разнообразная музыкальная жизнь велась на нарах этого блока:

Чешские узники предпочитали песни о странствиях, особенно марш "Старые друзья". На эту мелодию они пели такие слова: "они молча несли свою тяжелую судьбу, они работали до тех пор, пока не провалились в каменную бездну". Эти слова в высшей степени подходили для Дора-Миттельбау. Поляки исполняли песню из "Шахтера" (молодой шахтер идет на работу). Русские пели "Волга-Волга",  немцы - "Лили Марлен". Одни только англичане не знали ничего (никаких песен).

Лагерь Дора-Миттельбау был освобожден американскими войсками в апреле 1945 года. Всего лишь за несколько дней до прибытия американцев, нацисты отправили подавляющее большинство узников на массовые марши смерти; тысячи узников концлагеря погибли, еще тысячи были переведены в другие лагеря. Лишь горстка узников, которые оставались в лагере, отпраздновали свое освобождение.

 

Список литературы

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.

The camoflaged entrance to the underground rocket factory at Dora-Mittelbau, Apr 12, 1945. USHMM (66285), courtesy of National Archives and Records Administration

The devastating impact of Allied air strikes on the Nazi military machine led to the development of extensive underground factories and living spaces.  One of the most notorious was the underground ammunitions factory and concentration camp Dora-Mittelbau, where the Nazis took the lives of tens of thousands of prisoners in the quest to perfect the V2 rocket.

The construction of Dora-Mittelbau began in the summer of 1943, when thousands of prisoners were sent to the hills near the town of Nordhausen to dig out tunnels for an ammunitions factory.  Not only were these men starved, diseased, beaten and overworked, but they were also kept underground, in the dangerous and unsanitary tunnels that they were clearing out.  Unsurprisingly, the mortality rate was extraordinarily high. Hundreds of prisoners died each month, and sick or weak prisoners were often sent to Auschwitz or Mauthausen to be killed.  By the beginning of 1944 the factory was complete, and production of the first V2 missiles began.

To allow the camp to hold its expanded population, the SS ordered the construction of barracks outside the entrance of the underground factory. By the end of the year they were packed with more than 11,000 prisoners. Originally intended as a sub-camp of Buchenwald, in October 1944 the camp was declared an independent concentration camp, with dozens of smaller sub-camps under its jurisdiction.

Dora-Mittelbau did have an orchestra, by order of the SS, which played during roll call and probably for the entertainment of officers and guards as well.  In addition, the prisoners entertained themselves with singing and music in their small allocations of free time.  The main location for these prisoner concerts was Block 3, where an international group of prisoners would gather every day after dinner to sing for one another.  A former inmate’s recollection of these times reflects the diversity of music made in these bunks:

The Czech prisoners wanted wandering songs, especially the march song ‘Old Comrades’.  To that melody they would sing the words, 'They bore their hard fate quiet on their lips, they worked until they fell over in the stony chasms'.  For Dora-Mittelbau, it was remarkably apt ... the Poles wanted the song from ‘The Miner’ (A Young Miner Marches to Work).  For the Russians it was ‘Volga Volga’, for the Germans ‘Lili Marleen’.  Only the British didn't know any [songs].

Dora-Mittelbau was liberated by the American army in April 1945.  Just days before the Americans arrived, the Nazi soldiers forced the vast majority of the prisoners on to mass death marches; thousands died, and thousands more were moved to other camps.  Only a handful of living prisoners remained in the camp to celebrate the liberation.

Sources

Fackler, G., 2000. "Des Lagers Stimme"– Musik im KZ. Alltag und Häftlingskultur in den Konzentrationslagern 1933 bis 1936, Bremen: Temmen.  

Weinreich, R. ed., 2002. Verachtet, verfolgt, vergessen:Leiden und Widerstand der Zeugen Jehovas in der Grenzregion am Hochrhein im "Dritten Reich", Hausern: Signum Design.